Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGIC ANALYSIS OF TOMSK REGION`S TOURIST POTENTIAL ASSESSMENT

Borodina N. N. 1
1 Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship
Main objectives of strategic regional tourism industry analysis are discussed. A number of factors characterizing strengths and weaknesses of Tomsk Region tourism industry are identified that relate both to the regional tourism industry as a whole and to the different tourism sectors (cultural and educational, medical, cruises, environmental and sports tourism) and potential opportunities and challenges to the regional tourism industry are examined. A SWOT Matrix is developed to determine links between the strengths and weaknesses as well as potential opportunities and challenges to Tomsk Region tourism industry. All possible combinations (strengths – opportunities, weaknesses – opportunities, strengths – challenges, weaknesses – challenges) are analyzed to account for in the strategic planning of Tomsk Region tourism policy. Mechanisms to offset the weak points of Tomsk Region tourism policy are suggested.
strategic analysis
tourist potential
SWOT analysis
Tomsk Region.

Введение

Применение SWOT-анализа на уровне региона в современной практике стратегического управления не только возможно, но и необходимо. SWOT-анализ развития туризма на уровне региона разработан для Московской, Псковской, Владимирской и некоторых других областей.

Главными задачами стратегического анализа регионального туризма являются:

определение существующих условий для развития туризма, выявление потенциальных угроз;

определение наличия внутренних резервов для развития регионального туризма;

выявление возможных внешних развивающих и сдерживающих факторов развития туризма;

на основе выявленных возможностей и угроз формирование миссии и целей развития туризма на уровне региона [4].

На первом этапе анализа необходимо оценить сильные и слабые стороны состояния регионального туризма и выявить возможность и угрозы для развития туризма в регионе.

Исходя из географического положения, экономической и политической ситуации, наличия природно-рекреационного потенциала, уровня развития туризма и иных характеристик, представляется, что для Томской области следует выделить набор факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы для туристского потенциала региона (таблица).

Таблица. Оценка состояния туристского потенциала Томской области по параметрам «сильные и слабые стороны», «возможности и угрозы»

Сильные стороны развития туризма

Слабые стороны развития туризма

- наличие большого количества ресурсов для развития таких видов туризма, как: делового, культурно-познавательного, образовательного, лечебно-оздоровительного, паломнического, этнографического, экологического, охотничье-рыболовного, экстремального, речного, железнодорожного, сельского, событийного;

- высокая цена туристского продукта на национальном и международном рынках;

- несоответствие туристских услуг международным стандартам;

- сезонность туристских услуг, связанная с климатическими условиями;

- наличие крупного гостиничного комплекса;

- низкая конкурентоспособность гостиничного фонда;

- нехватка номерного фонда во время туристского сезона;

- стратегическое географическое положение Томской области;

- недостаточный брендинг области;

- транспортная система области (международный аэропорт);

- отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристских потоков;

- отсутствие региональной авиакомпании, способной организовывать чартерные рейсы;

- наличие развитой инфраструктуры питания;

- отсутствие придорожного сервиса;

 

- разнообразный природно-ресурсный потенциал;

- наличие богатого историко-культурного наследия;

- наличие большого количества мероприятий, связанных с историей и культурой Томской области;

- благоприятная экологическая ситуация;

- необходимость реконструкции объектов туризма;

- отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристской деятельности;

- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма;

- недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма;

- недостаток квалифицированных специалистов в туристской индустрии;

- стабильная социально-экономическая обстановка;

- неблагоприятные демографические процессы;

- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области;

- опыт проведения региональных, межрегиональных и международных выставок, ярмарок, фестивалей, конгрессов, семинаров как элемент развития делового туризма;

- культурный центр сосредоточения музеев, театров и проведения достаточного количества выставок;

- опыт проведения региональных, межрегиональных и международных соревнований по различным видам спорта.

- неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий;

- недостаток рекламных материалов о туристском продукте Томской области.

Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма

Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма

- наличие заказников: зоологические (15): Томский, Верхне-Соровский, Иловский, Калтайский, Карегодский, Кеть-Касский и др; ландшафтные (3): Ларинский, Поль-То, Васюганский; ботанический (1): Южнотаежный;

- наличие археологических памятников (10): поселение «Шеломок II», курганный могильник «Тоянов городок», поселение «Самусь-4», поселение «Малгет» и др.;

- наличие памятников истории и архитектуры (48): Биржевой корпус, Здание Общественного собрания, Воскресенская церковь, Томский острог, Здание присутственных мест, Дом губернатора, «Дом с шатром» и др.;

- наличие природных памятников (145), среди которых можно выделить Аксеновский кедровник, Базойский кедровник, Кудровский бор, Семеновский бор, Михайловская роща, Тунгусская роща, Басандайский лесопарк, Чилинское урочище [3].

- малая доступность объектов археологического туризма для туристов;

- неудовлетворительное состояние объектов археологии;

- низкая безопасность путешествий к природным памятникам;

- недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов;

- недостаточное продвижение народных художественных ремесел [5].

Сильные стороны развития лечебного туризма

Слабые стороны развития лечебного туризма

- наличие бальнеологических ресурсов.

- нехватка инвестиционных ресурсов;

- увеличение стоимости туристского продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности.

Сильные стороны развития круизного туризма

Слабые стороны развития круизного туризма

- наличие водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий;

- наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов.

- изношенность судов;

- высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов;

- отсутствие собственных инвестиционных ресурсов.

Сильные стороны развития экологического туризма

Слабые стороны развития экологического туризма

- наличие особо охраняемых природных территорий:

1) государственный природный заказник федерального значения - «Томский»;

2) памятник природы федерального значения - «Сибирский ботанический сад»;

3) заказники регионального значения - 17;

4) памятники природы регионального значения - 26;

5) памятники природы местного значения - 112 [1].

- возможность развития системы частных гостиниц;

- возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению с другими видами туризма).

- отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок;

- отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках;

- отсутствие смотровых площадок.

Сильные стороны развития спортивного туризма

Слабые стороны развития спортивного туризма

- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма;

- наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма;

-наличие инфраструктуры.

- изношенность материально-технической базы;

- отсутствие рекламных материалов для продвижения туристских продуктов на международном рынке.

Возможности

Угрозы

- наличие международных связей;

- возможность для развития разнообразных видов туризма;

-возможность сочетать несколько видов туризма;

- возможность развития туристской инфраструктуры за счет привлечения инвестиций;

- рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг;

- повышение привлекательности Томской области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории;

- возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития России.

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Томской области;

- конкуренция туристических фирм области с внешними туристскими предприятиями;

- высокая стоимость туристских путевок в связи с высокими транспортными издержками;

- отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом;

- проигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям Сибирского федерального округа.

Далее следует установить связи между слабыми и сильными сторонами, а также возможностями и угрозами, для чего необходимо построить матрицу SWOT-анализа [6].

На пересечении полей «сильные стороны» - «возможности» указывается, какие сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей; на пересечении полей «слабые стороны» - «возможности» обозначаются возможности компенсации слабых сторон; на пересечении полей «сильные стороны» - «угрозы» приводятся, какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз; на пересечении полей «слабые стороны» - «угрозы» указывается, что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений ввиду совпадения слабых сторон в условиях действия угроз [2].

На данном этапе происходит оценка всех возможных комбинаций с целью выявления тех, которые должны быть учтены при последующей разработке стратегии развития туризма Томской области.

«Сильные стороны» - «Возможности»:

  1. Использование природно-рекреационного потенциала с целью формирования современной системы регионального туризма на основе развития экологических и экстремальных видов туризма, а также ориентирование Томской области на зимние виды туризма.
  2. Использование дополнительных видов туризма (например, охотничий, раллинг и пр.) с целью привлечения дополнительных туристов в регион, а также формирование туристских пакетов услуг с разнонаправленными видами туризма (например, охотничий туризм + сплавной и пр.).
  3. Формирование современной индустрии гостеприимства и материальной базы туризма на основе привлечения частных и государственных инвестиций с целью увеличения потока туристов в регион.
  4. Привлечение иностранных туристов в регион за счет повышения качества услуг, предложения уникальных видов туризма, а также упрощения визовых и таможенных формальностей
  5. Создание «Объединения туроператоров» с целью усиления конкурентных преимуществ относительно других регионов.
  6. Позиционирование Томской области «как экологически чистого региона».
  7. Формирование активной туристской политики в регионе за счет разработки законодательной базы, финансовой поддержки туроператоров, создания Координационных советов.

