Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

AN INFRASTRUCTURE FACTOR IN REGIONAL COMPETITIVENESS

Komarova V.N. 1 Zyablova O.V. 1
1 Kazan Federal University n.a. V.I. Uljanov-Lenin
Исследована роль инфраструктуры в формировании устойчивого конкурентоспособного развития территориальной социально-экономической системы региона. Рассмотрены отдельные компоненты региональной инфраструктуры и их вклад в развитие конкурентоспособных территорий. Проведен экономико-географический анализ конкурентоспособности шести экономических районов Респуб-лики Татарстан, основанный на сравнении различных показателей, характеризующих размещение и качество объектов инфраструктуры. Выделены пространственные ареалы, имеющие высокий по-тенциал конкурентоспособного развития за счет дальнейшего углубления специализации хозяйства и создания вертикально и горизонтально интегрированных производственных структур. Ими явля-ются так называемые индустриальные экономические районы, сосредотачивающие основную часть населения и фондов РТ и определяющие перспективные возможности структурной перестройки ее экономики. Вторая группа районов, имеющих в лучшем случае аграрно-индустриальную специали-зацию, а зачастую и просто аграрную, выступает как инертная часть социально-географического пространства региона.
Investigated the role of infrastructure in shaping the sustainable development of a competitive territorial socio-economic system of the region.We consider the individual components of the regional infrastructure and their contribution to the development of competitive territories. Conducted economic and geographical analysis of the economic competitiveness of the six districts of the Republic of Tatarstan, based on a com-parison of the various indicators of the quality of the accommodation and infrastructure. Allocated space habitats that have a high potential in competitive development at the expense of further deepening the spe-cialization of the economy and the creation of a vertically and horizontally integrated production structures. They are are so-called industrial economic areas, focuses the bulk of the population and assets of RT and identify promising opportunities restructuring its economy. The second group of districts with at best agro-industrial specialization zatsiyu, and often simply agrarian, acts as an inert part of the socio-geographical space of the region.
the regional infrastructure
competitiveness of the region

Введение

В современных условиях становится все более важным поиск новых путей и решающих факторов регионального развития. Это связано с несомненным влиянием общих тенденций: исчерпанием традиционных источников социально-экономического развития, появлением сетевых форм организации, увеличением интеллектуальной составляющей в результатах производства, опережающим развитием сферы услуг, формированием постиндустриального общества, активной информатизацией общества, глобализацией [4].

Профессор Кембрижского университета У. Ростоу [8] в книге «Стадии экономического роста» показал, что при рассмотрении степени развития экономики любое общество переживает одну из пяти стадий:

1) «традиционное общество» с примитивной технологией, в котором преобладает земледелие и определенную роль играют семейные, клановые связи;

2) переходное общество - «предпосылки для сдвига», когда возникают условия для подъема, появляется новая элита, возникает национализм, являющийся реакцией на влияние более развитых стран и становящийся движущей силой перемен;

3) «взлет» - стадия, на которой возрастает доля национального дохода, направляемого на инвестирование и сбережение. Полученная прибыль вновь используется в качестве капитала, быстро растут новые отрасли производства, стремительно растут города, что связано с индустриализацией;

4) «движение к зрелости», этап, характерный для общества, в экономике которого формируется многоотраслевая структура хозяйства, появляется автомобильная, химическая, электротехническая промышленность, сложное машиностроение;

5) «эра массового потребления», наступающая для общества, структура экономики которого меняется в пользу сферы услуг и производства технически сложных потребительских товаров длительного пользования [6].

Региональное развитие и конкурентоспособность

Анализируя региональное развитие, предпочтительнее выделять три основные стадии: доиндустриальную (где доминирующими отраслями являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность); индустриальную (с превалированием перерабатывающих отраслей: машиностроения, химической, лесной, легкой, пищевой и пр.); постиндустриальную стадию, характерными чертами которой становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение роли услуг, рост наукоемкости производства, динамичная интернационализация деятельности.

Региональное развитие можно представить в виде устойчивого эффективного усложнения социально-эколого-экономической системы. При этом под конкурентоспособностью понимается высокая эффективность отдельных отраслей производства, производящих инновационную конкурентоспособную продукцию, при сохранении целостности системы и условиях внутренних и внешних воздействий.

