Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

DEMOCRATIC FEATURES EXTRACURRICULAR CHILD AND TEENAGER: HISTORICAL AND PEDA-GOGICAL ANALYSIS

Govorushina T.K. 1
1 FGBOUVPO "Novgorod State University afterYaroslav the Wise"
На основе ретроспективного историко-педагогического анализа определена роль и значимость просвети-тельской деятельности прогрессивной интеллигенции в становлении специфического вида образования детей и подростков – внеаудиторного – как специфической составляющей российского педагогического процесса и эффективной многоканальной модели освоения культурного наследия, раскрыта сущность демократических концепций. Введено в научную терминологию определение внеаудиторного образова-ния детей и подростков как истока внешкольного воспитания. Проведен анализ существующих концеп-ций демократизации. Выявлены демократические особенности внеаудиторного образования детей и под-ростков в первой трети XX века. Определены демократические принципы внеаудиторного образования детей и взрослых: принцип связи «школы с жизнью; трудовой принцип, принцип равенства и принцип развития в ребенке «живой детской любознательности» и создания положительного эмоционального настроя.
Based on a retrospective analysis of historical and pedagogical defines the role and significance of enlighten-neurial activities of progressive intellectuals in the formation of a particular kind of education for children and adolescents - Extracurricular - as a specific component of the Russian pedagogical process and effective multi-channel model of the development of the cultural heritage, reveals the essence of democratic concepts. Permission scientific terminology definition extracurricular education of children and adolescents as a source of non-formal education.The analysis of existing concepts Nations democratization.Revealed features of democratic ex-tracurricular education of children and adolescents in the first third of the XX century. Defined democratic principles extracurricular education of children and adults: the principle of communication "with the life of the school, working principle, the principle of equality and the principle of development of the child" live children´s curiosity "and create positive of emotional attitude.
socio-pedagogical system
democratic characteristics
democracy
extracurricular education

Начало XX века в России характеризуется многообразными педагогическими идеями демократизации образования. Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области образования детей и подростков. Зарождение внеаудиторного образования связано с просветительской деятельностью интеллигенции среди детей и подростков Петербурга: «Общество любителей русской словесности» воспитанников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, где организовывались спектакли силами воспитанников, издавался детский печатный орган «Праздное время, в пользу употребленное»; культурно-образовательные мероприятия в Царскосельском лицее (умственные забавы, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания); воскресные курсы для детей 8-11 лет в Мраморном дворце в Петербурге под руководством Н.А. Бартошевича; патруль скаутов - «Бобры» в г. Павловске под руководством штабс-капитана лейб-гвардии Стрелкового полка О.И. Пантюхова и скаутский отряд «Легион юных разведчиков». Позднее к просветительской деятельности подключились народные дома, библиотеки, читальни, книжные склады, народные театры, музеи.

При народных домах стали открываться первые клубы для детей [5]. В обществе сложилась социально-педагогическая система, созданная прогрессивной интеллигенцией общества при материальной поддержке меценатов, представляющая собой совокупность форм культурно-просветительной, образовательной и воспитательной работы, реализующей продуктивное сочетание стремления взрослых приобщить детей к социально-культурному опыту и стремления детей к социализации, саморазвитию и самореализации в различных видах деятельности, которую мы определили как внеаудиторное образование.

Свобода и равенство, управление и соуправление, равноправие в общественной жизни, осознание личностью собственной ценности как члена сообщества - все это характеризует развивающую среду внеаудиторного образования детей и подростков, в рамках которой формировалась гражданская позиция воспитанников, их демократические идеалы. К этому времени отечественной педагогикой был накоплен богатый теоретический, а в практике - реальный опыт демократизации образования: педагогизация среды и реформирование школы, создание благоприятных условий для социализации, творческого развития и творческой самореализации детей и подростков.

