Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CHALLENGES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Nusratullin V.K. 1 Aslaeva S.Sh. 1 Khuzhakhmetova G.N. 1
1 FGBUN "Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center
Результаты проведенных нами исследований показали неоднозначную реакцию субъектов малого и среднего предпринимательства к тенденциям и веяниям в изменении предпринимательского климата в Республике Башкортостан, которые исходят от направляющих действий республиканского руководства по его улучшению. В то же время надо отметить в целом положительное отношение к регулирующим мерам со стороны органов государственного управления в их попытках усилить развитие предпринимательства. Предприниматели с пониманием относятся к тем нормативным актам, постановлениям, направляющим и организационным мерам и мероприятиям, которые проводятся в республике. В таком ключе понимания современной действительности достаточно ясно вырисовываются и проблемы формирования новых отношений, имеющих непосредственное отношение к развитию предпринимательского климата в республике, темпам роста малого и среднего предпринимательства.
The results of our studies have shown mixed reactions to small and medium-sized businesses to trends and changing trends in the business environment in the Republic of Bashkortostan, which emanate from the guide actions of the Republican leadership to improve it. At the same time, it should be noted generally positive attitude to regulatory action by the government in their efforts to strengthen the development of entrepreneurship. Entrepreneurs are sympathetic to those regulations, rulings, guides and organizational measures and activities that are carried out in the country. In this way the understanding of contemporary reality is quite clear and looming problems of forming new relationships that are relevant to the development of the business climate in the country, the rate of growth of small and medium-sized businesses.
promote entrepreneurship measures.
the factors of entrepreneurship
municipalities
entrepreneurial climate
small and medium-sized businesses

Результаты проведенных исследований показали неоднозначную реакцию субъектов малого и среднего предпринимательства к тенденциям и веяниям в изменении предпринимательского климата в Республике Башкортостан, которые исходят от направляющих действий республиканского руководства по его улучшению. В то же время надо отметить в целом положительное отношение к регулирующим мерам со стороны органов государственного управления в их попытках усилить развитие предпринимательства. Предприниматели с пониманием относятся к тем нормативным актам, постановлениям, направляющим и организационным мерам и мероприятиям, которые проводятся в республике.

Однако сохраняется определенная настороженность к попыткам руководства добиться полной открытости и гласности во взаимоотношениях между СМСП, органами государственной власти и общественными организациями из-за сохранения элементов администрирования, невнимательности и волокиты, коррупции в решении текущих и перспективных вопросов развития предпринимательства.

Необходимо также отметить определенные элементы беспокойства, озабоченности со стороны предпринимательства, экспертов недостаточной ясностью перспектив не столько по отношению к собственному делу предпринимателей, сколько по отношению к развитию социально-экономической ситуации в целом по стране и республике. Люди теперь достаточно хорошо разобрались в сути рыночной экономики, в законах капиталистического бытия, прочувствовали на себе все достоинства и недостатки собственного ведения дел вне постоянно указующего внимания со стороны государства и его органов. В то же время не всем по душе излишняя повседневная напряженность в ведении своих дел, недостаточная стабильность деловых взаимоотношений, непреходящее ощущение возможного ухудшения финансово-экономического положения своего предприятия, а то и его банкротства.

Не теряет своей актуальности и идеологическая подоплека предпринимательской деятельности в ответе на вопросы: во имя чего и на кого работаем в общественном отношении? Каковы перспективы развития страны и предпринимательского климата в нем? Как дальше строить отношения с людьми, наемным персоналом, представителями научно-технической, финансовой, производственной и социальной инфраструктуры предпринимательства? В каких направлениях развиваться далее, и надо ли развиваться в условиях недостаточной стабильности в стране? Каковы генеральные направления развития бизнеса, для приобретения своей конкурентоспособности не только в местечковом и региональном масштабах, но и в национальном, а также внешнеэкономическом масштабах?

