Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

N. P. DRUZHININ: THE PERSON AND THE CITIZEN IN THE PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN PROVINCE (1858-1941)

Tatochenko V.V. 1
1 Yaroslavl state medical Academy
The article focuses on N. P. Druzhinin¢s civic work in Pre-revolutionary Russia in 1858–1941. The N. P. Druzhinin¢s achievement is popularization of civil rights among simple people. N.P. Druzhinin chose to live in the province in order to learn peasants¢ life. The writer¢s ideas of the social purpose of a person and a citizen remain actual nowadays. The author considers the biography N. P. Druzhinina in the context of his public life. Show Activities N. P. Druzhinina as a popularizer of legal knowledge among the people. Special attention is paid to educate N. P. Druzhinin, namely, the creation and organization of the national library of readings. Comprehensively considered journalistic work N. P. Druzhinina as the author of numerous articles and creator of regional newspapers.
peasants.
civil society
public figure
journalism
pre-revolutionary Russia
Существование демократического государства как определенной формы общественно-политического устройства невозможно представить без правовой основы управления и без гражданского общества. Это признается современными российскими политиками. Разные пути и способы достижения этих фундаментальных условий поступательного развития являются предметом изучения политологов, социологов, юристов. В конце XIX в. общественная деятельность в российской провинции развивалась, прежде всего, в области городского и земского самоуправления. В этой связи интерес вызывают люди, которые пытались по-новому развивать сферы гражданственности. Одним из таких людей был Николай Петрович Дружинин.

Николай Петрович Дружинин родился 24 декабря 1858 г. (по старому стилю) в деревне Маклаково Угличского уезда Ярославской губернии. Его отец был угличским мещанином, мелким лесопромышленником, мать происходила из крепостных крестьян. Уже первые учителя Н. П. Дружинина в сельской школе усмотрели в нем способности и большую охоту учиться, поэтому настаивали на его дальнейшем образовании.

В 1871 г. он был отдан в Московское коммерческое училище. Летние каникулы он проводил с родителями в имении Мулино Ярославской губернии. В это время он увлекался сочинениями Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. К. Шелер-Михайлова. Еще в средней школе он стал переводить для заработка с французского языка научные работы. В сентябре 1879 г. в петербургском журнале «Свет» появилась его первая переводная статья «Статистика брака». В 1879 г. он поступил вольнослушателем в ярославский Демидовский юридический лицей. Не получая от отца средств, он был вынужден зарабатывать самостоятельно, посылая корреспонденции и статьи в различные издания. В 1881 г. он перешел на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, надеясь на то, что в столице будет легче учиться и жить на литературный заработок.

В памяти молодого студента надолго остались впечатления от лекций выдающихся либеральных профессоров А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, В. И. Сергеевича. В Петербурге Н. П. Дружинину удалось получить литературный заработок, к которому он стремился. Его переводы и компиляции по естествознанию помещались в одном из самых популярных дореволюционных журналов - «Нива». Великолепное знание трех иностранных языков (французского, немецкого и английского) позволило расширить свои связи в столичной литературной среде, повысить заработок и параллельно сотрудничать в нескольких периодических изданиях: «Иллюстрированном мире», «Живописном обозрении», «Мысли» и «Русском богатстве».

После нескольких лет пребывания в Санкт-Петербурге  Н. П. Дружинин пришел к выводу, что его развитие приостановилось: несмотря на наличие средств к существованию и множество интересных знакомств, он стал все меньше интересоваться учебой в университете, поскольку ему не хватало времени на систематическое посещение занятий и подготовку. Но вместе с тем именно в этот период он окончательно решил, что хочет глубоко изучать право и по-настоящему узнать, что собой представляет русская жизнь в провинции.

В начале 1884 г. Н. П. Дружинин познакомился с приехавшим в Петербург председателем Суджанской уездной земской управы Курской губернии К. П. Арнольди. Оказалось, что К. П. Арнольди решил издавать уездную земскую газету «Еженедельник Суджанского уездного земства», став ее официальным редактором, он искал человека, который смог бы взять на себя фактические обязанности редактора. Вскоре Н. П. Дружинин решился и принял предложение К. П. Арнольди, в марте 1884 г. он отправился в Курскую губернию. В  г. Суджа, помимо основной деятельности, Н. П. Дружинин знакомился с жизнью простых людей, он часто общался с крестьянами, которых он консультировал по разным юридическим вопросам, писал для них прошения и жалобы о случаях гражданской несправедливости.

