Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

BASIC PRINCIPLES OF CREATING AND USING INFORMATION SYSTEMS OF GRADUATION THESES.

Kleymenova E.F. 1
1 ”Samara State University of Architecture and Civil Engineering”
The principles of organizing university library funds have been analyzed; the use of graduation theses as an additional function has been offered; the analysis and the scheme of information resources content used to perform graduation theses has been made; the basic structures of graduation theses written by university students of various profile have been highlighted; the layout of graduation theses of university students of various profile has been defined; the legislative base of the term "intellectual property" has been worked out; the attitude of foreign higher education institutions of Great Britain, Australia to students’ works as to object of intellectual property of students has been considered; the use of graduation theses as assets for obtaining additional income for higher education institutions has been offered; the policy for protecting intellectual property has been offered; the analysis of giving marks for graduation theses has been made; the creation of information system of graduation theses has been offered.
information system.
intellectual property
graduation theses
Одной из актуальнейших проблем современного библиотековедения является противоречие между владением документными фондами и обеспечением доступа к информации. Развитие электронных информационных систем значительно расширяет возможности поиска и оперативного получения полнотекстовой информации из различных библиотек и информационных центров, что позволяет библиотекам отказаться от полноты собирания собственных документных фондов.  Широкое распространение получило мнение, что будущее библиотек, в том числе и вузовских, заключается не столько во владении фондами, сколько в обеспечении доступа к информации. Однако следует помнить, ни одно высшее учебное заведение не может выполнять своих основных функций - формирования интеллектуального и кадрового потенциала общества, развития различных предметных областей гуманитарных, естественнонаучных и технических наук, без полноценной библиотеки, которая традиционно находится в центре организации учебно-научного процесса вуза и имеет в своем составе собственные фонды.

В условиях глобального процесса информатизации общества происходит трансформация вузовского образования, связанная с изменением требований к подготовке специалистов высшей квалификации. Современное образование требует от вузовской системы качественно новых специалистов, обладающих не только чисто профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и способностью ориентироваться во всё возрастающем потоке информации, а также умением работать в коллективе и быть готовым к решению конфликтных ситуаций, просчитывать их возможные последствия и нести за них ответственность.

Усиленная дифференциация наук, связанная с углубленной разработкой научных проблем в узких областях на основе научного потенциала, накопленного человечеством в каждой такой области, влияет на потребность общества в подготовке узкопрофильных специалистов.  В связи с принятой отраслевой кадровой подготовкой специалистов вузовские библиотеки формируют профильные (отраслевые) документные фонды, которые обеспечивают литературой учебный процесс и научные исследования вуза.

Поэтому одним из важнейших принципов формирования документных фондов вузовских библиотек является профилирование - специализация фонда, т.е. сознательное ограничение тематики и других параметров (типологии,  экземплярности, языкового состава, хронологической глубины, назначения и др.) всего фонда и его составных частей.

Формирование фондов осуществляется одновременно в двух направлениях. Первое, главное - комплектование вновь появляющейся учебной литературой. Оно ведется по принципу исчерпывающей полноты в пределах установленных границ отбора, по всем доступным каналам (покупка, передача на договорной основе, дары и т. п.). Второе направление - ретроспективное пополнение фондов теми учебными и учебно-методическими изданиями, которые изданы в прежние годы, но не утратили своей ценности и рекомендуются студентам [4].

В качестве важной составной части специализированных фондов вузовских библиотек предлагается использовать выпускные квалификационные работы (ВКР) студентов, сформированные в виде библиотечной информационной системы.

Библиотечная информационная система ВКР (БИС ВКР) позволяет:

  • разрешить противоречие между владением документными фондами ВКР и обеспечением доступа к ним;
  • охранять авторские права студентов на выпускные квалификационные работы;
  • выполнять с помощью шаблона выпускные квалификационные работы в соответствии с ГОСТ;
  • управлять качеством выпускных квалификационных работ.

При формировании фондов БИС ВКР необходимо исследовать ВКР и определить их структуру и состав.

ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - в форме бакалаврской работы; для квалификации "дипломированный специалист" - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр - в форме магистерской диссертации.

Темы ВКР определяются высшим учебным заведением. Для подготовки ВКР  студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Квалификационная работа должна быть написана на актуальную тему, указывать на проблемы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста.

