Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF INDIVIDUALLY ORIENTED LEARNING IN SMALL GROUPS

Sherstneva N.A. 1
1 Smolensk state University
The nature of concepts: "small group", "small group of individually oriented learning", "individually oriented learning in small groups", "educational technology of individually oriented learning in small groups" is clarified. The didactic principles of selection of educational material are identified. Accounting of group phenomena in individually oriented learning in micro communities is identified. Scientifically substantiated importance of educational technology of individually oriented learning in small groups as a mean of students intensify and preparation them for self-realization in the new social and economic conditions. The principles of its modeling, ensuring the realization of the different educational needs of students are defined. A scheme of the design and construction of educational technology individually oriented learning in small groups, allowing students to diagnose their own style of activity, to choose their own forms, methods and means of teaching is developed.
small group.
educational technology
Individually oriented learning

Вхождение России в мировое образовательное пространство требует пересмотра подходов к существующей педагогической теории и сложившейся практике учебно-воспитательного процесса, ставит задачу смены образовательной парадигмы. Приоритеты нового этапа развития образования – гуманистическая педагогика, направленная на развитие личности, раскрытие её потенциалов, становление самостоятельности; переход к учению, превращающему школьника в субъект образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, подчинено задаче развития способностей учащихся. Учебно-воспитательный процесс проектируется с опорой на современные информационные технологии. Нововведения ставят своей целью повышение эффективности процесса обучения; их реализация предполагает проектирование инновационных педагогических технологий.

Альтернативой классно-урочной системе является система личностно ориентированного обучения. При этом появление инновационных учебных заведений, развитие частных школ, внедрение различных форм дополнительного образования делают актуальной проблему обучения в малых группах, возникающих как наиболее оптимальная форма организации обучения с целью удовлетворения образовательного запроса ученика. Целесообразность личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах обусловлена: 1) запросом общества (новые условия требуют прихода инициативных, всесторонне образованных кадров, обладающих гибким мышлением, творческим подходом, способных к вариативности поведения); 2) запросом личности, её потребностью в самовыражении, интеллектуальном развитии, реализации творческого потенциала; 3) динамизмом общественной жизни (в связи с постоянно растущим потоком информации необходимо формировать у учащихся способность к самостоятельному поиску знаний, воспитывать у них потребность к самообразованию).

Цель исследования: выявление и научное обоснование подходов к проектированию и конструированию педагогической технологии личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах.

Теоретико-методологическая основа исследования: философские, психолого-педагогические идеи о сущности человека, формах и механизмах его субъективной активности, психологические исследования личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции гуманистической педагогики и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, и др.); системный подход к организации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер и др.); исследования системы личностно ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, В. В. Гузеев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.); концепции педагогического проектирования (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Н. Г. Руденко, Г. К. Селевко и др.); идеи развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.); психолого-педагогические исследования малых групп (П. П. Блонский, А. И. Донцов, Р. Л. Кричевский, Я. Л. Коломенский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. П. Предвечный, В. Е. Семенов, С. Т. Шацкий, Ю. А. Шерковин и др.); общая методология диагностирования (Дж. Гласс, М. И. Грабарь, К. М. Гуревич, К. А. Краснянская, Б. В. Кулагин, Дж. Стэнли и др.).

Методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической и методологической литературы; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа с использованием таких средств мониторинга, как: наблюдение за учебным процессом, опросные методы (беседы, анкетирование), анализ результатов деятельности учащихся, тестирование, статистическая обработка полученных данных, их качественный анализ.

Сравнительно-сопоставительный анализ литературы позволяет выделить шесть критериев системы личностно ориентированного обучения: 1) ребенок решает личностно значимые проблемы; 2) школьник превращается в учителя самого себя; педагог выступает в роли консультанта, помогающего учащемуся организовать свой собственный мир; 3) во главу угла ставится личность ученика, ее самоценность; 4) школьник не становится субъектом обучения, а им изначально является; 5) педагогическое воздействие строится с максимальной опорой на субъективный опыт ребенка, предполагает согласование этого опыта с содержанием обучения; 6) обучение представляет собой единство преподавания как особой деятельности педагога и учения как особой индивидуальной деятельности ученика. Основная задача личностно ориентированного обучения – развитие способностей учащихся.

Реализация личностно ориентированного обучения предполагает создание дидактической базы. Учебный материал должен: 1) обеспечивать выявление и использование содержания субъектного опыта ученика; 2) быть вариативным; 3) содействовать дискуссии, рефлексивному смыслопоисковому диалогу; 4) не только воспроизводить базисные научные понятия, но формировать метод познания, свойственный группе наук; 5) стимулировать самодеятельность учащихся и побуждать их к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых способов проработки учебной информации; 6) создавать условия для творческого самопроявления и естественного самовыражения ученика. Учебный процесс подразумевает отказ от монологичности и переход на позиции сотворчества педагога и учащихся; направлен на согласование общественно-исторического и личностного опыта. Содержание образования включает аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты; подчинено требованиям целостности, проблемности, актуальности, свободы выбора, открытости. Формы и методы работы носят эвристический характер, призваны стимулировать инициативу, самостоятельность и творческие способности школьников [2, 5, 6].

Внедрение в практику школы личностно ориентированного обучения требует моделирования инновационной педагогической технологии. Несмотря на многообразие современных педагогических парадигм и соответствие ряда из них критериям личностно ориентированного обучения, однозначно рекомендовать единую технологию для реализации личностно ориентированного обучения в малых группах затруднительно. Педагогическая технология личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах должна носить комплексный характер; использовать позитивные достижения существующих сегодня подходов.

