Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTERACTION OF MUSLIM RELIGIOUS ORGANIZATIONS FROM LABOR MIGRANTS FROM TRANSCAUCASIA AND CENTRAL ASIA (SAMARA REGION)

Uryupin K.V. 1
1 Samaras university of architecture and civil engineering
В статье анализируется включенность временных трудовых мигрантов-мусульман в деятельность религиозных организаций Самарской области по адаптации в культурно отличимую среду. Гипотеза исследования – мигрантам, принимающим участие в деятельности религиозных организаций, проще адаптироваться в культурно отличимую среду. Автором приводятся статистические данные по миграционной ситуации в Самарской области. Сравнивается деятельность религиозных организаций на основании экспертных интервью с их представителями (руководители, преподаватели, сотрудники) и отношение мигрантов к данной деятельности. Ведется сопоставление мнений участников процесса адаптации. Приводятся примеры деятельности религиозных организаций Самарской области. Приводятся выдержки из обращений и выступлений представителей администрации Самарской области, связанные с отношением местной власти к мусульманским религиозным организациям. Статья подготовлена на основании полевых материалов.
The article analyzes the inclusion of temporary labor migrants of Muslim activities of religious organizations Samara region to adapt to the cultural environment indistinguishable. Hypothesis of the study – migrants participating in the activities of religious organizations, it is easier to adapt to the cultural environment indistinguishable. The author presents statistical data on migration in the Samara region. Compared the activity of religious organizations on the basis of interviews with their representatives (managers, teachers, employees) and the ratio of migrants to the activity. Conducted comparing views of the participants of the adaptation process. The examples of the activity of religious organizations of the Samara region. Excerpts from referrals and interventions by the Samara region, associated with the attitude of the local authorities to Muslim religious organizations. This article was prepared on the basis of field data.
religious organizations
Islam
religion
social integration
migration
migrants

Религия является надеждой и опорой любого верующего, духовным утолением. К религии люди обращаются в самые тяжелые моменты их жизни. Человек стремится нести идеи своей религии, которая диктует устанавливать добро и справедливость. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Религия способствует объединению людей [9].

По экспертным оценкам положительный миграционный прирост остается единственным источником, частично замещающим естественную убыль населения Самарской области. Он формируется за счет межрегиональной миграции и миграции со странами ближнего зарубежья. Например, в 2009 году миграционный прирост в целом составил 7665 человек (в 2008 г. - 9018 человек). Значительная часть миграционного прироста приходится на Узбекистан (2318 человек), Таджикистан (1153 человека) и Армению (1154 человека) [6]. Всего за 2009 год на территории Самарской области было поставлено на миграционный учет более 160 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 14 % меньше, чем в 2008 году.

В 2010 году миграционный прирост составил 5597 человек, 94,4 % миграционного прироста приходится на страны СНГ и Балтии. Значительная часть (54,9 %) миграционного прироста по-прежнему приходится на Узбекистан, Таджикистан и Армению [7].

Цель данной статьи - сравнение деятельности религиозных организаций по социальной адаптации трудовых мигрантов  и включенности самих мигрантов в этот процесс.

Социальная адаптация - это приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения [1]. Культурно отличимые мигранты - группа людей, члены которой имеют национальные, религиозные, расовые, культурные признаки, несовпадающие с признаками местного населения.

В Самарскую область, преимущественно, прибывают временные трудовые мигранты из таких стран, как: Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизстан. Культурные особенности этих стран сильно отличаются от российской культуры. Это иные обычаи и традиции, иные социальные и духовные ценности. В подавляющем большинстве мигранты из перечисленных стран не только относятся к народам, традиционно исповедующим ислам, но и позиционируют себя мусульманами. Именно поэтому мигрантам из мусульманских стран бывает тяжело адаптироваться в местную среду.

В июне - августе 2011 года автором было проведено 10 экспертных интервью с представителями самарских мусульманских религиозных организаций с целью - выяснить,   насколько активно религиозные организации участвуют в жизни мигрантов в Самарском регионе [13].