В сфере социально-политической практики и научно-теоретических исследований демократия рассматривается в двух позициях: как тип политической организации, способ принятия политических решений и как образ жизни народа и способ организации социальной сферы, гражданского общества и только затем как способ организации политической системы. Демократия как образ жизни народа впервые была сформулирована американским философом Дж. Дьюи [4]. Анализ исследований по проблеме становления демократического процесса позволил нам выявить демократическую направленность педагогики: ориентация педагогической деятельности на принципы и ценности, обеспечивающие воспитание свободной и творческой личности, активного гражданина своей страны, готового строить и жить в демократическом обществе. Необходимым условием выступало единство социально-педагогических институтов, правил и процедур, которое воплощалось на идеологическом, организационном и процессуальном уровнях своего развития [9]. Данная парадигма демократии - это исследование связи демократии с культурно-историческими традициями, обычаями, менталитетом, активной жизненной позицией гражданина и другими феноменами общественного бытия народа. Демократия - это есть демократический образ жизни, позволяющий создать гражданское общество, с учетом национальных и культурных традиций народа страны. Рассматривая основные направления развития демократического гражданского образования, И.Д. Фрумин выделяет институциональный (обеспечение равенства образовательных возможностей с целью компенсации социального и культурного неравенства; содержание образования на основе опыта свободного образования; многообразие форм содержания образования для удовлетворения потребностей граждан и т.п.) и учебный аспект (реализация возрастного подхода при обучении гражданским и моральным умениям; усиление социальной практики и отражение в её содержании современных социальных проблем и критической теории демократии и др.) [9].

В двадцатые годы прошлого века С.Т. Шацкий возглавляет Первую опытную станцию Народного комиссариата просвещения, деятельность которой была направлена на разработку материалов, «могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям, широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы».

Потребность детей в общении реализовывалась в специально организованных клубах, деятельность которых регламентировалась правилами поведения, отношений и деятельности, разработанными самими воспитанниками [10]. В своей педагогической деятельности ученый-педагог основывался на представлении о ребенке как носителе определенной субкультуры. Он на теоретико-практическом уровне доказал, что сообщество является оптимальной формой социально-культурного и индивидуального развития ребенка, так как это происходит в рамках демократических отношений через призму самоуправления и активную творческую деятельность человека и всего «организма» сообщества. В связи с этим можно утверждать, что вкладом С.Т. Шацкого в разработку демократических идей явились положения о развитии детского сообщества и технологии его создания («школа жизни», «школа труда», «свободная школа»). Ему удалось найти истинно педагогическую демократическую форму - клуб, в котором создавались все условия для успешной социализации ребенка «из низов». Большой популярностью среди детей в этот период пользовались кружки по интересам. В деятельности кружков особое внимание уделялось созданию детского коллектива как единого организма, где он все чаще выступал субъектом воспитательного процесса. Необходимо отметить демократичный характер взаимоотношений между кружковцами и руководителями: в кружке пользуются одинаковыми правами и учителя и учащиеся [10].

Анализируя и осмысливая существующий опыт, педагоги определились с основными принципами работы: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения по интересам; развитие инициативы и самодеятельности; общественно значимая направленность деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Возникновение летних объединений детей и подростков было связано с созданием пионерских отрядов, в деятельности которых ощущалось влияние скаутских программ: увлечение идеалами взрослых, символами, атрибутами и ритуалами, привлекательность заданий, сочетающих личный и общественный интересы. Однако жесткая ориентация пионерского движения на политические цели со стороны партии и комсомола направили пионерскую организацию на активное приобщение детей к общественной жизни, классовой борьбе [1].

Учитывая и предполагая самые разные варианты наклонностей коммунаров, в колонии им. А.М. Горького создавались разнообразные площадки. Обилие игр, физкультурно-спортивных занятий обеспечивало педагогическую поддержку воспитанникам на основе индивидуального подхода к каждому.