Через пять месяцев Н. П. Дружинин перебрался в Курск и стал сотрудником «Курского листка», но продолжил изучение крестьянской жизни, участвуя в экспедициях Курского земского статистического бюро. Эта работа позволила сделать много ценных наблюдений, которые впоследствии были использованы Н. П. Дружининым в литературной работе. Затем Н. П. Дружинин некоторое время находился на службе в департаменте окладных сборов, однако постоянно ощущал потребность улучшить свои юридические знания и писать статьи для газет, журналов, полагая, что именно в этом и состоит его призвание.

В 1885 г. Н. П. Дружинин снова решился на важный шаг, в 1885 г., оставив департамент, он переехал в Мулино, где оставался до 1901 г. Именно здесь он нашел время для углубленного изучения российского законодательства. Прежде всего, его интересовало правовое положение крестьян, в котором он разбирался как теоретически, изучая специальную литературу, так и практически, посещая волостные суды, сельские и волостные сходы, знакомясь с работой земских начальников и т.п. Глубоко изучив российское законодательство, Н. П. Дружинин пришел к заключению, что оно значительно устарело, а сами крестьяне страдали из-за своей правовой безграмотности и незнания, какими правами они в действительности обладали. Оценивая такое положение вещей как в высшей степени несправедливое и пытаясь устранить эту несправедливость, Н. П. Дружинин активно публиковал свои наблюдения и размышления в известных российских периодических изданиях: «Вестник Европы», «Курьер», «Сын Отечества», «Русское богатство», «Русские ведомости», «Мир Божий» и многих других [2; С. 34-38]. В основном его статьи были посвящены юридической тематике. Следует отметить, что Дружинин сотрудничал в периодических изданиях не только ради заработка, но и по идейным соображениям. Так, он полагал, что газеты дают наибольший материал для чтения, вводят читателей в широкий круг явлений [5; С. 1, 10]. В этой связи писатель высоко ценил роль журналистов, которым приходилось беседовать с народными массами [6; Оп. 1. Д. 163. Л. 1].

Чтобы начать давно задуманную работу по популяризации права для простого населения, Н. П. Дружинину пришлось убедить издателей в ее необходимости. В письме к известному русскому книгоиздателю Ф. Ф. Павленкову от 30 ноября 1893 г. о своей книге «Законы уголовные о состояниях и гражданские в общедоступном изложении» он писал:  «... обратите внимание на трудность задачи - популярного изложения ... отделов законодательства ... Конечно, нужны лучшие опыты популяризации права. Но когда-то они еще появятся? Стремлений дать их пока не видно, и едва ли даже можно надеяться на скорое их появление ... Трудно понять, какие причины создают подобное явление, - почему рядом с богатейшей специальною юридическою литературою нет популярной юридической литературы, почему при большом числе лиц юридически образованных сведения о законах распространяются крайне слабо? ... Необходимость популяризации права бесспорна и несомненна» [6; Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.].

Отличительной чертой деятельности Н. П. Дружинина являлся ее систематический характер: он не ограничился популяризацией права в одном издании, а освещал казавшиеся ему важными вопросы в множестве небольших брошюр, что делало их более доступными населению из-за низкой цены, но даже в этой казалось бы рутинной деятельности  он все время стремился к совершенству [6; Оп. 1. Д. 145. Л. 8 об.]. После первого издания своих публикаций Н. П. Дружинин постоянно переделывал, улучшал и переиздавал их, при этом финансовый интерес автора совпадал с заботой о просвещении населения. Работы публициста по содержанию разделялись на научно-популярные и художественные. Последние писались в форме рассказа в лицах и сценах. Это позволяло сделать сочинения Н.П. Дружинина более понятными для простого читателя. Анализ статей журналиста показывает их неполитизированность, поэтому они подходили любому издательству и легко пропускались цензурой.

Живя практически безвыездно в Мулино, писатель изредка посещал Петербург, выступая с докладами в Юридическом обществе и Вольном экономическом обществе. В 1899 г. писатель совершил первую заграничную поездку: он был около 3 недель в Берлине, 5 дней провел в Париже, 8 дней в Лондоне, больше 2 месяцев в Оксфорде, один день в Амстердаме. Во время пребывания в Оксфорде он был студентом Оксфордского колледжа. Стремясь поделиться увиденным за границей, он опубликовал свои путевые заметки о длительном путешествии, в которых заставил читателей провести аналогию между общественной, правовой и культурной жизнью России и Европы [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 1 об.]. В 1901 г. он переехал в Ярославль, чтобы принять участие в газете «Северный край» (1898-1905 гг.), где печаталось большое количество его статей. В 1903 г. он в одиночку вел в ярославской газете хронику Губернского земского собрания, а в 1904 г. делал это вместе с   Н. С. Зезюлинским [8; Оп. 1. Д. 1. Л. 35]. Финансовые проблемы «Северного края» привели к огромной задолженности перед журналистом. В марте 1903 г. долг перед ним был равен 650 р. [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 16]. Живя исключительно за счет литературного заработка, писателю пришлось отойти от сотрудничества с ярославскими изданиями и обратиться к сотрудничеству со столичными и провинциальными газетами и журналами: «Русское слово», «Киевские отклики», «Самарский вестник», «Южные записки» и др.

