Религия является надеждой и опорой любого верующего, духовным утолением. К религии люди обращаются в самые тяжелые моменты их жизни. Человек стремится нести идеи своей религии, которая диктует устанавливать добро и справедливость. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Религия способствует объединению людей [9].
По экспертным оценкам положительный миграционный прирост остается единственным источником, частично замещающим естественную убыль населения Самарской области. Он формируется за счет межрегиональной миграции и миграции со странами ближнего зарубежья. Например, в 2009 году миграционный прирост в целом составил 7665 человек (в 2008 г. - 9018 человек). Значительная часть миграционного прироста приходится на Узбекистан (2318 человек), Таджикистан (1153 человека) и Армению (1154 человека) [6]. Всего за 2009 год на территории Самарской области было поставлено на миграционный учет более 160 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 14 % меньше, чем в 2008 году.
В 2010 году миграционный прирост составил 5597 человек, 94,4 % миграционного прироста приходится на страны СНГ и Балтии. Значительная часть (54,9 %) миграционного прироста по-прежнему приходится на Узбекистан, Таджикистан и Армению [7].
Цель данной статьи - сравнение деятельности религиозных организаций по социальной адаптации трудовых мигрантов и включенности самих мигрантов в этот процесс.
Социальная адаптация - это приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения [1]. Культурно отличимые мигранты - группа людей, члены которой имеют национальные, религиозные, расовые, культурные признаки, несовпадающие с признаками местного населения.
В Самарскую область, преимущественно, прибывают временные трудовые мигранты из таких стран, как: Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизстан. Культурные особенности этих стран сильно отличаются от российской культуры. Это иные обычаи и традиции, иные социальные и духовные ценности. В подавляющем большинстве мигранты из перечисленных стран не только относятся к народам, традиционно исповедующим ислам, но и позиционируют себя мусульманами. Именно поэтому мигрантам из мусульманских стран бывает тяжело адаптироваться в местную среду.
В июне - августе 2011 года автором было проведено 10 экспертных интервью с представителями самарских мусульманских религиозных организаций с целью - выяснить, насколько активно религиозные организации участвуют в жизни мигрантов в Самарском регионе [13].
Для исследования были выбраны такие мусульманские организации, как Региональное Духовное управление мусульман Самарской области, Самарская Соборная мечеть, медресе «Нур». Экспертами в опросе выступали руководители данных организаций, представители административного аппарата, служащие. Всем им задавались вопросы, связанные с работой мусульманских организаций с мигрантами, вопросы о проблемах, с которыми сталкиваются мусульмане в Самаре, о том, какая помощь им оказывается, какие они видят перспективы в работе с мигрантами.
Все без исключения эксперты сообщили, что представляемые ими организации готовы помогать обращающимся к ним людям, решать проблемы, отвечать на вопросы, оказывать любую посильную поддержку и помощь. Однако некоторые представители мусульманских религиозных организаций отмечали, что они не знают и не имеют информации о точном количестве мусульман в Самаре и области, о количестве мигрантов, которые приезжают сюда на временное место жительства для работы или переселяются навсегда. Также нет информации о количестве мусульман, которые посещают, например, Самарскую Соборную мечеть. Данная информация могла бы помочь в работе с мигрантами, потому что многие из них, сталкиваясь с проблемами в обществе, не знают, куда обратиться.
Эксперты отмечали, что недостаток системности в работе мусульманских организаций не позволяет развиваться с той скоростью, как хотелось бы. Например, строительство мечетей или открытие национальных центров не упорядоченно и не централизовано. Часто мусульманские учреждения открываются на частные средства и не входят в общую структуру.
Мусульманские религиозные организации в рамках программ по социальной адаптации мигрантов проводят вечерние школы по изучению русского языка, национально-культурные праздники, кружки по интересам, танцам, спортивные секции. Все это должно помочь приезжающим людям быстрее влиться в местную среду, так как вдали от Родины важно быть рядом со своими земляками, познавать свою культуру, религию, а также изучать местные традиции, правила и нормы. А одним из ярких примеров мероприятий по социальной адаптации может служить областной детский конкурс компьютерных презентаций «Мой народ в истории России». Цель конкурса - формирование у молодого поколения интереса к истории и культуре народов, живущих на территории России, посредством использования компьютерных технологий [2].
Для того чтобы сопоставить деятельности религиозных организаций по социальной адаптации мигрантов и включенность самих мигрантов в эту работу, необходимо выяснить потребность в ней. С этой целью автором статьи был проведен пилотажный опрос [8]. 200 респондентов, являющихся временными трудовыми мигрантами-мусульманами, не имеющими российского гражданства.
Национальный состав респондентов распределился следующим образом (таблица 1):
Таблица 1. Национальный состав респондентов
Национальность |
Число респондентов |
Процент |
азербайджанец |
33 |
16,4 |
азербайджанка |
17 |
8,5 |
киргиз |
10 |
5,0 |
киргизка |
8 |
4,0 |
таджик |
58 |
28,9 |
таджичка |
13 |
6,5 |
узбек |
27 |
13,4 |
узбечка |
18 |
9,0 |
другая |
16 |
8,5 |
Итого |
200 |
100,0 |
Респондентам был задан вопрос «Приходилось ли Вам испытывать ущемления из-за Вашей национальности или вероисповедания?» (таблица 2).