Для исследования были выбраны такие мусульманские организации, как Региональное Духовное управление мусульман Самарской области, Самарская Соборная мечеть, медресе «Нур». Экспертами в опросе выступали руководители данных организаций, представители административного аппарата, служащие. Всем им задавались вопросы, связанные с работой мусульманских организаций с мигрантами, вопросы о проблемах, с которыми сталкиваются мусульмане в Самаре, о том, какая помощь им оказывается, какие они видят перспективы в работе с мигрантами.

Все без исключения эксперты сообщили, что представляемые ими организации готовы помогать обращающимся к ним людям, решать проблемы, отвечать на вопросы, оказывать любую посильную поддержку и помощь. Однако некоторые представители мусульманских религиозных организаций отмечали, что они не знают и не имеют информации о точном количестве мусульман в Самаре и области, о количестве мигрантов, которые приезжают сюда на временное место жительства для работы или переселяются навсегда. Также нет информации о количестве мусульман, которые посещают, например, Самарскую Соборную мечеть. Данная информация могла бы помочь в работе с мигрантами, потому что многие из них, сталкиваясь с проблемами в обществе, не знают, куда обратиться.

Эксперты отмечали, что недостаток системности в работе мусульманских организаций не позволяет развиваться с той скоростью, как хотелось бы. Например, строительство мечетей или открытие национальных центров не упорядоченно и не централизовано. Часто мусульманские учреждения открываются на частные средства и не входят в общую структуру.

Мусульманские религиозные организации в рамках программ по социальной адаптации мигрантов проводят вечерние школы по изучению русского языка, национально-культурные праздники, кружки по интересам, танцам, спортивные секции. Все это должно помочь приезжающим людям быстрее влиться в местную среду, так как вдали от Родины важно быть рядом со своими земляками, познавать свою культуру, религию, а также изучать местные традиции, правила и нормы. А одним из ярких примеров мероприятий по социальной адаптации может служить областной детский конкурс компьютерных презентаций «Мой народ в истории России». Цель конкурса - формирование у молодого поколения интереса к истории и культуре народов, живущих на территории России, посредством использования компьютерных технологий [2].

Для того чтобы сопоставить деятельности религиозных организаций по социальной адаптации мигрантов и включенность самих мигрантов в эту работу, необходимо выяснить потребность в ней. С этой целью автором статьи был проведен пилотажный опрос [8]. 200 респондентов, являющихся временными трудовыми мигрантами-мусульманами, не имеющими российского гражданства.

Национальный состав респондентов распределился следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Национальный состав респондентов

Национальность

Число респондентов

Процент

азербайджанец

33

16,4

азербайджанка

17

8,5

киргиз

10

5,0

киргизка

8

4,0

таджик

58

28,9

таджичка

13

6,5

узбек

27

13,4

узбечка

18

9,0

другая

16

8,5

Итого

200

100,0

Респондентам был задан вопрос «Приходилось ли Вам испытывать ущемления из-за Вашей национальности или вероисповедания?» (таблица 2).

Таблица 2. Приходилось ли Вам испытывать ущемления из-за Вашей национальности или вероисповедания?

Ответы респондентов

Количество ответов

Процент

Приходилось испытывать из-за национальности и религии

18

9,3

Приходилось испытывать только из-за национальности или религии

59

29,7

С проблемой дискриминации не сталкивался

122

60,5

Затруднились ответить

1

0,5

Итого

200

100,0

Ответы мигрантов на данный вопрос подтверждают гипотезу о том, что Самарский регион является благоприятным для приезжающих на заработки иностранных граждан. Межнациональные или религиозные конфликты здесь случаются крайне редко. В ходе личного разговора с представителями мусульманских стран каждый из них отмечал, что в Самаре очень доброжелательные люди, дискомфорт практически не испытывается.

О важности религии для каждого человека, а мигрантов особенно, говорят ответы на следующий вопрос (таблица 3).

Таблица 3. Как часто вы ходите в Мечеть?

