Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOCULTURAL ADAPTATION PROBLEM OF MIGRANTS IN RUSSIA

Andronov I.S. 1
1 St. Petersburg University of Management and Economics
This article deals with one of the problems most actual for modern Russia – an external migration problem and generated by it social practices of migrants interaction with accepting society. Irrespective of the migratory policy concept accepted in this or that country, relationship by a «friend-or-foe» principle and problems of sociocultural and national identity are the topic of discussions and the subject of researches. In this context, important concept is the social adaptation as the most important process of migrants and accepting society interaction. If socialization as a whole includes all experience of social human life, social adaptation can be understood as change of some installations which aren´t denying the previous social experience.From the point of view of the sociological analysis, research of social adaptation of migrants have to answer a question: under what conditions the personality or group (migrants) choose the optimum adaptation strategy, allowing to avoid the international social conflicts. Current trends in migratory policy are directed on effective regulation of external and internal migratory processes according to the general regularities of social and economic development, requirements of branches of a national economy and sociocultural dynamics. Problems of migration demand additional attention to them standard legal to regulation and scientific judgment.
socialization
social adaptation
migratory policy
external and internal migration
migrants

Согласно определению Большой советской энциклопедии, социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, группе системой норм и ценностей; осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры государственного и общественного принуждения. Значение социальной адаптации возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни и протекают в сравнительно короткие сроки [2].

Как видно из определения, содержательно процесс социальной адаптации включает в себя момент принуждения, который объясняется тем, что существование в обществе неадаптированных индивидов и социальных групп нарушает устоявшиеся социальные отношения и угрожает социальной безопасности в обществе.

Как правило, социальная адаптация есть активный деятельностный процесс, происходящий в период/момент осознания индивидом или группой того, что те социальные стереотипы и нормы, коими они руководствовались в других социальных условиях, в новых обстоятельствах не приводят к положительному взаимодействию.

Если социализация в целом включает весь опыт социальной жизни человека, то социальную адаптацию можно понимать как изменение некоторых установок, не отрицающих предыдущий социальный опыт.

Специалисты, разрабатывающие теоретико-методологические и прикладные аспекты социальной работы, особо подчеркивают, что биологическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие человека взаимосвязаны и взаимообусловлены, постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. В этих исследованиях отмечается многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой [7].

Международная миграция возникает в результате определенных трансформаций, происходящих в социальной, экономической и политической сферах жизни общества.

С точки зрения социологического анализа, исследования социальной адаптации мигрантов должны ответить на вопрос: при каких условиях личность или группа (мигрантов) выбирают оптимальную адаптационную стратегию, позволяющую избежать межнациональных социальных конфликтов.

Несмотря на широкий общественный резонанс, исследования наиболее известных российских специалистов, таких как Л. Л. Рыбаковский, Ж. А. Зайончковская, А. Г. Вишневский, В. А. Мукомель, сводятся главным образом к социально-экономическому и демографическому аспекту миграции.

Среди зарубежных исследований первым крупным исследованием социальных аспектов миграции была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Америке и Европе».

Как показало исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого, причины миграции были как экономические, так и социально-политические (в частности, процесс русификации Польши, которая до 1918 года не была независимым государством и входила в состав Российской империи).

В своем исследовании Томас и Знанецкий стремились использовать все доступные материалы, отражающие ментальность (социокультурную память, совокупность обычаев, традиций, установок и норм), социальную и экономическую жизнь изучаемой группы.

Исследователям пришлось столкнуться с нежеланием сотрудничать со стороны изучаемой группы, из-за чего сбор необходимого материала был существенно затруднен.

Особую ценность для исследования представляли письма, которые несли в себе необходимую неофициальную информацию о жизни мигрантов. Использование писем в качестве материала исследования было в то время новаторством.

