Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT MODEL OF THE PROFESSIONAL STUDENTS CAREER PLANNING PROCESS

Shamsutdinova A.V. 1
1 State independent educational institution of the secondary vocational education of the Komi Republic «Vorkuta Teachers Training College»
The article is devoted to the notion of psycho-pedagogical support of the professional career planning as a significant direction of the state educational policy in the case of future specialists training. A psychological and pedagogical support model of the professional students career planning process is presented, it reflects the peculiarities in the educational process of the secondary professional education institutions. A detailed description and scientific justification of all the structural components of the model is given: the purpose, methodological approaches, factors, subjects, the phases and career planning components, the psychological and pedagogical support forms and content are represented, the former are on the targeted facilities career planning stages basis. For the evaluation of the support results the indicators characteristics of the professional careers planning skills formation is given. One of the psycho-pedagogical support model successful implementation conditions is monitoring research, which acts as an information basis for making administrative decisions and professional growth and career of the future specialists design. All the model elements are in interrelation and interdependence, ensuring the psychological and pedagogical support of the professional career for the future specialists planning process effectiveness.
a psychological and pedagogical support model structure of the professional students career planning
professional career planning process
psycho-pedagogical support organization

Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблему профессионального становления личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов, имеющих практические навыки планирования, корректировки и реализации перспектив своего развития (жизненных, личностных и профессиональных). Согласно государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. для общества и государства в целом важен тот уровень специалистов, которые при реализации своей карьеры будут способны успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.

Проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов посвящено значительное количество научных трудов, в которых особое внимание уделяется технологии подготовки студентов-выпускников. Однако процесс «превращения» личности в профессионала представляет собой целостный процесс, который, по мнению В. Е. Орла, начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека [4]. На наш взгляд, существующий подход к организации психолого-педагогического сопровождения нуждается не просто в мерах коррекции, но и пересмотре оснований, на которых оно выстраивается. В связи с этим обучение планированию профессиональной карьеры необходимо осуществлять на всех ступенях профессионального становления: «абитуриент - студент - выпускник - специалист».

В условиях преобразований в сфере профессиональной занятости населения, появления конкуренции на рынке труда психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов представляется чрезвычайно перспективным направлением деятельности. Результаты исследований по данной проблеме в большей степени рассматриваются в аспекте высшего профессионального образования [3]. Подготовка студентов к построению профессиональной карьеры в условиях среднего профессионального образования также является актуальной, поскольку образовательные учреждения имеют значительные возможности в реализации практико-ориентированного обучения.

Поиск новых путей организации психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования подвел к необходимости разработки научно-обоснованной модели деятельности образовательного учреждения. Охарактеризуем основные положения разработанной модели.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание специальных условий для формирования успешного профессионального самоопределения, профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения выступают: во-первых, сама личность, проходящая процесс обучения планированию карьеры, обладающая знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, необходимыми для выполнения будущей профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающая средства достижения поставленной цели, результат которой соответствует личному карьерному плану; во-вторых, специалисты, непосредственно взаимодействующие с данной личностью в процессе решения задач профессионального образования (психологи, педагоги, консультанты и др.). Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на создание условий для успешного профессионального самоопределения, формирования профессионального сознания и трудоустройства обучающихся. Преподавателям, психологам, методистам необходимо, прежде всего, сформировать у студентов мотивы профессиональной деятельности, тем самым актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о профессии; их соотнесения в процессе профессиональных проб.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры студентов должно осуществляться комплексно, с привлечением всех участников образовательного процесса (студентов, педагогов, психологов, представителей работодателя).

Методологической основой системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, системный подход, акмеологический и компетентностный подход. Личностно-ориентированный подход определяет приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности студента, максимальный учет его индивидуальных, субъектных и личностных особенностей. Данный подход предполагает опору на процесс профессионального саморазвития студента при разработке индивидуальной профессиональной траектории, предусматривающей учет намерений и склонностей в построении его карьеры [5].

