Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BASIS OF THE ETHNOCULTURAL INTERESTS OF THE STUDENTS

Uskenbaeva S. T. 1
1 Karaganda State Medical University
The article discusses the relevance of ethnocultural education in Kazakhstan caused by the revival of national consciousness. On the basis of psycho-pedagogical, culturological, and philosophical literature the author defines the theoretical basis of ethnic and cultural interests of students, identifies the historical background of ethnic and cultural aspects in the content of higher education. In the article the importance of the ethnoculturalinterests realization of students in forming of the ethnos subject capable of interethnic integration in the multicultural society is based. The author considers that the source of the ethnic aspect in the content of higher education in Kazakhstan is the spiritual heritage of the Kazakh educators. Ethnocultural interests are regarded as the state reflecting the lack of knowledge about the customs, traditions, culture and history of the native ethnic group. Their implementation promotes the understanding of spiritual and moral values of the native ethnic group and the formation of civic identity of students.
ethnocultural upbringing
ideological sources of the national-based education.

Актуальность данной работы определяется возрождением национального самосознания, которое проявляется в полной мере в нашем об­ществе и требует научного осмысления идей этнокультурного воспитания студенческой молодежи.

Обзор и анализ научно-педагогической литературы и практики по данному вопросу показал, что наблюдается противоречие между потребностью общества в реализации этнокультурных интересов студентов и недостаточной теоретической и практической их разработанностью в целостном педагогическом процессе высшей школы. В связи с этим возникла необходимость определения теоретических основ этнокультурных интересов студентов Казахстана и выявления их исторических предпосылок.

Проблемы реализации этнокультурных интересов студентов в содержании высшего образования находятся на стыке исследования различных наук: философии, этнографии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, лингвистики и др. Анализ работ по теории этноса и его признаков (Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, К. К. Котошева, Л. П. Мартемьянова, С. М. Широкогоров и др.) позволяет утверждать, что большинство ученых условиями возникновения и существования этносов считают «общность территории, языка, проявление особенностей культуры».

Междисциплинарная категория «культура» в системе научного знания определяется сложной структурой, объединяющей в себе всевозможные формы человеческой деятельности. На развитие культурологической научной традиции оказали влияние работы М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, С. И. Гессена, Л. Н. Когана, Д. С. Лихачева, Э. С. Маркаряна, В. В. Розанова и др. Этническим аспектам культуры посвящены труды Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, В. Г. Бабакова, Л. Н. Гумилева, Л. М. Дробижевой, В. М. Семенова и др.

В современных педагогических исследованиях большое внимание уделяется культурологическим аспектам образования. Ученые рассматривают культуру как основу для воспитания и обучения. В данной области популярны труды Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, В. М. Межуева, Г. Ф. Хасановой, В. Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др. Культурологический подход к образованию и воспитанию позволяет рассматривать педагогические явления на социокультурном фоне. Главным в нашем исследовании является методологический подход М. В. Иордана о диалектическом единстве социального и этнического: «Этническое в нации социально по содержанию, а социальное - этнично по форме»[3].

Проблема воспитания и формирования личности - это контекст истории культуры, исторических форм деятельности и общения людей. В. М. Межуев подчеркивает необходимость взаимовлияния культуры и образования: образование сближается с культурой в качестве национальной [5]. В своем исследовании мы исходим из наиболее распространенной точки зрения философской литературы, рассматривающей культуру в качестве творческой деятельности людей и совокупности духовных и материальных ценностей, созданных в процессе общественно-исторической практики.

В отношении нашего исследования важными являются интересы. П. Ф. Каптерев предлагает следующую классификацию интересов: 1) физические, 2) умственные, 3) эстетические, 4) социальные, 5) волевые. Для данного исследования значимы социальные интересы, которые ученый разделил на семейные, товарищеско-школьные, общественные в широком смысле - национальные и общечеловеческие [4].

Ласло Надь, венгерский психолог и педагог, понимал интерес как устойчивое расположение нашей души. Он считал интерес центральным вопросом формирования личности [7].

Этнокультурные интересы студентов мы понимаем как состояние, которое отражает недостаток знаний об обычаях, традициях, культуре, истории своего этноса. Реализация этнокультурных интересов студентов - это удовлетворение их избирательной направленности на приобретение знаний о духовных и материальных ценностях своего этноса, а также овладение творчески преобразующей деятельностью, необходимой для личности как субъекта определенного этноса. В данном случае эти противоречия между недостатком знаний, умений, навыков и стремлением к постепенно усложняющемуся овладению ими являются движущими силами развития субъекта этноса.

Термин «этнокультурное образование» Ж. Ж. Наурызбай понимает как «модель образования, ориентированную на сохранение национально-культурной и языковой идентичности личности и самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей других культур» [6].

Суть реализации этнокультурных интересов в образовании - восхождение через этническую культуру к общечеловеческой культуре и развитие на этой основе планетарного мышления. Реализация этнокультурных интересов студентов в системе образования способствует формированию субъекта этнокультуры. Осознавая важность и значимость культуры родного этноса, студент учится понимать и уважать культуру другого этноса. Важность поликультурного образования в становле­нии личности подчеркивают идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Согласно его иде­ям, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национальных идеалов, а затем трансформируется в деятель­ность по достижению идеалов общечеловеческих [4].

