Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC-PRIVATE COOPERATION IN THE MODERNIZATION AND INNOVATION OF AGRICULTURE

Pakhomova A.A. 1
1 FGBOU VPO "Don State Agrarian University"
The analysis of the possible interaction of public-private partnership in the system modernization and innovative development of agriculture, the author took into account the current state and trends of agricultural development, the terms of Russia´s membership in the WTO. Studies have shown that in recent years, more widespread variety of methods, models, forms of cooperation between the government and agribusiness. In our opinion, deserve wider dissemination state-private partnerships, which, depending on the nature of tasks can be divided into separate models. Accordingly, the objectives of a public-private partnership distinguish organizational models, different models of integration, funding models. Our studies allow us to offer the most effective models of public-private partnerships aimed at achieving modernization and innovation in agriculture.
ptitseproduktovy subcomplex interaction
development
innovation
modernization
Вопросы  государственно-частного взаимодействия  в системе аграрного сектора  являются предметом активных дискуссий в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. В настоящее время в агропромышленном комплексе производится около 8,5 % валового внутреннего продукта, в отрасли сосредоточено 3,4 % основных производственных фондов. В сельском хозяйстве занято более 7,3 млн человек. Кроме того, Россия обладает одним из крупнейших в  мире экономических потенциалов по производству сельхозпродукции: 8,9 % мировой пашни, 2,6 % пастбищ, 20 % мировых запасов воды [3]. Благодаря государственному регулированию и поддержки аграрного сектора растет привлекательность инвестиций.

Сельское хозяйство выполняет особую миссию в национальной эко­номике любой страны, в социальном развитии любой территории. Социаль­ная значимость аграрной политики проявляется в сдерживании резкого роста цен на продукцию, регулировании рынков ее сбыта, сохранении экологии и потому сельхозпроизводители, хотя и получили в рыночных условиях само­стоятельность, не могут стать полноценными экономическими агентами рынка как производители других отраслей. Поэтому проводимая аграрная политика должна основываться на взаимных интересах государства и агро­бизнеса, их стратегическом партнерстве.

Аграрная политика как система, обеспечивающая удовлетворение по­требностей населения в продовольствии на основе полного и эффективного использования ресурсов, постоянно трансформируется под влиянием множе­ства факторов. В этой системе зародились подсистемы (агропромышленная и агропродовольственная политика), которые затем от нее отпочковались и предстали самостоятельными системами со своими элементами (интересами, целями, системой отношений, методами и инструментами). Важно не только произвести сельскохозяйственную продукцию в необходимых объемах, но также сохранить и переработать ее, доставить качественное продовольствие, в соответствии с потребностями в нем, населению всех регионов. То есть не­обходимо обеспечить устойчивое развитие во всей цепочке: производство - переработка - транспортировка - хранение - поставка потребителю (тор­говля). Агропромышленная политика как часть экономической политики направлена на развитие отдельных сфер АПК с учетом реализации интересов каждой из них. Ее последовательная реализация через действенный механизм оказывает на процессы развития аграрных отношений обратное активное воздействие и позволяет формировать АПК как единую систему. Развитие аграрной экономики в условиях углубления международного разделения труда повлияло на выделение в самостоятельную систему агропродовольственной политики.

На формирование агропродовольственной политики в России в настоящее время (при высокой доле импорта продовольствия) влияет политика, проводимая Евросоюзом и США. Импортозамещение как одна из целей этой политики снизит зависимость России от других стран.

По нашему мнению, «аграрная политика», «агропромышленная поли­тика» и «агропродовольственная политика», являясь разными экономиче­скими системами со своими интересами, сферами влияния, инструментами их регулирования, в то же время составляют единую систему более высокого порядка, формируются и реализуются государством  в тесном сотрудниче­стве с представителями агробизнеса (отраслевыми союзами). Их формирова­ние и реализация взаимосвязаны и взаимозависимы.

