Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATIVE TRAINING IN THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE"

Cherkasov V.V. 1
1 Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I.Mendeleev
Modern approaches to the organization of the subject “Physical culture” are described in the following article. The analysis of the basic approaches to the notion of integration in the pedagogical process is done here. The conditions, forms and mechanisms of realization of integrative teaching are detached. The examples of organizing integrative lessons, depending on age peculiarities of students are considered. Basic problems, which teachers face at the lessons in planning integrative lessons: confusion of notions integrative lesson and inter-subject links, paying attention to the realization of moving activity of the students are described. A complex approach to inter-subject planning of learning the program material during the whole period of the school year and the stage of the school with the aim of strengthening mental, creative and moving activities of the students is also given in the article
intersubject communications
intersubject interaction
the integrated lessons
the integrative training

Концептуальная особенность современного физкультурного образования России заключается в подготовке учащихся общеобразовательной школы к практической профессионально-жизненной деятельности. Базовым элементом этого выступают технологии физкультурного образования, при помощи которых интеллектуальная информация, полученная учащимися на учебном занятии, переводится на язык практических решений.

Современная школьная программа предоставляет широкие возможности для инициативы и творчества в выборе средств и методов физической подготовки учащихся. Однако в большинстве случаев, её ориентация направлена на привычные стереотипы преподавания данного предмета, и проблема здесь, прежде всего, заключается в отсутствии надежных и корректных методов применения физических упражнений. Очевидно, что традиционное использование единой государственной программы по физическому развитию и подготовке школьников, с акцентом исключительно на двигательную деятельность, не может обеспечить решение основных задач физического воспитания и удовлетворить социальные требования сегодняшнего дня.

Учебно-воспитательный процесс обучения учащихся предмету «Физическая культура» в школе должен рассматриваться как создание новой целостной системы организации учебных занятий, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений в соответствии с предполагаемо-гарантирующим результатом, повышающим уровень физкультурного образования учащихся, направленного на формирование физической культуры личности школьника.

С точки зрения дидактики, интеграция представляет собой не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, т.е. построение целостных моделей изучаемых явлений.

В основе интеграции лежат межпредметные взаимодействия, которые представляют собой научное отражение объективных связей единого, взаимосвязанного мира. Однако в отличие от целевой установки межпредметных связей в обеспечении определенной суммы знаний, интеграция способствует развитию личности, её мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самоуправлению, саморазвитию, самообразованию [5].

Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулирует творческую активность учащихся.

Под интеграцией в педагогическом процессе понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Интеграция учебных предметов предполагает выполнение ряда условий:

  • осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;
  • установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация понятий и явлений предметов;
  • построение курса по единой программе; для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.

В учебном процессе интеграция может наблюдаться в двух формах - стихийной или управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. При этом стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.

В случае управляемой интеграции основным дидактическим инструментом являются межпредметные связи [6].

Реализация процессов интеграции в школе происходит с опорой на интегрированные уроки. Цель интегрированного урока - сформировать у обучающихся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Такой урок позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в их полном объеме, порождая интегративные предметы, так и включая лишь отдельные составляющие: содержание, методы.

Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал [2].

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.

Элементы интегрированного обучения широко используются в образовательном процессе, в том числе по предмету «Физическая культура». В практической деятельности учителями предлагается межпредметное взаимодействие физической культуры с различными учебными предметами (математика, литература, история, биология, ОБЖ, и др.) [1, 4].

В младших классах такие уроки, в первую очередь, направлены на активизацию двигательной деятельности обучающихся. Так, включение материала из предмета «Окружающий мир» на уроках физической культуры даёт возможность учащимся в игровой форме познакомиться с видами растений, животных, птиц, рыб, а также повадками различных животных и др.

Взаимодействие с литературой может осуществляться в виде игры-эстафеты: перед каждой эстафетой зачитываются короткие отрывки из различных произведений, название и автора которых ученики должны угадать, после чего прочитанный сюжет обыгрывается в виде двигательного задания.

