Введение. Перинатальная церебральная патология – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, которая требует пристального внимания, особенно на фоне снижения рождаемости [1, 2, 4]. В связи с улучшением акушерской и неонатологической помощи за последние годы снизились показатели перинатальной смертности. Однако это не исключает высокого риска перинатальной церебральной патологии, проявляющейся как в пре-, так и постнатальном онтогенезе.
Перинатальные поражения нервной системы являются одной из основных причин инвалидизации и дезадаптации современных детей. По данным различных исследований, за последние 20 лет количество учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2–2,5 раза, достигнув на сегодняшний день более 30 % [3,5].
В связи с этим оценка поведения, психо-эмоционального состояния детей, перенесших перинатальную патологию, имеет важное значение, так как это отражает уровень возбудимости корковых отделов мозга, развитие психики ребенка и степень зрелости его личности, которые в значительной степени определяют успешность познавательной деятельности и выполнение требований школьной дисциплины [3,5].
Цель нашего исследования – исследование особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имевших в анамнезе перинатальную патологию.
В нашем исследовании выборка составила 52 человека, 26 детей в экспериментальной группе – дети, имеющие в анамнезе перинатальную патологию, из которых 15 девочек и 11 мальчиков (средний возраст 6,3 года) и 26 детей в контрольной группе – здоровые дети (не имевшие неблагоприятные факторы в анамнезе), из которых 12 девочек и 14 мальчиков (средний возраст 6,4 года).
Для диагностики эмоциональной сферы и самооценки применялись:
1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «Домики».
2. Методика на исследование самооценки «Лесенка».
Анализ результатов тестирования по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» показал, что для большинства детей экспериментальной группы характерна цикличность деятельности, самовосстановление оптимальной работоспособности у таких респондентов происходит за счет периодического снижения активности.
Процедуру обработки мы начинали с вычисления вегетативного коэффициента по формуле: ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета).
Таблица 1
Вегетативный коэффициент (задание 1)
Показатель ВК |
Экспериментальная группа (человек) |
Контрольная группа (человек) |
Низкий (0 – 0,5) |
3 |
2 |
Средний (0,51 – 0,91) |
11 |
4 |
Оптимальный (0,92 – 1,9) |
3 |
18 |
Высокий (свыше 2,0) |
9 |
2 |
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов, значения среднего показателя в каждой группе представлены в таблице 1.
Графически результаты представлены на диаграмме 1.
Из таблицы видно, что практически равное количество детей из обеих групп имели в момент исследования низкий показатель ВК, для которого присуще хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
Средний ВК имели одиннадцать детей из экспериментальной группы и только четверо из контрольной, это значит, что самовосстановление оптимальной работоспособности у этих испытуемых происходит за счет периодического снижения активности.
Диаграмма 1. Показатели ВК в группах
Оптимальная работоспособность на момент исследования была присуща только трем детям из экспериментальной группы и восемнадцати из контрольной. Эти дети отличаются бодростью, здоровой активностью и готовностью к энергетическим затратам.
Перевозбуждение характерно для девяти человек из экспериментальной и двух из контрольной группы, что, вероятно, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей и приводит к быстрому истощению.
Интерпретация задания 2 в методике «Домики» показала, что большинство детей в экспериментальной группе имеют конфликты личностных отношений (таблица 2). Больше всего подобных конфликтов присуще блоку базового комфорта (у 58 % испытуемых), блоку потенциальной агрессии (у 31 % испытуемых) и блоку познания (у 42 % испытуемых).
В контрольной группе максимальные цифры были набраны по блоку познания (конфликт у 23 % испытуемых) и блоку потенциальной агрессии (конфликт у 19 % испытуемых).
Существенная разница в наличии и отсутствии конфликтов в различных блоках личностных отношений (см. диаграмму 2) дает информацию для нюансов разработки психокоррекционной программы для детей с перинатальной патологией, так как были выделены основные психокоррекционные мишени.
Таблица 2
Полюса социальных эмоций (задание 2)
Социальная эмоция |
Блок личностных отношений |
Наличие конфликта в блоке |
||
Экспериментальная группа (человек) |
Контрольная группа (человек) |
|||
Счастье – горе |
блок базового комфорта |
15 |
4 |
|
Справедливость – обида |
блок личностного роста |
5 |
3 |
|
Дружба – ссора |
блок межличностного взаимодействия |
7 |
2 |
|
Доброта – злоба |
блок потенциальной агрессии |
8 |
5 |
|
Скука – восхищение |
блок познания |
11 |
6 |
Условные обозначения: «+» наличие конфликта, «–» отсутствие конфликта.