«Слабые стороны» - «Возможности»:

  1. Развитие материальной базы туризма и формирование современной индустрии гостеприимства в регионе.
  2. Сглаживание «суровых» климатических условий за счет формирования дополнительных видов туризма (экстремального, культурно-познавательного, железнодорожного, что способствует сглаживанию фактора сезонности).
  3. Привлечение инвестиций в туризм, как частных, так и государственных, на основе разработки финансово-обоснованных проектов (бизнес-планов).
  4. Предложение уникальных туристских продуктов, которые будут компенсировать высокую стоимость туристских услуг.
  5. Направленность на туристов из регионов Сибирского федерального округа, а также иностранных туристов.
  6. Активная поддержка туризма на уровне региона посредством финансирования туристских проектов, создания законодательной базы туризма, создание программно-целевых методов управления туризмом.
  7. Активное формирование научного и кадрового потенциала регионов в области туризма посредством реализации трехуровневой системы подготовки кадров.

«Сильные стороны» - «Угрозы»:

  1. Сохранение природно-рекреационного потенциала региона.
  2. Повышение качества услуг с целью повышения их конкурентоспособности относительно других регионов, в том числе регионов Сибирского федерального округа.
  3. Привлечение государственных инвестиций за счет разработки бизнес-планов, которые были бы направлены на развитие присущих Томской области видов туризма (деловой туризм, культурно-познавательный, образовательный, лечебно-оздоровительный, паломнический, этнографический, экологический, экстремальный, речной, железнодорожный, сельский, событийный туризм).
  4. Формирование квалифицированной рабочей силы и научного потенциала региона, т.е. реализация трехуровневой системы подготовки кадров для туризма: формирование научного потенциала (аспирантура); подготовка менеджеров туризма (высшее образование); подготовка гидов, переводчиков, экскурсоводов (среднее профессиональное образование).
  5. Увеличение потока туристов в регион за счет иностранных туристов и ориентация данных групп туристов на уникальность туристского продукта Томской области, а также формирование положительного туристского имиджа региона на международном и внутреннем туристских рынках.
  6. Увеличение потока туристов за счет развития внутренней системы регионального туризма и привлечения местных жителей.

«Слабые стороны» - «Угрозы»:

  1. Разработка и использование обоснованных стратегий развития туризма с усилением функциональных стратегий для поддержания развития «слабых направлений» в туризме Томской области.
  2. Активизация поддержки со стороны государственных органов власти на уровне региона в части законотворческой деятельности, а также поиск необходимых финансовых ресурсов для поддержания материальной базы туризма.
  3. Распространение информации о существующих в регионе туристских продуктах посредством современных информационных технологий (интернет и пр.).
  4. Формирование внутреннего туризма с целью увеличения доходов от туризма, в том числе и за счет косвенного эффекта.
  5. Создание системы непрерывного мониторинга состояния туризма Томской области.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Сильные стороны» - «Возможности» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «Слабые стороны» - «Возможности» стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости.

Если пара находится на поле «Сильные стороны» - «Угрозы», то стратегия должна предполагать использование силы для устранения угрозы. Наконец, для пар «Слабые стороны» - «Угрозы» необходимо вырабатывать стратегию, которая позволила бы как избавиться от слабости, так и пытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Проведённый SWOT-анализ позволяет сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурсно-обеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристского потенциала Томской области.

Рецензенты:

Гаврильчак Игорь Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления предпринимательской деятельностью НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.

Горенбургов Михаил Абрамович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса НОУ ВПО «Балтийская академия туризма и предпринимательства», г. Санкт-Петербург.