Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE NORMATIVE LEGAL REGULATION FOR THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF INFORMATIZATION

Zakharov A.V. 1
1 National Research University «Belgorod State University»
The transition from an industrial society to an information society, in which the main resource becomes information has been distinctive feature of our times is. Penetrating into all spheres of activity of the society and the state, the information becomes the specific political, material and cost expression. In response to the increasing role of the information on the modern stage, the legal regulation of public relations arising in the information sphere is the priority direction of the process of lawmaking in the Russian Federation, one of the goals of which is the normative legal regulation of the activity of the subjects of the Russian Federation in the sphere of informatization. Highlighting issues of a legal confirmation of the role and place of information resources of the region in the system of management of the economy and social processes in the society. We consider a system of informing the population about the activities of the Federal bodies of state power and bodies of state power of the subjects of the Russian Federation.
informatization.
region
information security
information technology

Экономическое развитие регионов и переход к рыночным механизмам регулирования экономики со стороны государства обусловили резкое увеличение роли информационных ресурсов и систем информатизации в жизни общества. Особенно ярко это выражено в регионах, где объективные факторы широкого внедрения новых информационных технологий (резкое увеличение количества средств вычислительной техники, снижение стоимости современных вычислительных систем и т.п.) соответствовали субъективным факторам (наличию значительного числа квалифицированных пользователей, системы подготовки специалистов и технологической базы производства в сфере информатизации) [10].

Сочетание названных факторов привело к тому, что за последние пять - семь лет в регионах созданы значительные информационные ресурсы, представленные в виде, пригодном для автоматизированной обработки (например, в Воронежской области созданы и поддерживаются в актуальном состоянии около 500 баз данных, касающихся различных сфер жизнедеятельности государства, экономики и общества). Появились системы электронных коммуникаций (сеть ИНТЕРНЕТ, и т.п.), разработаны первые отечественные системы автоматизации, получившие признание не только в России, но и за рубежом (СУБД «Линтер»), геоинформационные системы фирмы "Компьютерные технологии" и т. п.) [9]. Неясность их правового статуса обусловила необходимость законодательного и нормативно-правового регулирования деятельности в сфере информатизации не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации.

Существующая в настоящее время федеральная законодательная и нормативно-правовая база информатизации и информационной безопасности образована в основном следующими законодательными актами:

Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 пункт "и" информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что резко сужает правоспособность субъекта Российской Федерации в этой сфере и уже не в полной мере отражает потребности регионов и складывающиеся общественно-экономические реалии [1].

Новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Главой 28 УК введена уголовная ответственность за ряд нарушений в сфере компьютерной информации, однако, практически полностью отсутствует процессуальное и криминалистическое обеспечение процедур выявления и расследования деяний, признаваемых уголовными преступлениями. Слабый уровень специальной подготовки в этой сфере специалистов правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и др., имеющих право ведения оперативно-розыскной деятельности) вызывает сомнения в эффективном применении норм УК в повседневной деятельности. Единичны факты расследования уголовных дел, возбужденных по статье 272 УК РФ "Неправомерный доступ к компьютерной информации" [3].

Федеральный Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Данный закон во многом решает задачи введения понятийного аппарата, определения границ объекта регулирования в процессах информатизации и защите информации,  не оставляя в стороне как предыдущий федеральный закон, вопросы реализации установленных положений [4].

Анализ содержания принятых в субъектах Российской Федерации законодательных актов показал, что всем им присущ общий недостаток - полное отсутствие норм, регулирующих процессы создания, распространения и эксплуатации автоматизированных информационных ресурсов (представленных в форме пригодной для обработки средствами вычислительной техники), а также электронных архивов.

Реально сложившееся положение в сфере информатизации и защиты информации ставит перед юридической наукой следующие проблемы:

- Правового закрепления роли и места информационных ресурсов региона в системе управления экономикой и социальными процессами в обществе (реестр собственности, демографические данные, статистические показатели экономического уровня региона и т.п.).

