Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INVESTMENTS INTO ECONOMY AS ONE OF FACTORS OF INCREASE OF FINANCIAL STABILITY OF THE REGION

Magomadova M.M. 1 Bisultanova A.A. 1
1 FGBOU VPO "Chechen State University"
Проведен анализ показателей инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа, определены причины, негативно влияющие на инвестиционный климат Чеченской Республики. Выявлены главные факторы формирования интегрального уровня региональных инвестиционных рисков в Чеченской Республике, которые складываются из угрозы осуществления террористических актов (в 4 раза выше, чем по России в среднем), а также максимальный в России уровень безработицы (выше среднероссийского уровня в 6,3 раза), который непосредственно связан с низким уровнем развития промышленного производства (в душевом исчислении 15 % от среднероссийского уровня) и крайне низким, даже на фоне остальных республик Северного Кавказа, уровнем развития малого предпринимательства (12 % от среднероссийского). А также отражены задачи, способствующие оптимизации инвестиционной политики, повышению инвестиционной привлекательности и дальнейшему улучшению инвестиционного климата ЧР.
The analysis of indicators of investment appeal of regions of the North Caucasus is carried out, the indicators which are negatively influencing investment climate of the Chechen Republic are defined. The main factors of formation of integrated level of regional investment risks in the Chechen Republic which consist of threat of implementation of acts of terrorism (4 times higher, than across Russia on the average), and also the maximum unemployment rate in Russia (above the average Russian level by 6,3 times) which is directly connected with a low level of development of industrial production (in shower calculation of 15 % from the average Russian level) and the lowest, even against other republics of the North Caucasus, a level of development of small business (12 % from average Russian) are revealed. And also the tasks promoting optimization of investment policy, to increase of investment appeal and further improvement of investment climate of ChR are reflected.
investment noncommercial risks
investment potential
Financial stability
investment appeal

Введение

В процессе восстановления экономики ЧР особую роль играет инвестиционная политика. Она опирается на понятие «инвестиция» (от лат. investio – одеваю) как долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики. Инвестиции могут быть как отечественными, так и иностранными. При этом различаются финансовые (портфельные) инвестиции – покупка ценных бумаг и реальные инвестиции – вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру и т.д.

Актуальность региональной инвестиционной политики вытекает из необходимости интенсивного развития экономики страны и её регионов, неуклонного роста валового внутреннего продукта, повышения финансовой устойчивости и финансовой стабильности республик. Для активизации инвестиционных вложений необходимо существенно улучшить инвестиционный климат в регионах России, повысить инвестиционную привлекательность, снизить инвестиционные риски. Важнейшая задача развития регионов на данный момент – повышение его инвестиционной привлекательности для частных инвесторов и уровня их инвестиционной активности. Не обошла эта проблема и Чеченскую Республику, а точнее, для Чеченской Республики она имеет первостепенное значение.

Так как инвестиции в регион являются, как правило, долгосрочными, им должен предшествовать комплексный и всесторонний анализ с привлечением необходимого количества экспертов. При проведении широкомасштабных исследований следует применять на каждом из всех его этапов различные методы и инструменты для повышения достоверности получаемых результатов.

Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента: 1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т. д. 2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности. Анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес. За последние годы произошел существенный сдвиг инвестиционного потенциала из восточных регионов, несмотря на богатство ресурсов, в европейскую часть России. Это создает серьезную угрозу перспективному развитию восточных регионов. В период между кризисами инвестиционный потенциал сместился на запад, в районы развитого сельского хозяйства и преимущественно обрабатывающей промышленности, создающей высокую добавленную стоимость. Три западных округа – Центральный, Северо-Западный и Южный – увеличили свою суммарную долю в потенциале с 53 до 56 %, в то время как преимущественно сырьевые регионы – Уральский, Сибирский и Дальневосточный – снизили ее с 29,6 до 27,1% (Рисунок 1). К тому же восточные регионы по сравнению с западными в среднем имеют более высокий и растущий уровень инвестиционного риска, хоть на западе и есть достаточно высокорисковый Южный федеральный округ. http://coolreferat.com/ref-2_1543630704-10407.coolpic

Рис. 1. Инвестиционный профиль России 1998/99–2008/09 гг.