В свою очередь аграрная и агропродовольственная политика реализу­ются посредством хозяйственной политики, осуществляемой хозяйствую­щими субъектами в интересах их собственников. Исследования показали, что за последние годы все более широкое распространение получают различные методы, модели, формы сотрудничества государства и агробизнеса. По на­шему мнению, более широкого распространения заслуживают государст­венно-частные партнерства, которые в зависимости от  характера решаемых задач могут быть разделены  на отдельные типы (модели). Соответственно целям государственно-частного партнерства различают организационные модели, различные модели интеграции, модели  финансирования.

Переход к модернизации и инновационному развитию птицепродуктового подкомплекса на федеральном и региональном уровнях предполагает активное использование в практике хозяйствующих субъектов эффективных инновационных технологий, предусматривающих модернизацию, что требует, с одной стороны, разработки таких технологий, и с другой - создание институтов по их внедрению и реализации. Реального опыта в данном направлении в России крайне недостаточно, в связи с чем целесообразно привлечь в эту сферу частный капитал на основе государственно-частного партнерства. В экономической и специальной литературе под государственно-частным партнерством понимается объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты). В аналити­ческом докладе Института экономики РАН дается следующее определение государственно-частного партнерства - «ГЧП представляет собой институ­циональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий»[7, с14]. Наиболее полное определение  ГЧП дано в трудах В. Г. Варнавского: «Государственно-частное партнерство - это инсту­циональный и организационный альянс между государством и бизнесом в секторе отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [1, с.28]. Од­нако автором не включены в перечень стратегически важных  отраслей сель­ское хозяйство и другие отрасли АПК, в то время как именно в этих отраслях при развитии социальной и производственной инфраструктуры, при выпол­нении рекреационных функций должны получить развитие различные формы ГЧП.

Другим направлением, заслуживающим более широкого применения, являются концессионные соглашения, особенностью которых является то, что государство, в лице региональных, муниципальных органов власти, в рамках партнерских отношений, оставаясь собственником имущества, со­ставляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного инвестора выполнять, в течение определенного срока, оговариваемые в со­глашении функции и наделяет его  соответствующими полномочиями, необ­ходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концес­сии. При этом за пользование государственной или муниципальной собст­венности концессионер вносит плату, на условиях, оговоренных в концес­сионном соглашении. Право же собственности на произведенную по концес­сии продукцию передается концессионеру.

Широкое распространение получает аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. В сельском хозяйстве широкое рас­пространение получила аренда земли из муниципальных фондов перераспре­деления земель, а также неиспользуемых и неоформленных земельных долей. В условиях реализации целевых программ широкое распространение полу­чило приобретение техники, оборудования и племенных животных по ли­зингу.

В последние годы зарождается новая модель сотрудничества государ­ства и частного бизнеса - «Соглашения о разделе продукции», которая напо­минает традиционную концессию, но все же отличается от нее. Различия за­ключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся произведенная продукция, то в со­глашениях о разделе продукции партнеру принадлежит только ее часть. Ус­ловия и порядок раздела продукции между государством и инвестором опре­деляются в специальном соглашении. Как правило, контракты с государст­венным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предприни­мателя, поскольку гарантируют ему устойчивый рынок и доход. Однако эта форма соглашений больше распространена в добывающей промышленности, в аграрном секторе она пока не применяется.

Другим направлением сотрудничества государства и бизнеса явля­ются приоритетные национальные проекты и целевые программы, среди ко­торых: Приоритетный   Национальный   Проект   «Развитие   АПК»   и   Го­сударственная программа     развития     сельского     хозяйства     и     регули­рования     рынков сельскохозяйственной   продукции,   сырья  и   продоволь­ствия   на  2013-2020 гг.

В России с ее обширными территориями и различными условиями для развития приоритетных отраслей развивается и такая форма партнерства, как создание особых экономических зон. Вначале были определены три типа особых экономических зон: промышленно-производственные, технико-вне­дренческие и туристско-рекреационные, а затем - портовые. Предполагалось, что предприятия АПК будут входить в состав всех этих зон. Механизм особых экономических зон предполагает преференции по трем направлениям: нало­говые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструк­туры, снижение административных барьеров. Статус особой экономической зоны присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рас­сматриваются заявки регионов.

