Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF THE VALID CONDITION AND RESERVES OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL OF SIBERIA AND FAR EAST

Ksenofontova T.Y. 1
1 St. Petersburg state engineering and economic university. St. Petersburg
The point of view of the author is opened: geopolitical interests of the being modernized country demand the immediate solution of the tasks defined in the state strategy of development of an industrial complex and the cor-responding infrastructure in regions of Siberia and the Far East that assumes also development of the corres-ponding human capital. Thus comes to light that these regions are populated insufficiently densely; thus feature of Asian regions of the country is expected mass transition of the population of able-bodied age in pension age. Besides, the outflow which has amplified in recent years of the population is observed. The listed factors inter¬feres with an intensification of social and economic development of the Siberian and Far East federal districts. The conclusion is drawn that without the organization of purposeful labor population shift it is impossible to provide reproduction of the human capital of regions. The reserve of migrants to the country is available. But it is necessary to accept flows of migrants of others, farther on language and culture of ethnoses, than was still.
migratory stream
ethnos
ethnogenesis
theory of passional development.

Введение

Приоритетной задачей государственного управления Россией на этапе смены техноло­ги­ческих yкладов должна стать задача перехода страны на более высокий yровень конкyрентных мировых рынков. Без решения вышеуказанной задачи в разрезе мировой гло­бализации эко­номика РФ в итоге окажется зависимой от стран – технологических лиде­ров, которые будут yстанавливать цены на ресyрсы, характерные для пре­дыдущего техноло­гиче­ского yклада (нефть, газ).

Таким образом, геополитические интересы модернизирующейся страны требуют не­медленного решения задач, определенных в государственной стратегии развития промыш­ленного комплекса и соответствующей инфраструктуры в регионах Сибири и Дальнего Вос­тока, что предполагает и развитие соответствующего человеческого капитала.

Цель исследования

Определить перспективы развития человеческого капитала Сибирского и Дальнево­сточного федеральных округов в рамках геополитических задач, сформулированных в «Стратегии инно­ва­ци­онного развития Российской Федерации сроком до 2020 года», «Ин­нова­цион­ная Россия – 2020», «Стратегии со­циально-экономиче­ского разви­тия Си­бири до 2020 года» и «Фе­деральном законе о раз­витии Си­бири и Дальнего Востока».

Материал, методы и результаты исследования

Государственные задачи, сформулированные в «Стратегии инно­ва­ци­онного развития Российской Федерации сроком до 2020 года», «Ин­нова­цион­ная Россия – 2020» [3], «Страте­гии со­циально-экономиче­ского разви­тия Си­бири до 2020 года» [5] и «Фе­деральном законе о раз­витии Си­бири и Дальнего Востока», требуют немед­ленного решения вопросов развития промышлен­ного комплекса (новых центров добычи нефти и газа международного значе­ния, наукоградов, технополисов) и соответствующей инфраструктуры в регио­нах Сибири и Даль­него Востока. Значительную роль играет внедрение инноваций в развитии сфер об­ра­зо­вания, здравоохранения, куль­туры, социального обслуживания насе­ления, жи­лищного строи­тель­ства и коммунального хозяйства, агропро­мышленного ком­плекса, различных отраслей эко­номики. При этом в перечисленных стратегиях предусмотрена реорганизация системы рас­селения азиатских территорий РФ:

- восстановление численности трудоспособного населения и вахто­ви­ков для обеспечения функционирования Северного мор­ского пути, мест дис­локаций баз Арктического пояса, раз­вития БАМа;

- превращение городских округов Сибири и других субъ­ектов РФ и прилегающих к ним на­селенных пунктов в густо заселен­ные агломерации, затем создание крупных урбанизи­ро­ванных струк­тур [5].

Основными критериями, определяющими эффективность оп­тимиза­ции системы рассе­ления будут являться рост численности населения си­бирских регионов и обеспечения эконо­мики регионов квалифицирован­ными трудо­выми ресурсами. В таблице 1 представлены пла­нируемые по­каза­тели темпов роста це­левых показателей при проведении выше опи­санной поли­тики до 2020 г.

Таблица 1. Целевые индикаторы развития инновационной системы Сибири [5]

Показатели

2008 год

2010 год

2011 год

2015 год

2020 год

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.

53956

55100

57300

59000

61000

Количество созданных  передовых производственных технологий

93

115

138

200

340

Индекс развития человеческого потенциала

0,745

0,758

0,76

0,781

0,885

При этом начиная с 90-х годов численность населения РФ снижалась на 500 тысяч человек ежегодно, такие темпы даже для 1990-х ве­лики. Главная причина сокращения насе­ления — сверхсмерт­ность. По переписи населения 2010 года выяснено, что в России сегодня жи­вёт 141,9 млн чело­век (рис. 1).

Рисунок 1. Сокращение численности населения России [2]

Благодаря высокому уровню смертности и низкому уровню рождае­мо­сти в Сибир­ском федеральном округе происходит постоянное естест­венное уменьшение населения. В 2000-х годах естест­вен­ное уменьшение численности населения затронуло несколько краев и об­лас­тей. Примерами могут служить Красноярский край, Новосибирская, Томская, Ир­кут­ская области и другие (табл. 2).