Отношения между любыми этническими группами - это отношения между генетически разными социальными образованиями, таким образом, община как целое вынуждена искать способ существования в иноэтнической социальной среде, и данный процесс не сводится лишь к индивидуальной адаптации приезжих.

Миграция означает совокупность перемещений, цель которых перенести место пребывания кого-либо. Миграция является демографическим процессом, который, с одной стороны, быстро реагирует на социально-экономические, политические и другие изменения в обществе. С другой стороны, сама миграция населения может активно воздействовать на демографическую ситуацию, уменьшая или увеличивая численность населения, изменяя его возрастно-половую и семейную структуры, стереотипы демографического поведения.

Говоря о миграционной ситуации в России, надо отметить ряд ключевых моментов:

1. Внешняя миграция в Россию образуется за счет миграционных потоков из бывших республик СССР, что связано с тесными экономическими, культурными и политическими связями с этими странами.

2. Подавляющая часть внешних мигрантов - неквалифицированная или малоквалифицированная рабочая сила.

3. Для внутренней миграции в России характерны направления миграционных потоков в центральный и северо-западный регионы страны из других субъектов Российской Федерации.

Помимо сугубо демографических и социально-экономических аспектов, миграция оказывает серьезное влияние и на социальные отношения и процессы.

Этнические мигранты часто вызывают негативные переживания у местного населения, с ними принято связывать рост этнической преступности, разжигание межнациональных конфликтов и т.д.

Все более очевидным становится тот факт, что необходимо обратить внимание на такой важный аспект как социальная адаптация мигрантов.

Обычно принимающее общество представляет собой хорошо структурированный социум, в котором каждая социальная группа выполняет определенную необходимую для него функцию. Этот социум обладает только ему присущим общественным сознанием и устойчив к внешним воздействиям [6]. То есть процесс социальной адаптации является процессом обоюдным.

Невозможность приспособиться к требованиям, предъявляемым социальной средой, влечет за собой конфликт, который может быть выражен как в закрытом образе жизни, снижении контактов с внешним миром, агрессивным поведением по отношению к окружающей социальной действительности, нарушением этических и правовых норм, игнорирование тех ценностей и установок, которые приняты в данном обществе.

Попадая в новую среду, мигрант неизбежно становится участником процесса социальной адаптации. Успех или неудача в процессе приспособления к новой среде сказывается на конечной цели адаптанта.

Нынешнее состояние государственных и общественных институтов не позволяет говорить о том, что в российском обществе существуют механизмы социальной адаптации. Например, если рассматривать государственную миграционную политику, то можно отметить в ряде документов, таких как Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. и Концепция миграционной политики РФ до 2025 г., отмечается, что Россия заинтересована в привлечении в страну высоко квалифицированных специалистов и соотечественников, проживающих за рубежом.

В странах, испытывающих воздействие постоянно возрастающего потока иностранной рабочей силы, миграционная политика формируется под влиянием двух противоположных тенденций. С одной стороны, это социально-политические интересы, вопросы безопасности государства, диктующие усиление запретительных мер и разработку законодательных актов, ограничивающий приток иностранной рабочей силы. Опасения, связанные с возможным усилением конфликтов между различными субкультурами, криминализация обстановки и повышение нестабильности в обществе - все эти факторы вынуждают государство повышать контроль за миграционными потоками, вести политику, ориентированную на соблюдение национальных интересов. С другой стороны, это экономические интересы, связанные с удовлетворением потребности национального рынка труда в дешевой рабочей силе, способной заполнить «непривлекательные» для собственных граждан рабочие места [1]. По факту, как уже отмечалось, поток русскоязычных мигрантов, представителей титульных наций России значительно сократился, а мигранты, въезжающие на территорию России, занимают места неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы.

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому [1].

