Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREVENTION OF CRIMINAL DOMESTIC VIOLENCE: FOREIGN EXPERIENCE

Shevchuk T.I. 1
1 Lviv State University of Internal Affairs
A review of the international legal framework for the prevention of criminal domestic violence. According to the analysis of international experience on the use of such a framework, the article seeks to identify key legislative trends in the field. The analysis showed that at the international level, there are many legal instruments and tools that help in the formation, as national legislation and its implementation mechanisms. A common system of measures on legal aid for human rights constitute a national protection mechanisms provided by the domestic law of states and international mechanisms for the protection of the universal or regional character. In the foreign legal literature in the development of bills related to violent crime, makes suggestions to strengthen the punishment for these crimes. And, in particular, this could be achieved by addition of aggravating circumstances, the aggravating circumstances in the general part of criminal law, as well as aggravating circumstances in specific articles of the special part.
the criminal law
foreign experience
domestic violence
criminal violence

Введение

Проблема уголовного насилия в семье не является локальной, характерной исключительно для какой-то конкретной страны. Уголовное насилие в семье не ограничивается рамками определенной политической или экономической системы. Этой проблеме приоритетное внимание уделяет все мировое сообщество и властные структуры государства.

Перед современным законодателем и криминологами возникает ряд вопросов: как уменьшить насилие в семье средствами права? Какие методы при этом использовать? Какие комплексные меры были бы оптимальными сегодня? Это далеко не исчерпывающий перечень вопросов, которые стоят перед современной уголовно-правовой и криминологической наукой.

Цель исследования

На основании обобщения эмпирического материала и нормативно-правовых документов зарубежных стран, регулирующих отношения в сфере семьи, автор поставил себе задачей выяснить основные тенденции в данной сфере, которые могут оказаться полезными для законодателя по эффективному регулированию проявлений насилия в семье.

Материал и методы исследования

В качестве материала научной статьи использовались законы и другие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере семьи. В исследовании использовались методы логического и системного анализа, историко-правового и сравнительно-правового анализа, анкетирования сотрудников подразделений МВД Украины.

Результаты исследования и их обсуждение

В зарубежных странах термин "насилие" имеет широкое толкование. В частности, он упоминается в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и в материалах Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.): "как любой совершенный на основе полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной, или в личной жизни" [9, c. 66].

В уголовном и в определенной степени криминологическом аспектах проблема насилия в семье исследовалась рядом авторов. В частности, над ней работали такие ученые: С. М. Абельцев, Ю. В. Александров, Ю. М. Антонян, В. А. Глушков, И. М. Даньшин, А. М. Джужа, А. П. Закалюк, В. В. Лунеев, П. М. Рабинович, В. В. Сташис, В. А. Навроцкий, В. С. Нерсесянц, Л. В. Франк, В. И. Шакун и другие ученые.

В общем, увеличение преступности сопровождает развитие любого государства, ведь известно, что развитые государства имеют в разы больший коэффициент преступности, чем те, которые развиваются. В частности, В. В. Лунеев отмечал, что в развивающихся странах очень высок уровень умышленных убийств и других насильственных деяний, а в развитых странах - краж и других корыстных преступлений (структурный качественный показатель). Высокий уровень криминального насилия делает насильственную преступность по своему характеру (качественный показатель) более опасной, чем преступность с высоким уровнем имущественных деяний [7, с. 322].

Зарубежные страны приняли специальные законодательные акты по обеспечению равенства между мужчинами и женщинами. Анализ международных документов по правам человека свидетельствует, что уже в Общей декларации прав человека (1948 г.) содержатся положения, которые гарантируют равенство прав мужчин и женщин (ст. 2). В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах провозглашается равенство граждан в любой сфере жизни, независимо от возраста, пола, цвета кожи [1].

Для обеспечения максимально эффективной превентивной деятельности правоохранительных органов в предупреждении уголовного насилия, целесообразным является использование положительного опыта других стран. Это позволит ученым и практикам использовать все положительное из того, что уже разработано, внедрено и апробировано в этих странах, а также воздержаться от использования методов и подходов, которые себя не оправдали.

