Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE PERSONALITY IN CREATIVITY N. V. REYNGARDTA IN WORK "THE UNUSUAL PERSONALITY" (THE LETTER OF V. K. GEYNS TO L. N. TOLSTOY)

Oganyan K.K. 1
1 St. Petersburg state university of economics
В статье раскрыта специфика изучения личности в творчестве Н. В. Рейнгардта, посредством анализа его работы «Необыкновенная личность». Рассматриваются основные взгляды Н. В. Рейнгардта на функционирование личности в обществе. Работа «Необыкновенная личность» Н. В. Рейнгардта посвящена жизни и деятельности В. К. Гейнса (В. Фрей) и состоит из двух частей. В первой части работы представлено письмо В. К. Гейнса к Л. Н. Толстому, в котором он излагает свои социально-философские взгляды на проблемы развития личности, общества, сущность прогресса, опираясь на позитивистскую доктрину О. Конта. Вторая часть работы Н. В. Рейнгардта посвящена анализу жизни и творчества В. К. Гейнса.
In the article the specific study of personality in N. V. Reinhardt’s creativity, by means of the analysis his work "Unusual personality" is opened. The basic N.V. Reinhardt’s views on the individual functioning in society are considered. The N. V. Reinhardt’s work of "Unusual personality" is dedicated to the life and work of V.K. Gaines (W. Frey) and consists of two parts. In the first part of the work the letter V. K. Gaines to L. N. Tolstoy, in which he explains his social and philosophical views on the problems of the individual, society, the essence of progress, based on the positivism doctrine of Auguste Conte – is submitted.The second part of N. V. Reyngardt’s work is devoted to the life and creativity analysis to V. K. Geyns.
the crisis of modern society.
religion
progress
personal development
society
positivism
extraordinary personality

В период трансформации и модернизации общества, с целью формирования будущих поколений, опирающихся на свою историю и развитие традиций отечественной науки, особое значение приобретает переосмысление ценностно-нравственной составляющей личности.

Отечественная социологическая наука в новых условиях испытывает острую потребность переоценки и выхода на новый уровень теоретико-методологического анализа личности на междисциплинарном уровне в контексте социологических концепций российской социологии в конце XIX – начале XX в. Необходимо учесть то обстоятельство, что российская социология имеет «белые пятна», связанные с отдельными именами социологов и целыми направлениями и школами.

В ряду ныне незаслуженно забытых имен особое место занимает Николай Викторович Рейнгардт[1]. Свои социологические взгляды Н. В. Рейнгардт изложил в работах: «Г. Слонимский и социология» (Казань, 1889); «Социальное и экономическое значение моды» (Казань, 1889); «Политическое значение буланжизма во Франции: историко-политический этюд» (Казань, 1890); «Неэвклидова геометрия и позитивизм» (Казань, 1897); «Необходимая оборона: о применении позитивной философии к вопросам уголовного права» (Казань, 1898); «Н. К. Михайловский и его труды: по поводу сорокалетия его литературной деятельности» (Казань, 1902); «”Воскресение” гр. Л. Н. Толстого и вопросы уголовного права» (Казань, 1903).

В данной статье рассмотрим основные взгляды на личность в обществе, изложенные в работах: «Необыкновенная личность» (Казань, 1889); «Женщина пред судом уголовным и судом истории» (Казань, 1890). Эти взгляды основаны, по нашему мнению, на этико-нравственных воззрениях Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова[2].

Работа «Необыкновенная личность» Н. В. Рейнгардта посвящена жизни и деятельности В. К. Гейнса (В. Фрей)[3] и состоит из двух частей.

В первой части работы представлено письмо В. К. Гейнса к Л. Н. Толстому, в котором данный философ, социолог-позитивист излагает свои социально-философские взгляды на проблемы развития личности, общества, сущность прогресса, опираясь на позитивистскую доктрину О. Конта. Кроме того, В. К. Гейнс показывает значимость творчества Л. Н. Толстого в обществе, выражает свое уважение и восхищение произведениями великого русского писателя [4].

В частности, в этом письме, по мнению Н. В. Рейнгардта, рассматривая кризис современного общества, В. К. Гейнс утверждает, что отказ от религиозной составляющей жизни привел людей к нравственному падению и преобладанию индивидуализма. «Погоня за личным счастьем, богатством, почетом так ослепила их, что они не видят пропасти, к которой стремятся. Многие из индивидуалистов, чтобы как-нибудь удовлетворить высшим стремлениям, требуют перемены политических и экономических форм; но они не видят, что причина зла заключается не в формах жизни, а в них самих, в нравственной негодности людей, составляющих общество» [4, С. 4].

В. К. Гейнс находит выход из этого кризиса в позитивной философии О. Конта, где человечество – это высший общественный организм, вне которого немыслимы как физическое существование отдельного человека, так и духовное его развитие. Взамен борьбы за существование человечество вносит учение о нравственных обязанностях к человеку, тем самым укрепляя духовные основы общества.

