На современном этапе развития цивилизации возникла настоятельная потребность в выработке основ правильного экологического сознания и элементов правильного поведения каждой конкретной личности в среде своего обитания. Основную роль в этом играет изучение наиболее важных закономерностей и понятий общей биологии, экологии, природоохранной деятельности, химии, физики [7-9]. Содержание дисциплин позволяет создать естественно-научную картину мира, раскрыть сущность и действие законов и явлений природы, помогает понять не только закономерности развития реального мира, но и мира социального.
В системе высшего профессионального обучения это приобретает ещё большую значимость, так как выпускники, не владеющие основами знаний по естественно-научным дисциплинам, реализуя профессиональную деятельность, могут нанести непоправимый ущерб природной окружающей среде [6; 10]. Изучение основ естественно-научных дисциплин необходимы не только в плане общего развития, но и для знания основ здорового образа жизни, основных закономерностей природоохранной деятельности в производственной и бытовой сферах [11].
Дисциплины естественно-научного цикла - это то, с чем сталкивается вчерашний школьник в вузе. Поэтому необходим дифференцированный подход к процессу обучения и оценки знаний студентов [1; 2; 17]. В связи с этим методически правильное проведение учебных занятий позволяет преподавателю в совместной работе со студентами решить ряд важных учебно-воспитательных задач, активизировать познавательную деятельность студентов, используя разнообразные педагогические методы и приёмы [13-16].
Дифференцированный подход и разнообразные формы обучения способствуют улучшению качества усвоения студентами программных знаний, расширению кругозора; развитию у обучаемых умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике. Способствует формированию эмоционально-ценностного отношения студентов к обучению, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии, а также повышает адаптивные возможности личности в современной социальной среде за счет формирования гибкого, нешаблонного мышления и объективной самооценки. При этом у студентов формируются позитивные свойства личности [12].
При изучении такой дисциплины, как химия, возникает и воспитательный момент, который способствует осознанию студентом, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений, в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении научных исследований.
Все задачи учебно-воспитательного процесса связаны между собой и практически неразделимы. Решению этих задач способствует большое разнообразие существующих в методической практике видов учебных занятий [3]. Особое место занимает так называемая нестандартная форма проведения учебного занятия.
Нестандартное занятие - импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению оно может быть посвящено как изучению нового материала, так и повторению, обобщению, контролю знаний. Нестандартные формы проведения занятий появились как своего рода «ответ» преподавателей на ситуацию снижения интереса студентов к занятиям вообще. Мнения о целесообразности массового ведения таких занятий разделились: одни считают это опасной тенденцией нарушения педагогических устоев, другие рассматривают как прогресс учительской мысли. На наш взгляд, они направлены на организацию более качественного усвоения содержания предмета студентами, развитию их познавательного и творческого интереса.
Среди нестандартных занятий просматриваются две категории: имеющие определенную методическую основу и сугубо импровизационные.
В Ставропольском государственном аграрном университете создана уникальная материально-техническая база [2; 10], которая позволяет на практике проводить следующие виды нестандартных занятий: «Погружение» (изложение теоретического материала темы); «Очевидное - невероятное» (прикладные аспекты изучаемого материала); «Пресс-конференция»; «Деловая игра»; «Сомнение»; «Фантазия»; «Его величество эксперимент»; «Размышление»; «Путешествие»; «Суд»; «Игра» (по типу телевизионных популярных программ: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Морской бой» и др.); «Круглый стол».
Особой популярностью у студентов пользуются интегрированные, бинарные занятия «Диспут», «Конференция», «Экскурсия».
Необходимо подчеркнуть, что перечисленными видами занятий их разнообразие не ограничивается. Каждый преподаватель имеет право применить свою фантазию и творческие способности в процессе конструирования конкретного учебного занятия, который он собирается проводить со студентами.
В практике своей работы учитываем, что:
- методологические знания являются обязательной категорией усвоения;
- развитие познавательных интересов студентов не менее важно, чем формирование у них системы знаний по предмету;
- обе эти цели неразрывно связаны, поскольку овладение способами мышления создаёт эффект растущего понимания.
Уровневой подход к обучению является эффективным средством дифференциации обучения. Индивидуальная работа, проводимая с учащимися, способствует:
- углубленному усвоению предметного содержания, поскольку необходимо знание фактического материала;
- творческому осмыслению изученного материала;
- приобщению студентов к диалогу, поиску группового соглашения в виде общего умения или решения, развитию коммуникативных качеств личности;
- умению чётко и кратко излагать свою позицию, подбирать и обосновывать аргументы, доказательно отвечать на вопросы (тренинг публичного выступления).