- Возникают большие проблемы с финансовым обеспечением работ в сфере информатизации и защиты информации. В бюджете всех субъектов Российской Федерации должна быть самостоятельная строка, обеспечивающая необходимый уровень работ в области информатизации и защиты информации. Это гарантированное выделение средств на первоочередные задачи информатизации, которые должны решать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, экономия на разработке одного и того же средства информатизации для нескольких потребителей, возможность организации конкурсов и привлечения независимой экспертизы предлагаемых проектов, возможность стимулирования и поддержки местных разработчиков средств информатизации.

- Отсутствует правовое закрепление процедуры учета (регистрации) субъектов информатизации региона (лицензирование осуществляется лишь на федеральном уровне). Это, в свою очередь, порождает некачественное выполнение работ в сфере информатизации и защиты информации и невозможность реализации правового механизма ответственности [6].

- Отсутствует действующий правовой механизм унификации и стандартизации информационных ресурсов. За бюджетные деньги создаются информационные ресурсы в различных форматах, на различных платформах, с использованием различных протоколов, что существенно затрудняет интеграцию и их совместное использование в дальнейшем, провоцирует появление каналов несанкционированного доступа (в вынужденных процессах преобразования форматов) [8].

Для устранения возникающих проблем и препятствий в сфере информатизации регионов (субъекта Российской Федерации) предлагается:

1. Внести в Конституцию Российской Федерации поправки, заключающиеся в переносе деятельности в сфере информатизации и связи в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, т.е. из статьи 71 пункта "и" в статью 72 пункта "б".

2. Разработать механизмы создания, эксплуатации и защиты информационных ресурсов, принадлежащих различным юридическим и физическим лицам. Юридически корректным и наиболее целесообразным с практической точки зрения явилось бы создание многоступенчатой региональной системы государственного регулирования (управления) в сфере информатизации, включающей:

а) орган управления информатизацией (скорее всего подразделение в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий управленческую деятельность, формирующий нормативно-правовую основу деятельности всех субъектов в сфере информатизации (региональные стандарты информационных ресурсов, уровни защищенности информации для различных категорий и т.п.), контролирующий процесс информатизации, реализующий меры правового воздействия на субъекты информатизации, а также в случае необходимости использующий право законодательной инициативы;

б) фонд информатизации субъекта Российской Федерации, например, в виде государственной некоммерческой организации, осуществляющей основную производственную деятельность по эксплуатации информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, а также выполняющий функции генерального заказчика по разработке средств информатизации и информационных ресурсов за счет средств областного бюджета;

в) многочисленные коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность в сфере информатизации, при условии их обязательной регистрации на уровне субъекта Российской Федерации.

3. Ввести административную ответственность за нарушения в сфере информатизации и защиты информации. Существующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает наложение административных взысканий за правонарушения в сфере информатизации. Меры административного взыскания должны быть дифференцированы в виде как денежных штрафов (в условиях рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов они являются одним из наиболее эффективных способов государственного регулирования), так и лишения права осуществлять свою деятельность в информационном пространстве региона.

4. Создать механизм реализации административной ответственности (административный процесс), упрощающий существующий административный процесс, в вопросах, связанных с рассмотрением дел, касающихся правонарушений в сфере информатизации.

Сегодня в федеральных округах активно действуют комиссии, координирующие деятельность территориальных органов исполнительной власти в области обеспечения правового обеспечения информационной безопасности. Развивается система информирования населения о деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развивается информационная инфраструктура. Шире и эффективнее действуют региональные системы защиты информации.

Таким образом, несмотря на то, что в Российской Федерации за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, в настоящее время существует  острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

Рецензенты:

Борисов Геннадий Александрович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный  исследовательский университет», г. Белгород.

Тычинин Сергей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный  исследовательский университет», г. Белгород.