Реализация деятельностного подхода состоит в оптимизации закономерностей освоения различных видов деятельности - учебной и профессиональной. В качестве основной характеристики деятельности выделяют активность, которая побуждает субъекта к осуществлению деятельности [2]. А это значит, что психолого-педагогическое сопровождение, построенное на основе деятельностного подхода, будет способствовать активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, направленную на формирование умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать различные средства и методы для совершенствования профессиональной деятельности; овладеть способами построения карьеры.

С точки зрения системного подхода психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостная деятельность администрации образовательного учреждения, преподавателей, куратора и психолога, направленная на создание условий для успешного обучения и профессионального развития студента в процессе профессионального образования. Осуществление системного подхода в организации психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов позволяет определить общие цели участников этого процесса, их задачи, функции, содержание с учетом междисциплинарных аспектов образовательным программ и возможностей воспитательной работы, определить виды деятельности по формированию у молодежи эффективных профессиональных планов.

Акмеологический подход к организации психолого-педагогического сопровождения проявляется в поиске, нахождении и реализации личностных ресурсов студентов, их движения к саморазвитию, достижению наивысших результатов в профессионально-личностном развитии [1]. Его внедрение в профессиональное образование обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки студентов и заключается в направленности психолого-педагогических воздействий на актуализацию творческого потенциала будущих специалистов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и успешной самореализации в профессии, способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, ориентации на достижение высот профессионализма.

Компетентностный подход предполагает рассмотрение психолого-педагогического сопровождения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но и как особую организацию образовательной деятельности, нацеленную на формирование ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.

Перечисленные научные подходы являются основой при разработке содержания психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов. Содержанием психолого-педагогического сопровождения, в контексте рассматриваемой проблемы, является комплекс мероприятий, способствующих реализации цели сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса планирования профессиональной карьеры осуществляется через различные формы организации учебно-воспитательного процесса:

1) аудиторные занятия (формирование у студентов профессиональных знаний и знаний о профессии осуществляется посредством использования интерактивных форм и методов обучения);

2) учебно-производственную работу (различные виды практик позволяют получить студентам первоначальный опыт профессиональной деятельности, осуществлять системный анализ результатов собственной квазипрофессиональной деятельности, раскрыть возможные перспективы дальнейшего трудоустройства и развития профессиональной карьеры);

3) внеаудиторные мероприятия (фестиваль «Ярмарка профессий», конференция «Мы выбираем, нас выбирают», конкурс «Моя профессия»), тематические часы общения («Формула успеха», «Познай себя», «Профессиональный имидж и престиж труда»), участие в работе студенческого объединения «Школа будущего специалиста», профконсультации с психологом и др. (оказание помощи студенту в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, в профессионального становления, формирование профессиональной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии);

4) спецкурсы «Профессиональная перспектива», «Основы трудоустройства и профессиональной самореализации» (формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере).

Для обеспечения постепенности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения необходимо соблюдать поэтапность процесса планирования карьеры с учетом особенностей образовательной среды. Так, для среднего профессионального образования могут быть выделены следующие этапы: адаптация, интенсификация, идентификация. Целью психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры на этапе адаптации является определение личностного смысла выбранной специальности, сущности и социальной значимости профессии. Содержание деятельности на этапе интенсификации направлено на формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции. Формирование профессионально-трудовой самостоятельности, готовности к профессиональной самореализации осуществляются на заключительном этапе (идентификации) планирования карьеры.

Каждый этап планирования профессиональной карьеры соответствует курсу обучения, на которых осуществляется формирование соответствующих компонентов: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы и ценности, стремление к планированию профессиональной карьеры), информационно-когнитивный (профессиональные знания и знания о профессии, профессиональной карьере), операциональный (умения самостоятельной постановки карьерных целей и построения карьерного плана, способность к самоорганизации) и рефлексивный компонент (самооценка результатов квазипрофессиональной деятельности). Компоненты планирования профессиональной карьеры в процессе психолого-педагогического сопровождения проявляются на продуктивном (творческом), допустимом (среднем), критическом (низком) уровнях.