Таблица 2. Показатели естественного прироста населения Сибири, чел. [4]

Область исследо­вания

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рос­сийская Фе­дерация

-958534

-943253

-935306

-888525

-792925

-846559

-687066

-470323

-362007

Алтай­ский край

-13139

-13420

-14139

-13167

-12841

-16176

-12964

-9039

-6841

Красноярский край

-16345

-13771

-13669

-13840

-11515

-14189

-8565

-4364

-2235

Иркут­ская область

-12769

-11957

-12242

-11803

-10537

-12934

-7121

-445

2187

Новосибирская область

-15383

-14521

-14445

-13191

-12143

-14497

-12334

-8683

-5253

Кеме­ровская об­ласть

-22595

-21904

-22163

-22424

-20691

-22120

-16811

-12573

-9512

Том­ская область

-3888

-3850

-4144

-4021

-2974

-3932

-2428

-823

-32

Ом­ская область

-10351

-10303

-9994

-8434

-8628

-10405

-8734

-5893

-3842

Органом Росстата были осуществлены перспек­тив­ные вы­числе­ния и сформулиро­ваны три версии прогнозов возраста­ния/убыли числен­ности насе­ления России по феде­ральным округам на срок до 2030 года (табл. 3).

Таблица 3. Прогнозируемая модификация среднегодового числа населения по Си­бир­скому федеральному округу (тыс. чел.) [4]

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

 

 

 

Версия «Средний прогноз»

 

 

 

19538,8

19526,7

19516,8

19508,2|19499,7|19491,7 | 19484,2 |

19431,1

19298,8 |

19094,6

 

 

 

Версия «Высокий прогноз»

 

 

 

19544,4|

19543,8

19547,6

19556,4|19572,2|19593,9 | 19621,1 |

19814,6

20053,3 |

20288,1

19527,0|

19487,3

19441,9

Версия «Низкий прогноз»

18777,8

18194,7 |

17469,6

19391,4|19336,6|19276,1 | 19208,8 |

В соответствии с версией «Сред­него прогноза», как наиболее вероят­ной, по Си­бир­скому федеральному округу (СФО) в течение примерно 20 лет ожида­ется небольшое уменьшение численности населения - начи­ная с 19,5 млн в 2012 г. и заканчивая 19,1 млн чел. в 2030 г. Версия же «Низкого про­гноза» го­ворит о более значительном сокращении числа на­родонаселения до 17,5 млн человек за тот же срок.

И только версия «Высокого прогноза» позволяет надеяться на возрас­та­ние численно­сти населения СФО до 20,3 млн человек. Рассматривать версию «Вы­сокого прогноза» можно как оптимистическую только в случае достиже­ния по­казанного уровня роста населения за счет есте­ственного при­роста – увеличения уровня рождаемости и снижения смертности. Со­всем дру­гими причинами мо­жет быть вызван рост народонаселения в слу­чае ми­граци­онных процессов; и задачи регулирования уровня развития че­ловеческого ка­питала региона в этих двух случаях существенно отлича­ются друг от друга.

То есть можно видеть два адекватных решения по выводу Сибирского и Дальнево­сточного федеральных округов из набирающего обороты демогра­фического упадка:

- во-первых, улучшение демографической ситуации внутри страны;

- во-вторых,­ привлечение иностранного населения из близ­ле­жащих стран и стран всего мира.

Что касается первого варианта. Данная альтернатива тре­бует больших вложений – экономических, политических, временных. Здесь стоит осознать, что придется применять карди­нально новые идеи и методы.

На данный момент преобладающее количество азиатских регионов РФ имеют более низкие показатели по большинству позиций, если посмотреть на показатели раз­вития по­следних и европейских регионов РФ. Цены для приемле­мого проживания на востоке в не­сколько раз выше, чем на западе России. Пик подобного дисба­ланса приходится на юг Си­бирского и Дальневосточного федеральных округов – приграничных территорий с КНР. Планов по инновационному развитию этих территорий составлялось огром­ное количество, но ни один из них так и не имел полного успеха. Возможно, причина этому кроется в игно­рирова­нии составителей данных пла­нов таких условий Сибири и Дальнего Востока, как кли­мат и социально-демо­графическая ситуация. Из-за слишком высо­ких цен на перевозку, а также на энергетические ресурсы очевид­ные, на первый взгляд, достоинства регионов блек­нут, рентабельность использо­вания промышленного комплекса снижа­ется. В результате практически нет в России таких частных субъек­тов хо­зяйствен­ной деятельности, которые го­товы инвестировать различные от­расли на этой территории, взять на себя все рас­ходы по их развитию и по­ставке продукции в другие регионы РФ.

Во втором случае страны, граничащие на юге с РФ, имеют возмож­ность для преимуще­ственного перемещения на российскую территорию своей избыточной рабочей силы. Дру­гой во­прос - в том, что запрос РФ на нее имеет определенный предел. Здесь имеют место оправ­данные переживания правитель­ства и населения о сохранении искон­ных тради­ций, ко­торые могут быть поколеблены потоком инородных влия­ний. Роль «пер­вой скрипки» играет опасность, заключающаяся в после­дующей отгоро­женности «нового» населения от коренных жителей страны, которая может повлечь за собой раздробленность РФ. Тем более что имеется неудачный опыт подобных пе­реселений в других государствах. К примеру, не так давно сло­жившаяся ситуа­ция в Сербии касательно Косова.