Эффективность системы предполагает преобладание процессов организации над процессами разрушения, что создает возможности для дальнейшего усложнения.

Усложнение системы - это увеличение ее структурного, информационного и прочего разнообразия. Увеличение разнообразия системы происходит в результате появления новых элементов, уровней производства и управления, расширения перечня новых товаров и услуг, что превращает регион в ненасыщенный рынок и позволяет получать инновационную прибыль. Именно увеличение разнообразия является главным способом борьбы с разрушением системы, способом ее устойчивого развития.

Региональное развитие, как отмечается во многих исследованиях [1; 3 и др.], связано с действием разнообразных факторов. Большинство традиционных исследований отмечает, что для конкурентоспособного развития территории необходимо сочетание таких факторов, как трудовые ресурсы, природные ресурсы, техническая база и финансовые ресурсы. Обеспеченность региона трудовыми ресурсами определяется численностью экономически активного трудоспособного населения, обладающего соответствующим профессионально-образовательным уровнем; числом лиц с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве региона. И особенно важное значение для привлечения инвестиций в регион и, следовательно, его развития имеет творческий потенциал людей, человеческие знания, сильная образовательная система.

Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения свободных земельных угодий для осуществления производственного инвестирования, обеспечения региона водными ресурсами, лесными массивами, полезными ископаемыми и т.д. Важным позитивным фактором при этом будет максимальная приближенность производственных объектов к природно-сырьевым ресурсам.

Техническая база, техническое оснащение благоприятствует развитию как старых традиционных отраслей, так и способствует созданию новых производств и формированию диверсифицированной экономики, как основы конкурентоспособного развития.

Финансовые факторы оценивают состояние доходной части бюджета региона (дефицитный бюджет, конечно, мало способствует инвестиционной привлекательности региона); степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс; доступность кредитов; долю убыточных предприятий в регионе. Регионы могут иметь устойчивый рост и при сочетании трех факторов, то есть когда ограничены природные ресурсы, но ни в коем случае не население, собственный или импортируемый капитал, техника. В то же время ограничителем для развития может быть действие любого из этих критических факторов.

Современные исследователи [7] более широко трактуют сочетание факторов регионального развития, включая дополнительно к перечисленным выше:

- организационные (отношение региональных властей к инвесторам, в том числе наличие и исполнимость в регионе законов, защищающих права инвесторов н предусматривающих для них льготы; соблюдение законодательства органами исполнительной власти региона; право в культуре предпринимателей); информационные (информационное обеспечение в регионе; достаточность информационных систем - систем хранения, обработки, обновления, передачи информации с использованием компьютерной и другой техники; доступность информации);

- инновационные в виде научно-технического потенциала (число научно-исследовательских учреждений в регионе, осуществляющих экономически значимые научные разработки; количество созданных образцов новых машин, технологического оборудования, число внедренных в производство инновационных проектов, их экономическая эффективность и объем финансирования научных разработок; доля средств в региональном бюджете, расходуемых на образование);

- фактор экономико-географического положения (ЭГП) региона определяется отношением к территориям с примитивной, аграрной, индустриальной, сервисной и информационной экономикой, а также отношением к полюсам роста и финансово-информационным центрам, выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с регионами-лидерами стимулируется их близостью или соседством, что предопределяет важность оценки ЭГП для регионального развития;

- социальные и социокультурные факторы (то есть уровень жизни населения региона; динамика и структура преступности; влияние миграции на инвестиционный процесс; условия работы для иностранных специалистов);

- инфраструктурный (развитость в регионе всех форм инфраструктуры, в том числе материальной, к которой относятся дороги, мосты, порты, системы связи, жилищное и культурно-бытовое строительство; институциональной, включающей совокупность учреждений государственного аппарата управления, затраты на организацию и содержание денежно-кредитной и финансовой систем (рыночной инфраструктуры); персональной, охватывающей вложения в образование, здравоохранение, культуру и другие виды обслуживания населения). В географических исследованиях инфраструктура трактуется как совокупность сооружений, зданий и систем, то есть иммобильной части основных фондов, обеспечивающей материальные условия для нормального воспроизводственного процесса. Следовательно, инфраструктура не может быть перемещена из региона в регион, возможно только постепенное ее развитие в границах определенного пространства. Благодаря этому инфраструктура и все ее элементы становятся тесно связанными с территорией и со всеми процессами ее экономического развития, формируют географическую сущность и облик территории.