Таблица 2. Приходилось ли Вам испытывать ущемления из-за Вашей национальности или вероисповедания?
Ответы респондентов |
Количество ответов |
Процент |
|
Приходилось испытывать из-за национальности и религии |
18 |
9,3 |
|
Приходилось испытывать только из-за национальности или религии |
59 |
29,7 |
|
С проблемой дискриминации не сталкивался |
122 |
60,5 |
|
Затруднились ответить |
1 |
0,5 |
|
Итого |
200 |
100,0 |
Ответы мигрантов на данный вопрос подтверждают гипотезу о том, что Самарский регион является благоприятным для приезжающих на заработки иностранных граждан. Межнациональные или религиозные конфликты здесь случаются крайне редко. В ходе личного разговора с представителями мусульманских стран каждый из них отмечал, что в Самаре очень доброжелательные люди, дискомфорт практически не испытывается.
О важности религии для каждого человека, а мигрантов особенно, говорят ответы на следующий вопрос (таблица 3).
Таблица 3. Как часто вы ходите в Мечеть?
Ответы респондентов |
Количество ответов |
Процент |
||
Регулярно посещаю Мечеть |
100 |
49,8 |
||
Посещаю Мечеть только по религиозным праздникам |
83 |
41,3 |
||
Не посещаю |
14 |
7,0 |
||
Затруднились ответить |
3 |
2,0 |
||
Итого |
200 |
100,0 |
Мигранты хотят участвовать в деятельности религиозных организаций. Они регулярно посещают не только мечети, но и такие социальные организации, как национально культурные центры, вечерние школы, Дом дружбы народов, национальные праздники, спортивные секции и кружки для мигрантов.
Однако ответы респондентов на следующий вопрос говорят о том, что программы по работе с мигрантами у религиозных организаций развиты слабо, либо работают не эффективно, несмотря на все старания обеих сторон процесса адаптации в культурно отличимую среду (таблица 4).
Таблица 4. Как вы оцениваете помощь религиозных организаций вам лично, вашим родственникам или знакомым?
Ответы респондентов |
Количество ответов |
Процент |
||
Религиозные организации помогают мне и моим родственникам и знакомым |
40 |
19,9 |
||
Помощь со стороны религиозных организаций оказывается крайне редко |
68 |
33,8 |
||
Помощь не оказывается |
81 |
40,3 |
||
Не приходилось сталкиваться с деятельностью религиозных организаций |
11 |
6,0 |
||
Итого |
200 |
100,0 |
Всего около 20 % всех опрошенных ощущают помощь со стороны религиозных организаций. При этом мигранты дополнительно отмечали, что чаще всего оказывается помощь в трудоустройстве (55 упоминаний), в поиске жилья (30 упоминаний), в решении личных проблем (79 упоминаний). Один респондент мог выделить несколько ответов. Учитывая авторитет религиозных организаций среди мусульман, эта цифра крайне низкая. На основании этого можно сделать вывод о необходимости повышения эффективности, использования адекватных форм работы с мигрантами, вовлечения большего числа людей в этот процесс.
Этот факт подтверждают и ответы на следующий вопрос (таблица 5).
Таблица 5. Как вы считаете, насколько активно религиозные организации участвуют в жизни и адаптации людей вашей национальности в Самарском регионе?
Ответы респондентов |
Количество ответов |
Процент |
||
Участвуют самым активным образом, помогают людям в адаптации |
33 |
16,4 |
||
Стараются оказывать помощь, но активной поддержки люди не ощущают |
67 |
33,3 |
||
Не принимают участие в адаптации |
94 |
46,8 |
||
Нет проблем с адаптацией, помощь не требуется |
6 |
3,5 |
||
Итого |
200 |
100,0 |
Почти 50 % опрошенных считают, что религиозные организации не принимают участие в адаптации мигрантов в Самарском регионе. И это несмотря на то, что люди регулярно посещают мечеть и другие организации.
Важно отметить, что в ходе исследования не подтвердилась гипотеза о том, что мигранты, посещающие мечеть и другие религиозные организации, лучше вовлечены в их деятельность: они сталкиваются с меньшим количеством конфликтов на национальной или религиозной почве и ощущают больше помощи со стороны таких организаций, нежели те мигранты, кто не включен в деятельность религиозных организаций. Опрос показал, что отличий между мнениями трудовых мигрантов - мусульман, участвующих в религиозной жизни, и деятельности религиозных организаций и теми, кто не включен в эту сферу, нет. Также не выявлено различий в оценках взаимодействия с религиозными организациями представителей различных национальностей, возрастных групп.
По результатам исследования выяснилось, что помощь и поддержку в равной степени получают все группы инокультурных мигрантов Самарской области. И также в равной степени они низко оценивают такую помощь.