 Ответы респондентов

Количество ответов

Процент

Регулярно посещаю Мечеть

100

49,8

Посещаю Мечеть только по религиозным праздникам

83

41,3

Не посещаю

14

7,0

Затруднились ответить

3

2,0

Итого

200

100,0

Мигранты хотят участвовать в деятельности религиозных организаций. Они регулярно посещают не только мечети, но и такие социальные организации, как национально культурные центры, вечерние школы, Дом дружбы народов, национальные праздники, спортивные секции и кружки для мигрантов.

Однако ответы респондентов на следующий вопрос говорят о том, что программы по работе с мигрантами у религиозных организаций развиты слабо, либо работают не эффективно, несмотря на все старания обеих сторон процесса адаптации в культурно отличимую среду (таблица 4).

Таблица 4. Как вы оцениваете помощь религиозных организаций вам лично, вашим родственникам или знакомым?

Ответы респондентов

Количество ответов

Процент

Религиозные организации помогают мне и моим родственникам и знакомым

40

19,9

Помощь со стороны религиозных организаций оказывается крайне редко

68

33,8

Помощь не оказывается

81

40,3

Не приходилось сталкиваться с деятельностью религиозных организаций

11

6,0

Итого

200

100,0

Всего около 20 % всех опрошенных ощущают помощь со стороны религиозных организаций. При этом мигранты дополнительно отмечали, что чаще всего оказывается помощь в трудоустройстве (55 упоминаний), в поиске жилья (30 упоминаний), в решении личных проблем (79 упоминаний). Один респондент мог выделить несколько ответов. Учитывая авторитет религиозных организаций среди мусульман, эта цифра крайне низкая. На основании этого можно сделать вывод о необходимости повышения эффективности, использования адекватных форм работы с мигрантами, вовлечения большего числа людей в этот процесс.

Этот факт подтверждают и ответы на следующий вопрос (таблица 5).

Таблица 5. Как вы считаете, насколько активно религиозные организации участвуют в жизни и адаптации людей вашей национальности в Самарском регионе?

 Ответы респондентов

Количество ответов

Процент

Участвуют самым активным образом, помогают людям в адаптации

33

16,4

Стараются оказывать помощь, но активной поддержки люди не ощущают

67

33,3

Не принимают участие в адаптации

94

46,8

Нет проблем с адаптацией, помощь не требуется

6

3,5

Итого

200

100,0

Почти 50 % опрошенных считают, что религиозные организации не принимают участие в адаптации мигрантов в Самарском регионе. И это несмотря на то, что люди регулярно посещают мечеть и другие организации.

Важно отметить, что в ходе исследования не подтвердилась гипотеза о том, что мигранты, посещающие мечеть и другие религиозные организации, лучше вовлечены в их деятельность: они сталкиваются с меньшим количеством конфликтов на национальной или религиозной почве и ощущают больше помощи со стороны таких организаций, нежели те мигранты, кто не включен в деятельность религиозных организаций. Опрос показал, что отличий между мнениями трудовых мигрантов - мусульман,  участвующих в религиозной жизни, и деятельности религиозных организаций и теми, кто не включен в эту сферу, нет. Также не выявлено различий в оценках взаимодействия с религиозными организациями представителей различных национальностей, возрастных групп.

По результатам исследования выяснилось, что помощь и поддержку в равной степени получают все группы инокультурных мигрантов Самарской области. И также в равной степени они низко оценивают такую помощь.

Это говорит о том, что, возможно, имеет место односторонняя связь между мигрантами и религиозными организациями. Мусульмане приходят в мечети, но диалога с ее представителями нет, нет взаимопонимания. Кроме того, большинство мигрантов не знают о программах и возможностях религиозных организаций. Необходимо больше работать не только с местными мусульманами, а в этом плане Региональное Духовное управление мусульман Самарской области имеет успешную практику, но и с мигрантами. В частности, информировать эту значительную по численности часть региональной уммы обо всем, что происходит в религиозной жизни области.

В своем докладе на IX съезде ЦДУМ "О ситуации в мусульманском сообществе России и задачах ЦДУМ в современных условиях" руководитель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгат хазрат Таджутдин сказал следующее:

«Все мы хорошо понимаем, что для организации эффективной работы мусульманских религиозных организаций нам всем необходимо проанализировать и понять, в каких условиях нам придется работать в ближайшее время. Между тем обстановка в мусульманских общинах характеризуется как сложная и весьма противоречивая.