Выполнение ВКР производится с помощью информационных ресурсов, лицензионных программных продуктов, находящихся в учебном заведении (см. табл.1).

Таблица 1

ВКР (состав информационных ресурсов)

Преподаватель (руководитель)

Библиотека

Информационные ресурсы интернет

Информация специализированных предприятий

Архив

 

1.Исходные материалы;

2. Задание;

3.Консультации;

4.График выполнения;

5.Информация изменения отрасли в определенный период времени по своим наблюдениям;

6.Информация, полученная по каналам тв. и радио по исследуемому объекту.

1.Документальные печатные массивы (книги, журналы, статьи, методические указания и т.д.) По исследуемому объекту;

2.Электронные каталоги;

3.Библиографические базы данных.

Библиографические пособия.

1.Информационно-поисковые системы;

2.Специализированные сайты;

3.Сайты специализированных фирм;

4.Личные страницы специалистов;

5.Форумы по направлению специальности;

6.Сайты специализированных электронных изданий.

1.Графики;

2.Схемы;

3.Сводки;

4.Проекты;

5.Документация аналитического характера.

 

1.Предоставление сданных документов для использования в работе в виде шаблона.

 

По своему содержанию и функциональной направленности дипломные проекты подразделяются на типовые и специализированные, которые в свою очередь делятся на конструкторские дипломные проекты, исследовательские дипломные проекты или работы, организационно-управленческие дипломные работы.

Следует отметить, что ВКР студентов в различных вузах отличаются друг от друга не только по внешнему виду, но и по структуре. Структура ВКР по техническим специальностям значительно отличается от ВКР студента гуманитарного направления. Если работа студента-гуманитария строится  в основном  на анализе уже имеющейся информации, с использованием аналитических методов исследования, с обязательными выводами, подтверждающими или опровергающими характеристики предмета исследования, то работа по специальностям технической направленности имеет совершенно другие цели и задачи. Его основная цель, как правило - проектирование, описание и предложения по конкретному применению. Именно поэтому различают понятия выпускной квалификационной работы в виде «дипломная работа» и «дипломный проект». ВКР студентов социальных, общественных и гуманитарных наук  представляют собой в основном именно дипломные работы. Студент же, претендующий на получение квалификации «инженер», представляет чаще всего на защите дипломный проект, отличающийся наличием большого количества технических и экспериментальных сведений, а также полученных практических результатов.

Каждый вуз разрабатывает методическое обеспечение по итоговой аттестации выпускников самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки.

Составная оболочка ВКР вузов практически не отличается друг от друга. Любая работа состоит из следующих частей:

  • ­ титульный лист;
  • ­ лист задания;
  • ­ реферат;
  • ­ пояснительная записка;
  • ­ введение (вступление);
  • ­ основная часть;
  • ­ заключение;
  • ­ графическая часть (если необходимо).

Отличие может быть только в частях пояснительной записки (см. табл. 2).

Таблица 2

Составная оболочка ВКР студентов вузов различного профиля

Гуманитарный вуз, специальность

Экономический вуз, специальность менеджмент

Технический вуз, специальность механизации автоматизации строительства

Введение (история)

Ресурсы: библиотека, библиография

Введение (история, предпосылки анализа темы)

Ресурсы: библиотека, библиография, интернет

Введение (история, предпо­сылки для расчета и проекти­рования)

Ресурсы: библиотека, библиография, интернет

Основная часть

Анализ

Ресурсы: библиотека, библиография, преподаватель, интернет

Основная часть

  1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы
  2. Анализ состояния вопроса на предприятии
  3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы
  4. Компьютерное обеспечение проекта
  5. Экономическая оценка проекта
  6. Правовое обеспечение проекта
  7. Экология и безопасность жизнедеятельности

Ресурсы: библиотека, библио­графия, интернет, преподава­тель, документация фирм

Основная часть

  1. Объект автоматизации;
  2. Расчеты, проектирование (результаты исследований);
  3. Техническое описание разработанных устройств и систем управления;
  4. Технико-экономические обоснования и расчеты;
  5. Охрана труда и техника безопасности

Ресурсы: библиотека, библиография, интернет, преподаватель, документация фирм, архивные данные по предыдущим работам

Заключение

Краткие выводы анализа темы

Заключение

  1. Краткие выводы анализа темы
  2. Предложения по оптимизации

Заключение

  1. Краткие выводы анализа темы
  2. Предложения по оптимиза­ции
  3. Проектирование согласно расчетам

Необходимо отметить, что ответственность за принятые в ВКР решения, за избранные варианты, за правильность расчетных и проектных данных несет студент - автор работы. Таким образом, возникают авторские права студента на выполненную ВКР.