Как и многие представители общественности, Дружинин горячо приветствовал издание Манифеста 17 октября 1905 г., дарованные в нем свободы и возможность свободного выбора депутатов [3; С. 32-50]. Писатель считал, что только в стране, где есть конституция, есть граждане. По мысли общественного деятеля, каждый человек должен обладать гражданскими правами и нести обязанности. Для этого граждане должны участвовать в законодательстве и управлении [4; С. 5, 29]. Гражданина отличают самостоятельность, независимость; он может требовать к себе уважения от других и уважать права и свободы других граждан. Свобода каждого должна ограничиваться там, где начинается свобода другого индивида. Гражданин не только участвует в определении прав и установлении обязанностей для себя и других, ради общей пользы, но и охраняет эти права, внимательно смотрит за исполнением всем населением общегосударственных законов. Гражданину в отличие от не гражданина не все равно, какие порядки существуют в стране, соблюдается ли уважение к личности и правам соотечественников; он обязан интересоваться положением других людей. Граждане стремятся, чтобы законы были равны для всех. Назначением граждан является забота об общем благе, работа в интересах всего народа, борьба за его права и свободу.

Н. П. Дружинин подчеркивал, что в стране, где население не призвано к участию в государственном управлении, все же могут быть граждане. Гражданином в таком случае станет тот, кто действует как гражданин: предан интересам своего народа, преследует общественные цели, стремится сделать все возможное для улучшения общественных порядков и справедливости. Эта цель достижима только совместными усилиями. Гражданином в неконституционном государстве будет тот, кто стремится сделать всех своих соотечественников гражданами, кто стремится добиться для соотечественников прав человека и гражданина. В такой стране гражданин превращается в борца за свободу; если он погибает в этой борьбе, память его должна почитаться особо [4; С. 30, 32].

Деятельность писателя-юриста находила поддержку и понимание среди представителей общественности. В письме 25 июня 1908 г. Д. И. Шаховской писал ему: «Везде люди живут хорошо, только в нашем отечестве нельзя позволить. И как бы это их вправить в человеческие оглобли? Неужели не найдется [у] нас новый Фихте, который бы сумел вызвать во всяком чувство человеческого достоинства и сознание гражданских обязанностей и который бы вместе с тем успел бы всех убедить, что жить по-человечески даже и выгоднее для человека» [6; Оп. 1. Д. 575. Л. 16-16 об.].

В Ярославле Николай Петрович проявил себя не только как сотрудник периодических изданий, но и как общественный деятель. Он был членом правления Ярославской Пушкинской библиотеки. Писатель-юрист выступал за повсеместное распространение грамотности в стране и постоянно участвовал в чтениях для народа, которые устраивала Комиссия народных чтений Ярославской губернии [1; Оп. 3. Д. 2626. Л. 4]. Вместе с Д. И. Шаховским он являлся членом Общества для содействия народному образованию и распространению полезных знаний в Ярославской губернии, снабжал народные аудитории волшебными фонарями и картинами для устройства народных чтений. Выбрав в своей жизни литературную стезю, он был членом Союза взаимопомощи русских писателей [6; Оп. 1. Д. 7. Л. 1]. В апреле 1902 г. он принял на себя обязанности председателя распорядительной комиссии в г. Ярославле по устройству спектаклей, лекций и вечеров со сбором средств для Общества для содействия народному образованию [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 7 об.]. Однако был недоволен своей работой. В письме к писателю И. А. Порошину 22 ноября 1902 г. он писал: «... явилась настоящая жажда работать. Очень уж надоела настоящая сутолока, часто одно переливание из пустого в порожнее и нередко занятие пустяками - по разным обществам и комиссиям. Нет, нужно делать одному свое собственное литературно-научное дело, имеющее более важное общественное значение» [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 10]. Однако сойти с пути общественной деятельности не позволяли гражданское самосознание и ответственность.