Он принимает за основу своего научного и житейского мировоззрения формулу О. Конта и находится под его влиянием, в которой сконцентрировано все учение позитивизма: «во имя человечества – любовь наш принцип; порядок – основание; а прогресс – цель нашей деятельности. Жить для других. Жить открыто» [4, С. 9].

Подобное социологическое понимание цели и смысла жизни, которое заключается в духовно-нравственной деятельности и развитии личности в обществе, было свойственно и другим российским социологам – П. Л. Лаврову, С. Н. Южакову, П. А. Сорокину и др. [См.: 2; 5; 7], что предвосхищало позднейшие концепции личности как интегральной категории, характеризующей человека с нравственной, психологической, интеллектуальной и социальной стороны.

Таким образом, именно основные положения позитивизма становятся основой для творчества Н. В. Рейнгардта о В. К. Гейнсе: «ускорить или усилить прогресс, возможно, будет только тогда, когда люди, до сих пор бессознательно участвующие в прогрессе улучшения, поймут сознательно, что первое и самое главное правило жизни каждого состоит в постоянном стремлении к нравственному усовершенствованию. Тогда вместо существующей в настоящее время строгости к другим, распущенности относительно самого себя – явится необходимость быть строгим к самому себе» [4, С. 19].

Продолжая анализ проблемы выхода личности из кризиса современного общества, автор утверждает, что в религии человечества В. К. Гейнс показал спасение для нашей разлагающейся цивилизации. «Только религия человечества может спасти современную интеллигенцию от засасывающего болота индивидуализма, только она может смягчить ожесточенные, но честные сердца ее лучших представителей, и направить их энергию от разрушительной сферы к сфере созидающей» [6, С. 276-362].

Эта идея продолжает свое развитие во второй половине XIX века, где роль религии в европейском обществе заметно меняется. Усилившиеся в связи с индустриализацией и урбанизацией процессы социальной дифференциации остро поставили вопрос о факторах, интегрирующих общество. О позитивной роли религии в качестве такого фактора начинают говорить ученые, обратившиеся к осмыслению социальных отношений, прогресса, стабильности и порядка. С точки зрения Э. Дюркгейма, религия отвечает важной социальной потребности обеспечения солидарности в обществе, его целостности. Источник религии – само общество. Дюркгейм обращается к элементарным формам религиозной жизни, чтобы выделить в религии главное и постоянное во всех ее модификациях, выявить ее функции в общественной жизни [9]. Наряду с Дюркгеймом немецкий социолог М. Вебер исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи [1].

Вторая часть работы Н. В. Рейнгардта посвящена анализу жизни и творчества В. К. Гейнса.[4] Он вступил в тайное общество «Земля и воля», образованное кружком Н. Г. Чернышевского и Н. А. Серно-Соловьевича. Общение с революционерами привело Гейнса в ужас, в его душе возникали невыносимые противоречия, он подумывал о самоубийстве. Для нравственного возрождения, полагал Гейнс, нужна новая религия. Его интересовали идеи социального переустройства общества Герцена, Чернышевского, Фурье, Оуэна и др. Гейнс решил покинуть Россию и вступить в одну из коммун Северной Америки, стремившихся возродить человечество к новой жизни[5].

Главная задача, считал Гейнс, состоит в усовершенствовании личности. Семья Фрея личным примером исполняла великую доктрину Конта «жить для других», не как тяжкое бремя, но с выражением энтузиазма. Фрей постоянно вспоминал о России, для которой он ничего не успел сделать. В 1884 г. Фрей с семьей прибыл в Лондон, вступил в Общество позитивистов, имевшее целью просвещать общественное мнение и указывать правительству на необходимость той или иной меры. Этический идеал Фрея оказался близким учению, к которому в начале 1880-х гг. пришел Толстой. Фрей познакомился с религиозно-нравственными сочинениями Толстого, написал ему письмо, в котором просил заниматься только деятельностью писателя, отказаться от учения о развитии в личности пассивного отношения к злу.

Толстой пригласил его, и 7 октября 1885 г. Фрей прибыл в Ясную Поляну, пробыл здесь пять дней. Толстой признавал, что в «религии человечества» есть созвучные ему мысли, но отказался ее принять. После отъезда Фрея из Ясной Поляны Толстой писал о нем: «Мне жаль было и тогда и теперь всякий день жалко, что его нет. Во-первых, чистая, искренняя, серьезная натура, потом знаний не книжных, а жизненных, самых важных, о том, как людям жить с природой и между собой – бездна» [6, С. 278-279][6].

