Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

USE OF TECHNIQUES OF GARDEN THERAPY IN TOURIST AND EXCURSION ACTIVITY OF NRU "BELSU" BOTANICAL GARDEN

Tokhtar V.K. 1 Chernyavskikh V.I. 1 Dumacheva E.V. 1 Yasenok S.N. 1 Polshina A.A. 1
1 Belgorod state national research university (NRU "BELSU")
В статье проанализированы основные методики садовой терапии в части формирования и использования туристско-рекреационного потенциала ботанического сада. В задачи исследования входило исследование возможностей применения садовой терапии, в целях проведения тематических экскурсий для разных возрастных групп населения на срок от одной до двух недель, при условии ежедневного проведения соответствующих тренингов. В настоящий момент методы садовой терапии активно используются для социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Установлено, что имеющиеся методы садовой терапии позволяют привить детям с ограниченными возможностями определенные трудовые навыки и сформировать базу знаний, необходимых в дальнейшей жизни.
In the article the main techniques of garden therapy regarding formation and use of tourist and recreational potential of a botanical garden are analysed. Research problems included research of opportunities of techniques of garden therapy application for carrying out thematic excursions for different age groups of the population for a period of one up two weeks on condition of daily carrying out the corresponding trainings. At the moment methods of garden therapy are actively used for social rehabilitation of people with limited potentialities. It is defined that available methods of garden therapy allow to impart certain labor skills and to create the knowledge base, necessary in further life to children with limited potentialities.
model territories
botanical garden
tourist and excursion activity
garden therapy

В настоящее время сфера туристско-экскурсионных услуг постепенно занимает ведущее место и приобретает все большее значение в структуре современной экономики России. В силу своих специфических особенностей туристско-экскурсионная деятельность носит ярко выраженную ориентацию на владение природными ресурсами. Необходимо отметить, что основой успешного функционирования и развития туристско-экскурсионной деятельности является сохранность ресурсной базы и рациональное регулирование ее использования. В современных условиях данную роль призваны выполнять ботанические сады [1, 2].

Ботанический сад НИУ «БелГУ» представляет собой уникальный научно-учебный полигон и центр просветительской деятельности, проводит исследования, направленные на сохранение генофонда природной и культурной флоры, интродукции и акклиматизации растений в целях рационального использования данных ресурсов и внедрение в туристско-экскурсионную деятельность Белгородской области. Именно использование природно-ресурсного потенциала ботанического сада в повышении состояния здоровья детей с использованием садовой терапии, обуславливают актуальность и востребованность данного исследования.

Территория сада включает в себя 3 природные зоны: природный парк «Нежеголь», Ботанический сад и Зимний сад НИУ «БелГУ». На территории ботанического сада действуют постоянные и сезонные фитоэкспозиции: «Сердечный дуэт», «Деревенские мотивы», «Сад лекарственных культур», «Степные мотивы», «Природная палитра», «Парк реликтовых растений», «Сказки нашего детства», «Розарий», «Восточные грезы», «Цветочные часы», «Сад лиан», «Сирингарий». «Сад лицеистов» и многие другие.

Коллекция видов растений оранжереи ботанического сада составляет 295 видов из 169 родов и 60 семейств, в отделе питомник произрастают растения из 31 семейства, в том числе 3 хвойных и 28 лиственных. Имеющийся задел коллекционного фонда позволяет проводить разнообразные тематические экскурсии по экспозициям ботанического сада НИУ «БелГУ». Примерный перечень экскурсий с посещаемыми объектами для различных возрастных групп туристов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Экскурсии по ботаническому саду НИУ «БелГУ»

Название экскурсии

Посещаемые объекты

Возрастная группа

Обзорная экскурсия

«Первое знакомство с Ботаническим садом»

«Скамья примирения»,

Цветочные коллекции: лилии, пионы, флоксы, лилейники, хосты, тюльпаны, хризантемы, гиацинты, нарциссы, крокусы, «Сад непрерывного цветения», «Реликтовые растения», «Сад лиан», «Розарий», «Цветочные часы», «Сказки детства», Ветряная мельница, Смотровая площадка, Наливной водоем, «Старый замок», «Каменистый ручей», «Каменистая горка»

Для широкого круга лиц

Экскурсия «Легенды и мифы друидов»

Посещение отдела Дендрологии, экспозиций Европа, Восточная Азия, Америка, Кавказ, Центральная Азия, Сибирь.

