Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF AN ANTI-CORRUPTION CULTURE AND ITS FUNCTIONS

Ibragimova E.M. 1 Khamdeev A.R. 1
1 Kazan (Volga) Federal University
В предлагаемой статье рассматривается проблема формирования антикоррупционной культуры молодежи. Коррупция представлена как одна из главных проблем во внутренней политике Российской Федерации, проявления которой весьма разнообразны, встречаются во всех сферах общественной жизни. Решение данной проблемы для страны является актуальной задачей. В статье раскрыта сущность понятия антикоррупционной культуры, составными компонентами которой являются понятия «коррупция» и «культура». Выделены особенности и функции данной культуры: познавательная (изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества); регулирующая (сопоставление своего антикоррупционного поведения с правовыми требованиями) и функция моделирования, которая на основе осмысления служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В статье представлен авторский взгляд на решение проблемы коррупции через образовательный процесс в образовательных учреждениях, а именно через формирование антикоррупционной культуры у граждан, способствующей противостоянию коррупции.
The article is devoted to the problem of the youth anti-corruption culture forming. Corruption is considered one of the main problems in domestic policy of the Russian Federation, with very various manifestations found in all spheres of public life. Providing the solution of this problem for the country is an actual task. The paper presents the essence of anti-corruption culture with compound components: concepts of "corruption" and "culture". Features and functions of this culture are marked out: informative (study and explanation of the anti-corruption processes in various systems of society); regulating making it possible to compare one’s behavior with the anti-corruption legal requirements, and modeling function providing means of creating an appropriate model of anti-corruption behavior. At the same time the author´s view on the solution of the corruption problem is presented: it should be organized in educational process of educational institutions, namely by formation of youth anti-corruption culture, promoting corruption opposition.
functions
anti-corruption culture
culture
corruption
Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Более того, суть коррупции заключается даже не столько в подкупе или продажности лиц из государственного сектора, сколько в разложении и распаде конкретной социальной системы, включая и систему государственной власти.

Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кризис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества; отсутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства [5].

Тем не менее сегодня в Российской Федерации уже сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов. Хотя большинство исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в принятых нормативных актах антикоррупционные меры, результаты воплощения их в жизнь часто не адекватны масштабам коррупции в стране. Практика такова, что данные антикоррупционные меры пока еще не могут полностью решить задачу противодействия коррупции вследствие их несоответствия формам проявления коррупции, и, прежде всего, не разработанности мер, направленных против порождающих ее условий. В то время как успешность антикоррупционной деятельности зависит от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан [2].

Следовательно,  антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания  молодежи, формирования антикоррупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.

Исходя из этого, рассмотрим далее сущностно-содержательную характеристику понятия «антикоррупционной культуры». С целью обоснования искомого понятия рассмотрим следующие  понятия: «коррупция», «культура», «антикоррупционная культура».

Начнем анализ с понятия «коррупция». В международном сообществе существует множество определений понятия «коррупция». Однако полной ясности и правовой точности нет. Взгляды российских и западных правоведов на эту проблему существенно отличаются. Российские правоведы понимают коррупцию  исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм.  В свою очередь, западные правоведы расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь  в большей степени о нарушении моральных и этических норм [1].

Дж. Най, например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [8].

Наиболее полное, по нашему мнению, определение коррупции дает С.В. Максимов, понимающий под этим термином «использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» [7, с. 22].

 От анализа понятия «коррупция» перейдем к изучению понятия «культура». Феномен культуры относится к центральным, фундаментальным понятиям философии, так как, будучи неповторимым по своей сложности социальным явлением, она связана с наиболее важными социальными процессами. При этом «культура» является и одним из наиболее употребляемых в современном языке слов, что ведет к его многозначности и многообразию в словоупотреблении. Более того, термин «культура» нередко используется для обозначения сложных понятий в самых различных научных дисциплинах. Еще в 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества [6].

Понятие «культура» в научном тезаурусе относительно редко применяется отдельно; обычно говорят о национальной культуре, культуре мышления, культуре здоровья, физической культуре, культуре поведения, в нашем случае - антикоррупционной культуре.  Однако при любом случае употребления данного понятия можно увидеть, что речь в той или иной степени идет о следовании каким-то правилам и нормам, которые, проникая в различные человеческие способы материального и духовного производства, обеспечивают, тем самым, определенный тип социальной организации данного конкретного социума, где и развиваются важнейшие элементы социального организма общества.

При этом в науке понятие культуры означает отношение индивида к миру, через которое он создает и самого себя. Данное отношение к миру определяется, прежде всего, смыслом бытия. Смысл - это содержание и внешнего, и внутреннего бытия человека, когда при определении своего отношения к чему-либо он ищет именно смысл в своей деятельности (например, в рассматриваемом нами контексте индивид должен четко определить для себя смысл своего коррупционного или антикоррупционного поведения). Именно такие смыслы и образуют культуру.

Следовательно, культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества, а также может представлять собой социально-прогрессивную творческую деятельность индивида в различных сферах бытия и сознания, что является в конечном счете диалектическим единством процессов создания ценностей, норм, установок и т.д. и освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности и на превращение культурного общечеловеческого опыта во внутреннее богатство личности.

Итак, будучи содержательным и многогранным явлением, культура требует сохранения своей целостности и структуризации. Отсюда, когда мы ведем речь о духовной или материальной культуре (например, музыка, театр, религия; или растениеводство, компьютерное обеспечение производства и т.д.), то мы классифицируем  различные области культуры; более того, мы относим не только культуру к различным областям действительности, но и саму действительность, и деятельность человека в этих областях.

Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура - это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.

Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

  • умение распознавать коррупцию как социальное явление;
  • умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
  • способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества [3].

Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида - привычка его к законопослушному поведению - правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.

Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре [10].

Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый человек должен:

  • уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
  • уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;
  • находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов [9].

В связи с этим можно выделить следующие функции антикоррупционной культуры:

  • познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом коррупционных явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции происходят изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества (например: образовательная, политическая и экономическая системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных  антикоррупционных  явлений, что нисколько не приближает нас к познанию антикоррупционной культуры.  Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения коррупционных проявлений;
  • функция моделирования служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некого образа или стандарта  антикоррупционного поведения индивида, соответствующего  правовым нормам;
  • регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикоррупционное поведение с правовыми требованиями.

Как показывает практика, антикоррупционная культура граждан может оказывать серьезное влияние на регулирование правовых процессов; способствовать консолидации различных социальных групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе; создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы. Действительность такова, что правовые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мотивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, т.е. проявления им активной роли в установлении и отстаивании законов [4].

Отсюда следует вывод, что антикоррупционная культура индивида отражает его гражданскую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Однако в основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.

При этом необходимо отметить, что когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе; здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Более того, усвоение культуры должно строиться с учетом всех закономерностей коммуникативной деятельности. Образование каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с культурой сообщества, где главная роль принадлежит образовательному институту: школам и вузам, поскольку именно они способны вывести учащуюся молодежь за узкие рамки культуры той ниши, в которой они пребывают.

Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь способствует противодействию коррупции в России,  уважительному отношению  индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.

Рецензенты:

Валеева Роза Алексеевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Решетов Юрий Сергеевич, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.