Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PERSONALITY VALUABLES LIKE LIFE AND PROFESSIONAL STRATEGY BASIS

Gromova E.M. 1 Berkutova D.I. 1 Gorshkova T.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I. N. Ulyanov
В статье актуализирована главнейшая проблема современного российского общества – развитие ценностных ориентаций молодежи как основы жизненной и профессиональной стратегии личности. Доказывается необходимость ее решения в условиях противоречиво складывающейся ситуации в профессиональном мире и сложности планирования профессионального будущего студентами. Представлен подробный анализ современных подходов в определении сущности и содержания понятия «ценность» в отечественной и зарубежной психологии, педагогике и социологии. Раскрыта специфика понятий «ценности», «ценностные ориентации» как составляющих направленности личности в контексте планирования профессиональной карьеры молодежью. В статье приводятся результаты опытно-экспериментального исследования ценностных карьерных стратегий современных российских студентов. Выявлены и подвергнуты тщательному анализу различия в ценностных карьерных стратегиях студентов: юношей и девушек.
This article deals with the main problem of the modern Russian society – value development of young people like life and professional strategy basis. The authors prove the necessity of its decision under the conditions of the contradictory situation in professional world and complexity of planning the professional future by the students. The analysis of current approaches in determining the nature and content of the term «value» in Russian and foreign psychology, pedagogics and sociology is presented in the article. The specific character of terms «value», «value orientation» is analyzed in the article like the part of the personality direction under the context of planning the professional career. The results of experimental research of value career strategy of the modern Russian students are given in the article. The difference of youth men and girls value career strategies is analyzed too.
professional career
value
life and professional strategy

В науке довольно часто рассматривается такое понятие, как ценностная ориентация. Исследователи изучают такие ориентации, в основном, в связи с планами молодежи на будущее. Проблема изучения ценностей и представлений молодых людей о будущем остается актуальной и по сей день, поскольку кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах жизни влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. Особенно ярко это выражено у подрастающего поколения. Поэтому особую остроту сегодня приобретает исследование изменений, происходящих в сознании современной студенческой молодежи. Не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей.

На формирование ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияют на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: накопление достаточного жизненного опыта, занятие определенного социального положения. Ориентация на собственные убеждения в студенчестве свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в молодости, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля и поддержания порядка [6].

Обратим наше внимание на сложившиеся в современной психолого-педагогической науке подходы к сущности понятия «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с жизненными целями личности [1].

Ценностная ориентация - это элемент структуры личности, работающий на сознательном уровне, определяющий генеральную линию жизни человека [2].

В психологии ценность, ценностная ориентация - важный структурный компонент личности, играющий в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.

Е. И. Головаха представляет «ценностные ориентации ... ядром социально-профессиональной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию - регулятивную» [3].

В концепции системы профессиональной ориентации, разработанной авторским коллективом, возглавляемым С. Н. Чистяковой, «ценностные ориентации - это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Ценностные ориентации различаются у человека на основе определяющих потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения» [9].

В педагогике немало работ, связывающих ценностные ориентации учащихся с последующим их профессиональным самоопределением (А. М. Булынин, М. И. Лукьянова, И. В. Гришина, П. Б. Торопов, С. Н. Чистякова и др.). В качестве приоритетных выделяются следующие ценности [2]:

  • общественно значимые ценности;
  • ценности содержания труда;
  • ценности статусных достижений;
  • ценности результата труда;
  • ценности, связанные с возможностями саморазвития и самоутверждения в профессиональной деятельности;
  • ценности условий труда;
  • ценности эстетики профессии.

Е. М. Павлютенков обоснованно полагает, что «система ценностей молодежи проявляется в ее интересах и может быть понята как отражение интересов». Связывая ценности с профессиональными устремлениями учащихся, исследователь выделяет семь групп ценностей: 1) ценности высшего порядка, характеризующие отношение юношей и девушек к различным аспектам труда и трудовой деятельности; 2) ценности, связанные с сущностью самого процесса труда; 3) ценности, связанные с признанием за профессиональный труд; 4) ценности профессионального роста; 5) ценности, связанные с самоутверждением в труде; 6) ценности, связанные с престижем избранной профессии; 7) ценности материального вознаграждения за труд [2].

Исследования социологов показывают, что для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Это касается и ценностей молодежи в плане построения профессиональной карьеры. Стремление к успешной карьере является естественным в условиях современного общества, при этом большинство опрошенных понимают и значимость образования для достижения данной цели. Однако материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы [8].

Итак, доминирующими в системе ценностей современной молодежи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие [4].

Большинство ученых отмечают, что одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, в настоящее время складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений и другие. Вследствие этого у многих молодых людей «...не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества» [6].

Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов XX века для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20 % молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала. Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. При этом характерно, что общим для всех опрошенных является стремление к профессиям в сфере торговли, обслуживания и нежелание идти в сферу производства [6].

Итак, в связи со сложившимися в современном обществе социальными проблемами, связанными с планированием молодежью своего профессионального будущего, в рамках исследования, проводимого при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а(р) по теме «Построение профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты» и внутривузовского гранта для поддержки молодых ученых, наше внимание обращено на изучение ценностных карьерных стратегий студентов 4 курса факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова».

В качестве инструмента была выбрана методика «Якоря карьеры» для диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [7].

Остановимся кратко на описании вышеуказанной методики. Сознательное планирование карьеры может рассматриваться как один из важнейших аспектов профессионального развития личности. Карьера в психологии - индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий), то есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серии карьерных решений. Методика «Якоря карьеры», по мнению одного из ведущих западных организационных консультантов Э. Шейна, может быть использована для определения и коррекции некоторых элементов организационной культуры, позволяет определять ведущие профессиональные мотивы и может применяться при приеме на работу, а также в индивидуальной коррекционной работе.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (например, научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на управление, интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни, например, семейной и профессиональной.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску [5].

Далее обратимся к анализу данных, полученных по описанной методике в экспериментальной группе студентов. Итак, в подгруппе девушек преобладают следующие «якоря» карьеры: по 11 % - интеграция стилей жизни, служение и вызов; 22 % - предпринимательство; 33 % - профессиональная компетентность; 44 % - менеджмент и стабильность работы. В подгруппе юношей иные результаты диагностики: 7 % - профессиональная компетентность и интеграция стилей жизни; 21 % - вызов; 29 % - менеджмент и стабильность работы; 36 % - автономность; 50 % - предпринимательство.

Результаты диагностики были подвергнуты тщательному анализу. Для большей объективности была проведена беседа со студентами, в ходе которой выяснилось, что студенты-юноши больше склонны к риску в профессиональной деятельности, а также ориентированы на высокий заработок с целью материального обеспечения семьи, чем и объясняется их выбор предпринимательства в качестве ведущей карьерной стратегии. А студентки-девушки, от природы более коммуникабельные, эмпатийные и менее склонные к риску, предпочитают менеджмент и стабильность работы. Выбор карьерной ценностной ориентации «стабильность» у девушек также подтвержден результатами проведенной нами авторской анкеты «Профессиональная карьера», в которой в ответ на вопрос «Планируете ли Вы покинуть родной регион, чтобы строить профессиональную карьеру в столице?» большинство респонденток ответило «нет».

Таким образом, отметим, что ценностные ориентации являются несомненной основой жизненной и профессиональной стратегии, позволяющей современной российской молодежи уверенно смотреть в будущее и успешно строить профессиональную карьеру.

Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а(р) по теме «Построение профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты» и внутривузовского гранта для поддержки молодых ученых.

Рецензенты:

Булынин Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Лукьянова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.