Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS IN STATE REGULATION CONCERNING COMMERCIAL ENTREPRENEURSHIP ECONOMIC SECURITY ON POST-TRANSFORMATIONAL STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Dobush Z.A. 1 Popovichenko Yu.A. 1
1 Lvovskaya Academy of Commerce
Extremely important in the system of the economy state regulation on the post-transformational stage of its development is to ensure the commercial entrepreneurship economic security. Such conclusion is made by the authors under the hypothesis that the manifestations of the insufficiently efficient regulation of the retail trade are the following: low financial stability, liquidity and solvency, not high indices of the financial and economic efficiency of economy, low inventory turnover and resources provision (staff, financial resources); low innovative activity, not high level of e- commerce development and a small share of form of the payments by check, the availability of the essential shadow sector. The negative quantitative and qualitative characteristics that testify the insufficient state of the commercial entrepreneurship economic security ensuring have been determined. The totality of means towards the state policy improvement of the commercial entrepreneurship economic security system formation has been introduced.
commercial entrepreneurship efficiency
economic security of commercial entrepreneurship
state regulation system

Задача эффективного государственного регулирования коммерческой хозяйственной деятельности особенно актуальна на посттрансформационном этапе развития экономики, так как помимо обеспечения необходимой интенсивности и ускорения процессов товародвижения по каналам распределения, синхронизации производства и потребления товаров, недостаточно контролируемый и управляемый процесс регулирования торговли может привести к таким доминантным рискам социально-экономической безопасности.

В свою очередь характерным признаком развития современных хозяйственных систем является процесс глобализации с положительными проявлениями открытости внешних рынков, быстрого распространения информации, перемещения ресурсов, капитала, рабочей силы и знаний, улучшением предложения товаров и услуг для населения, ростом конкуренции. Усиливается и зависимость национальных экономик и их секторов от конъюнктуры внешних рынков и глобальной финансово-экономической стабильности. Растущая нестабильность существенно активизировала спрос на результаты научно-прикладных исследований в сфере национальной безопасности и государственной политики ее обеспечения на всех уровнях иерархии и отношений. Но в последние годы предмет научных исследований в области экономической безопасности все больше касается узкоспециализированных аспектов обеспечения жизнеспособности социально-экономических систем различных уровней. Одним из таких фокусов закономерно выступает экономическая безопасность предпринимательского сектора национального хозяйства, так как от ее обеспечения зависят занятость населения и качество жизни, уровень инновационного развития и конкурентоспособности экономики, выравнивания пространственно-структурных и территориальных деформаций развития, инвестиционная привлекательность, демократизация общества.

Недостаточные научные проработки проблемы экономической безопасности, еще не продолжительный период исследования привели к несогласованности трактовки сущности понятия «экономическая безопасность предпринимательства» и появлению различных подходов к ее определению (а в дальнейшем и методов и механизмов обеспечения), а именно таких, как: (1) способность предприятий противодействовать рискам, защищать и сохранять ресурсы, активы, персонал, информацию; (2) способность согласовывать интересы с другими субъектами экономических отношений; (3) степень эффективности управления функциональными направлениями деятельности; (4) способность прогнозировать основные характеристики развития предприятий; (5) уровень экономической независимости, минимально необходимой эффективности хозяйствования и наличие предпосылок к развитию (или простого воспроизводства капитала).

Не прибегая к слишком обширному изложению теорий предпринимательства, отметим, что в течение их эволюции можно выделить три наиболее определяющих этапа. Первый датируется XVIII в. и был связан с концентрированием внимания на риске коммерческой хозяйственной деятельности (Р. Кантильйон, Й. Тюнен, Г. Мангольд, Ф. Найт). Второй - с выделением инновационности как основной характерной черты предпринимательства (Й. Шумпетер). Третий - с обоснованием полифункциональной модели предпринимательства и таргетированием исследований на личных качествах предпринимателя (Л. фон Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер).