После принятия плана ГОЭЛРО в стране интенсивно открываются электротехнические кружки для детей и подростков, где основная часть времени была уделена проведению экскурсий на предприятия, где подростки получали полезные сведения, знакомились с технико-технологическим процессом производства. В это же время создаются первые кружки юных авиамоделистов, секции «Юные друзья ОДВФ». Увлеченность молодых людей физкультурой и спортом, здоровым образом жизни «заразила» и детскую среду. Для удовлетворения потребностей подростков открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги и картинные галереи, киностудии. С целью развития детского технического творчества открываются станции юных техников, где особой популярностью пользовались секции радиолюбителей (1924-1926 гг.). Одним из популярных технических направлений стали детские железные дороги, сконструированные и построенные самими детьми [8]. В 30-е годы начинается формирование туристско-краеведческого направления: кружки пешеходного и горного туризма, туристов-лыжников и велотуристов, туристов-водников. Создаются также кружки литературного краеведения - изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов. Большое значение начинает придаваться самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Организация детских походов направлена на формирование навыков ориентирования и понимания элементов топографии, походного быта и умения оказать доврачебную помощь, выносливости. В этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы [6]. Отдельные кружки и студии художественно-эстетического направления начали открываться почти сразу после революции. Так, первая художественная студия для детей рабочих Путиловского завода была создана в 1918 году. Для занятий студии отдали особняк на Рижском проспекте. В июле 1920 года состоялся первый концерт детского духового оркестра. В 1937 году студия была преобразована в Детскую музыкальную школу Ленинского района Ленинграда [2]. После событий 1917 года скаутское движение распадается: сохраняются отдельные отряды скаутов, предпринимаются попытки соединить скаутскую организацию с революционной идеологией, и возникают отряды «Лесных братьев» - следопытов леса.

На протяжении 1922 года начинают возникать пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Среди важных задач, решаемых пионерскими отрядами, была ликвидация неграмотности среди деревенского населения, распространение литературы, озеленение городов, охрана парков и скверов, очистка дворов. В тридцатые годы в пионерских отрядах развернулось массовое движение юных натуралистов, которые организовывали всесоюзные экспедиции по изучению родного края, геологические походы, сбор средств для покупки тракторов, создавали дозоры по охране урожая и колхозного имущества [2].

В 1928 г. Д. Дьюи возглавил группу американских педагогов, посетивших Советский Союз по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского для ознакомления с организацией образования в советской школе. Посещение детских учреждений дало ему основание дать в очерках «Впечатления о Советской России и революционном мире» самую высокую оценку образования и педагогики в СССР. Так, после посещения детской колонии, находящейся в Ленинграде, «нигде в мире, - восторгался он, - я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей... Этот опыт не был единственным в своем роде, поскольку он подтверждался, хотя, может быть, не столь полно в каждом детском и юношеском учреждении, которые я посетил» [3].

Обобщая вышеизложенное, выявим демократические особенности внеаудиторного образования, которое понимаем как совокупность приоритетов, обеспечивающих ориентацию культурно-образовательной деятельности на критерии, принципы, ценности, связанные с воспитанием свободно мыслящей творческой личности, обладающей гражданской позицией. При этом организация внеаудиторного образования предполагает интегративное единство социально-педагогических институтов и прогрессивно настроенной интеллигенции.

К демократическим особенностям внеаудиторного образования мы относим:

  • бесплатность и доступность образования; идеи активности, социального, нравственного и духовного развития, саморазвития человека;
  • воспитание личности на общечеловеческих ценностях и культурных традициях;
  • ориентацию воспитательного процесса на развитие творческого мышления и индивидуальных способностей детей и подростков;
  • формирование мотивации учения и активной самостоятельной деятельности, направленной на решение общественно значимых проблем;
  • реализацию активных образовательных методов (лабораторный, исследовательский, экскурсионный, трудовой, бригадно-лабораторный, метод проектов и др.).

В процессе организации общественно значимой деятельности формировалась социальная активность учащихся. Образ воспитанника как социального субъекта и носителя национальной культуры обогатился представлениями о нравственности, активности, творчестве, свободе и стремлением к самосовершенствованию.

В основу педагогики этого периода было положено множество прогрессивных демократических принципов:

  • принцип связи «школы с жизнью», когда учебно-воспитательный процесс реализуется в тесной взаимосвязи с окружающим миром и происходящими в нем событиями;
  • трудовой принцип, подразумевающий активное участие в преобразовании окружающей действительности;
  • принцип равенства, реализуемый в равноправном, диалоговом взаимодействии учителя и ученика, в котором педагог становился компетентным помощником и организатором самостоятельной деятельности учащихся и формирования личностного опыта; отношения между воспитанниками основывались на взаимоуважении и поддержании человеческого достоинства;
  • принцип развития в ребенке «живой детской любознательности» и создания положительного эмоционального настроя.

Рецензенты:

Федотова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.