Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MANAGEMENT FEATURES OF REALIZATION OF FINISHED PRODUKTS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATED PROCESSES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES.

Tumanov K.V. 1 Butrin A.G. 1 Savenko I.I. 2
1 FSSFEI HPE “South Ural State University” (national research university)
2 Odessa national academy of food technologies
Статья посвящена проблемам формирования методических основ управления реализацией готовой продукции в условиях интеграции. Авторами рассмотрена роль реализации готовой продукции в ускорении оборота оборотных средств интегрированного промышленного предприятия. Выделены экономические дефиниции: «интегральный оптимум предпринимательского решения» и «системный комплекс в промышленности». В работе структурированы направления по совершенствованию процессов управления реализацией продукции на промышленном предприятии в условиях сложившихся базовых типов интеграционных структур. Определены приоритетные компоненты системы показателей реализации продукции. Сформирован метод оптимизации реализации продукции в условиях интеграции. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ 2012–2014 гг. «Организационно-экономическое обеспечение ресурсосберегающего инновационного управления предприятием».
The article is devoted to problems of formation of methodological bases of management of realization of finished products in the conditions of integration. The authors consider the role of realization of finished products in the acceleration of the turnover of current assets integrated industrial enterprises. Allocated economic definition: «integral optimum business solution» and «system complex in the industry». In the work of the structured directions to improve the management processes of the realization of products at the industrial enterprise in the conditions of the basic types of integration structures. The priority components of the system of indicators of sales of products. Formed by the method of optimization of product sales in the conditions of integration. Article executed within the framework of the state task of the Ministry of education and science of the Russian Federation 2012–2014 he. «Organizational and economic support of resource-saving innovation enterprise management».
current assets
integrated enterprises
mathematical expectation of loss

Введение

Расширение зоны действия мирового регулятора торгово-экономической системы в лице Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в восточном направлении предопределило экспансию стандартов социально-политической и экономической инфраструктуры, оказав под влиянием переговорного процесса изменения на процедуры управления предприятиями большинства отраслей народного хозяйства РФ [5].

Россия в новых условиях как участник ВТО является активным и значимым игроком на мировой экономической арене. Устойчивая международная торговая система создаёт рынки и паритетные условия, способствующие экономическому росту и расширению возможностей. Ситуация «открытого рынка», в рамках утвержденных правил ВТО «по запрету защиты национального производителя», побуждает менеджмент отечественных предприятий определять новые способы к организации управления реализацией готовой продукции и обеспечивать требуемый уровень роста эффективности в условиях прямой конкуренции с лучшими образцами зарубежных бизнес структур.

Отметим, что наличие переходного периода вступления в ВТО по ряду народнохозяйственных отраслей РФ создает внутренний потенциал для субъектов в сфере промышленного материального производства и обращения по поиску наиболее эффективных технологий управления, включающих генерирующий «интегральный оптимум предпринимательского решения». Однако результат его реализации лежит в плоскости построения методик, организованных на изучении, критическом анализе и актуализации к отечественной практике зарубежных идеологических подходов и форм, а также выработке практического инструментария моделирования интегрированных процессов [4].

Таким образом, к числу наиболее актуальных вопросов в области экономики предприятия, на наш взгляд, следует отнести поиск научно обоснованных методических основ управления реализацией готовой продукцией с учетом всеобъемлющего внедрения процессов интеграции.

Дистанция исторических преобразований, либерализация барьеров для многонациональных поставщиков привела российские предприятия к этапу, когда процессы совершенствования работы над коммерческим результатом, ростом эффективности экономического развития потребовали развития конкурентных преимуществ в сфере доведения своих товаров и коммерческих услуг до конечного потребителя по пути «сокращения» времени запаздывания производственных результатов от сформированных потребителем запросов. Дополнительно, наличие различных форм интеграции (горизонтальные, вертикальные, диверсификация и смешанные) позволяют охарактеризовать включенность промышленных предприятий в данный процесс по двум направлениям, а именно внутреннему и внешнему.

В первом случае речь идет о промышленном предприятии в качестве условного набора элементов, соотнесенных между собой посредством рациональных связей и образующих целостность, единство, границы которого определены заданными пределами функций управления. В данном контексте предприятие выступает как целостная система, а интегральные закономерности протекают с позиций системного подхода, рациональной упорядоченности и управляемости уровней иерархии. Во втором, принято рассматривать взаимодействие систем и как следствие преодоления предельного уровня границ иерархии на основе применения межсистемного подхода.

Наличие указанных особенностей позволяет утверждать, что в качестве объекта для целей данного научного исследования следует рассматривать интегрированные корпоративные структуры, характеризующиеся собственными закономерностями развития и обобщенные в экономическую дефиницию «системный комплекс в промышленности».

