Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MEDICO-SOCIAL ASPECTS OF THE ORGANISATION OF WORK OF MEDICAL WORKERS ´ OF GENERAL HEALTH AND DENTAL CLINICS

Psigusov M.A. 1
1 Russia research institute of railway hygiene of the Russian Agency for Health and Consumer Rights, Moscow (125438, г. Москва, street Пакгаузное шоссе, 1, к. 1. e-mail:[email protected])
The article is devoted to the analysis of the satisfaction of the labor process of doctors of the dental profile in comparison with the medical staff of general medical network, shows the peculiarities of professional activities of medical workers dental profile and have developed offers on improvement of work of medical workers. The most frequent motivation to work are: high salary, a longer holiday, the proximity of the work to the house, civil lia-bility in combination with a feeling of compassion to the patient. In connection with the dominance of the socio-economic component of the selection, the main factors of job satisfaction were: a longer holiday and high wages. More intensively working with high risk to the health of the medical staff of the dental clinics, had more good equipment, the higher the satisfaction with the work and the atmosphere at the workplace, in much more exposed to psychoemotional stress and needed in solving priority problems in the organization of a special area for rest and psychological unloading in comparison with the staff general medical network.
factors
мotivation
satisfaction
infections
medical workers
general medical network
stomatology
labor activity

Введение

Медицинские работники стоматологических клиник имеют риск заразиться инфекционными заболеваниями. Заболеваемость в данной категории населения в 10 раз выше, чем медицинских работников общей лечебной сети (ОЛС) [1,2], особенно молодые специалисты, которые больше времени работают с больными [3,4,5,6]. В этой связи с целью изучения социально-гигиенических условий труда и путей улучшения организации трудовой деятельности был проведён социологический опрос сотрудников стоматологических клиник  и ОЛС [7].

Целью исследования явилось определение основных медико-социальных аспектов и мотивационных установок  к работе медицинских работников общей лечебной сети  и  стоматологических клиник.

Материал и методы

Материал социологического опроса медицинских работников общей лечебной сети  и  стоматологических клиник (n=520) по вопросам удовлетворенности и мотивационных установок к работе.

Результаты исследования и обсуждение

Среди опрошенных отмечена достаточно высокая удовлетворенность работой (83,9 %). Медицинских работников, в полной мере удовлетворенных своей работой (14,3 %), практически в 5 раз меньше, нежели удовлетворенных (69,6 %). Подобная тенденция прослеживается как в стоматологической практике, так и в ОЛС. Общий уровень неудовлетворенности трудом характеризуется относительно высоким показателем среди работающих в ОЛС по сравнению с работающими в стоматологических клиниках и выше в 2,6 раза (23,4 % против 8,9 %). Соответственно, для совершенствования работы с кадрами необходимо повышенное внимание организаторов здравоохранения к проблемам медицинских работников, особенно молодых, являющихся коренными жителями столицы или другой территории. Среди медработников, наиболее часто контактирующих с инфекцией, больше удовлетворённых работой и значительно меньше не довольных своей работой по сравнению с респондентами, имевшими случайные контакты с инфекцией. Причины, влияющие на удовлетворенность работой, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мнение работников о причинах заинтересованности в работе (% ответов, ранговое место)*

Мотивация к работе

Работающих в

Все опрошенные

стоматологических клиниках

общей лечебной сети

%

ранг

%

ранг

%

ранг

Высокая заработанная плата

58,4

1

28,0

3

43,4

2

Продолжительный отпуск

57,0

2

36,4

1

46,9

1

Наличие других льгот

14,5

8

14,5

8

14,5

8

Возможность без проблем получать медицинскую помощь

17,2

6

22,0

5

19,5

6

Близость работы к дому

27,6

4

35,5

2

31,5

3

Адекватные нагрузки

18,6

5

24,3

4

21,4

5

Желание работать в условиях риска

5,0

9

2,3

9

3,7

9

Чувство жалости к больным, гражданская ответственность

28,1

3

17,8

6

23,0

4

Невозможность смены специальности

14,9

7

15,0

7

14,9

7

Другое

4,1

10

0,5

10

2,3

10

* Допускался выбор нескольких ответов.

По данным таблицы 1, наиболее частыми мотивациями к работе являются: высокая заработная плата, более продолжительный отпуск, близость работы к дому, гражданская ответственность в сочетании с чувством сострадания к больному. В связи с доминированием социально-экономической составляющей выбора, основными факторами удовлетворённости трудом явились: более продолжительный отпуск и высокая заработная плата (более 40,0 % ответов). Однако мотивационные установки в зависимости от учреждения разнились. Повышенная заработная плата, привлекательная для 58,4 % медработников стоматологических клиник, оказалась значимой только для 28,0 % опрошенных в ОЛС, для которых основным мотивом выбора была продолжительность отпуска (36,45 %). Фактор близости работы к дому также более значим для медработников ОЛС (35,5 % против 27,6 %). Тяжесть профессиональных нагрузок в большей степени ощущали работники стоматологической помощи, которые также испытывали жалость к больным и гражданскую ответственность.