Следует отметить, что в 2001 г. Верховная Рада Украины приняла первый на территории СНГ Закон «О предупреждении насилия в семье», а 15 мая 2003 года приняла Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления ответственности за совершение насилия в семье или невыполнение защитного предписания» [8].

Тогда впервые за всю историю украинского законодательства появились правовые документы, посвященные проблеме домашнего насилия. Так, в Законе Украины «О предупреждении насилия в семье», обозначив понятия «домашнее насилие», предоставлена ​​и классификация его многогранных форм (физическое, сексуальное, психологическое и экономическое), а также освещается правовой механизм предупреждения этого явления. Целью настоящего Закона является создание правовых основ искоренения насилия в семье, его социальная профилактика, помощь жертвам насилия в семье и гарантия их безопасности и т.д.

Конституция как основной источник закона устанавливает определяющие принципы, за соблюдение которых можно возложить ответственность на государство, и закладывает важную основу для дополнительных законодательных стратегий, направленных на борьбу со всеми формами насилия. Одной из первых латиноамериканских стран, которая закрепила в своей конституции статью о насилии в семье, была Бразилия. В частности, утверждается, что семья является основой общества и находится под особой защитой государства. Государство создает механизмы для борьбы с насилием в семье [5].

Хотя в общих положениях большинства конституций прямо не упоминается насилие в семье, однако гарантировано право на свободу от домашнего насилия. Кроме того, конституции могут гарантировать: равенство обоих полов, право на телесную неприкосновенность [6] и т. п.

К сожалению, статистика не совсем отражает реальный масштаб данного нарушения прав человека. Тот факт, что в некоторых странах собрано много информации по данной проблеме, а в других такая информация отсутствует, вовсе не означает, что эта проблема характерна только для отдельных стран. Напротив, это лишь свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований, которые позволили бы понять, как эффективно бороться с проблемой уголовного насилия.

Итак, приходим к выводу, что одного признания этой проблемы недостаточно. Важно было бы законодательно закрепить наказуемость подобных общественно опасных деяний. Как показывает мировая практика, в настоящее время примерно в 40 странах мира существует специальное законодательство по противодействию и предупреждению насильственного поведения лица. А во многих других государствах в свое время ратифицировали Конвенцию ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" [4], уже происходит процесс включения такой формы насилия в сферу законодательного регулирования.

В мировой криминологии обсуждается вопрос дальнейшей криминализации деяний, связанных с психическим насилием, трактуется шире, чем угроза совершения тех или иных вредных для другой стороны действий.

Согласно Уголовному кодексу Швеции, отмечено: «Кто совершит против близкой или близкого ей ранее лица и преступление, связанное с оскорблением и тяжелым нарушением ее самочувствия по причине тяжелого нарушения неприкосновенности, наказывается лишением свободы от шести месяцев до 6 лет» [10].

В мировой практике известны случаи, когда к превентивной работе по уменьшению уголовного насилия в семье приобщают следующие организации: семейные суды, супружеские советы, специальные клиники, центр лечения от наркомании, психологические агентства, агентства анонимной помощи, приюты для лиц, подвергавшихся у себя дома семейному насилию, женские центры, службу помощи малообеспеченным семьям, церковь, агентства первой социальной помощи, жилые службы и др.

По нашему мнению, целесообразно согласиться с международно-правовым опытом отдельных государств и в законодательном порядке решить ряд важных вопросов. Одним из них является создание семейных судов, которые будут рассматривать уголовные дела о семейно-бытовых преступлениях, а также все семейные и связанные с семейными отношениями гражданские дела.

Считаем оправданным наложения административного взыскания за совершение в семье побоев или нанесения легкого вреда здоровью в виде штрафа и применение ареста в случае повторности семейного насилия как способ предупреждения уголовного насилия в будущем.