Реализация этнокультурных интересов студентов может внести весомый вклад в гармонизацию межэтнических отношений, может способствовать социальной ус­тойчивости и межнациональному согласию в многонациональном обществе, будет обеспечивать распространение в многонациональ­ном социуме идей сотрудничества во имя общечеловеческих целей.

Изучение литературы по исследуемой проблеме показало, что этнокультурные интересы являются порождением этноса, его составной частью. В определении сущности этнокультурного воспитания следует исходить из его генезиса. В связи с этим необходимо рассмотреть идейные истоки этнического образования в Казахстане.

Источником этнического аспекта в содержании высшего образования Казахстана является духовное наследие казахских просветителей. Мысль об этническом характере обучения прослеживается в трудах выдающихся представителей казахского просвещения А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и казахской интеллигенции начала ХХ века: Ж. Аймауытова, А. Байтурсынова, Х. Досмухамедова, К. Жубанова, М. Жумабаева и др. Они предлагали свои варианты учебных планов, основанных на национальной культуре и народной педагогике. Тем самым педагоги-просветители пытались решать задачи национально-ориентированного обучения на уровне развития общества.

Для понимания важности этнокультурных интересов необходимо обратиться к такой яркой фигуре, как Абай. Абай подчеркивал, что основная цель воспитания - очеловечивание человека. Он, черпая знание через народную мудрость, взял лучшее из многовековой культуры казахского этноса. Абай подчеркивал, что привитие положительных качеств возможно при получении образования: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». В «Сорок первом слове» философ-просветитель пишет «Надо создать школы, надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки». Абай Кунанбаев призывал сначала обучать детей родному языку, обучать азам наук, а затем обу­чать другим языкам. Семья, по мнению философа-просветителя, содействует формированию мировоззрения, становлению характера детей. Великий гуманист выступал за дружбу с другими народами. Как гуманист Абай писал: «Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем, как о сознательном и честном человеке» [1]. Яркие представители казахской интеллигенции: Жусупбек Аймауытов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов, Кудайберген Жубанов, Магжан Жумабаев и др. - отмечали особую роль национального языка и значимость приобщения через знание других языков к иной культуре.

Жусупбек Аймауытов призывал изучать язык, культуру, историю других народов: «Огромно значение языков и в воспитании человека, так как серьезное и глубокое изучение языков способствует познанию древней культуры и мировоззрения этих народов. Наряду с изучением чужого языка человек познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни других народов обогащает ум человека» [2]. В учебнике «Педагогика» М. Жумабаев отмечает необходимость для педагога знания народного опыта воспитания: «Каждый воспитатель прибегает, помимо прочего, и к национальному опыту, так как каждая нация имеет свои издавна сложившиеся пути и способы воспитания. Такое воспитание - проверенная на многолетнем опыте, начиная с самых древних времен, протоптанная дорожка; безусловно, каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием» [2].

В учебниках для казахских школ, разработанных общественными деятелями начала ХХ века, обучение, ориентированное на этнокультурные интересы обучаемой аудитории, было основным стержнем содержания обучения. Они считали необходимым изучение истории, географии и культуры родного народа, знание фольклора, национальных традиций и обычаев, народных песен, игр, музыки, искусства и ремесел. Педагоги-просветители были убеждены в том, что национальная школа будет способствовать сохранению этнической самобытности казахов.

Анализ творческого наследия казахской интеллигенции начала ХХ века позволяет нам сделать вывод о том, что в основе их идей о познании другого народа было стремление подвести казахский народ к осознанию себя как этнической общности; в их призывах к знаниям и воспитанию мы видим их глубокое осознание главной роли образования в формировании национального самосознания казахского народа. Являясь идеей казахской интеллигенции начала ХХ века, этнокультурные интересы в своей сущности отражают духовно-нравственные устои этноса, а суть их реализации заключается в восхождении к общечеловеческой культуре, что в свою очередь составляет основу поликультурного образования.

Все вышеизложенное дает нам возможность констатировать: в трудах просветителей четко прослеживается сочетание национального и общечеловеческого в соотношении как особенного и общего; идеи представителей казахской интеллигенции начала ХХ века являются подтверждением необходимости реализации этнокультурных интересов студентов, а их идеи познания культуры других народов являются зачатками поликультурного образования.

1. Изучение теоретических основ исследуемой проблемы показало, что этнокультурные интересы находятся в плоскости нескольких наук и являются междисциплинарным понятием, а этнокультурные интересы студентов в образовании выполняют функцию наследования культурных ценностей этноса, реализация которых способствует формированию субъекта этноса.

2. Исследование идейных истоков этнокультурных интересов в образовании утвердило нас в мысли, что основой для их возникновения и развития является деятельность выдающихся педагогов-просветителей.

3. Удовлетворение этнокультурных потребностей студентов способствует осознанию духовно-нравственных ценностей родного этноса и формированию гражданской идентичности и ориентации на межэтническую интеграцию в поликультурном обществе.

Рецензенты:

Арынгазин Канапия Мубаракович, доктор педагогических наук, профессор Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Жетписбаева Бахытгуль Асылбековна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета иностранных языков Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.