Следовательно, при создании БИС ВКР необходимо решить вопросы охраны  авторских прав студентов на ВКР - разработать политику защиты интеллектуальной собственности (IPR), определяющую юридические права при дальнейшем использовании работы как со стороны учреждения, так и со стороны самого выпускника. Такая практика уже имеется в зарубежных вузах [5].

В настоящее время в нашей стране понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции РФ хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". В ст. 71 Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской  Федерации [1].

Наиболее  полно  понятие  интеллектуальной собственности раскрывается в статье № 1228  части 4 ГК РФ [2]. В соответствии с указанной статьей под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Ясная политика по интеллектуальной собственности в вузах необходима, чтобы стимулировать деятельную работу учащихся, а также защитить ее от плагиата.

Если ввести соответствующие политики в технических университетах, то можно гарантировать, что все текущие и будущие повторные использования студенческих работ  в фондах БИС будут разрешены в соответствии с лицензией образовательного учреждения.  Основой политики должна быть гласность, при поступлении в учреждение студент должен быть информирован о ее существовании. В высших учебных заведениях нашей страны очень мало внимания уделяют ВКР, но, по нашему мнению, независимо от профиля и направленности подготовки  в них должны быть разработаны свои политики по защите IPR, которые позволят использовать ВКР в коммерческих целях на определенных правах как студенту, так и учебному заведению;

Остановимся на выставлении оценок за ВКР.

На сегодняшний день оценка ВКР студентов представляет собой длительный и сложный процесс, в котором принимает участие несколько человек. Развернутый отзыв о дипломной работе и личных качествах студента, проявленных в процессе разработки  системы, пишет научный руководитель проекта. Рецензент  оценивает дипломный проект как конечный продукт, не имея информации о личных качествах дипломника. И в отзыве и в рецензии обязательно указывается рекомендуемая оценка за дипломную работу. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией (ГАК) в форме публичной защиты ВКР. Решение об оценке дипломного проекта и о степени подготовки дипломанта принимается на закрытом заседании ГАК простым большинством голосов, при равенстве голосов мнение председателя является решающим. Качество проекта и защиты определяется совокупной оценкой по четырехбалльной системе.

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует документов, устанавливающих единый перечень критериев для оценки ВКР научными руководителями, рецензентами и членами ГАК. Эксперты руководствуются словесными инструкциями, зафиксированными на всех выпускающих кафедрах ВУЗов (Положения о вузе). 

В статье «Управление качеством выпускных квалификационных работ на основе критериев оценки» нами рассмотрены основные критерии и методики оценки данных работ [3]. БИС ВКР позволяет вводить,  редактировать оценки руководителей, экспертов, рецензентов и членов ГАК, выполнять их комплексный анализ и выставлять оценку за ВКР.

Кроме того, использование БИС ВКР будет являться одним из направлений формирования учебных программ и курсов, создания новых учебников, обмена опытом между «школами преподавания» разных вузов определенного профиля, а также анализа изменений развития отрасли в тот или иной период времени.

Таким образом, БИС ВКР может быть важной составной частью специализированных фондов вузовских библиотек, улучшающей обслуживание учебного и научного процессов в высших учебных заведениях.

Использование БИС ВКР также позволит выполнять:

  • ведение справочной информации;
  • ввод и редактирование оценок экспертов по критериям;
  • авторизацию пользователя, определение его прав для защиты интеллектуальной собственности студента;
  • проведение расчета оценки качества ВКР по каждому студенту и др.

С помощью БИС ВКР возможно проведение статистического анализа накопленной информации с выводом информационных отчетов о рейтинге руководителей, студентов, тематики и использовании ВКР.

Рецензенты:

Бальзанников Михаил Иванович, д.т.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.

Юсупова Ольга Викторовна, д.п.н., доцент, заведующая кафедрой «Высшая математика», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»,          г. Самара.