Продуктивный (высокий) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется высокой мотивацией (сформированы познавательные и профессиональные мотивы); профессиональные ценности носят иерархический характер, ведущими являются ценности профессионализма, самореализации в профессии и самосовершенствования; критичной оценкой собственных профессиональных мотивов и ценностей; обширными знаниями в профессиональной области, умениями самостоятельной постановки карьерных целей и построения карьерного плана; способностью к самоорганизации; адекватной оценкой результатов своей квазипрофессиональной деятельности.

Допустимый (средний) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется средней мотивацией профессиональной деятельности; ценностные ориентации носят прагматический характер (познавательные интересы и профессиональные мотивы связаны с жизненными ценностями материального характера, имеется представление о ценностях профессионализма); эпизодическим оцениванием собственных мотивов и ценностей в профессиональной деятельности; узкими знаниями в профессиональной области; умениями постановки карьерных целей, составления карьерного плана при поддержке преподавателя; потребностью в самореализации, самообразовании; завышенной или заниженной оценкой результатов собственной квазипрофессиональной деятельности.

Критический (низкий) уровень планирования профессиональной карьеры характеризуется низкой мотивацией (познавательные и профессиональные мотивы слабо выражены); отсутствием мотивации достижения успеха в профессии; выбор профессиональных ценностей носит случайный характер, ориентация в основном на материальные ценности (ценности профессионализма не сформированы); поверхностными знаниями в профессиональной области; отсутствием самостоятельности в познавательной деятельности и стремления к планированию карьеры; низкой самооценкой результатов квазипрофессиональной деятельности; отсутствием стремления к самоорганизации.

На организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения оказывают влияние внешние (средовые) и внутренние факторы (субъектно-личностные). Внешними (средовыми) факторами являются условия теоретического и производственного обучения, требования основных образовательных программ профессионального образования по направлению подготовки. Внутренними (субъектно-личностными) факторами выступают личностные свойства и качества участников психолого-педагогического сопровождения, определяющих их профессиональную деятельность.

Достижение поставленных целей психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов возможно при проведении мониторинговых исследований, которые позволяют рассматривать процесс планирования профессиональной карьеры студента через призму психолого-педагогического анализа, а результаты мониторинга выступают в качестве информационной основы для принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры будущих специалистов. В качестве источников и способов получения объективной информации могут быть выбраны следующие методы исследования: анализ особенностей организации образовательного процесса и содержания учебно-методического обеспечения (учебные планы, программы профессиональных практик и др.); наблюдение; анкетирование; беседы; тестирование; анализ результатов учебно-производственной деятельности студентов; лонгитюдный анализ; математическая и статистическая обработка данных. Для выявления уровня планирования профессиональной карьеры студентов также могут использоваться различные методы диагностики и методики: исследовательские беседы, опрос, наблюдение и ранжирование, тесты-опросники по выявлению мотивов выбора профессии (методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпун), представлений о профессии, уровня конкурентоспособности (Диагностика карьерных компетенций), диагностики на выявление реальной структуры ценностных ориентаций личности («Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнова, опросник «Якорь карьеры» Э. Шейн), факторов привлекательности профессии, анкетирование с целью изучения удовлетворенности студентов профессиональным выбором.

Данная контрольно-оценочная деятельность позволяет предвидеть возможные пути регулирования управлением психолого-педагогического сопровождения студентов, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций процесса планирования профессиональной карьеры.

Таким образом, описанные элементы модели находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая результативность психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры будущих специалистов.

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов позволит повысить качество профессионального образования, что, в конечном итоге, приведет к успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, построению собственной профессиональной карьеры, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда. Данная модель является универсальной и может быть рекомендована для внедрения в учреждениях среднего профессионального образования.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.