Это говорит о том, что, возможно, имеет место односторонняя связь между мигрантами и религиозными организациями. Мусульмане приходят в мечети, но диалога с ее представителями нет, нет взаимопонимания. Кроме того, большинство мигрантов не знают о программах и возможностях религиозных организаций. Необходимо больше работать не только с местными мусульманами, а в этом плане Региональное Духовное управление мусульман Самарской области имеет успешную практику, но и с мигрантами. В частности, информировать эту значительную по численности часть региональной уммы обо всем, что происходит в религиозной жизни области.
В своем докладе на IX съезде ЦДУМ "О ситуации в мусульманском сообществе России и задачах ЦДУМ в современных условиях" руководитель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгат хазрат Таджутдин сказал следующее:
«Все мы хорошо понимаем, что для организации эффективной работы мусульманских религиозных организаций нам всем необходимо проанализировать и понять, в каких условиях нам придется работать в ближайшее время. Между тем обстановка в мусульманских общинах характеризуется как сложная и весьма противоречивая.
Надо отметить, что государство создает весьма комфортные условия для развития ислама как одной из основных традиционных религий в нашей стране. Принято и действует законодательство, обеспечивающее полную свободу вероисповедания, невмешательство чиновников в дела религиозных организаций. Строятся и открываются новые мечети, медресе и университеты. Развиваются исламские образование, СМИ. Государство, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации оказывает мусульманским организациям существенную моральную, материальную и организационную помощь» [4].
Поддержка властей, взаимная заинтересованность всех сторон адаптационного процесса позволяют рассчитывать, что в ближайшем будущем адаптация мигрантов в культурно отличимую среду будет максимально эффективна. Работа с приезжими гражданами будет вовлекать в себя всё больше и больше нуждающихся в ней людей.
Так, например, Ширван Керимов - председатель «Лиги азербайджанцев Самарской области» на заседании Президиума Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России отметил, что необходимо в некоторых направлениях быть еще более активными. В нескольких регионах России идет процесс создания местных национально-культурных автономий и необходимо, чтобы вице-президенты усилили работу в данном направлении и оказали им поддержку: «На очередном съезде ФНКА АзерРос, который пройдет в октябре 2013 года, должны быть представлены большинство российских регионов». Союн Садыков также отметил, что необходимо выявлять активных молодых людей из числа студентов и привлекать их к общественной, социально-экономической, политической и культурной жизни, давать им возможность всесторонне проявлять себя. В связи с этим вице-президентам поручено усилить работу по духовно-нравственному воспитанию молодежи [3].
26 сентября 2012 года в Самарской соборной мечети прошел съезд Регионального духовного управления мусульман Самарской области. Участие в нем приняли вице-губернатор самарской области Алексей Бендусов, спикер губернской Думы Виктор Сазонов, мэр областной столицы Дмитрий Азаров, а также гости из Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Пензенской области. Одним из главных событий съезда стало избрание нового муфтия губернии, которым стал Талип-хазрат Яруллин.
В своем выступлении на съезде вице-губернатор Самарской области Алексей Бендусов заверил нового муфтия, что все инициативы и начинания РДУМСО, направленные на поддержание мира и атмосферы взаимного доверия в обществе, найдут поддержку в администрации губернатора и областном правительстве. «Уверен, что на столь высоком посту вы сможете наиболее полно использовать потенциал мусульманских религиозных организаций области на благо всех народов, населяющих наш регион, - сказал он» [10].
Глава городского округа Самары Дмитрий Азаров на съезде выступил со следующим обращением: «Считаю, что конструктивное взаимодействие администрации Самары с региональным духовным управлением для нашего города просто необходимо. Ведь перед нами стоят одни и те же задачи. Это забота о сохранении культурных ценностей, традиций, обычаев, духовное воспитание молодежи, поддержка института семьи, претворение в жизнь социальных программ и многое другое» [11].
Поддержка областной и городской администрации очень важна для развития религиозных организаций. Хорошие взаимоотношения всех сторон процесса адаптации мигрантов в культурно отличимую среду имеют ключевое значение в успешной деятельности мусульманских религиозных организаций.
Региональное Духовное управление мусульман Самарской области входит в состав Центрального Духовного управления мусульман России. В настоящее время в составе РДУМСО - централизованного религиозного управления, объединяющего практически все существующие в Самарской области мусульманские религиозные организации, - находится свыше 80 религиозных организаций (приходов - махалля). На территории области действуют 71 мечеть, 6 безхрамовых приходов, 5 воскресных школ (в городах Самара, Тольятти, Сызрань, селах Камышла и Шентала), а также 2 медресе (в селе Алькино Похвистневского района и в Самаре при Соборной мечети) [5]. Это огромнейший потенциал, который необходимо развивать и вовлекать в него максимальное количество мигрантов.
Рецензенты:
Андронова Ирина Владимировна, доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой связей с общественностью ФГБОУ ВПО «Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики», г. Самара.
Мухаметшина Наталья Семеновна, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.