Конец ХХ века преподнес нам немало новшеств во многих сферах жизни, в том числе создал условия для рождения нового визуального языка, что в свою очередь усилило проектное, прогностическое начало и предвидение в дизайнерском освоении действительности [2]. Первоочередной задачей современного специалиста по предметным формам является решение не только актуальных проблем, но и прогнозирование будущих материальных и духовных запросов человека. Для осуществления этой задачи каждый дизайнер должен внимательно вслушиваться в окружающий мир, отзываясь на различные проявления образов и чутко воспринимая сообщения. Но получить новую информацию чрезвычайно сложно, так как в потоке внешних раздражителей специалист обычно воспринимает то, что укладывается в рамки имеющихся знаний и представлений. Возникает закономерный вопрос о том, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у будущего профессионала для того, чтобы он смог справиться с проектированием пространственно-предметной среды будущего? Ведь столкновение с каждой последующей задачей потребует от проектировщика определенной перестройки своего профессионального опыта. Ранее используемые методы работы станут неприемлемыми в силу конструирования новых приемов, соответствующих индивидуальному пониманию очередной проектной ситуации.
Сегодня наиболее острым является «вопрос о качественной перестройке проектной деятельности» [6] и совершенствовании дизайнерского образования. Проблема всякого высшего образования, а дизайнерского в особенности, это – прежде всего проблема «преодоления односторонности ее профессионального развития, готовящего будущего специалиста скорее к какой-то определенной, социально заданной функции, а не к живой развивающейся деятельности, задающей жизнь самой психике, меняющей ее в ходе развития, обогащающей новым содержанием и новыми возможностями» [6].
Если понимать профессиональное развитие как способность менять в себе то, что должно измениться, как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций), тогда «на выходе» у нас есть шанс получить компетентного специалиста, способного «мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности» [4].
Какой же должна быть профессиональная компетенция, чтобы вкупе с личностной была сформирована основная дизайнерская способность – готовность к постоянным изменениям в жизни, к совершенствованию своих знаний и получению удовольствия от решения возникающих интеллектуальных задач.
Проблема компетенций является в системе образования одной из наиболее обсуждаемых. Вместе с тем, рассматривая вопрос о профессиональных компетенциях дизайнеров и процессе их формирования, мы опираемся на точку зрения Вербицкой Н. О. [1], разделяющей понятия учебно-профессиональная и профессиональная компетенции. Мы полагаем, что именно процесс дизайнерской деятельности является деятельностной основой, «сращивающей» учебные и профессиональные компетенции дизайнеров. Это делает возможным для дизайнеров, обучающихся, делать творческие работы не только не уступающие, но в отдельных случаях и превосходящие по качеству профессиональные.
Рассмотрим сам процесс дизайнерской деятельности – проектирование. Все виды проектирования: техническое, гуманитарное, художественное и т.д., имеют множество различий, соблюдая при этом единые методологические принципы организации, а именно – «двухслойную организацию»: слой видения и понимания; слой организации и действия. Преобразование во всех видах проектирования начинается с момента необходимости решения какой-либо задачи сначала в мышлении проектировщика, а затем в его действиях. Процесс построения плана и технологии выполнения пунктов этого плана вторичен по отношению к процессу построения концепции. В случае осознанной творческой активности дизайнера отправной точкой процесса проектирования является момент нахождения им противоречия в окружающей действительности. «Увидеть» его он сможет только в том случае, если он готов к этому действию, ведь он исходит не столько из того, что видит, сколько из того, что знает. Собственно говоря, он даже видит, что знает [5].