В среднем для 22,0 % респондентов ОЛС и 17,2 %  -  стоматологических клиник мотивацией к работе явилась возможность без проблем получить медицинскую помощь. В равной мере (по 14,5 %) мотивацией к удовлетворенности работой было наличием льгот, либо (по 15,0 %) в силу невозможности смены специальности. Желание работать в условиях риска было менее распространенной мотивацией,  но более привлекательной для работников стоматологических клиник (5,0 % против 3,7 %) (p<0,05).

Основные причины неудовлетворенности работой были связаны с экономическими и социально-психологическими аспектами трудовой деятельности. К примеру, уровень заработной платы и предоставляемые льготы, не компенсирующие трудовые затраты, вызывали неудовлетворенность практически каждого третьего (29,4 %) респондента. Особенно много было недовольных в ОЛС (40,2 %). Показатель неудовлетворённости в стоматологических клиниках был значительно ниже (19,0 %), т.е. в 2,2 раза. Фактор, как «отсутствие дополнительных доходов», был среди медработников ОЛС, нежели стоматологических клиник. Неудовлетворённость санитарно-гигиеническими условиями труда и полнотой профилактических мероприятий в целом была в пределах 5,0 %, однако медработники стоматологических клиник были более критичны, чем в ОЛС. По результатам опроса, основные причины, влияющие на удовлетворённость работой, лежат в плоскости неадекватного решения социально-экономических проблем медицинских работников, находящихся под прессингом обстоятельств, в основном нравственно-психологического характера.

Наряду с тем, что в среднем пятая часть опрошенных не испытывали чрезмерную нагрузку, потому как большинство из них оценили свою работу среднеинтенсивной (51,3%). Высокую интенсивность трудового процесса отметили 43,2 % медицинских работника, большинство которых работали в стоматологических клиниках (65,2 %). Респонденты, оценившие свой труд высокоинтенсивным, были в возрастной группе от 30 до 50 лет (73,4 %). Из числа ежедневно контактирующих с инфекцией, каждый четвертый медработник испытывал значительные перегрузки. Установлена достаточно высокая роль совместительства.

Учитывая высокую заинтересованность медицинских работников ОЛС в повышении уровня материальной обеспеченности, несколько меньшую степень интенсивности труда, вполне объяснимы высокие показатели совместительства в данной группе респондентов. Среди лиц, наиболее часто контактирующих с туберкулёзной инфекцией, внутреннее совместительство было у одной трети опрошенных. Уровень совместительства был выше у обслуживающего и среднего медицинского персонала (33,9 %). Наиболее высокий уровень совместительства был у респондентов в возрасте до 40 лет, особенно у приезжих.

Важной характеристикой трудового процесса в медицинском учреждении является состояние психологического микроклимата в коллективе. По результатам опроса, более 35,0 % респондентов выразили удовлетворенность психологическим климатом, что способствует формированию положительных эмоций, необходимых в работе. Позитивное восприятие атмосферы на рабочем месте отметили 40,7 % работников стоматологических клиник и у 30,7 % ОЛС. На общем фоне мнений медицинских работников вектор настроений респондентов стоматологических клиник имеет более выраженную положительную направленность. При этом наличие отрицательных эмоций, связанных с работой, а именно: ощущение угнетения, подавленности, дискомфорта  отмечено как в ОЛС, так и в стоматологических клиниках (40,1 и 36,3 % соответственно). Структура рассматриваемого параметра представлена двумя составляющими, одна из которых характеризуется тем, что наиболее сильные негативные эмоции испытывали менее 6,0 % медработников стоматологических клиник и 9,0 % работников ОЛС; другая -  выраженность утомления и дискомфорта сопровождали практически одну треть респондентов: 30,6 % в стоматологических клиниках и 31,1 % в ОЛС.

Нейтральное восприятие производственной среды в большей степени было свойственно медработникам ОЛС, нежели стоматологических клиник (29,2 % против 23,0 %). Тем не менее удовлетворённость врачебного персонала была выше, чем у среднего (36,6 % против 30,2 %). Негативное психоэмоциональное восприятие трудовой деятельности существенно преобладало у медработников среднего звена (42,2 %), а также имеющих проблемы со здоровьем (25,2 %). По показателю позитивного эмоционального восприятия трудовой деятельности 23,0 % медработников с наиболее высокой степенью риска испытывали удовлетворенность и радость от качества своей работы, что в 2 раза выше, чем имевших редкий контакт с инфекцией. Индифферентное восприятие рабочей атмосферы отметили 16,0 % опрошенных, работа которых не сопровождалась частым контактом с инфекционными больными.

Выводы

Более интенсивно работающий с высоким риском для здоровья медицинский персонал стоматологических клиник  имел более хорошую оснащенность, более высокую удовлетворённость трудом и атмосферой на рабочем месте, в значительно большей степени больше подвергался психоэмоциональному напряжению и нуждался в приоритетном решении проблемы в организации специального помещения для отдыха и психологической разгрузки, чем персонал ОЛС.

Рецензенты

Иванова Маиса Афанасьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.

Гончарова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.