Соответственно регулирующим предпринимательский климат в республике органам государственной власти и управления необходимо, может быть, и не отвечая немедленно своими руководящими действиями на все эти вопросы, постепенно нарабатывать научно-обоснованный теоретико-методологический и методический фундамент поиска ответов на эти вопросы и формирования основы для выработки курса на вывод предпринимательства республики на возрастающую оптимальную траекторию перспективного развития. Для этого должны быть поставлены новые задачи, нацеленные на снятие идеологических шор современного развития предпринимательства, на придание уверенности субъектам МСП ясным очертанием перспектив развития нашей республики, страны в свете будущих тенденций общественного развития, склонных к постепенному отходу от неэффективных способов разрешения вопросов разделения сфер влияния, обеспечения рынков сбыта, размещения капитала и производств, их ресурсного обеспечения и т.д.

В результате такого развертывания событий в общецивилизационном масштабе, в масштабе межстрановых и внутристрановых производственных и социально-экономических взаимоотношений раскрываются новые возможности и новые перспективы совершенствования предпринимательской деятельности, улучшения предпринимательского климата в нашей стране и республике. Направления этих перспектив будут очерчены лучше при широком использовании научно-обоснованных методов прогнозирования динамики социально-экономического развития нашего общества, страны и республики.

Нельзя не заметить в этом отношении все более укрепляющуюся тенденцию формирования нового хозяйственного уклада в недрах общемировой капиталистической системы, который все увереннее приобретает очертания социальной ориентации в направлении все более широкого распространения в планетарном масштабе государственного строительства по типу социального ориентированного общества с социальной рыночной экономикой на основе правового государства с зрелым гражданским обществом. В соответствии с этой тенденцией возникают новые направления развития всего комплекса производственных и социально-экономических отношений как внутри стран, так и за их пределами. В полной мере это касается и нашей страны и республики. Безусловно, осознание такой трансформации общецивилизационных социально-экономических отношений ставит проблему не только вписывания в русло разворачивающихся тенденций, но и выявления, разработки наикратчайшего пути перехода к формирующимся новым отношениям, определение и усиление важнейших элементов и направлений их формирования.

В таком ключе понимания современной действительности достаточно ясно вырисовываются и проблемы формирования новых отношений, имеющих непосредственное отношение к развитию предпринимательского климата в республике, темпам роста малого и среднего предпринимательства. В этой части можно выделить следующие проблемы:

- совершенствования распределительных отношений в обществе, экономике, как в сфере формирования и распределения доходов, так и в сфере накопления капитала, общественного и личного потребления;

- диверсификации той же системы распределения доходов как мощной базы расширения потребительского спроса и, как следствие, придания энергичного стимула развития общественного производства для его удовлетворения, ресурсных и потребительских благ, что также оказывает непосредственное влияние на упрочение позиций малого и среднего бизнеса, повышение стабильности и эффективности функционирования;

- ограничения всевластия существующей в настоящее время в нашей стране экономической и административной монополий;

- налаживания гармоничных отношений в обществе и производственно-предпринимательской среде, призванного обеспечить более свободное раскрытие предпринимательского потенциала, энергичное развитие собственного дела предпринимателями;

- формирования таких аспектов социально-ориентированной идеологии в обществе, которые нашли бы наилучшее понимание в предпринимательской среде и стимулировали бы предпринимателей на наиболее полное развертывание своих творческих способностей;

- определения таких направлений интеграции и кооперирования производств, которые ясно определили бы место и способы встраивания малых и средних предприятий в общую систему вертикальной и горизонтальной интеграции национальной и региональных экономик;

- формирования новых направлений и точек роста эффективного потребительского и производственного спроса, производственная система удовлетворения которых все более приобретает общественный характер, вбирая в себя технологии производства общественных товаров на корпоративно-плановой основе по аналогии с технологиями обеспечения обороноспособности страны, предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, охраны общественного порядка и т.д.;

- расширения сети малых и средних форм предпринимательства в третичной сфере занятости населения с более глубоким проникновением в социальную сферу услуг - торговли, жилищно-коммунального обслуживания, здравоохранения - и сферу услуг духовной жизни - образования, физической культуры, науки, искусства и т.д.;