Предметом исследования в данном контексте выступают организационно-экономические отношения в процессе реализации готовой продукции промышленного предприятия в условиях интеграции. Ключевыми факторами по выбору предмета исследования являются следующие аспекты: миссия сбыта промышленного предприятия; круг коммерческой деятельности промышленного предприятия (материально-техническое обеспечение, маркетинг, логистика потоковых процессов, сбыт); готовая продукция как элемент фондов обращения; интегральная парадигма управления цепями поставок; нематериальные активы [3], регулирование финансовой (бухгалтерской) отчетности в рамках Международной системы финансовой отчетности.

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

- проанализировать роль реализации готовой продукции в ускорении оборота оборотных средств интегрированного промышленного предприятия, выделить базовые типы интеграционных структур;

- рассмотреть вопросы эволюции и задачи совершенствования управления реализацией продукции на промышленном предприятии в условиях интеграционных процессов;

- определить приоритетные компоненты системы показателей реализации продукции;

- cформировать метод оптимизации реализации продукции в условиях интеграции.

В рамках решения первой задачи авторы данной работы считают необходимым отметить следующее. Расширение границ мирового хозяйства формирует среду для преобразования российских промышленных предприятий в интегрированные корпоративные структуры, что в свою очередь влечет развитие практик управления активами предприятия на основе логистических подходов в системе обслуживания потоковых процессов [1].

Детерминирующей выступает дуальная связь прямого материального и обратного ему финансового потоков, отраженных в общем виде в качестве ресурсов предприятия. Данные ресурсы контролируются предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых оно ожидает экономической выгоды в будущем. В соответствии с положениями Международных стандартов финансовой отчетности, выступающих как структурированное отражение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации, активы в бухгалтерском балансе представляются как внеоборотные и оборотные. Действующая в Российской Федерации форма бухгалтерского баланса включает два раздела активов: внеоборотные и оборотные активы.

К внеоборотным активам относятся активы, изъятые из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском учёте. Например: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные вложения и т.д. К оборотным активам относятся активы, которые используются (расходуются) в процессе повседневной хозяйственной деятельности. Например: материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и т. д. Оборотные средства, также называемые оборотным капиталом - те средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла.

Учитывая различия во времени для получении положительного эффекта от осуществления работы с активами значительное внимание уделяется оборотному капиталу. При наличии в литературе различных оснований для классификации оборотных средств, для целей настоящей работы предложено выделять следующий признак - по сфере:

- оборотные средства в сфере производства (производственные запасы, средства в процессе производства, расходы будущих периодов);

- оборотные средства в сфере обращения (нереализованная продукция: готовая продукция на складах предприятия, отгруженная, но ещё не оплаченная продукция, товары для перепродажи, денежные средства).

На основании приведенного раздела классификации, а также с учетом рыночных отношений в России для промышленных предприятий готовая продукция выступает ключевым элементом фондов обращения, а процесс реализации продукции на промышленном предприятии является одной из наиболее важных стадий операционного цикла. Выручка от реализованной продукции отражает для субъектов хозяйствования источник покрытия себестоимости и формирования прибыли, а ее объем характеризует успех фирмы на рынке. В данных условиях стратегической целью выступает построение потокового процесса, преследующего достижение соответствия потоков на стадии реализации продукции, при котором общий уровень эффективности предприятия станет выше [2]. Тактической целью управления оборотным капиталом является определение оптимальных объёма и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели предприятия заняты поиском компромисса между объёмом оборотных средств и риском потери ликвидности. Место и роль реализации готовой продукции в ускорении оборота оборотных средств промышленного предприятия на основании полученных результатов работы необходимо признать наиболее значимым фактором в развитии промышленных предприятий.

Процессы интеграции и глобализации, обусловленные вышеизложенными обстоятельствами, обеспечивают рост взаимосвязей и взаимозависимости отдельных хозяйствующих субъектов. В научной литературе выделяют следующие исторически сформировавшиеся типы интеграции, характеризуя их особенностями внутреннего содержания: вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция, диверсификация, смешанный тип.

В отечественной практике наибольшее распространение получили вертикальный и горизонтальный типы. Данная специфика обусловлена особенностями формирования частного капитала эпохи приватизации, наследием индустриального и сырьевого секторов экономики. Абсолютизация сформированных типов для крупных российских предприятий, отраслей промышленности, в условиях глобализации и синтеза экономик ведет к выявлению таких проблем, как сложность координации деятельности функциональных подразделений и учетно-контрольной функции для продукции с различной структурой затрат, с одной стороны, либо монополизацию целых отраслевых кластеров с другой.