Для широкого круга лиц

«Экотропа: растения-компасы и растения-оракулы»

Цветочные коллекции: лилии, пионы, флоксы, лилейники, хосты, тюльпаны, хризантемы, гиацинты, нарциссы, крокусы, «Сад непрерывного цветения», «Реликтовые растения», «Сад лиан», «Розарий», «Цветочные часы»

Для широкого круга лиц, а также для детей среднего школьного возраста

Съедобные растения на вашем столе

Отдел культурных и декоративных растений

Для широкого круга лиц.

«В гостях у сказки»

«Цветочные часы», «Сказки детства», Ветряная мельница, «Старый замок»

Для детей и школьников

«По страницам географии»

Фитогеографические области:

Восточная Азия. Сибирь, Центральная Азия, Кавказ, Европа, Америка

Для школьников

«Свадебная тропинка»

Ветряная мельница, Смотровая площадка, «Скамья примирения», Наливной водоем, «Восточные грезы», «Романтический уголок»,

«Дерево желаний»

Молодожены и их гости

«Занимательная ботаника»

Редкие виды растений, Почвопокровные растения, Злаки, Сад лекарственных растений,

Ирисы, Ягодные культуры, Косточковые культуры, Цветочные коллекции: лилии, пионы, флоксы, лилейники, хосты, тюльпаны, хризантемы, гиацинты, нарциссы, крокусы, Плодовый сад

Для школьников

Потенциал ботанического сада НИУ «БелГУ» можно использовать не только для проведения экскурсий, но и для оздоровительной деятельности, одним из видов которой является садовая терапия.

В современных условия садовая терапия активно используется для социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Так, ее методы позволяют привить людям с ограниченными возможностями определенные трудовые навыки и сформировать базу знаний, необходимых в дальнейшей жизни [3].

В настоящее время нельзя недооценивать роль садовой терапии для реабилитации людей с ограниченными возможностями. На территории Ботанического сада НИУ «БелГУ» уже имеется задел для проведения интерактивных экскурсий для детей с ограниченными возможностями. Предлагаемые Ботаническим садом НИУ «БелГУ» флористические композиции позволяют проводить тематические викторины, уроки, тематические игры и праздники, которые, в свою очередь, будут способствовать формированию положительных эмоций.

Необходимо отметить, что садовая терапия относится к недорогому и достаточно эффективному способу реабилитации людей с ограниченными возможностями, является доступной для большинства специализированных учреждений, разных возрастных и социальных групп людей и, что самое главное, опирается на уже существующие ресурсы Ботанического сада университета, с использованием местных материалов и растений [4, 5].

Нами дифференцированы тематические экскурсии по различным коллекциям и участкам ботанического сада.

Рис. 1. Виды тематических экскурсий с использованием садовой терапии

При проведении тематических экскурсий также важно проводить работу с посетителями. В этих целях необходимо значительно расширить экскурсионную работу и разработать новые маршруты. Экскурсионную деятельность и другие виды деятельности на базе Ботанического сада НИУ БелГУ необходимо ранжировать по различным направлениям в зависимости от заболеваний.

В Ботаническом саду НИУ «БелГУ» разработаны фитоэкспозиции, которые включают в себя душистые, пахучие растения, растения с ярко выраженной текстурой, приятные на ощупь. Данные фитоэкспозиции представляют особый интерес для людей с проблемами зрения. К таким растениям на клумбе на территории Ботанического сада в настоящее время можно отнести: календулу, кислицу, диморфотеку, мелколепестник, ястребинку, матеолу, гвоздику травянку, опунцию, осот желтый, цикорий, живучку, мак самосейку, ветреницу, лен, ястребинку, козлобородник, смолку. Работа по подбору растений продолжается по настоящее время.

Работа с разными видами растений путем запоминаний их названий тренирует память, расширяет кругозор. Это способствует усилению мотивационной активности у людей разных возрастных групп особенно у пожилых людей.