- изменения в стиле и методах управления, особенно на муниципальном уровне, с тем, что субъекты предпринимательской деятельности рассматривались как полноправные партнеры в системе производственного и социально-экономического развития;

- выравнивания внутриреспубликанских различий в формировании предпринимательского климата;

- совершенствования на республиканском уровне грантового механизма предоставления субсидий муниципальным образованиям в целях оптимизации форм поддержки предпринимательства;

- подготовки и использования мониторингового механизма слежения за положением дел в предпринимательстве республики и в муниципальных образованиях на основе использования передовых информационных технологий и таких инструментов, как электронная карта состояния предпринимательского климата, инвестиционных паспортов муниципальных образований и т.п. с привлечением на конкурсной основе компаний, занимающихся социологическими исследованиями;

- широкого привлечения в сферу малого и среднего предпринимательства в рамках информационно-консультационных центров, специально создаваемых малых инновационных предприятий, франчайзинговых фирм и т.п. квалифицированных кадров с учеными степенями, с опытом преподавательской и научно-инновационной работы в вузах, НИИ и просто предприимчивых людей в области поиска и внедрения самых передовых достижений НТП;

- превращения МСП в сферу инновационного, наукоемкого бизнеса, способного непрерывно генерировать новые технологии, совершенствоваться в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги;

- создания для инновационных СМСП постоянно действующей (реальной и виртуальной) инновационной биржи;

- организации специализированного Информационно-корреспондентского центра, направленного на поддержку экспортно-оирентированных СМСП в республике и др.

Ясное понимание и видение перспектив формирования новых производственных и социально-экономических отношений в стране и республике в свете развертывания общецивилизационных тенденций постепенно будет формировать новое мышление, развернутое в будущее, и в среде малого и среднего предпринимательства. Это будет способствовать укреплению уверенности предпринимателей в завтрашнем дне, в перспективах своего бизнеса, стимулировать поиск новых самостоятельных решений в его расширении, использовании методов разумного риска в принятии производственных решений.

Явное видение тенденций и перспектив развития современной экономики позволит более обоснованно подойти к разработке нормативных документов, целевых программ, организационных мероприятий, регулирующих мер воздействия в отношении улучшения предпринимательского климата в республике и органам государственной власти с тем, чтобы обеспечить более глубокое обоснование законодательных инициатив по формированию комфортной предпринимательской среды по отношению к малому и среднему бизнесу.

Это, в первую очередь, касается проблемы формирования высокорентабельного производства - первичной основы для обеспечения интенсификации инновационного развития предпринимательства за счет роста собственных источников инвестирования производства. Решение этой проблемы требует введения более решительных мер:

- по сдерживанию и снижению цен на природные ресурсы, в первую очередь, продукцию нефтегазового, энергетического комплексов;

- ограничению вывоза капитала в экономики других стран;

- по стимулированию потребительского спроса сокращением поляризации доходов населения;

- переложению основной части налоговой нагрузки с предпринимательства на рентную составляющую национального дохода и др.

Указанные направления дальнейшего стимулирования предпринимательства, обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике требуют формирования нового мышления не только в предпринимательской среде, но и в самих управляющих структурах, органах государственной власти, осуществляющих курирующие, направляющие, надзорные, контролирующие функции в развитии малого и среднего предпринимательства в республике. В плоскости формирования нового мышления требуется не только повседневная работа по выявлению, анализу и разработке мер наиболее полного удовлетворения текущих запросов, производственных потребностей и нужд субъектов МСП, не только распространение опыта и практики успешно функционирующего малого и среднего предпринимательства, существующее в других субъектах федерации и странах, но и научно обоснованное видение дальнейших перспектив развития экономики и общества через призму будущего исторического развития нашей страны и вообще мировой цивилизации. Именно в этом и состоит опережающий стиль руководства любыми мероприятиями в экономике и обществе, в том числе и развитием предпринимательского климата в республике, позволяющий обеспечить выигрыш и достижение передовых результатов.

Рецензенты:

Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН», г. Уфа.

Аскаров Альмир Ахтямович, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ МСХ РФ «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.