По методике на исследование самооценки «Лесенка» были получены данные, показывающие, что уровень самооценки детей с перинатальной патологией гораздо более низкий, чем здоровых детей (таблица).
Диаграмма 2. Показатели конфликтов в блоках личностных отношений
Таблица 3
Показатели по методике «Лесенка»
Выбор ступени |
Экспериментальная группа (человек) |
Контрольная группа (человек) |
первая |
2 |
14 |
вторая |
6 |
7 |
третья-четвертая |
14 |
3 |
пятая |
4 |
2 |
Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети, то есть первая и вторая. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о не столько неадекватной оценке, сколько об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах.
Это достаточно серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, развитию асоциальности у детей. Как правило, это бывает связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Малыш приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет, а поскольку дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, разумеется, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, своих силах и в любви к ним родителей.
Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, получается две крайности, такие как пренебрежение ребенком и жесткий авторитаризм, постоянная опека и контроль, что приводит к сходным результатам.
Графически результаты показаны на диаграмме 3.
В экспериментальной группе только два ребенка выбрали первую ступень и 6 детей – вторую, тогда как в контрольной такой выбор сделали в семье 21 респондент.
Самооценку этих детей можно описать как адекватную, когда у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность («Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что мама так говорит», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю» и пр.), что является нормальным вариантом развития самооценки.
Диаграмма 3. Показатели по методике «Лесенка»
Выбор третьей и четвертой ступени в экспериментальной группе составил чуть более 50 % от выборки (14 человек), и только трое респондентов из контрольной группы отнесли себя к этому типу, характеризующемуся как дети с заниженной самооценкой, находящиеся в ситуации некоторой дезадаптации и эмоционального неблагополучия. Во время исследования исключались ситуативные ответы («я плохой, потому что мне делают уколы»).
Выбор пятой ступени осуществили четверо испытуемых из экспериментальной группы и двое из контрольной, что говорит о низкой самооценке, дезадаптации, личностном и эмоциональном неблагополучии ребенка.
Выводы: анализ результатов тестирования по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» показал, что для большинства детей экспериментальной группы характерна цикличность деятельности, самовосстановление оптимальной работоспособности у таких респондентов происходит за счет периодического снижения активности.
Оптимальная работоспособность на момент исследования была присуща только трем детям из экспериментальной группы и восемнадцати из контрольной. Эти дети отличаются бодростью, здоровой активностью и готовностью к энергетическим затратам, тогда как перевозбуждение характерно для девяти человек из экспериментальной и двух из контрольной группы, что, вероятно, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей и приводит к быстрому истощению.
Интерпретация задания 2 в методике «Домики» показала, что большинство детей в экспериментальной группе имеют конфликты личностных отношений. Больше всего подобных конфликтов присуще блоку базового комфорта (у 58 % испытуемых), блоку потенциальной агрессии (у 31 % испытуемых) и блоку познания (у 42 % испытуемых), это дает информацию для нюансов разработки психокоррекционной программы для детей с перинатальной патологией, так как были выделены основные психокоррекционные мишени. По методике на исследование самооценки «Лесенка» были получены данные, показывающие, что уровень самооценки детей с перинатальной патологией гораздо более низкий, чем здоровых детей.
Выбор третьей и четвертой ступени в экспериментальной группе составил чуть более 50 % от выборки, и только трое респондентов из контрольной группы отнесли себя к этому типу, характеризующемуся как дети с заниженной самооценкой, находящиеся в ситуации некоторой дезадаптации и эмоционального неблагополучия. Во время исследования исключались ситуативные ответы («я плохой, потому что мне делают уколы»). Выбор пятой ступени осуществили четверо испытуемых из экспериментальной группы и двое из контрольной, что говорит о низкой самооценке, дезадаптации, личностном и эмоциональном неблагополучии ребенка.
Раннее выявление поведенческих проблем и особенности эмоциональной сферы у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию детей. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Рецензенты:
Ледяев Михаил Яковлевич, д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней ВолгГМУ, г. Волгоград.
Волчанский Евгений Игнатьевич, д.м.н., профессор кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ, г. Волгоград.