Предлагаемая наряду с этим работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) способствует развитию у данного контингента посетителей мелкой моторики рук, улучшению зрительно-моторной координации, для людей с проблемами опорно-двигательной системы. В качестве материалов для данной методики садовой терапии могут быть использованы семена бобовых трав, зернобобовых культур, злаковых трав. Помимо этого в качестве материалов, используемых для людей с ограниченными возможностями, хорошо себя зарекомендовали шишки и семена различных видов голосеменных растений, возделываемых на территории Ботанического сада НИУ «БелГУ». Посетители отмечают, что у них возникают приятные, тактильные ощущения во время обработки данного растительного материала.

Посетители Ботанического сада, страдающие неврологическими заболеваниями, смогут снять стресс от напряженной учебы или нервной работы, познакомиться с методами психологической разгрузки с использованием фитотерапии [6].

Разрабатываемые в настоящее время сотрудниками кафедры туризма и социально-культурного сервиса факультета бизнеса и сервиса НИУ «БелГУ» совместно с сотрудниками Ботанического сада проведение занятий с использованием методик фитотерапии для отдельных категорий людей с ограниченными возможностями, рассчитаны на срок от одной до двух недель при условии ежедневного проведения соответствующих тренингов.

Примерный план проведения занятий с использованием методик предусматривает следующие мероприятия:

1 день – обзорная экскурсия по фитоэкспозициям и аптекарскому огороду Ботанического сада НИУ «БелГУ» и распределение людей на группы, согласно их медицинским показаниям и возрастным группам (ограничение по зрению, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами и т.д.).

2–5 дни - работа в группах по определенной программе (разбор семян, подготовка грунта, подготовка горшечной культуры, сбор урожая, дегустация, высаживание рассады, черенкование плодово-ягодных культур, посев семян овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикирование сеянцев, высаживание рассады, прививка плодовых культур, подкормка, мульчирование и другие практические навыки выращивания растений в зависимости от сезона).

6–7 день – предполагается проведение практикумов, занятий декоративно-прикладным творчеством (изготовление коллажей, настенных панно). Зимой подобные занятия планируется проводить с использованием материала, собранного в весенне-осенний период.

В качестве перспектив развития методик фитотерапии для людей с ограниченными возможностями в Ботаническом саду НИУ «БелГУ» планируется предусмотреть выращивание, использование, хранение растений, путем реализации следующих программ:

- пряные (ароматические) растения;

- лекарственные растения как украшение;

- польза «сорняков»;

- лекарственные растения нашей области.

Реализация вышеперечисленных программ позволит расширить количество пользователей УСУ.

Имеющаяся коллекция Ботанического сада может быть расширена за счет включения в нее дикорастущих пищевых растений, также применяемых в настоящее время в гомеопатии, народной медицине и фитотерапии.

Одним из направлений садовой фитотерапии может стать интродукция, селекция, разработка отдельных приемов технологии возделывания и вопросов практического применения пряно-ароматических лекарственных растений и других.

Реабилитационные мероприятия человека при помощи воздействия природной красоты, шума деревьев, лечение отдыхом (рекреация) среди растений, расположенных на территории ботанического сада, для людей с ограниченными возможностями позволят, как отмечают многие ученые, улучшить физическое и психическое состояние человека в четырех областях: интеллектуальной (познавательная), социальной, эмоциональной (психологическая) и физической (физическое развитие или реабилитация), а именно:

- содействуют активному участию в полезной деятельности;

- обеспечивают стимуляцию и развитие чувств;

- предоставляют возможности для осознанной социально важной деятельности;

- формируют возрастающее чувство уверенности в себе и в своих возможностях;

- развивают способность к концентрации, внутренней мотивации;

- тренируют ловкость рук и дают навыки практической работы;

- обладают успокаивающим эффектом.

Разнообразные ресурсы флоры Ботанического сада НИУ «БелГУ» могут эффективно использоваться для достижения всех вышеперечисленных целей, а применение садовой терапии опираться на уже существующие флористические ресурсы Ботанического сада НИУ «БелГУ» и использовать имеющиеся фитоэкспозиции и растения.

Исследования выполнены в рамках реализации государственного контракта № 14.518.11.7066 Министерства образования и науки РФ.

Рецензенты:

Ткаченко Иван Константинович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, профессор кафедры анатомии и физиологии живых организмов биолого-химического факультета Белгородского государственного научного исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.

Сорокопудов Владимир Николаевич, доктор сельскохозяйственных наук, зам. директора по научной работе ботанического сада Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.