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. В этих работах была предпринята попытка проклассифицировать несколько видов и форм проведения нетрадиционных учебных занятий [3-5]. Это далеко не полный перечень методических приемов, которые используются в современной педагогической практике. За рамками данной работы остались такие прогрессивные и перспективные методы, как портфолио, кейс-метод, метод проектов и другие. В рамках одной работы невозможно охватить все. Мы постаралась выделить более универсальные и легко внедряемые методы. Каждый преподаватель может использовать разнообразные педагогические методы и приемы в ходе реализации своей деятельности для формирования познавательной и творческой активности студентов.
Очевидно одно: современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества и формирования высококвалифицированных специалистов, которыми должны являться выпускники ВПО. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом - во всех смыслах, поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место в жизни и цивилизованном обществе. Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.
В свете вышесказанного предлагаем анализ проведенного в Ставропольском ГАУ практического занятия по химии «Определение общей жесткости воды». Это занятие включает в себя большинство методических приемов, изложенных выше: практическое бинарное занятие преподавателей экологии и химии, метод проектов, работа в группах, стилизованное под ученых разных профессий выступление студентов, мультимедиапрезентация.
Цели занятия: определение общей жесткости водопроводной воды, исследование эффективности методов снижения общей жесткости, повторение основных понятий, используемых в титриметрическом анализе; закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием; развитие вычислительных навыков; воспитание чувства ответственности и дисциплинированности при выполнении практической работы.
На занятии были выполнены следующие задачи.
Мировоззренческие: интериоризация в сознании мысли о воде как неотъемлемой части человеческой жизни и необходимости изучения свойств воды, в частности жесткости и способов ее устранения, с целью получения качественной питьевой воды.
Развивающие: развитие внимания и воображения, эмоциональной культуры и культуры речи, экспериментально-исследовательских навыков.
Экспериментальные: ознакомление по литературным источникам с характеристикой качества питьевой воды; экспериментальное определение общей жесткости водопроводной, профильтрованной, вымороженной, прокипяченной воды, воды из минерального источника Карловых Вар.
Учебные: по соответствующим нормативам ГОСТ определение физиологической безопасности исследуемых образцов воды (соответствие оптимальному физиологическому уровню, ПДК - предельно допустимым концентрациям, директивным уровням ПДК); формулирование вывода о необходимости снижения содержания гидрокарбонатов кальция и магния в питьевой воде, выяснение причины высокого содержания гидрокарбонатов кальция и магния в воде, определение экспериментально общей жесткости воды после фильтрования бытовым фильтром, кипячения, вымораживания; формулирование выводов об эффективности снижения содержания гидрокарбонатов кальция и магния в воде различными методами, об оптимальном методе снижения общей жесткости; развитие аналитического мышления в ходе планирования и осуществления эксперимента.
Воспитательные: обучение умению работы в группах для достижения общей цели, формирование ситуации успеха и взаимопомощи у студентов, воспитание умения вести диалог, мотивации к самоуправлению в учебно-познавательной работе.
Занятие проводилось по следующему плану.
1. Актуализация, формулирование целей и задач.
2. Теоретическая часть. Вода. Значение в жизни человека, показатели качества пресной воды, общая жесткость воды (выступление преподавателей химии и экологии, наглядный эксперимент, сообщения студентов, стилизованные под представителей разных профессий (врача, технолога, физика, химика, биолога, эколога, лаборанта).
3. Экспериментальная часть. Правила ТБ. Работа в группах. Определение общей жесткости воды в образцах «Водопроводная вода», «Вода после фильтрования», «Вода после вымораживания», «Вода после кипячения», «Вода из г. Карловы Вары».
4. Оформление результатов эксперимента: составление протокола занятия, пояснение хода эксперимента, химической сущности процесса. Оформление протоколов экспериментов. Определение степени снижения общей жесткости воды после кипячения, вымораживания и фильтрования. Составление диаграммы по полученным результатам, с помощью цветной бумаги на ватмане со шкалой «%».
5. Выводы. Составление выводов, разработка рекомендаций и запись их в протокол.
6. Итоги занятия.
7. Оценка занятия (рефлексия).
В ходе данного занятия студентам в игровой и увлекательной форме была доведена мысль о том, что современная наука включает в себя множество тесно связанных между собой областей знания. Каждая из этих наук занята изучением конкретно-частных законов своей области. Современная химия развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и другими науками. Роль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудовой деятельности людей, в их отношениях с окружающей природной средой, природа химических знаний, пути и средства их формирования - вот та основа, на которой вырастают социально-экономические вопросы химии. Вместе с тем добавляемые химией и химической производственной практикой знания о природе, о вещах и растущая на этой основе власть людей над природой всегда были богатейшим источником, питающим развитие научного мировоззрения, развитие общих представлений о мире, о природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания, отражения действительности.
Эффективная организация образовательного процесса в современном учебном учреждении невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к студентам. Поэтому очень важно создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. Достижению этих целей способствует внедрение в практику преподавания нестандартных занятий.
Рецензенты:
Духина Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.
Стародубцева Галина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.