В этом же году Н. П. Дружинин вместе с другими общественными деятелями Ярославской губернии: С. А. Мусиным-Пушкиным, Л. Н. Трефолевым, Е. И. Якушкиным,  П. А. Критским - принял участие в устройстве чествования 25-летия со дня кончины Н. А. Некрасова. Работа по устройству торжеств в честь писателя потребовала больших затрат времени, организационных усилий, душевного напряжения. Н. П. Дружинин признавался в личном письме: «Не знаю, что выйдет у нас с «некрасовскими днями»... все мне порядком надоело. Хочется зажить спокойной полной жизнью, - и работать, работать над тем, что любишь ... С нового года хочу прекратить общественную деятельность» [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 12].

Писатель получал больше удовольствия от своей публицистической деятельности в газетах и написании книг для народа. Общественная польза и личные нужды сливались для него в единое целое. В письме от 27 января 1903 г. он писал: «Работать как можно больше хочется... Нет ничего лучше учено-литературных занятий! Не нужно ... никаких развлечений, никакой иной деятельности ... когда под боком библиотека, когда получаешь сам все интересное. И я именно хочу создать себе такую обстановку ... при которой и сам лично буду счастлив, и общество получит от меня наибольшую сумму пользы ... Пусть будет полна внутренняя жизнь, а внешней и не нужно» [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 15-15 об.].

Во время Русско-японской войны писатель был поражен одним из газетных сообщений, в котором рассказывалось об игре русских детей в войну против японцев. По ходу проведения игры в плен попал «японский полководец». Его приговорили к повешенью, приговор был выполнен по-настоящему, и ребенок задохнулся. Это сообщение подтолкнуло Николая Петровича к идее написания сочинения, в котором в беллетристической форме и для детского чтения обосновывались бы гуманные требования права войны [6; Оп. 1. Д. 161. Л. 16 об.]. Так появилась работа «Как должна вестись война».

В 1909 г. вместе с племянником известного русского поэта К. Ф. Некрасовым он основал ярославскую газету «Голос», которая потребовала большой работы. Свидетельством этого стала лишь одна книга, вышедшая из-под пера журналиста в это время. Несмотря на это, он пытался вести в газете рубрику «Юридический календарь», в которой продолжил начатое дело по популяризации правовых знаний для населения. В первые месяцы существования «Голос» приносил убытки владельцам. Н. П. Дружинин, выступавший вначале как соиздатель газеты, за два месяца ее выхода потерял 600 руб. и передал издательские права своему коллеге, сохранив за собой пост редактора [7; Оп. 1. Д. 70. Л. 18]. После того как в 1916 г. К. Ф. Некрасов отказался от издания газеты, Н. П. Дружинин был вынужден совмещать обе должности.

1917 г. стал переломным для страны и лично для Н. П. Дружинина. После прихода к власти большевиков он лишился газеты, большинство книжных издательств разорились, книжная торговля была национализирована. Жить в Ярославле стало не на что, семья Н. П. Дружинина переехала  жить в деревню Мулино; бывший редактор и издатель подрабатывал учителем и занимался сельским хозяйством. Общественная работа практически прекратилась из-за необходимости кормить семью. Умер Н. П. Дружинин в Ленинграде в возрасте 83 лет.

Таким образом, жизнь и судьба Н.П. Дружинина - это жизнь и судьба настоящего гражданина российской провинции. Он стремился заработать, но не больше, чем было необходимо для содержания своей семьи. Журналист не побоялся добровольно покинуть столицу, обладая заработком и хорошими связями, в то время как многие современники, наоборот, стремились туда. Он хотел знать народ, быть ближе к крестьянам, для этого пожертвовал дипломом юридического факультета и всю жизнь был вынужден заниматься самообучением. Взявшись за общественную работу, он периодически хотел бросить ее, но не бросал, потому что признавал свою ответственность за взятые на себя обязательства. Гражданская заслуга писателя состоит в том, что он пытался популяризировать право для простого населения в то время, когда многие не знали его основ, не понимали, какими правами обладают. В своей работе он имел поддержку среди других представителей общественности. За свою творческую жизнь, пик которой пришелся на начало XX в., Н.П. Дружинин написал более 400 газетно-журнальных статей по общественно-политическим, правовым вопросам и стал автором 27 отдельных работ. Н. П. Дружинина можно назвать гражданином, потому что его издательская деятельность и работа в газетах и журналах, прежде всего, преследовала общественные цели, он стремился мирными средствами, при помощи печатного слова сделать все возможное для улучшения общественных порядков, гражданской и социальной справедливости. Идеи общественного деятеля о назначении человека и гражданина актуальны и сегодня, поскольку вопрос о путях формирования гражданского общества в России приобретает все большую актуальность.

Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А18.21.0052 от 12.07.2012 г.

Рецензенты:

Шаповалов Владимир Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Мошкин Александр Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории НИУ «БелГУ», г. Белгород.