Мировой опыт свидетельствует об эффективности особых экономических зон. Тем не менее эта форма государственно-частного партнерства для при­менения в российской практике является новой и не получила еще широкого распространения. Ее следует применять в депрессивных регионах, в бюдже­тах которых отсутствуют средства для софинансирования инновационно-ин­вестиционных проектов, в результате чего сельхозпроизводители регионов с дефицитным бюджетом не могут участвовать в реализации целевых отрасле­вых программ и проводить модернизацию отраслей, размещенных на их тер­риториях [2].

Другим направлением в развитии сотрудничества государства и агробиз­неса выступают технопарки как  организационно-экономическая форма го­сударственно-частной поддержки инновационного бизнеса. Общим для всех функционирующих технопарков является то, что в них создается три сектора (научный, производственно-технологический и сектор обслуживания). В одних инициатором создания выступают аграрные вузы, в других - НИИ. Главный недостаток всех создаваемых технопарков - отсутст­вие концепции привлечения частного капитала для осуществления иннова­ционной деятельности в АПК. В связи с этим необходимо разработать новую концепцию создания технопарков в АПК, предусматривающую механизм от­бора инновационных проектов на различных уровнях (федеральном, регио­нальном, муниципальном, корпоративном); механизм и правовую базу софи­нансирования инновационных проектов (с определением денежной и матери­альной доли науки, предпринимателя, инвестора, государства); механизм взаимоотношений между участниками (долевое участие в научных разработ­ках, оформление и регистрация интеллектуальной собственности, продвиже­ние научных продуктов, участие в доходах от инновационной деятельности, ответственность за результаты); создание института «бизнес-агентов» (аген­тов рынка, берущих на себя ответственность и риски по разработке, внедре­нию и финансированию новых идей) [6].

Для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударствен­ное значение, получает распространение государственно-частное партнер­ство в виде Инвестиционного фонда Российской Федерации.  Однако меха­низм Инвестиционного фонда, как и особых экономических зон, пока далек от совершенства. Установленная планка минимального размера инвестиций в 5 млрд руб. отсекает от этого инструмента многие важные инфраструктур­ные проекты [5].

В процессе перехода к программно-целевому методу управления в аг­рарном секторе экономики России сложились три организационные модели в реализации целевых отраслевых программ.

При  модели «Государство-сельхозпроизводитель» на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, отдельных видов про­дукции. С каждым регионом заключаются соглашения на производство и по­ставку конкретных видов продукции в соответствии со стратегией регио­нального развития [4].

Стратегии развития разработаны всеми регионами, а успешно реализу­ются они не более чем в 10 субъектах РФ. Причиной этому является то, что под каждое приоритетное направление не составлена целевая региональная отраслевая программа, которая бы полностью соответствовала целевой феде­ральной (ведомственной) программе и была бы разработана на основании муниципальных программ и инвестиционных проектов. Кроме того, финан­сирование всех региональных программ должно быть включено в региональ­ный закон о бюджете, что также наблюдается лишь в отдельных регионах. Отсутствие системы региональных и муниципальных программ, обеспечи­вающих использование конкурентных преимуществ каждой территории, сдерживает достижение стратегических показателей целевых региональных программ. В результате, соглашения регионов с Минсельхозом РФ, исполь­зующих эту модель, практически не выполняются.

При модели «Государство-агрохолдинг (интегратор-инвестор)» на феде­ральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей и отдельных видов продукции.

С каждым регионом заключаются соглашения на производство и по­ставку конкретных видов продукции в соответствие со стратегией регио­нального развития. Крупными интеграторами-инвесторами разрабатываются инновационно-инвестиционные проекты, реестр которых ведется Минсель­хозом РФ, и финансируется независимо от регионального бюджета, так как территориально они размещены в нескольких регионах.

Агрохолдинги создаются интеграторами-инвесторами только в при­быльных отраслях, в основном при производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, а также в птицеводстве, свиноводстве [4].

При реализации модели «Государство - саморегулируемые организации» на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, от­дельных видов продукции. С каждым регионом с привлечением науки за­ключаются соглашения на производство и поставку конкретных видов про­дукции в соответствие со стратегией регионального развития. Эти соглаше­ния составляются в соответствии с выделенными квотами на производство конкретных видов продукции. Квоты обосновываются в соответствии с имеющимися конкурентными преимуществами и разработанными отрасле­выми программами по каждому приоритетному направлению.

