Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PROBLEMS OF ADAPTATION IN THE SCHOOL AS A SOURCE OF CONFLICTS

Machekhina O.P. 1
1 Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
В статье рассматриваются содержание школьных конфликтов, выявляются и дифференцируются виды школьных конфликтов, их влияние на школьный процесс и проблемы адаптации школьников. В младшем школьном возрасте выделяются следующие виды конфликтов: эмоционального неблагополучия, самооценки, адаптационные, статусные, коммуникативные конфликты. Основные конфликты подросткового возраста: деятельностные, мотивационные, эмоциональные, самостоятельности и ответственности. Конфликты юности представлены следующими конфликтами: ценностно-смысловые, морально-нравственные и деятельностные. Данные виды конфликтов являются источниками дезадаптации школьников в разные возрастные периоды. Автором представлен алгоритм деятельности и модели поведения педагога в конфликтных ситуациях, различные приемы косвенного разрешения конфликтов, методы и условия конструктивного разрешения конфликтов, а также описана организация работы по обучению детей навыкам и стратегиям эффективного поведения в конфликтах, и их конструктивного разрешения.
The article examines the content of school conflicts are identified and differentiated types of school conflicts, their impact on the process of school and school adjustment problems.In the early school years are the following types of conflicts: emotional distress, self-esteem, adaptation, status, communication conflicts.The main conflicts of adolescence: activity-related, motivational, emotional, self-reliance and responsibility.Conflicts youth presented in the following conflicts: the value and meaning, moral, and activity.These types of conflicts are the source of maladjustment students in different age periods. The author presents an algorithm performance and behavior of the teacher in conflict situations, various indirect methods of conflict resolution methods and conditions of constructive conflict resolution, as well as describes the organization of work in teaching children skills and strategies of effective behavior in conflicts and their constructive resolution.
the strategy of behavior in conflict.
the algorithm of the teacher
value-semantic conflicts
emotional conflicts
motivational conflicts
activity-related conflicts
communication conflicts
conflict adaptation
self-conflict
conflicts of emotional distress

Введение

Актуальность исследования проблем адаптации школьников обусловлена сложностью социальной ситуации взросления и противоречиями формирования личности современных школьников. По результатам исследований около 50% школьников имеют трудности и проблемы в адаптации к школьным условиям, что приводит к увеличению уровня конфликтности. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. И то, каким образом подрастающие поколение сможет преодолевать возникшие внутриличностные и межличностные противоречия, зависит во многом их уровень адаптации и вся дальнейшая жизнь.

В связи с этим наиболее актуальными являются исследования конфликтогенности школьных социумов, отражающих реальность моделей описания взаимодействия субъектов в конфликтных ситуациях.

И главное, на что направлено изучение процесса адаптации и уровня конфликтности - это разработка мер, способных максимально возможно сократить адаптационные периоды, и средств, для решения конфликтных ситуаций, что является повышением конфликтологической компетентности педагогов. Таким образом, педагог сможет повысить свою професиональную и конфликтологическую компетентность, т.е. способность осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликтов и перевода их в социально-позитивное русло. Она включает знания о специфике возрастных ученических конфликтов, использование возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Практическая значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловила актуальность и основные направления работы.

Цель исследования - выявить виды и содержание школьных конфликтов, их влияние на процесс и проблемы адаптации школьников. В данном контексте для достижения поставленной цели были рассмотрены алгоритм деятельности, модели поведения педагогов в конфликте, методы и условия конструктивного разрешения конфликтов, организация работы по обучению школьников навыкам эффективного поведения в конфликтах.

Материал и методы исследования

В процессе адаптации к образовательной среде происходит развитие адаптационных механизмов учащихся. В свою очередь недостаточная и несвоевременная их тренировка может стать препятствием на пути адаптации школьников. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность, агрессия), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:

Проблемы адаптации школьников являются источниками конфликтов.

Основную группу школьных конфликтов образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса.

В младшем школьном возрасте выделяются следующие конфликты:

  1. Конфликты эмоционального неблагополучия - связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.
  2. Конфликты самооценки - проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.
  3. Адаптационные конфликты - связаны с изменением социального окружения.
  4. Конфликты и-за отсутствия навыков саморегуляции.
  5. Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.
  6. Конфликты в личных отношениях - за высокий статус в детском коллективе, что вызывается потребностью в самоутверждении у детей с сильно развитой волевой сферой.

Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. Рекомендуется проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии.

Такие занятия в первых-четвертых классах включают в себя несколько направлений:

  1. Создание чувства безопасности. Его недостаток является одной из причин агрессивного поведения. Потребность в безопасности и защите - одна из основных потребностей человека, и ее отсутствие, чувство страха, вины, стыда в свою очередь вызывают защитные реакции в виде готовности к агрессии.
  2. Формирование позитивного отношения к самому себе, которое связано с удовлетворением потребности в признании и оценке окружающих.
  3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Агрессивные дети обычно отвергаются сверстниками и испытывают чувство вынужденного одиночества и изоляции. Они объединяются с такими же детьми в группы, что усиливает агрессивные тенденции. Поэтому очень важно научить детей заводить и поддерживать дружеские отношения со своими сверстниками;
  4. Формирование умения ставить цели. Для этого очень важно своевременно поощрять инициативу, интерес к работе других, исследование всего нового. Для развития инициативы важно признание взрослыми прав ребенка на любознательность и творчество.
  5. Развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Кроме того, большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничество" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик ("диктат" или "опека"), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных" учителей и в старшем школьном возрасте.

Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Переход из начальной школы в среднюю также несет на себе существенные изменения образовательной среды ребенка: вместо одного учителя, к которому ребенок уже привык, появляются несколько учителей предметников. Ученик вынужден адаптироваться к более тонким изменениям, которые предъявляет к нему среда: он должен разобраться в манерах поведения, стилях деятельности различных педагогов. Кроме того, в процессе обучения на второй ступени ученик сталкивается с проблемами переходного возраста, которые накладывают свой отпечаток на осуществление учебной деятельности.

Подростку наиболее свойственны в этом возрасте такие качества, как импульсивность, нетерпеливость, сниженная ответственность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь со сферой общения. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для этого не создано, он сам, как умеет, захватывает "коммуникативное пространство": грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Стремление быть лидером без необходимых коммуникативных навыков порой приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми.

Также можно выделить такое свойство характера подростка, как пониженная самооценка, которая наблюдается у большинства детей с нарушениями адаптации. Она выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку.

Основные конфликты подросткового возраста:

  1. Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград.
  2. Мотивационный конфликт - связан со следующими мотивами: обособление и объединение.
  3. Эмоциональный конфликт - связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.
  4. Конфликт самостоятельности и ответственности.

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе у подростков связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. В результате анализа психоэмоционального состояния пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам (школьная, самооценочная, межличностная) можно сказать, что наибольшую тревогу у подростков вызывают: межличностная и самооценочная тревожность. Основные причины тревожности связаны с переживаниями социального стресса (социальными контактами со сверстниками), потребностями в достижении успеха, страхом самовыражения, ситуацией проверки знаний (особенно публичной), страхом в отношении с учителями.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности.

Существуют стратегии поведения, которые используют ученики в конфликтных ситуациях, среди них: соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало, действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс отличается двоякой направленностью - на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения.

Учитель организует работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности, организация работы школьной службы примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе для пятиклассников рекомендуются следующие упражнения.

«Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено.

«Тетрадь достижений». Цель - фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом, необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты.

«Проигрывание ситуаций». Цель - развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школе.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий является не только возможностью самореализации для детей, но и ареной столкновения различных интересов и амбиций, претензий на лидерство, и зачастую чревата конфликтами. Конфликт позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. К навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Навыки, которые необходимо сформировать у подростков, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:

  • развивать эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
  • оценивать совершенный поступок, а не личность;
  • высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
  • нейтрализовать борьбу за власть;
  • учить учащихся управлять эмоциями;
  • формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
  • вырабатывать альтернативы, привлекая подростков к совместному творческому поиску.

Следующий конфликтный период наступает в начале 9-го класса, когда возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать, - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в школе. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10-й класс, но получает отказ по причине низкой успеваемости.

В старшем звене школы наблюдается заметный спад конфликтов в предметно - деятельностных отношениях, и рост числа конфликтов в межличностных отношениях.

Определению сущности конфликта может помочь выполнение некоторого алгоритма поведения, направленного на преодоление конфликта в целом.