Наиболее близкими для институционально-психологического подхода к трактовке сущности понятия «предпринимательство» были в конце 1990-х годов работы Х. У. де Сото, где ученый подает довольно широкое, но вместе с тем и конкретное толкование: «...человеческая деятельность как неотъемлемая и фундаментальная творческая особенность, присущая всем людям, а также совокупность согласованных навыков, стихийно обеспечивают возникновение, сохранение и развитие цивилизации »[5, с.47]. Характерно, что исследователь не ограничивается рамками размера, организационно-правовой формы предприятий, вида экономической деятельности, но преподносит до самого высокого уровня роль предпринимательства в экономике и обществе.

Современные исследования идентифицируют четвертой «волной» развития теорий предпринимательской функции. Здесь акценты смещаются уже на особенности управления. Так, Д. Куратко и Р. Ходжетс определяют предпринимательство как процесс инновации при создании нового рискового предприятия с использованием следующих четырех основных величин, как личность, окружение, организация и процесс [4, с.7-8].

Итак, в теориях предпринимательства, которые сегодня называются классическими и которые мы разделяем, основными критериями отнесения субъектов хозяйствования к предпринимательскому сектору являются: самостоятельность, инновационность, пред-приимчивость, риск, получение прибыли. Несмотря, что законодательством четко определены критерии отнесения субъектов коммерческой хозяйственной деятельности к различным секторам предпринимательства. Соответственно, мы придерживаемся подхода к идентификации сектора малого предпринимательства, что институционально представляет собой совокупность субъектов малого предпринимательства, с использованием этих двух групп ограничений. Так, Т. Васильцив рассматривает предпринимательство как «... сектор, функционирующий на основе организационно-хозяйственного новаторства, с целью создания продукции (услуг) новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта для укрепления инновационной составляющей конкурентоспособности экономики» [2, с. 9].

Следует отметить, что такой подход характерен для большинства исследований, посвященных сектору малого предпринимательства. Но ученые в теоретической и рекомендательной частях работы ставят акценты на отождествлении предпринимательства с «деятельностью» (социологический аспект), но в аналитической - осуществляют расчеты на основе данных совокупности предприятий (аналитико-экономический аспект).

Похожий по сути подход применяет при трактовке понятия предпринимательского сектора М. Мельник, но ученый подает его как бизнес-среда, что априори шире, нежели сектор экономики. Так, по М. Мельник, «это совокупность отдельных субъектов национального хозяйства (с их взаимосвязями и взаимоотношениями), а также факторов внешней среды с соответствующим влиянием на них; ... внутренняя среда предприятий является открытой системой и видоизменяется под влиянием внешней среды, в которой и определяется конечный результат хозяйственной деятельности » [3, с.447].

Следовательно, на основании обобщения теоретических основ экономической безопасности государства, функций и социально-экономической роли предпринимательства как сектора национального хозяйства, сделаем вывод, что экономическая безопасность предпринимательства является состоянием защищенности экономических интересов субъектов этого сектора во время процессов взаимодействия с государством, другими субъектами хозяйственной деятельности (в т.ч. неформального сектора), элементами институциональной среды и при создании общественных благ и услуг. Считаем, что преимуществами такого подхода является четкость, лаконичность, ясность и одновременно достаточно комплексная характеристика, учитывающая эффективность системы защиты интересов субъектов малого предпринимательства не только на «входе» (при доступе к ресурсам и рынкам, во время производственного процесса и сбыта продукции (предоставлении услуг)), но и на «выходе» (при обеспечении общества благами и услугами).

Особенно важным в системе государственного регулирования экономики на посттрансформационном этапе ее развития является обеспечение экономической безопасности торгового предпринимательства. Такой вывод делаем, исходя из того, что проявлениями недостаточно эффективного регулирования розничной торговли остаются: низкие финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность, невысокие показатели финансово-экономической эффективности хозяйствования (доходоотдачи операционных расходов, рентабельности, финансового результата и прибыли), невысокие оборачиваемость товарных запасов и ресурсная обеспеченность (персоналом, финансовыми ресурсами, запасами в расчете на 1 м. кв. торговой площади), значительная часть убыточных предприятий; низкая инновационная активность, наличие существенных дифференциаций и деформаций в потреблении товаров, развитие и эффективность торговли в городских и сельских поселениях, по регионам и между областными центрами и остальными территориями, часть товаров, изготовленных на территории страны; невысокий уровень развития интернет-торговли и малая доля безналичной формы расчета; наличие существенного теневого сектора.