Визуальная культура современного человека состоит в способности охвата целостности мира, создании представления о нём, оценке различных образов. В них, как и в отвлечённых понятиях-мыслях, содержится огромное духовное содержание, отражающее дух времени. «Картина» мира отдельного человека представляет собой многочисленную информацию, имеющую системный вид, включающую субъективную карту пространства и времени, схемы отношений между объектами, набор правил, управляющих тем миром, в котором живет данный человек. «Только создав себе мир в виде целостной его «картины», человек может в нем функционировать» [2]. Предметный мир существенно дополняет «картину» мира человека. Пространственные структуры, архитектурные объемы и детали – проясняют, усиливают и даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства. Пластичная форма посуды, бытовых приборов и одежды придают этому состоянию различные оттенки. Все вместе они образуют широкую гамму воздействий на внутренний мир человека, обогащая его «картину» мира, делая ее сложнее и многоцветнее. Находясь в средовой структуре, насыщенной оригинальными предметными формами, человек получает возможность мысленно достраивать и совершенствовать собственный взгляд на мир. Чем сложнее он становится, тем интереснее становятся человеческие отношения с реальностью. А роль и ответственность проектировщиков предметного мира возрастает с каждым днем, так как именно от их профессионализма зависит сохранение «в особых формах художественной культуры тех связей с материальной средой, которые складывались в прошлом» [7] и развитие способности у каждого человека воспринимать усложняющуюся жизнь.
Визуальная культура проявляет значимость целостной «картины» мира, а для будущего дизайнера – это необходимая потребность для осуществления деятельности по творческому проектированию. Именно эстетическая необходимость воспринимать и чувствовать гармонию (дисгармонию) пространственно-предметной среды формирует профессиональную готовность дизайнера к преобразованию действительности. Проектируя образ будущего, материальная база которого закладывается уже сегодня, дизайнеры проявляют себя и как регуляторы отношений между людьми и природой. Ведь именно дизайнер придает форму среде, в которой мы все живем, и орудиям, которыми мы пользуемся. Для того чтобы соотнести окружающую человека среду и его личностную целостность, будущему специалисту необходимо профессиональное умение структурного видения реальной действительности.
Как выглядит структура «картины» мира в осознанном представлении дизайнера?
Во-первых, гармонично выстроенная среда обитания человека, его орудий, и собственно сам человек. Природа – та, что существует независимо от деятельности человека, и «зеленая архитектура» – результат его воображения и преображения реальности. Окружающая застройка, в которой протекает наша повседневная жизнь, образующая архитектурно организованное пространство города, площади, улиц и дорог. «Архитектура средств передвижения, циркулирующих в данном пространстве» [3] и архитектура малых форм. Индустрия потребительских товаров и быстро реагирующие на изменения такие области промышленности, как персональные компьютеры, телевидение, аппаратура с высокой точностью воспроизведения, кинокамеры и другие электронные устройства. Стационарная обстановка производственных, общественных и жилых помещений с необходимой бытовой утварью и производственным инвентарем. Наконец, сам человек и составляющие его образа: одежда, прическа, украшения.
Все вышеперечисленные элементы системы тесно взаимосвязаны друг с другом и «рассматриваются не сами по себе, а как значимое соединительное звено между человеком и средой обитания» [7]. Ведь восприятие базируется на способности человека соотносить те или иные впечатления /зрительные, тактильные, психологические/ от визуальной среды с «восприятивным опытом» всей его жизни, с предпочтениями и практикой личных контактов с действительностью. В трудах Кагана М. С., Щедровицкого Л. П., Дубровского В. Я., раскрывающих методологию и теорию деятельности, мы находим, что проектирование предстаёт как деятельность, в процессе которой конструируются образы новой действительности на основе прежнего опыта и былых впечатлениях.
Сегодня нет во вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания и само по себе, и как исходная точка формирования оригинальных эстетических переживаний. Поэтому дизайнерское искусство встало перед новой стороной собственной технологии, перенося центр тяжести в работе дизайнера с поиска элементов новых форм на поиск способов их синтеза. Исходя из этого, считаем целесообразным ориентировать процесс теоретического обучения творческому проектированию на следующие методы:
- абстрагирования /отвлечение от всего несущественного/;
- обобщения /фиксацию необходимых связей структуры объекта восприятия/.
