Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE OIL AND GAS INDUSTRY

Volkov V.V. 1 Melnikova E.V. 1
1 Volgograd State Technical University
The paper evaluated the tools to increase the efficiency of oil and gas predpriyatiy.Rassmotrena role of oil and gas sector as a tool to improve the efficiency of the Russian oil and gas industry. As a basic framework for cooperation of mining companies and service operators proposed outsourcing. Presents a method of improving efficiency, which is possible through the unification and modernization of information systems. Using oilfield services sector helps companies lower costs by avoiding investments in non-core assets or nizkorentabelnye activities. The main features of outsourcing directly interact with the oil industry. As measures for rapid development of Russian oilfield services is the promotion of long-term cooperation between domestic production and service companies. Can support the local tax authorities oil and gas engineering. To date, the oil companies have a relatively standard set of information tools - accounting, management and accounting systems. For the oil companies are the most important issues of modernization of facilities and communication systems, automation and drilling industries.
information technology
outsourcing
oilfield services

В последнее время российские нефтегазовые компании в основном улучшают добычу из пробуренных ранее месторождений - устанавливают новейшие технологии, привлекают новых сотрудников, ищут новые месторождения. Компании все больше участвуют в международных проектах. Предпочтение ложится на приобретение доли в отлаженных производствах, а не покупке неразработанных месторождений. Но диверсификация бизнеса и снижение страновых рисков приводят к росту капитализации - показателя, который характеризует сегодня российские компании как не развитые по сравнению с иностранными конкурентами.

Исходя из этого, существует проблема в эффективной деятельности предприятий нефтегазового сектора.

Несмотря на то, что география добычи и разведки достаточно широка, российские нефтегазовые компании присутствуют на обширной территории «нефте-стран». Например, «Роснефть» и «Газпром» присутствуют в Алжире, ТНК-ВР, «Зарубежнефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» - во Вьетнаме, «Татнефть», «Газпром» и «Газпром нефть» - в Ливии. «ЛУКОЙЛ» имеет доли в активах в Румынии, Гане, Египте, Саудовской Аравии, Колумбии, Кот-д'Ивуаре и участвует в разработке крупнейшего месторождения «Западная Курна-2» в Ираке. Активы крупнейших игроков есть в Казахстане, Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане, Киргизии. Это далеко не весь перечень российского присутствия в нефтегазовой отрасли. Но, несмотря на такие успехи российских компаний, эффективность их деятельности требует пересмотра основных показателей их деятельности.

Первое, что хотелось бы предложить в качестве повышения эффективности, - это применение нефтесервиса. Схемой оптимального сотрудничества добывающих компаний и сервисных операторов на сегодняшний день является аутсорсинг. Нефтесервис является одним из инструментов повышения эффективности нефтегазовой отрасли. Исторически в мировой практике сложились два основных подхода к повышению эффективности хозяйственной деятельности и снижению рисков, Сергеев И. Б. сгруппировал их так:

- Первый - это концентрация производства, позволяющая предприятию существенно экономить ресурсы, используя эффект масштаба, а также возможность контроля над поставщиками. Сохранение рыночного доминирования обеспечивает повышение прибыли.

- Второй подход это выведение нерентабельных видов деятельности за пределы предприятия с передачей их исполнения профильным операторам [4].

Поскольку денежные средства стали труднодоступным видом, и рентабельность основных видов деятельности снижается, предпочтение отдается выведению отдельных бизнес-процессов и функций за рамки производственной цепочки.

Нефтегазовый сектор активно применяет схемы передачи большого числа видов операций, которые непосредственно не связаны с добычей углеводородов. Исполнением таких функций занимаются внешние операторы, т.е. нефтесервисы.

Использование нефтесервиса помогает компаниям сектора понижать издержки за счет отказа от вложений в непрофильные или низкорентабельные виды деятельности. В свою очередь, нефтесервисные операторы могут получать достаточно высокие доходы за счет масштабов своей работы (по оценкам специалистов, рентабельность нефтесервиса сопоставима с рентабельностью собственно добычи [3]).

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что одной из эффективных моделей взаимодействия сервисных операторов и нефтегазовых компаний можно считать аутсорсинг.

Основные признаки аутсорсинга, которые дают отличие от других моделей, по словам Котлярова И. Д., непосредственно взаимодействуют с нефтяной отраслью:

1) нефтяная и газовая отрасль предполагает нарушения в экологии, поэтому ее обслуживание должно происходить в соответствии со всеми стандартами качества, установленными нефтегазовой компанией;

2) обслуживание разведки и добычи углеводородов подразумевает поиск значительных инвестиций в оборудование и подготовку квалифицированных специалистов, несмотря на то, что срок окупаемости данных инвестиций может быть длительным. В связи с этим нефтесервисные контракты должны заключаться на максимально долгие сроки, для того чтобы операторы получали стабильный высокий доход, а нефтегазовые компании - высокое качество обслуживания;

3) трудность процессов обслуживания, которым занимается аутсорсинг, требует высокой степени кооперации оператора и заказчика, их взаимной адаптации друг и наличия не только рыночных, но и высоко-структурных инструментов взаимодействия. На практике речь должна идти не просто о сотрудничестве в традиционном стиле исполнителя и заказчика, а о формировании метафирмы на основе нефтедобывающей компании для совместной реализации определенных проектов [1].

Российские компании, для которых нефтесервис необходим еще и потому, что предоставит шанс получить доступ к современным технологиям добычи, что позволит повысить эффективность деятельности. В России нефтесервис сталкивается с проблемой инвестиций в современное оборудование и в обучение персонала, поскольку отечественные компании заключают краткосрочные контракты с операторами, что не дает им оказывать услуги высокого качестваи нет возможности иметь долгосрочные денежные доходы.