Необходим учет специфики малой группы, под которой мы понимаем относительно устойчивую, небольшую по численности (2–10 чел.) учебную группу, члены которой объединены общей учебно-познавательной деятельностью, находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей, групповых норм и групповых ценностей. Тогда малая группа личностно ориентированного обучения – малая группа, формируемая в соответствии с личностным запросом учащихся (воспитанников) для реализации их доминантных потребностей (может создаваться как в учебном заведении, так и в учреждениях дополнительного образования; в первом случае класс можно назвать средней группой). Её основные задачи: 1) удовлетворение личностного заказа школьников; 2) разрешение противоречий учебно-воспитательного процесса; 3) содействие развитию и саморазвитию учащихся; 4) повышение продуктивности образовательного процесса; 5) предоставление ребятам права выбора, простора для творчества и самовыражения; 6) содействие духовному воспитанию и личностному росту подрастающего поколения [4].

Личностно ориентированное обучение в малых группах – обучение, обусловленное личностным запросом и потенциями учащихся; построенное на принципах диалогизации, рефлексии и свободы выбора; предусматривающее признание уникальности, самобытности и субъектности обучаемых; адаптированное с учетом групповых феноменов (см. таблицу) и особенностей образовательного взаимодействия в микрообъединении. Важное место в образовательном процессе должны занять дискуссионные методы работы (причём, на фазе нахождения решения наиболее эффективна индивидуальная деятельность школьников, а на этапе его разработки выгоднее групповые усилия учащихся) [3, 5].

Таблица

Учет групповых феноменов в личностно ориентированном обучении в малых группах

Групповой феномен

Учет феномена при организации личностно ориентированного обучения в малых группах

Нормализа-ция группы и групповая

поляризация

Феномен учитывается при организации группового обсуждения (обсуждение в малой группе первоначально усиливает изначальные установки ее членов, как позитивные, так и негативные, но затем индивидуальные мнения сближаются к некоторой точке; вырабатывается групповое решение, которое более рискованно, чем среднее от первоначальных суждений каждого).

Конформизм (групповое давление)

Результаты познавательной деятельности индивида опосредуются его позицией относительно группы; совпадение индивидуального и группового мнений повышает продуктивность учебной деятельности, несовпадение приводит к ухудшению предметных показателей.

Социальная фасилитация и ингибиция

Лучше стандартные задачи решать в малой группе, а задания исследовательского и творческого характера предлагать для самодеятельности учащихся.

Деиндиви-дуализация и огрупление мышления

При организации личностно ориентированного обучения в малых группах необходимо уделять внимание каждому ученику, не злоупотреблять групповым решением одной и той же задачи, а заслушивать мнение каждого о рациональных путях преодоления проблемы. Иногда педагог должен быть инициатором противоречащих мнений в малой группе.

Лидерство

Стиль лидерства определяет стратегию жизнедеятельности малой группы, влияет на индивидуальные приоритеты участников микрообъединения.

Педагогическая технология личностно ориентированного обучения в малых группах – научно обоснованная, формализованная модель будущего педагогического процесса в малой группе личностно ориентированного обучения, все элементы которой последовательно взаимосвязаны, системны и направлены на максимальную оптимизацию образовательных воздействий. Ей присущи следующие черты: 1) наличие системы предметно-психологической диагностики, обеспечивающей достижение поставленных целей; 2) воспроизводимость педагогического процесса; 3) гарантированность педагогических результатов как в сфере образования, так и в психологической структуре личности (их достижение во многом зависит не от мастерства учителя как при традиционном знаниево-ориентированном подходе, а от личных усилий и желания школьника); 4) присутствие мотивационного компонента, обеспечивающего развивающие возможности технологии (он определяет задачи конструируемой технологии, обуславливает содержание и методы обучения, является главным стимулом всего образовательного процесса); 5) возможность тиражирования и переноса в новые условия (предлагаемая технология может быть использована, например, для проведения факультативов, спецкурсов, заочных школ). Моделирование технологии подчинено триединой схеме (см. рис.; жирным цветом выделены специфические характеристики технологии). Цель педагогической технологии личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах – максимальное удовлетворение образовательных запросов личности школьников [6].

Формирующий эксперимент показал, что применение разработанной технологии: 1) способствует максимальному удовлетворению образовательных запросов учащихся; 2) развивает предметные способности школьников; 3) повышает нормативные показатели интеллектуального развития ребят, задействованных в эксперименте; 4) позитивно влияет на становление творческих способностей; 5) обеспечивает рост активности, инициативности, самостоятельности личности; 6) приводит к совершенствованию коммуникативных умений и навыков участников малой группы личностно ориентированного обучения [1].

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: 1) реформирование системы образования требует поиска парадигм, повышающих эффективность процесса обучения; 2) альтернативой классно-урочному подходу является система личностно ориентированного обучения; наиболее оптимальная форма ее внедрения – малые группы; 3) педагогическая технология личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах способствует максимальному удовлетворению образовательного заказа личности; предоставляет учащемуся возможность управлять своим предметным и интеллектуальным развитием; 4) проектирование технологии подчинено требованию политехнологичности; содержание, дидактические формы и методы подбираются с учетом требований целостности, системности, актуальности, проблемности, принципов деятельностного и культурологического подходов; предусматривается вариативность материалов, их направленность на инициирование самодеятельности, креативности школьников; продуктивные виды деятельности превалируют над воспроизводящими способами обучения; 5) технология применима для организации учебного процесса в общеобразовательном учреждении и в системе дополнительного образования.

Рис. Схема проектирования и конструирования педагогической технологии личностно ориентированного обучения учащихся в малых группах

Рецензенты:

Сенькина Г. Е., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики обучения математике, физике и информатике, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.

Боровикова Т. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.