Межпредметное взаимодействие с русским языком реализуется в эстафетах с задачей грамотно составить слово или словосочетание из отдельных букв. Аналогичным образом строятся межпредметные уроки с математикой. Проведение эстафет и игр здесь сочетается с различными математическими заданиями.

В среднем звене ученикам предлагается: решение задач по физике (на определение развиваемой мощности при выполнении физических упражнений, вычисление скорости полёта спортивного снаряда и т.п.), выполнение письменных заданий по русскому языку, определение химического элемента по строению его атома, вопросы по темам теоретической дисциплины и т.п.

В интегрированных уроках физической культуры и истории используется тематика Олимпийских игр Древней Греции, где теоретические сведения обыгрываются в виде древнегреческих спортивных состязаний.

Анализ предлагаемых учителями-практиками вариантов уроков свидетельствует, что большинство из них интегративным уроком считает любой урок, если для его проведения привлекается материал из других учебных предметов. Между тем, в практической деятельности, при проведении таких уроков решение задач физического воспитания в основном сводятся только на реализацию двигательной активности учеников. Причем, с точки зрения методики, не всегда эффективной.

К примеру, во время выполнения эстафеты, двигательная деятельность прерывается на выполнение различных заданий (решение задач, письменные ответы на вопросы и т.п.), снижая таким образом эффект воздействия упражнения на организм и приводя к «простою». Кроме того, в практике нередки случаи, когда учителями в качестве средства «наказания» за неправильно выполненное теоретическое задание используются физические упражнения (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и т.п.). При этом более высокую нагрузку получают не те, кто в ней нуждается, а те, кто меньше знает, и, к тому же, это явно не способствует формированию у учеников интереса к урокам физической культуры и приобщению к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Урок физической культуры в общеобразовательной школе в первую очередь должен нести образовательную функцию, обеспечивая необходимый уровень образованности в сфере физической культуры [3]. Поэтому использование межпредметных связей на уроках физической культуры должно рассматриваться с точки зрения эффективности решения этих задач.

В большей мере этим требованиям отвечает интеграция физической культуры с предметами, имеющими схожие темы и общие точки соприкосновения. К числу таких предметов можно отнести: биологию, обеспечение безопасности жизнедеятельности, химию и ряд других дисциплин, наиболее часто используемых учителями для организации интегрированных уроков. Результатом такой интеграции может быть расширение и углубление знаний об изучаемом двигательном действии, о процессах, происходящих в организме при выполнении физических упражнений; реализация теоретических положений в двигательных действиях и т.д.

Среди основных тем по биологии, предлагаемых для интеграции, фигурирует тематика, связанная со строением и функциями организма человека (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система и др.); по физике - раздел «Механика» (энергия, деформация, мощность); по химии - тема «Углеводы».

В практической деятельности реализация интегрированного обучения с этими дисциплинами, в основном, осуществляется на теоретических уроках, где физическая культура выступает только в качестве иллюстрации.

Более прикладной характер имеют интегрированные уроки, где физическая культура является ведущей дисциплиной. На таких уроках с помощью пульсометрии учащиеся учатся определять влияние различной физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; на примере выполнения физических упражнений знакомятся с основными группами мышц; в соревновательной обстановке учатся оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; параллельно с кроссовой подготовкой получают практические навыки в определении азимута и ориентировании на местности с помощью компаса и т.п.

В целом, преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным достаточно очевидны. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Однако на практике эти мероприятия, как правило, носят одноразовый характер. Между тем, наиболее полного эффекта от интегративного обучения можно добиться при комплексном подходе к межпредметному планированию изучения программного материала на протяжении всего учебного года или ступени школы. В этом случае интегрированное обучение будет способствовать построению целостных моделей изучаемых явлений, обеспечит формирование умений моделирования, разностороннего развития личности ученика и его интегрального мышления.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Колычева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры химии, БЖД, ТиМПФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.