Данная работа с конкретными семьями, члены которых имеют преступные наклонности к совершению насилия, предполагает полный их учет, регистрацию в правоохранительных органах и органах социальной защиты, а также предоставление таким лицам психологической помощи.

Не следует также забывать и о том, что, согласно юрисдикции общего права большинства зарубежных стран, нападение и нанесение побоев является не только уголовными проступками, но и такими, которые толкуются по гражданским законам.

Зарубежный опыт показывает, что для эффективного решения проблемы уголовного насилия необходимы комплексные меры: профилактика и воспитание, программы социальной, психологической и консультационной помощи жертвам насилия и их семьям, специальные программы просвещения, программы психокоррекции для виновника насилия, координации усилий различных органов и служб (правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, общественных правозащитных организаций, учебных заведений), но самое главное - совершенствование правовой базы для такой деятельности.

Исходя из изложенного, целесообразным видится разработка и введение специальных обучающих тренингов и курсов для работников милиции и других лиц, занимающихся предупреждением уголовного насилия. В частности, А. В. Ковалевой предлагается разработать специальные информационные карточки, в которых будет содержаться информация о правах жертв такого насильственного поведения и их возможности, с обязательным указанием контактных телефонов, по которым они могут обратиться за помощью. Указанные информационные карточки должны раздаваться участковыми инспекторами милиции [3, с. 96].

Как показывают результаты проведенного нами анкетирования, сотрудники правоохранительных органов, которые сталкиваются с проблемой уголовного насилия в семье, поддерживают предложение, чтобы участковые инспекторы милиции имели при себе памятки с рекомендациями как себя вести, если в отношении лица будет оказываться насилие (62 %) .

Мировой опыт борьбы с уголовным насилием в семье показывает, что применением одних мер уголовной репрессии, связанных с лишением свободы, не достаточно для эффективного влияния на виновных. В связи с этим невозможно не уделить внимание еще ​​одной из современных тенденций зарубежного законодательства, а именно - постепенной переориентации с репрессивной функции судопроизводства на право восстанавливающую, предвидя более широкие возможности для использования институтов восстановительного правосудия. Как правильно отмечает С. Г. Келина, «безусловно, каждое преступление должно тянуть ответственность, однако эта ответственность должна заключаться необязательно в уголовном наказании» [2, с. 72].

Работа с конкретными криминогенными семьями, члены которых имеют склонность к совершению насилия и характеризующиеся наличием конфликтных ситуаций, которые могут перерасти в преступление, предусматривает полный их учет, регистрацию их в правоохранительных органах и органах социальной защиты, оказание им психологической и другой помощи. Поэтому считаем целесообразным создать систему контроля криминогенных семей и социальной помощи им вне органов внутренних дел, например, в рамках Министерства социальной защиты (центров комплексной - правовой, социальной, психологической, медицинской помощи семье и жертвам семейно-бытовых преступлений, а также приютов для лиц, подвергшихся насилию в семье), по аналогии многих зарубежных стран.

Заключение

Таким образом, анализ уголовного законодательства стран мира в связи с проблемой уголовного насилия в семье, позволил выявить следующие направления законодательного регулирования и его тенденции:

1. Попытки комплексного решения проблемы насилия в семье являются актуальными.

2. Дифференцированный подход к ответственности за насилие в семье:

а) установление в качестве отягчающих или смягчающих некоторых обстоятельств, вытекающих из семейных отношений;

б) выделение в самостоятельные специальные составы преступления, совершаемые против членов семьи;

в) установление новых пределов наказания за данные деяния.

3. Развитие идей восстановительного правосудия и расширения возможностей применения альтернативных уголовному преследованию, мер воздействия на лиц, совершивших нетяжкие преступления против членов своей семьи.

Невозможно не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев уголовного насилия в семье не существует ни в стране, ни в отдельных регионах по весьма понятным причинам: закрытость семьи как системы; взаимосвязь жертв и насильников, отсутствие доступа к семье для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, не позволяет делать выводы о размерах данного явления.

Рецензенты:

Бортник Н. П., доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и информационного права учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Гумин А. Н., доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.