Рейнгардт Н. В., завершая свой анализ жизни и деятельности В. К. Гейнса, приходит к выводу, что необыкновенные люди не двигаются по рутине, а сами отыскивают новые пути; перед ними подобно путеводной звезде является идеал, которому они подчиняют все свои личные стремления и с которыми согласуют свою жизнь и деятельность [4]. Они строги к себе и снисходительны к другим; бывают, конечно, они суровы и беспощадны, но не к своим личным врагам, а к врагам честных людей; великодушие, терпимость и уважение к чужим мнениям составляют главные свойства возвышенных, необыкновенных натур. Часто ли можно встретить соединенные в одном субъекте такие качества, которыми обладал незабвенный Фрей (Гейнс), а именно: всесторонне и глубоко образованный ум, удивительная доброта, редкая деликатность в отношениях с людьми, несокрушимая энергия, непоколебимая преданность идеалу (долгу) и бесстрашие, граничащее с полным равнодушием к смерти.

Фрей (Гейнс) представляет возвышенный тип всесторонне развитой в нравственном и умственном отношении личности, тип того общественного деятеля, который, поняв, что главное условие развитие общества заключается в нравственном развитии личности, прежде всего эту задачу попытался решить относительно самого себя. Он своей жизнью доказал, что никакие невзгоды, никакие физические лишения не могут препятствовать нравственному усовершенствованию, потому что для этого надо только желание, он показал при этом, что даже самая суровая бедность не может препятствовать благополучию.

Сердце Фрея было полно любви: он любил человечество, любил родину, к которой стремилась душа его, любил друзей, любил семью свою, но и в свою очередь чувствовал к себе любовь всех близких, всех честных людей, которые успели узнать его. «Эта любовь поддерживала его силы при борьбе с суровой действительностью, поддерживала тот священный огонь, энтузиазм, который угас только с его жизнью; она парализовала силу бедствий, силу физических мучений, она, наконец, уничтожала горечь при последних мгновениях расставания с жизнью» [4, С. 34].

Обращая по преимуществу внимание на развитие и совершенствование личности, деятели, подобные Гейнсу, очень хорошо понимают, что в этом заключается главнейшее условие прочности и жизненности всякой общественной реформы, в этом же заключается весь прогресс человеческого общества. Изучая историю человечества, мы видим, что его «прогресс заключается в постепенном увеличении господства человека над природой, в уменьшении господства человека над человеком и в распространении господства над людьми сферы нравственного идеала» [4, С. 29].

Место необыкновенной личности в современном обществе, по тем характеристикам, которые ей дал Н. К. Рейнгардт, можно определить словами Пушкина А.С.: «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества» [3, С. 196].

Рецензенты:

Бразевич С. С., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Маргулян Я. А., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.


[1] Рейнгардт Н. В. (1842 – умер после 1905) – журналист, публицист и социолог позитивистского направления, представитель второго поколения субъективной школы, который предложил оригинальный анализ личности в своем творчестве. Окончил Горный институт и юридический факультет Петербургского университета; присяжный поверенный в Казани; сотрудник и редактор издательства газеты «Волжский вестник» (Казань).

[2] Здесь ограничимся анализом работы «Необыкновенная личность» (Казань, 1889). Второй работе посвятим отдельную статью.

[3] В Америке Гейнс В. К. берет псевдоним – В. Фрей.

[4]Владимир Константинович Гейнс родился в России в 1839 г. Его брат Александр в 1880-х годах был губернатором в г. Казани. Отец – из дворян Эстляндской губернии, мать – по происхождению гречанка. Дед и отец были военные. Следуя семейной традиции, Владимир получил первоначальное образование в Брест-Литовском кадетском корпусе, оттуда перешел в существовавшее в 50-х годах XIX в. в Санкт-Петербурге военное учебное заведение «Дворянский Полк». За выдающиеся математические способности преподаватели прозвали его «маленьким Архимедом». Научную карьеру он предпочел военной службе, учился в Артиллерийской академии и Академии Генерального штаба на геодезическом отделении. По окончании учебы его прикомандировали к Пулковской обсерватории, где он занимался под руководством академика Струве. В качестве специалиста по геодезии Гейнс был назначен представителем России в Международной комиссии, изучавшей вопрос о точном измерении дуги меридиана. Перед ним открывалось блестящее будущее, но ни оно, ни материальные выгоды его не соблазнили.

[5]В общине он читал лекции о позитивизме, выполнял любую черную работу, проповедовал необходимость вегетарианства. В основном община рубила лес для соседней железной дороги. В ней было около 50 русских и американцев обоего пола. Члены общины занимались также нравственным самовоспитанием. В одно из воскресений каждого месяца все с энтузиазмом и песнями (кроме нескольких американцев) работали в пользу бедных, в этой работе участвовали и женщины, и дети.

[6]5 ноября 1888 г. Фрей умер в возрасте 49 лет. Его похоронили в Лондоне на кладбище Эдмонтон рядом с могилой Дж. Ст. Милля. В воскресение (11 ноября) ближайший друг Фрея профессор Beeslеy сделал сообщение в заседании общества о его жизни и деятельности; оно было издано отдельной брошюрой: [См.: 8].