Социальная адаптация, таким образом, является тем направлением, которому не уделяется достаточно внимания в миграционной политике России вообще. Как отмечается в ряде документов, в том числе и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г., наша страна ориентирована главным образом на возвращение этнических русских, а также приглашение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Помимо сугубо демографических и социально-экономических аспектов, миграция оказывает серьезное влияние и на социальные отношения и процессы. Этнические мигранты часто вызывают негативные переживания у местного населения, с ними принято связывать рост этнической преступности, разжигание межнациональных конфликтов и т. д. Здесь надо отметить, что подобного рода социальные стереотипы не всегда находят отражение в действительности. Также необходимо отметить и тот факт, что на сегодняшний момент, как отмечает ряд экспертов (Ж. А. Зайончковская, А. Г. Вишневский, Л. Л. Рыбаковский), в Россию прибывают лица, родившиеся вне единого социума, то есть уже в независимых странах СНГ, значительно хуже владеющие русским языком, культурными и социальными традициями, информацией о тенденциях рынка труда и др.

Главным образом, работу с мигрантами осуществляют сотрудники ФМС через отношения правового статуса иностранного гражданина. В то же время нет устоявшихся и действенных механизмов взаимодействия мигрантов с институтами гражданского общества, общественными организациями. В этом есть определенный нереализованный потенциал российского общества в сфере регулирования миграции и возникающих вместе с ней социально-бытовых и социально-культурных отношений. Важно понимать, что помимо формальных, институализированных отношений двух субъектов (мигранта и государства), существуют и неформальные отношения в рамках социокультурного пространства.

Появление мигрантов отличной этнической, религиозной и национально-культурной принадлежности всегда таит в себе угрозы конфликта, определенной социальной напряженности, что связано с естественным национальным самосознанием и национальной идентичностью и оценивается сквозь призму факторов культурного, социального, психологического восприятия, социально-экономического, трудового статуса и т. д., что требует мероприятий по профилактике экстремизма и ксенофобии, воспитанию толерантности и культуры мира и межнационального диалога, что является достаточно сложной в практической плоскости задачей, о чем свидетельствует не всегда успешный опыт федеральных и региональных программ, направленных на воспитание толерантности.

Социальный порядок, определяющий взаимоотношения людей в нашем мире, вне зависимости от разнообразных культурных обычаев и традиций, испокон веков задавался универсальной психологической альтернативой «мы - они». Залогом трудного выживания становилось создание замкнутых групп «мы - групп» и настороженное и враждебное отношение ко всем чужим «они группам». Стремление человека делить мир на «мы» и «они» - одна из базовых особенностей человеческой природы и центральный психологический механизм ксенофобии [3].

Современные тенденции в миграционной политике направлены на эффективное регулирование внешних и внутренних миграционных процессов в соответствии с общими закономерностями социально-экономического развития, потребностей отраслей народного хозяйства и социокультурной динамики. Проблемы миграции требуют дополнительного внимания к их нормативно-правовому регулированию и научному осмыслению.

Эффективное использование переселенческого потенциала поможет преодолеть многие последствия демографического кризиса в России, заполнить вакансии, повысить образовательный уровень населения в сельских районах. В свою очередь, возвращающиеся в Россию переселенцы остро нуждаются в моральной поддержке, они должны чувствовать, что не чужие, что здесь их ждут [6].

Принятие «чужых» «местными» делает возможным успешную адаптацию. Поэтому важным моментом является выстраивание отношений мигрантов с местным населением. Преодоление ксенофобии и национализма осуществляется через взаимодействие государства и гражданского общества с учетом как социально-экономических интересов, так и общественного мнения. Именно институты гражданского общества должны быть связующим звеном между группами мигрантов и государством, принимать непосредственное участие в формировании стратегии государственной миграционной политики, способствовать цивилизованному диалогу между государствами по вопросам миграции и статуса мигрантов в принимающей стране.

Как и для решения ряда других проблем, нужен гражданский диалог, что позволит достигнуть социального мира и согласия.

Рецензенты:

Бразевич Святослав Станиславович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Саакян Армен Коляевич, доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.