Анализ статистических данных показывает, что резерв ми­грантов тру­до­способного возраста сегодня в стране имеется, ввиду того обстоятельства, что начиная с 2006 года в об­щей структуре на­селения России начал устой­чиво расти показатель миграционного прироста из других стран, компенси­руя в оп­ределенной мере пока­затель естественной убыли (рис. 2).

Рис. 2. Компенсация естественной убыли населения России миграционным прирос­том из-за рубежа, в процентах [2].

Такая прогрессирующая миграция из стран - миграционных до­норов го­во­рит о том, что основная масса иммигрантов оказывается по прибытии в но­вую страну в нижней части об­щественной пира­миды. Этот факт несет в себе скры­тую угрозу. Прибывая в страну, имми­гранты готовы пойти на любые ус­ловия для укоренения в стране прибытия, однако по про­шествии определен­ного вре­мени они начинают ощущать себя дискриминируемым мень­шинст­вом. Это становится мотивацией к их внутренней сплоченности в этни­ческие анклавы, что может привести к негативным последствиям.

После анализа представленных в специальных источниках данных становится возмож­ным построить прогноз миграционного прироста населения России до 2020 года. Если учесть, что в 2010 году этот миграционный прирост численности населения со­ставил 508 тыс. чел, то к 2015 году он может достигнуть при сохранении се­годняшнего темпа прироста 650 тыс. чел, и к 2020 году, по прогнозу, будет примерно на ежегодном уровне 855 тыс. человек. Как резуль­тат - Россия становится этнически другой страной. Проис­хо­дит по­сте­пенное качественное измене­ние челове­че­ского капи­тала страны - этниче­ское за­мещение велико­рос­сов. Здесь нужно отметить, что государственная программа содей­ствия по воз­вращению соотечествен­ников из стран - бывших рес­публик СССР и фи­нан­совая поддержка в связи с ней не оп­равдали ожидания. С помощью Государственной программы содействия по воз­вращению соотечественников на постоянное место жительства в Россию переселилось, на­чиная с 2007 года, более 17 тысяч наших бывших соотечественников (с учетом членов семей), их них 99% - это выходцы из стран — уча­стников СНГ. В итоге приходится констатировать, что для осуществления задач, оп­ре­деленных стратегией развития восточных российских территорий в усло­виях со­краще­ния общей численности населения страны, нет другого пути, как орга­ни­зация целенаправленной миграции в данные регионы трудоспособного на­селения иных по культуре и языку этносов. Естественно, осуществление этого плана изменит общую этниче­скую структуру населения в регионах.

Учитывая все вышеизложенное, мы вынуждены сделать вывод – де­популяции этнос великороссов не избежал. Подробно изучал фазы развития евразийских этносов, публикуя результаты своих исследований, Л.Н. Гумилев [1]. Если обратиться к теории пассионарного развития этносов, разработанной данным ученым, то следует сделать вывод, что в нашей стране на фоне заканчивающейся «фазы надлома» (по Л.Н. Гумилеву [1]) этноса великорос­сов наступила скрытая фаза ро­ждения нового этноса в результате начавшейся (и в будущем неизбежно прогрессирующей) метисации великороссов и представи­телей миграци­онного прироста населе­ния России. Уже на сегодняшнем этапе мы можем, исполь­зую тео­рию фаз пассионарного развития этносов Л.Н. Гу­милева [1], по­строить гра­фики раз­вития эт­носов великороссов и российского новоэтноса. На рис. 3 график этно­генеза велико­россов (сплошная линия на рис. 3 – по Л.Н. Гумилеву) перекрывается на временной оси скрытой фа­зой ро­ждения российского новоэтноса (пунктир­ная линия на ри­с. 3 - видение автора).

Рис. 3. Прогнозирование развития российских государствообразующих этносов

Выводы

Выстроив на рисунке 3 графики пассионарного развития рос­сий­ских государствооб­разующих эт­носов, мы из фазы надлома этногенеза великороссов пе­реходим в фазу скры­того подъема российского новоэтноса. Это вселяет определенный оп­тимизм и уве­ренность в способности Рос­сии внедрить систему стра­тегиче­ского управления в сфере иннова­ционного развития. Причем именно тихо­океан­ское побережье Рос­сии и Приамурье должны стать наи­более привлека­тель­ными терри­ториями привлечения трудоспособного населения для геостра­те­ги­ческой и мирополити­ческой деятельности страны.

Правда, для этого надо проделать огромную и дорого­стоящую работу – асси­милиро­вать иммигрантское население. А это очень трудно и не прохо­дит безболезненно.

Рецензенты:

Кроливецкий Э.Н, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», г. Санкт-Петербург.

Максименко Л.С., д.э.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный уни­верситет», г. Кисловодск.