Другими словами все упирается в возможность получить экономию денежных средств, вместо долгосрочной перспективы экономически выгодного проекта, при введении во внешнюю среду нефтесервисного оператора (что, в конечном счете, позволило бы добиться существенно большего повышения эффективности деятельности обоих участников сотрудничества) [3].

Также одной из причин неразвитости нефтесервиса в России можно считать наличие на рынке иностранных нефтесервисных операторов, которые активно вытесняют отечественные компании. Эта проблема тесно связана с предыдущей: недополучение будущей прибыли приводит к неспособности предоставлять услуги необходимого качества и к отставанию российских нефтесервисных операторов [4].

Отечественные нефтяные и газовые компании частично оставили структуру своих советских предшественников, которая включала в себя значительное количество обслуживающих филиалов [2].

Почти все внимание государства направлено на создание лучших условий для развития компаний. Интересы нефтесервисных компаний в процессе разработке мер по регулированию нефтегазовой отрасли практически не учитываются [3].

Проанализировав описанную выше ситуацию, можно выделить следующие направления развития нефтесервисной сферы:

- Увеличение нефтесервисных операторов. Это позволило бы им собирать необходимые ресурсы для инвестиций в повышение своего технологического уровня и в наращивание своей доли рынка.

- Государственное стимулирование российских нефтесервисных компаний. Российские фирмы должны привлекать зарубежных специалистов, иметь льготы при закупке и импорте оборудования, пользоваться приоритетом при проведении тендеров на услуги нефтесервиса компаниями с государственным участием.

В качестве мер по скорому развитию российского нефтесервиса

возможным представляется:

  • поощрение долгосрочного сотрудничества отечественных добывающих и сервисных компаний;
  • поддержка отечественных налоговых органов нефтегазового машиностроения;
  • содействие проведению и внедрению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области повышения эффективности использования минеральных ресурсов (речь идет как о финансировании научных работ, так и о стимулировании применения их результатов в хозяйственной деятельности добывающих и сервисных предприятий);
  • введение в программы высшего и среднего профессионального образования направления подготовки «Нефтегазовый сервис» (по нескольким профилям);
  • поддержка привлечения на постоянную работу в нефтесервисные компании квалифицированных иностранных специалистов (в том числе и наших соотечественников, проживающих за рубежом).

Второй вариант повышения эффективности предприятия возможен путем унификации и модернизации информационных систем. Однако задачи, которые внедряются в информационные технологии, остаются достаточно обширными. Большая часть используемых ИТ-проектов направлена на уменьшение затрат. Востребована и комплексная автоматизация [5].

Эффективное планирование, оперативное управление и перераспределение ресурсов, контроль движения финансовых ресурсов и ТМЦ, качественный анализ рентабельности - вот тот неполный список задач, решаемых при внедрении ИТ. Немаловажно и повышение эффективности сбытовых подразделений: организация управления сетями АЗС и нефтебаз, сокращение эксплуатационных затрат. Для нефтяных компаний самые важные вопросы - модернизации средств и систем связи, автоматизации промыслов и буровых.

Качественно налаженный подход к автоматизации позволит оптимизировать логистические функции, такие как транспортировку, добычу и продажу нефти потребителям на основе данных из информационных систем автоматизации, моделирования совместных процессов производственных подразделений и компоновку данных в готовую информацию для принятия решений с целью получения дополнительной прибыли, снижения затрат и увеличения срока жизни месторождения.

На сегодняшний день нефтяные компании имеют относительно стандартный набор информационных инструментов - различные транзакционные, учетные, управленческие и бухгалтерские системы. Внедрены промышленные системы электронного документооборота, современные системы формирования отчетности. Развиты разного рода инфраструктурные и телекоммуникационные решения, решения уровня АСУ ТП и MES-уровня. Существующий уровень информатизации предприятий позволяет бизнесу приступить к решению вопросов глобализации своих функций. В первую очередь, потребуется унификация бизнес-процессов, по пути которой уже идут крупнейшие компании. Информационные технологии должны поддержать экспансию в новые регионы - обеспечить масштабирование инфраструктуры и системы связи, тиражирование шаблонов корпоративных бизнес-приложений. Поэтому затраты на информационные технологии, которые сегодня, в зависимости от стадии развития компании, составляют 0,3-1,4 % дохода, не должны измениться.

При реализации предложенных стратегий отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и за счет своих развитых качеств, полученных в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.

Энергично изменяющиеся в последнее время условия функционирования российских нефтекомпаний подразумевают необходимость работы в нестабильной и неопределенной внешней среде. Такая ситуация привязывает к менеджерам новые требования, связанные с повышением способности к самостоятельному «стратегическому» мышлению, наличием доступа к оперативной информации о внешней среде, отражающей самые различные точки зрения. После реализации своих задач устойчивого развития российские нефтегазовые компании должны напрямую определять возможную перспективу бизнеса, опираясь на новых партнеров и новейшие технологии. При использовании единой стратегии управления возникает преимущество, ориентированное на основные факторы успеха компании, что подразумевает консолидацию финансовых результатов предприятий, а также введение принципов консолидированного налогообложения.

Рецензенты:

Мерзликина Г. С., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление», ВолгГТУ, г. Волгоград.

Бельских И. Е., доктор экономических наук, профессор, преподаватель ВолгГТУ, г. Волгоград.