На примере экономики Украины, указанные аспекты усиливаются и негативными тенденциями развития розничной торговли, а именно - уменьшением количества предприятий и объектов розничной торговли, в т.ч. на душу населения; уменьшением торговой площади и количества занятых на рынках; увеличением доли убыточных предприятий и уровня износа основных средств; концентрацией торговли в сетях и вытеснением мелких магазинов, усилением монополизации отрасли; усилением дифференциации развития и ростом неравномерности размещения объектов торговли.

Так, по результатам анализа финансово-экономической эффективности, как компоненты экономической безопасности торгового предпринимательства в Украине, можно сделать выводы о ее не слишком высоком уровне. В частности, низкой остается доходоотдача операционных расходов предприятий розничной торговли (в пределах от 1,01 до 1,03 грн / грн), что делает невозможным существенное улучшение других результирующих показателей финансово-экономической эффективности отрасли; невысокой является рентабельность операционной деятельности; отрицательными были значения в 2008-2009 гг. показателей финансового результата от обычной деятельности до налогообложения (-28,1 и -7,2 млрд грн) и чистой прибыли предприятий (-34,1 и -13,9 млрд грн); растет доля убыточных предприятий розничной торговли (достигнув в 2010 г. 37,7 %); ниже приемлемых в течение всего рассматриваемого периода были средние коэффициенты общей ликвидности и автономии (концентрации собственного капитала). Эти характеристики свидетельствуют о неустойчивом финансово-экономическом состоянии отрасли.

Кроме того, значение одного из наиболее важных индикаторов эффективности хозяйственной деятельности в торговле - коэффициента оборачиваемости товарных запасов - еще не достигло оптимального уровня, что является негативным. Так, коэффициент в 2012 г. относительно 2009 г. увеличился (на 4,7 %), однако при такой оборачиваемости срок одного полного оборота товарных запасов отрасли составляет 40 дней, что не может быть приемлемым. К тому же, значение этого показателя для 2012 г. остается меньше значения показателя в 2007 и 2008 гг.

Уменьшается и количество предприятий и объектов торговли (что объективно повышает уровень монополизации отрасли (с негативными последствиями повышения цен, ограничения ассортимента товаров, рост стоимости их приобретения и др.) и ограничивает доступность потребителей к товарам и услугам), недостаточно высокими (по сравнению с темпами роста инвестиций) остаются темпы роста торговых площадей (только на 19,9 % за период 2000-2012 гг.) и занятости в розничной торговле (рост составил 36,3 %).

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, необходимо констатировать об ухудшении важных структурных характеристик развития розничной торговли Украины. Речь идет о значительном усилении дифференциации в региональном и субрегиональном аспектах, в городских и сельских поселениях, ассортиментной структуре розничного товарооборота, по показателям развития магазинной и рыночной торговли.

Очевидно, что указанные тенденции обладают отрицательным следствием ухудшения макроэкономических характеристик экономической безопасности торгового предпринимательства.

Известно, что государственное регулирование тех или иных процессов осуществляется с использованием методов и средств государственной политики. В процессе эволюции системы государственного регулирования торговли (в целом и розничной торговли в частности) сначала органами центральной власти большей степени применялись административные методы воздействия. Это касается индикативного ценообразования, лицензирования торговой деятельности вообще, а затем продажи подакцизных товаров, квотирование объемов продажи товаров (прежде всего с целью ограничения недобросовестной конкуренции и теневого сектора рынка).

Впрочем, позже, после завершения первой волны приватизации, принятия законов, ввели и установили принципы и институциональную основу частного предпринимательства, органами государственного управления в основном применялись экономические методы регулирования. Речь идет об ограничении продажи отдельных видов товаров путем изменения ставок акцизного сбора, стоимости лицензий на продажу алкогольных напитков или табачных изделий.

В общем такую последовательность нужно расценивать как логическую, ведь административные методы в большей степени направлены на формирование и закрепление базовых, т. н. рамочных условий хозяйствования в соответствующей сфере, а дальнейшие корректировки или регулирования требуют менее радикальных средств, то есть экономических.