Раскрывая сущность вышеперечисленных понятий студентам, мы создаем каркас будущих профессиональных знаний, так как именно «в категориях заключена сама логика профессионального сознания проектировщика, которая определяет динамику проектного процесса, связь понятий с действиями» [4]. Кроме того, что категории с самого начала обучения раскрывают алгоритм и механизм процесса творческого проектирования, «они создают образы для мысли» [5]. А далее, «мысль созидает адекватную себе форму» [5].
Заметим, что образ как оперативная единица наглядно-образного мышления отличается от других образов, отражающих реальные свойства предметов. «Его создание не есть акт простого созерцания находящегося перед глазами объекта или его изображения, а результат особой интеллектуальной деятельности, требующей специальных навыков и умений, наличия выработанных установок внимания, определённой культуры видения» [4]. Студенты, впервые приступающие к творческому проектированию, не могут справиться с ним, так как запас образов памяти недостаточен для свободного воображения и получения новых образов. Следовательно, на данном этапе основной задачей становится создание личного «парка образов» у каждого студента.
Далее задача специалиста в том, чтобы его индивидуальное видение решения противоречия получило адекватное выражение в ситуации деятельностной, то есть нашло свое практическое воплощение в способе решения проектной проблемы. Благодаря заданной последовательности учебных заданий деятельностью студента становится не только поиск условий и средств, но и собственных способов решения задачи. Творческий процесс не прекращается, так как авторский метод будущий дизайнер совершенствует в профессиональном направлении: от построения частных задач в пределах заданной системы он переходит к программированию всего процесса в целом. Вовлечение в процесс творческого проектирования все большего числа компонентов деятельности переводит его в новый ранг творческой проектной деятельности. В структуре творческой проектной деятельности мы выделяем следующие элементы (компоненты):
КОМПОНЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ – ПОИСКОВАЯ КОМПОНЕНТА – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА – КОМПОНЕНТА ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ – ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПОНЕНТА.
Схема творческого проектирования как процесса
Представленные компоненты процесса творческого проектирования мы описываем следующим образом:
Компонента визуальной культуры – отправная точка процесса творческого проектирования:
- поиск идей, выбор основной идеи;
- построение на ее основе концепции будущего дизайн-продукта.
Следующая – поисковая компонента – представляет собой этап выработки алгоритма всего процесса творческого проектирования, начиная с исследования исходной ситуации с намерением:
- описать предполагаемый будущий дизайн-продукт и его свойства;
- составить план процесса творческого проектирования и предполагаемых входящих задач.
Изобразительная компонента – визуализация, сопровождающая весь процесс творческого проектирования (основные этапы):
- визуализация как вспомогательный элемент процесса анализа;
- визуализация как вспомогательный элемент процесса создания образа;
- визуализация как вспомогательный элемент процесса презентации;
- визуально-изобразительные средства как катализатор процесса творческого проектирования.
Компонента проектного моделирования представляет собой процесс формирования:
- инструментальной состоятельности дизайн-продукта;
- социально-культурной осмысленности дизайн-продукта;
- объемно-пространственного решения дизайн-продукта.
Презентационная компонента – это организация процесса демонстрации с помощью аудиовизуальных и коммуникационных средств:
- инструментальных, социально-культурных и объемно-пространственных свойств дизайн-продукта.
Исследовательская компонента – заключительный этап анализа и переосмысления:
- концепции дизайн-продукта;
- характеристик и свойств дизайн-продукта;
- процесса творческого проектирования дизайн-продукта.
Связи функционирования обеспечивают реальную жизнедеятельность компонентов творческого проектирования как системы. Таким образом, у будущего дизайнера в процессе творческого проектирования сохраняется связь всех этапов с исходной ситуацией. Постановка же дополнительных (входящих) задач не только стимулирует творческий поиск, но и конкретизирует стратегию всего проектного процесса. Элементы /компоненты визуальной культуры, поисковые и изобразительные, проектного моделирования, презентационные и исследовательские/, объединяемые связью функционирования, совместно осуществляют функцию профессионализации знаний, умений и навыков.
Рецензенты:
Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Уральского лесотехнического университета, г. Екатеринбург.
Пономарев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, лауреат премии Российской Федерации в области образования, заведующий кафедрой «Организация работы с молодежью» Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.