Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTEGRATIVE APPROACH IN PROJECTION AND REALIZATION SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL – PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Tsagarelli E.B. 1
1 Institute of Economics, Management and Law
Обоснована значимость основных положений интегративного подхода при проектировании системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе. Описаны особенности проявления сущностных признаков интеграции в проектируемой системе психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе. В ней интегрированы такие разнородные и в тоже время взаимодополняющие виды деятельности, как диагностика и коррекция. Каждый из них представляет собой достаточно разработанную и самостоятельную научно-практическую область, но именно их интеграция придает целостность системе, существенно повышая тем самым ее эффективность. Реализация основных положений интегративного подхода в системе психолого-педагогичекой диагностики и коррекции личности в образовательном процессе способствует достижению основной ее цели – обеспечению эффективности высшего профессионального образования путем психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального становления будущего специалиста.
Substantiates the importance of the main provisions of an integrated approach in projection system of psychological-pedagogical diagnostics and correction of the person in the educational process. Described the features manifestations the essential features in projection system of psychological-pedagogical diagnostics and correction of the person in the educational process. It integrates such dissimilar at the same time complementary activities as diagnosis and correction. Each of them represents a fairly developed and independent scientific and practical area, but their integration makes the system unified, greatly increasing its effectiveness. Realization of main provisions of the integrated approach in the system psychological-pedagogical diagnostics and correction of the person in the educational process promotes its main purpose – ensuring the effectiveness of higher professional education through the psychological-pedagogical support personal and professional formation of future specialists.
personal and professional formation
correction of the person
psychological - pedagogical diagnostics
integrated approach
В настоящее время в период интеграции России в мировое образовательное пространство, глобальной модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего и высшего профессионального образования возрастает  актуальность проблемы подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Профессиональная подготовка таких специалистов - сложная и наиболее значимая  проблема среднего и высшего профессионального образования.

Разрабатываемая нами система психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе позволяет существенно продвинуть решение этой проблемы. Фундаментом для ее построения послужили основные положения системного подхода (системно-функционального, системно-структурного, системно-генетического) [4]. Теоретическим основанием для создания СППДК личности в образовательном процессе послужили также личностно-ориентированный, интегративный и компетентностный подходы в педагогике [3].

В данной статье мы рассмотрим реализацию интегративного подхода в СППДК личности в образовательном процессе.      

«Интеграция - это состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое» [1, с. 307]. В процессе интеграции возрастает объем и интенсивность взаимодействия между элементами системы, повышается ее целостность, устойчивость и эффективность действия. Интегративный подход в педагогике подразумевает связанность различных форм и систем обучения, воспитания  и развития, что способствует более эффективным, комплексным решениям методологического обеспечения образовательного процесса. В. А. Сластёнин полагает, что «...интеграция - не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих её компонентов (целей, содержания, методов, форм и т.д.). Это открытие новых связей и отношений между компонентами путём включения в новые системы связей» [2].

Наибольшее развитие интегративного подхода в педагогике приходится на 80-90-е годы ХХ в. Интегративный подход стал рассматриваться в качестве дидактического принципа, определяющего организацию образовательных систем. На его основе стали проводиться научные исследования на уровне системных внутрипредметных отношений, анализироваться и синтезироваться отдельные процессуальные и функциональные составляющие образования. На сегодняшний день интегративный подход в педагогике являет собой стремление к объединению, максимальному и согласованному использованию усилий и возможностей как можно большего числа участников образовательного процесса  при решении проблемы профессиональной подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного общества.  

Как системное явление интегративный подход в образовательном процессе проявляется во внутренних связях между составляющими его процессами обучения, воспитания и развития, в целом средствами и методами обучения, предметной и ценностно-смысловой деятельностью субъектов образовательного процесса в частности. Именно эти основные проявления интегративного подхода обнаруживаются при  практической реализации системы психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе.

Рассмотрим более подробно проявление сущностных признаков интеграции в проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе.

Первое, что обнаруживается в интеграции, - это взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов, частей, фрагментов, сторон и т.п. Именно наличие разнородных элементов делает возможным зарождение качественно новых образований.

В СППДК личности в образовательном процессе интегрированы такие, с одной стороны, разнородные, а с другой, взаимодополняющие виды деятельности, как диагностика и коррекция. Каждый из них представляет собой достаточно разработанную и самостоятельную научно-практическую область, но именно их интеграция придает целостность системе, существенно повышая тем самым ее эффективность. Психолого-педагогическая диагностика личности на начальном этапе образовательного процесса в высшей профессиональной школе позволяет разработать индивидуальную программу личностного и профессионального развития, включая психолого-педагогическую коррекцию. Текущий мониторинг позволяет оценить эффективность проводимых коррекционных программ и при необходимости своевременно провести их корректировку. На заключительном этапе образовательного процесса результаты итоговой психолого-педагогической диагностики позволяют разработать индивидуальные рекомендации для дальнейшего личностного и профессионального становления специалиста высокой квалификации.