Он включает в себя несколько этапов. На первом этапе определяется проблема, выясняется специфика её видения участниками конфликта, определяется зона разногласий. На втором этапе определяются причины. На третьем необходимо заняться поиском путей разрешения. На четвертом найти оптимальное для всех участников решение. На пятом его реализовать. На шестом оценить и осознать успех или неудачи.

И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни.

Данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы, которые, по мнению многих ученых, могут выражаться: в снижении работоспособности, иммунитета, успеваемости, повышенной заболеваемости, во внутренних и межличностных конфликтах, в повышенном уровне тревожности, в отсутствии смысла жизни.

Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

  1. Ценностно-смысловые конфликты.
  2. Морально-нравственные конфликты.
  3. Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

Обычно школьники очень любят критиковать учителей и вообще все, что связано со школой. Это порождает большое количество разнообразных конфликтов. Для сокращения количества проявлений агрессии в школах, полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям. Следующим шагом в этом направлении должно быть информирование. Родители должны четко знать требования школы, а учащиеся - правила своего поведения, а кроме того, и правила поведения учителей.

Еще одна рекомендация: создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.
Управлению конфликтов и оптимальному их разрешению способствует знание учителем различных приемов косвенного разрешения конфликтов. Этим термином обозначаются различные психологические техники, построенные наряду с психокоррекционными принципами.

  1. Принцип "выхода чувств". Необходимо давать ученику возможность выразить свои эмоции.
  2. Принцип "эмоционального возмещения". Суть этого принципа в том, что облегчает разрешение любого конфликта порция положительных эмоций, похвала и комплименты тому, кто находится во власти отрицательных переживаний.
  3. Принцип "авторитетного третьего». Рекомендуется подключать, неявно для потерпевшего (обиженного), третье авторитетное для него лицо, которое, как-бы, ненароком приносит информацию о позитивном отношении к обиженному его оппонента.
  4. Принцип "обнажения агрессии". Когда враждующим представляется возможность излить свою агрессию по отношению друг к другу в ситуации явного соперничества (например, при участии в соревновании).
  5. Принцип "принудительного слушания оппонента". Принцип применяется в ситуациях психокоррекционной работы с конфликтующими (например, школьным психологом), когда оппонентов просят воспроизводить все сказанное другим, а только затем переходить к собственным мыслям. Приучать конфликтующих учеников к правилам конструктивного спора необходимо с развития у них способности слушать оппонента.
  6. Принцип "обмена позициями". Всегда полезно при управлении конфликтом задать участникам вопрос о том, что думает, что испытывает и почему так поступает противоположная сторона. "Взгляд со стороны" облегчает ситуацию профессионального вмешательства в конфликт. Для участников же, такая задача приводит к лучшему пониманию оппонента и более спокойному подходу к проблеме.
  7. Принцип "расширения духовного горизонта" спорящих. Педагог, разбирая конфликт, обращает внимание на жизненные ценности более высшего порядка, указывает на эгоизм аргументов каждого.

Многие процессы, происходящие в педагогической деятельности - это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение имеет внедрение в повседневную практику технологий создания здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его структур.

Одним из действенных способов предупреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения и оказание психологической и педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждения.

Апробация предлагаемых результатов (в полном объеме) была проведена нами в рамках дисциплины «Педагогическая конфликтология» (2011-2013 уч. гг.) в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» на факультете конфликтологии, а также в рамках учебного процесса ГБОУ СОШ №619 г. Санкт-Петербурга в период 2010-2012 уч.гг.. Общее количество студентов и школьников - 349 человек.

Кроме того, необходимо отметить, что внедрение и использование результатов исследования в учебный процесс позволило повысить уровень конфликтологической компетентности студентов, педагогов и тьюторов. Подготовлены рекомендации для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации школьников.

Заключение

Описано влияние педагогических конфликтов на процесс и проблемы адаптации школьников. Рассмотрены алгоритм деятельности, модели поведения педагогов в конфликте, методы и условия конструктивного разрешения конфликтов, организация работы по обучению школьников навыкам эффективного поведения в конфликтах, что подтверждает актуальность и практическую значимость для повышения конфликтологической компетентности студентов и педагогов в школьном педагогическом взаимодействии.

Рецензенты:

Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Московского института открытого образования (125167, Москва, Авиационный переулок, дом 6, тел.8 (499) 151-44-11)

Харченкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов,192238, РФ, г. Санкт-Петербург, ул.Фучика, д.15; (812)740-38-47.