Так, есть все основания утверждать, что как и в начале 1990-х годов, так и в дальнейшем в нашем государстве не было сформировано полноценной и рациональной (учитывая необходимую эффективность) системы государственного регулирования торговли. Очевидно, что на это есть объективные системные причины, ведь в Украине ни одна отрасль не стала «локомотивом» экономического «прорыва».

Недостатками институционально-правового обеспечения развития розничной торговли в Украине остаются отсутствие Закона Украины «О торговле» и согласованных с его положениями и целевыми ориентирами государственной и региональных стратегий развития внутренней торговли, недостаточность четкой вертикали по регулированию сферы торговли и справедливого государственного контроля за недопущением монополизации рынков и концентрации ресурсов, прав деятельности, плановым развитием торговой сети с соблюдением генеральных планов развития территорий.

С использованием системно-структурного анализа выявлено, что практически по всем формам и средствами системы государственного регулирования розничной торговли наблюдаются существенные недостатки. Так, в пределах нормативно-правового регулирования это незавершенность реформирования разрешительной системы, несправедливость лицензионной нагрузки на объекты торговли, недостаточная урегулированность торговли через Интернет, недостаточность системы мониторинга и защиты интеллектуальной собственности стратегического планирования развития - отсутствие институциализированной иерархии стратегических плановых документов и единого и последовательного подхода к их разработке, принятия, реализации и контроля эффективности, отсутствие мониторинга эффективности реализации стратегий и программ; налоговой политики - наличие проявлений административного вмешательства налоговых органов, а также сбора на развитие садоводства, виноградорства и хмелеводства; финансово-кредитного содействия - высокие кредитная зависимость и стоимость финансовых и инвестиционных ресурсов; организационно-институциональной составляющей - низкая активность по стимулированию внедрения на предприятиях международных стандартов качества, неразвитость негосударственного института сертификации товаров, недостаточность контроля соблюдения прав потребителя, наличие проявлений прямого вмешательства в деятельность предприятий, чрезмерного государственного контроля и коррупции; информационно-разъяснительных мероприятий - несформированность институциональной среды, невосприятие: теневой торговли, продажи товаров вне торговой сети, без сопроводительных документов, некачественного обслуживания потребителя, поддержки местного и национального производителя, ответственного потребления.

По результатам структурно-функционального анализа экономической безопасности торгового предпринимательства в Украине определены недостатки системы обеспечения количественных и качественных составляющих безопасности. Так, по финансовой безопасности - это неудовлетворительное финансовое состояние и низкий уровень ликвидности предприятий, малые объемы реализации продукции на внутреннем рынке, недостаточная финансовая эффективность и рентабельность хозяйственной деятельности, значительный износ материально-технической базы. В сфере кадровой составляющей проблемными остаются низкая занятость и недостатки в системе стимулирования труда, невысокая производительность труда и отставание темпов роста от темпов роста расходов на оплату труда. Главными препятствиями укрепления инвестиционной составляющей является низкая инвестиционная активность, особенно по привлечению внешних инвестиций и инновационно-инвестиционного сотрудничества малых предприятий с представителями крупного бизнеса. О невысоком уровне технико-технологической составляющей экономической безопасности сектора малого предпринимательства свидетельствуют уменьшение фондоотдачи, рост материалоемкости.

С использованием экспертного опроса определено, что в наибольшей степени на экономические интересы субъектов торгового предпринимательства влияют их отношения с представителями власти (33 %), а также деятельность преступных структур (22 %). Впрочем, экономические потери предприятий в основном касаются получения разрешений на строительство, согласований государственных структур, негативного влияния преступных структур, участия в государственных тендерах и закупках, получения разрешений на право торговли; существенными дестабилизирующими экономическую безопасность субъектов предпринимательства факторами остаются и отношения с наемным персоналом, изменения законодательства и защита права частной собственности.

Соответственно, дальнейшее совершенствование процесса программирования государственной политики в сфере экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики требует четкой идентификации объемов финансирования программ, механизмов согласования объемов и источников финансирования национальной, региональных и местных программ, внедрение методических подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации программ, ответственности госслужащих за реализацию запланированных мероприятий.

Рецензенты:

Башнянин Г. И., д-р экон. наук, профессор, Львовская коммерческая академия, г. Львов.

Борщевский В. В., д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник Регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Львове, г. Львов.