Между Минсельхозом РФ, представляющим интересы государства, и саморегулируемыми организациями (отраслевыми союзами), представляю­щими интересы бизнеса, заключаются соглашения о сотрудничестве и пере­распределении функций регулирования отраслью. Совместными усилиями они корректируют планы развития отрасли на основании предоставленных наукой прогнозов и разрабатывают прогнозы размещения отраслей по регио­нам. Минсельхозы регионов совместно с региональными отделениями отрас­левых союзов на основании этих прогнозов разрабатывают региональные программы развития отраслей, которые являются основанием для обоснова­ния Соглашений на производство продукции между Минсельхозом РФ и ре­гионом.

Так, например, Национальный союз зернопроизводителей на основании заявок от Мукомольного и крупяного союза, Росптицесоюза, Роспромсоюза, Союза производителей молочной продукции и др. формирует общую потреб­ность в продовольственном и фуражном зерне и потребность в отдельных видах зерна по регионам России. Специалисты этого союза по согласованию со специалистами Минсельхоза РФ и региональными органами  прогнози­руют размещение зерна по регионам страны. Кроме того, отраслевые союзы регулируют отношения между отдель­ными отраслями АПК посредством договорных отношений. Между отдель­ными отраслевыми союзами составляются форвардные или фьючерсные кон­тракты.

Модель государственно-частного партнерства  «Государство - саморегулируемые организации»  только зарождается, но именно она будет преобладать в перспективе. Большая часть функций по регулированию рынка перейдет при этом от государства саморегулируемым организациям, функ­ции которых по размещению отраслей, разработке и контролю качества про­дукции на внутреннем рынке значительно расширятся [5]. Это становится объективной необходимостью в условиях членства России в ВТО, ее инте­грации в мировое экономическое сообщество.

Наряду с созданием замкнутых интегрированных формирований ак­ционерного типа наблюдается тенденция и в развитии ассоциативных струк­тур. Интегрирование по отраслевому и межотраслевому признакам происхо­дит посредством образования союзов, ассоциаций некоммерческих парт­нерств. Вышеназванные некоммерческие структуры занимаются урегулиро­ванием горизонтальных связей: координацией действий по обеспечению кормами, племенным поголовьем, оказанию консультаций по правовой за­щите, организации маркетинга, а также выполняют и ряд других функций в соответствии с учредительными документами. Для того чтобы гарантировать правовую защиту отечественного производства и с этой целью ограничить сферу влияния монопольных структур, сельскохозяйственными товаропроиз­водителями создаются организации саморегулирования в форме ассоциаций и союзов.

Для успешной реализации взаимовыгодных организационно-экономических отношений субъектов агропромышленных формирований необходимо соблюдение следующих условий:

- социальная направленность взаимоотношений участников кластера в части наиболее полного удовлетворения потребностей населения страны в продуктах питания отечественного производства, роста жизненного уровня населения и повышения его интереса к эффективному труду, обеспечения занятости работников села, развития социальной инфраструктуры;

- эффективное использование производственного потенциала, а также сбалансированности развития всех отраслей отдельных сфер продовольственных подкомплексов на основе модернизации;

- соблюдение интересов всех участников кластера путем постоянного отслеживания и регулирования действия механизма распределения доходов в целях обеспечения материальной заинтересованности в результатах деятельности как всего формирования, так и его структурных подразделений и каждого работника;

- материальная и моральная ответственность участников агропромышленных формирований, выражающаяся в наложении штрафов и других санкций за невыполнение принятых договорных обязательств;

- государственное регулирование паритета цен и тарифов на продукцию и услуги АПК и других отраслей народного хозяйства страны, упорядочение налоговых платежей в бюджеты всех уровней, осуществление бюджетной поддержки развития АПК и др.

Рецензенты:

Бунчиков Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» п. Персиановский, Ростовская область.

Сапрыкина Наталья Венедиктовна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и социологии ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» п. Персиановский, Ростовская область.