Таблица 1. Доля собственных средств инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике в сопоставлении с другими республиками Северного Кавказа и среднероссийским уровнем в среднем за 2002–2007гг. (в %)[1]

1. Чеченская Республика

4,9

2. Республика Адыгея

27,5

3. Республика Дагестан

22,6

4. Республика Ингушетия

1,7

5. Кабардино-Балкарская Республика

13,4

6. Карачаево-Черкесская Республика

29,0

7. Республика Северная Осетия-Алания

11,8

Российская Федерация

46,8

Так, если по общему объему инвестиций за счет всех источников финансирования в расчете на душу населения Чеченская Республика отстает от всех республик Северного Кавказа, за исключением Ингушетии, на 5–39 %, то по душевым инвестициям, исчисленным без инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, это отставание составляет от 72 % до 81 %. Соответственно, и доля инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет собственных средств инвесторов, в Чеченской Республики составляет всего 4,9 %, что почти в 10 раз ниже, чем в среднем по РФ. В этом отношении положение хуже только в Ингушетии.

Существенное увеличение доли частных инвестиций в Чеченской Республике представляет собой в современных условиях весьма сложную задачу.

Исходным пунктом ее решения является выявление и анализ факторов инвестиционной привлекательности Чеченской Республики, в том числе факторов конкурентных преимуществ республики, подлежащих всемерной поддержке, а также факторов, снижающих инвестиционный потенциал Республики и повышающих риски инвестирования в регион.

Таблица 2. Интегральный уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в сопоставлении с другими республиками Северного Кавказа и по отношению к среднему уровню по РФ в 2007 г.

 

Интегральный уровень инвестиционной привлекательности

Инвестиционная привлекательность, всего

В составе инвестиционной привлекательности

Инвестиционный потенциал

Инвестиционные риски (в негативной форме)

Чеченская Республика

0,04

0,31

2,80

Республика Адыгея

0,56

0,51

1,30

Республика Дагестан

0,46

0,55

1,82

Республика Ингушетия

0,09

0,28

2,51

Кабардино-Балкарская Республика

0,57

0,56

1,39

Карачаево-Черкесская Республика

0,60

0,62

1,44

Республика Северная Осетия-Алания

0,65

0,64

1,34

В среднем по всем республикам Северного Кавказа

0,43

0,49

1,78

РФ в среднем

1,0

1,0

1,0

Как следует из данных табл. 2, Чеченская Республика обладает крайне низкой инвестиционной привлекательностью. Интегральный уровень – индекс инвестиционной привлекательности республики, составляет по отношению к среднероссийскому уровню всего лишь 4 %. Чеченская Республика уступает по данному показателю всем регионам РФ, в том числе и всем остальным республикам Северного Кавказа, средний интегральный уровень инвестиционной привлекательности которых также низок, но равняется все же 43 % от среднероссийского. Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в 14 раз ниже, чем по остальным республикам Северного Кавказа без Ингушетии в среднем. Он уступает, в частности, соответствующему показателю по Республике Северная Осетия в 16,3 раза, по Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республикам – в 15 – 16 раз, по Республике Дагестан – в 11,5 раза.

Единственной республикой Северного Кавказа, обладающей интегральным показателем-индексом инвестиционной привлекательности относительно близким к уровню Чеченской Республики, является Республика Ингушетия, для которой он составляет 9 % от среднероссийского уровня, но все же превышает уровень соответствующего показателя по Чеченской Республике почти в 2,3 раза.

Низкий уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики объясняется неблагоприятным сочетанием двух формирующих ее факторов – низким уровнем инвестиционного потенциала и высоким уровнем региональных инвестиционных некоммерческих рисков.