В рамках решения второй задачи следует отметить, что системы управления реализацией продукции промышленных предприятий за длительный период своего развития прошли путь от простейших ручных форм учета запасов и производственных мощностей до современных автоматизированных методов управления. Реализация готовой продукции выступает завершающим звеном кругооборота хозяйственных средств и способствует претворению миссии создания предприятия. Эволюция построения систем сбыта характеризуется изменением организационно-технических и функционально-экономических факторов в деятельности промышленного предприятия, участвующего в конкурентной борьбе за ресурсы и рынки. Всевозрастающая потребность в ресурсном обеспечении все новых циклов воспроизводства оборотных средств, расширения и модернизации внеоборотных активов способствовала созданию трех парадигм управления (менеджмент, маркетинг, логистика), имеющих свой индивидуальный содержательный аспект и отвечающих на исторические вызовы развития рыночной экономики.

Логистическая интеграция в той или иной форме целесообразна ввиду того, что базовый принцип логистического управления способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, оптимизация объемов материальных потоков и запасов. Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям.  Текущие условия развития экономики России настоятельно требуют создания предпосылок по объединению промышленных, торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю [5].

В рамках определения приоритетных компонентов системы показателей реализации готовой продукции, нацеленных на формирование обратной связи целеполаганию в деятельности руководства предприятий, на наш взгляд, следует создавать и использовать матрицу ключевых показателей эффективности. В общем виде основополагающими блоками данной матрицы выступают: финансовая составляющая (показатели EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), инвестиционный поток, рабочий капитал и выполнение бюджета в части маржинального дохода, исчисленные по правилам МСФО); клиентская составляющая (удовлетворенность потребителя); реализация бизнес-процессов (эффективность продаж: объем продаж, объем продаж новым клиентам, объем продаж в регионах, объем продаж на одного сотрудника).

В исследовании предыдущих задач работы были выделены те особенности, которые, с нашей точки зрения, являются определяющими в плане требований к построению предложения по формированию метода оптимизации реализации продукции в условиях интеграции. С учетом этих особенностей является обоснованным применение экономико-математического аппарата, отвечающего за создание моделей потоковых процессов «первого и второго уровней», и механизма, отвечающего за использование адаптивного моделирования. Принимая во внимание системные ограничения, вызванные внутренней средой промышленного предприятия, по применению аппарата моделирования, следует использовать возможности методологии межсистемного подхода.

С позиций межсистемного подхода источник пассионарности систем определяется уже, прежде всего необходимостью установления взаимодействия с другими системами. Степень и интенсивность этих преобразований во многом характеризуется целевыми установками, определяющими границы их функционирования и развития. Таким образом, в качестве эффективного инструмента оценки экономических величин характеризующую систему реализации коммерческих товаров и услуг (готовой продукции) в условиях жизненного цикла системного комплекса в промышленности следует признать применение имитационных моделей адаптивного механизма. Суть имитационного моделирования обеспечивает подражание поведению изучаемого объекта, обеспечивает возможность применения инструментов исследования, подверженного непрерывному  и динамическому изменению за определенный период времени предмета исследования. Проведение экспериментов, с точки зрения предложенной методологии, осуществляется на моделях, с помощью которых возможно изучать любые, не относящиеся к текущему моменту события, процессы, отношения. Эта особенность позволяет использовать полученные результаты для корректировки и устранению несоответствий, без наличия реальных затрат в материалопроводящих цепях промышленных предприятий. Способствует многократности процессов и многовариантности интервальных прогнозов на предельно широком горизонте, а также вовлечению экспертов.

При построении адаптивно-имитационных моделей как инструмента по формированию методических основ управления реализацией готовой продукции в условиях интегрированных процессов на промышленных предприятиях следует  ввести аналитическое выражение адаптивной модели, предусмотреть исчисление текущей оценки с учетом корректировки на величины ошибок предсказаний, использовать результаты метода статистического наблюдения случайных величин. Принципиально схема адаптационно-имитационной модели будет содержать: Реестр расчёта прогнозных вариантов, Банк адаптации коэффициентов модели, Банк данных моделирования случайных величин, Банк коэффициентов, предшествующих текущим. Вероятность реакции, полученной в результате расчетов, не в полной мере отражает реальный процесс и, как следствие, не может быть признана в качестве единственного решения. Вместе с тем интегральный результат полученных и зафиксированных реакций является одним из наиболее вероятных вариантов прогноза.

Таким образом, в условиях нарастающих процессов интеграции объективно возникает задача эффективного управления хозяйственными образованиями в промышленности с целью обеспечения их конкурентоспособности и получения максимального эффекта синергии. Ключевым узлом здесь является высокое качество управления реализаций готовой продукции, производимой холдингом как организационно-правовой формой хозяйственных образований и системных комплексов в промышленном секторе экономики России и Украины.

Рецензенты:

Баев Игорь Александрович, доктор экономических наук, декан факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г. Челябинск.

Бутрин Андрей Геннадьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г. Челябинск.