Надо отметить, что государство создает весьма комфортные условия для развития ислама  как одной из основных традиционных религий в нашей стране. Принято и действует законодательство, обеспечивающее полную свободу вероисповедания, невмешательство чиновников в дела религиозных организаций. Строятся и открываются новые мечети, медресе и университеты. Развиваются исламские образование, СМИ. Государство, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации оказывает мусульманским организациям существенную моральную, материальную и организационную помощь» [4].

Поддержка властей, взаимная заинтересованность всех сторон адаптационного процесса позволяют рассчитывать, что в ближайшем будущем адаптация мигрантов в культурно отличимую среду будет максимально эффективна. Работа с приезжими гражданами будет вовлекать в себя всё больше и больше нуждающихся в ней людей.

Так, например, Ширван Керимов - председатель «Лиги азербайджанцев Самарской области» на заседании Президиума Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России отметил, что необходимо в некоторых направлениях быть еще более активными. В нескольких регионах России идет процесс создания местных национально-культурных автономий и необходимо, чтобы вице-президенты усилили работу в данном направлении и оказали им поддержку: «На очередном съезде ФНКА АзерРос, который пройдет в октябре 2013 года, должны быть представлены большинство российских регионов». Союн Садыков также отметил, что необходимо выявлять активных молодых людей из числа студентов и привлекать их к общественной, социально-экономической, политической и культурной жизни, давать им возможность всесторонне проявлять себя. В связи с этим вице-президентам поручено усилить работу по духовно-нравственному воспитанию молодежи [3].

26 сентября 2012 года в Самарской соборной мечети прошел съезд Регионального духовного управления мусульман Самарской области. Участие в нем приняли вице-губернатор самарской области Алексей Бендусов, спикер губернской Думы Виктор Сазонов, мэр областной столицы Дмитрий Азаров, а также гости из Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Пензенской области. Одним из главных событий съезда стало избрание нового муфтия губернии, которым стал Талип-хазрат Яруллин.

В своем выступлении на съезде вице-губернатор Самарской области Алексей Бендусов заверил нового муфтия, что все инициативы и начинания РДУМСО, направленные на поддержание мира и атмосферы взаимного доверия в обществе, найдут поддержку в администрации губернатора и областном правительстве. «Уверен, что на столь высоком посту вы сможете наиболее полно использовать потенциал мусульманских религиозных организаций области на благо всех народов, населяющих наш регион, - сказал он» [10].

Глава городского округа Самары Дмитрий Азаров на съезде выступил со следующим обращением: «Считаю, что конструктивное взаимодействие администрации Самары с региональным духовным управлением для нашего города просто необходимо. Ведь перед нами стоят одни и те же задачи. Это забота о сохранении культурных ценностей, традиций, обычаев, духовное воспитание молодежи, поддержка института семьи, претворение в жизнь социальных программ и многое другое» [11].

Поддержка областной и городской администрации очень важна для развития религиозных организаций. Хорошие взаимоотношения всех сторон процесса адаптации мигрантов в культурно отличимую среду имеют ключевое значение в успешной деятельности мусульманских религиозных организаций.

Региональное Духовное управление мусульман Самарской области входит в состав Центрального Духовного управления мусульман России. В настоящее время в составе РДУМСО - централизованного религиозного управления, объединяющего практически все существующие в Самарской области мусульманские религиозные организации, - находится свыше 80 религиозных организаций (приходов - махалля). На территории области действуют 71 мечеть, 6 безхрамовых приходов, 5 воскресных школ (в городах Самара, Тольятти, Сызрань, селах Камышла и Шентала), а также 2 медресе (в селе Алькино Похвистневского района и в Самаре при Соборной мечети) [5]. Это огромнейший потенциал, который необходимо развивать и вовлекать в него максимальное количество мигрантов.

Рецензенты:

Андронова Ирина Владимировна, доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой связей с общественностью ФГБОУ ВПО «Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики», г. Самара.

Мухаметшина Наталья Семеновна, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.