Так, если по республикам Северного Кавказа среднее значение индекса инвестиционного потенциала составляет по отношению к среднероссийскому 49 %, то по Чеченской Республике он в 1,6 раза меньше и достигает лишь 31 % от среднего по РФ. Более низким уровнем инвестиционного потенциала обладает только Республика Ингушетия – 28 % к среднероссийскому уровню, что в 1,75 раза ниже, чем по республикам Северного Кавказа в целом.

В свою очередь уровень региональных инвестиционных некоммерческих рисков в Чеченской Республике, рассчитанный по совокупности частных показателей (факторов) риска, представленных в таблице 2, крайне высок – он в 1,6 раза выше, чем по республикам Северного Кавказа в целом и в 2,8 раза выше, чем в среднем по РФ. Близким к Чеченской Республике, но чуть меньшим уровнем инвестиционных рисков обладает только Республика Ингушетия, для которой он в 1,4 раза выше среднего уровня по республикам Северного Кавказа в целом и в 2,5 раза выше соответствующего среднероссийского показателя.

Главными факторами формирования интегрального уровня региональных инвестиционных рисков в Чеченской Республике являются угроза осуществления террористических актов (в 4 раза выше, чем по России в среднем), а также максимальный в России уровень безработицы (выше среднероссийского уровня в 6,3 раза), который непосредственно связан с низким уровнем развития промышленного производства (в душевом исчислении 15 % от среднероссийского уровня) и крайне низким, даже на фоне остальных республик Северного Кавказа, уровнем развития малого предпринимательства (12 % от среднероссийского).

Таким образом, анализ условий частного инвестирования в Чеченской Республике в разрезе интегральных показателей, характеризующих инвестиционный климат в регионе – инвестиционной привлекательности, в том числе инвестиционного потенциала и региональных инвестиционных некоммерческих рисков, свидетельствует о крайне низком текущем уровне и не слишком благоприятных перспективах привлечения в республику частных инвестиций.

Однако примечательно то, что по данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА», среди лидеров в улучшении инвестиционного потенциала по сравнению с предыдущим периодом особо отличились три республики Северного Кавказа – Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкарская Республика, что стало результатом стабилизации социально-экономической ситуации.

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по динамике инвестиционного потенциала

«Лучшие» регионы

Регион (субъект федерации)

Изменение ранга инвестиционного потенциала за 2009 год

Чеченская Республика

7

Республика Северная Осетия – Алания

6

Пермский край

5

Забайкальский край

5

Чувашская Республика

5

Тамбовская область

5

Кабардино-Балкарская Республика

5

Белгородская область

4

«Худшие» регионы

Республика Коми

–4

Ивановская область

–4

Новгородская область

–4

Республика Карелия

–6

Астраханская область

–7

Томская область

–9

Решение следующих задач будет способствовать оптимизации инвестиционной политики, повышению инвестиционной привлекательности и дальнейшему улучшению инвестиционного климата ЧР:

1. Опережающее развитие перспективных отраслей и секторов экономики области на основе селекции и инициирования инвестиционных проектов для этих сфер.

2. Реализация и продвижение значимых для региона инвестиционных проектов в перспективных отраслях экономики.

3. Развитие нормативной правовой базы, способствующей привлечению инвестиций, в том числе в перспективные отрасли экономики.

4. Дальнейшее развитие инфраструктур, обеспечивающих привлечение в регион инвестиционных ресурсов.

5. Обеспечение государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, в том числе через механизм частно-государственного партнерства.

6. Снижение инвестиционных рисков.

7. Ребрендинг территории.

8. PR-мероприятия по повышению инвестиционного рейтинга региона.

9. Продвижение ЧР как инвестиционно привлекательного региона на национальных и глобальных инвестиционных рынках.

Рецензенты:

Гезиханов Р. А., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ «ЧГУ», г. Череповец.

Аликаева М. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансов ФГБОУ ВПО «КБГУ», г. Нальчик.


[1] Данные по регионам о доле банковских кредитов в общем объеме финансирования инвестиций Госкомстат не приводит.