Отметим также то, что для достижения будущими специалистами личностного и профессионального совершенствования в образовательной среде СППДК личности тесно интегрирует процессы обучения, воспитания и развития для достижения этой цели.

Интегративный подход в СППДК личности реализуется также в организации активного взаимодействия всех участников образовательного процесса - преподавателей, воспитателей, психологов и самих  будущих специалистов для достижения цели личностного и профессионального становления.

Во-вторых, интеграция проявляется в качественных и количественных преобразованиях взаимодействующих элементов. Реализация СППДК личности в образовательном процессе позволяет создавать индивидуальные программы личностного и профессионального совершенствования будущего специалиста. На протяжении образовательного процесса в эти программы предполагается внесение корректив как в процесс психолого-педагогической диагностики, изменяя как количество, так и качество измеряемых параметров, так и в процесс коррекции,  увеличивая или сокращая количество коррекционных мероприятий и изменяя их качество, варьируя интенсивность воздействий. 

В-третьих, интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. Это своего рода программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в образовательном процессе высшей профессиональной школы в соответствии с поставленной целью - формированием компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.  Именно для достижения этой цели практическая реализация СППДК личности в образовательном процессе предполагает разработку индивидуальных программ личностного и профессионального совершенствования будущих специалистов, в которых связаны воедино процессы обучения, воспитания и развития.

В-четвертых, интегративный процесс имеет собственную структуру, в которой можно выделить относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой связки, уплотнения, имеющие более высокую концентрацию корреляций. Структура интегративного процесса подчинена логике развертывания целостности. Предметом психолого-педагогической диагностики и коррекции в образовательном процессе профессиональной школы является личность будущего специалиста.  В этой связи структура СППДК личности в образовательном процессе должна соответствовать и быть своеобразным отражением структуры личности, так как только в этом случае функции данной диагностико-коррекционной системы будут соответствовать цели, для достижения которой она создана. В основу СППДК личности в образовательном процессе положена структура личности, включающая следующие иерархически расположенные уровни: психофизиологический, психических состояний, психических процессов, психологических свойств, социально-психологических свойств [5]. Все эти уровни интегрированы в единой системе с различной степенью связанности, которая определяется наличием большего или меньшего количества коррелятов.

В-пятых, следует отметить педагогическую целенаправленность и относительную самостоятельность процесса интеграции. Развертывание на единой логико-содержательной основе взаимодействия разнородных элементов образовательного процесса ведет к возникновению определенной целостности, выполняющей свои относительно самостоятельные функции. С другой стороны, реализация процесса интеграции детерминирует возникновение новых взаимодействий, новых систем с новыми качествами.

Основные составляющие СППДК личности в образовательном процессе - психолого-педагогическая диагностика и коррекция личности - достаточно самостоятельные области научного знания, имеющие свои специфические функции. Проектируемая нами система, в основе которой лежат диагностика и коррекция личности, обнаруживает новые функции, выполнение которых  становится возможным только тогда, когда эти составляющие тесно интегрированы.

Реализация проектируемой нами системы СППДК личности в образовательном процессе, в основном, осуществляется с помощью аппаратурно-программного комплекса (АПК) «Активациометр». Во-первых, именно в этом АПК интегрированы возможности осуществления как психолого-педагогической диагностики, так и коррекции личности в образовательном процессе. Во-вторых, в АПК интегрированы диагностические и коррекционные методики, охватывающие все уровни структуры личности: психофизиологический, психических состояний, психических процессов, психологических свойств, социально-психологических свойств.  В-третьих, обработка результатов психолого-педагогической диагностики и коррекции осуществляется с помощью программного обеспечения, позволяющего интегрировать отдельные исследуемые параметры в единое развернутое заключение.   

В СППДК личности в образовательном процессе, наряду с АПК «Активациометр», включены и бланковые диагностические методики, которые  в основном охватывают уровень социально-психологических свойств. Результаты диагностики с помощью бланковых методик также тесно интегрированы с результатами аппаратурной диагностики в общем заключении (характеристике).   

Таким образом, при проектировании  системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе мы опирались на  основные положения интегративного подхода в педагогике, представленные выше. Реализация этих положений в СППДК личности в образовательном процессе способствует достижению основной ее цели -   обеспечению эффективности высшего профессионального образования путем его психолого-педагогического сопровождения.

Рецензенты:

Ахметова Дания Загриевна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию  ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань.

Уткин Василий Евгеньевич,  доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института) Минобороны РФ, г. Казань.