Инфраструктура и конкурентоспособное развитие территории

И.М. Маергойз [5] предложил термин «географическая инфраструктура», под которой подразумевается комплекс сооружений, необходимых для процесса хозяйствования и обеспечивающих нормальные материальные и культурно-бытовые условия жизни населения на данной территории. Таким образом, инфраструктура - это основные фонды в виде зданий, различных сооружений, устройств, сетей и т.п., которые прикреплены к земле и служат базой для хозяйственной деятельности в регионе.

Основные фонды можно рассматривать как экономический ресурс, они являются мерилом экономической мощи и базой текущего воспроизводственного процесса. Поэтому при исследовании географических аспектов устойчивого развития инфраструктурные, в том числе фондовые, показатели можно считать даже более значимыми, чем многие традиционные географические характеристики. Особенное внимание необходимо уделить изучению таких сторон территориальных хозяйственных тенденций, как накопление основных фондов в регионе, особенности их географии в связи с размещением производства и расселением. Это тем более важно, что современные технологии предполагают уменьшение доли живого труда и постоянного увеличения доли овеществленного труда.

Важными показателями обеспеченности территории общефондовой базой могут быть:

- абсолютная величина основных фондов (ОФ);

- величина ОФ в расчете на единицу площади (характеризует территориальную фондовую насыщенность);

- величина ОФ в расчете на 1 жителя (или работающего в экономике) характеризует социальную ценность территории (и интенсивность экономики);

- комплексный показатель, определяемый как отношение ОФ к корню квадратному из произведения численности населения и площади.

Если использовать данные показатели фондонасыщенности территории, то можно, несомненно, выявить территориальную дифференциацию между районами и, следовательно, наиболее обеспеченные и, следовательно, привлекательные с точки зрения инвестиций. Инфраструктурные различия могут служить основой для социально-географического зонирования территории и выявления социально-территориального неравенства.

Уровень развития инфраструктуры напрямую связан со стадийностью социально-экономического развития территории. Теоретически переход любого района на новую стадию развития неизменно требует соответствующего инфраструктурного дооснашения [4].

Инфраструктурный фактор в конкурентоспособности экономических

районов Республики Татарстан

Показатели общего инфраструктурного развития, рассчитанные на единицу площади, практически идеально совпадают с градацией территорий по стадиям развития. Это видно из сравнения показателей по административно-территориальным единицам, к которым относятся административные районы и города Республики Татарстан (табл. 1).

Таблица 1. Фондонасыщенность экономических районов Республики Татарстан

Экономические районы

Доля района в населении РТ, %

Доля района в территории РТ, %

Доля района в основных фондах экономики, %

ОФ на кв.км., в млн. руб.

ОФ на 1 чел., в тыс. руб.

Комплексный показатель - ОФ/кв. корень из (SH)

Северо-Западный

38,8

16,1

31,1

14,8

110,1

40

Северо-Восточный

29,1

21,8

28,9

10,2

136,9

37

Юго-Восточный

14,9

16,7

30,1

13,8

278,7

62

Закамский

7,6

20,7

3,7

1,3

66,6

10

Предкамский

5,5

13,5

1,4

0,8

34,8

5

Предволжский

4,1

10,8

1,2

0,8

39,6

6

Всего

100,0

100,0

100,0

7,6

137,4

32

На уровне укрупненных территориальных образований - 6 экономических районов РТ - происходит некоторое снижение территориальных контрастов по фондооснащенности, и разница составляет десятки раз, присутствуя в явной форме, что позволяет выделить на территории РТ две почти равные по площади части, но находящиеся на разных стадиях роста: вторичная индустриально-аграрная и первичная индустриально-аграрная.

Известно, что различные виды человеческой деятельности требуют различного инфраструктурного обустройства. Наименее требовательными к оснащенности остаются лесная, сельскохозяйственная деятельность, то есть типичные для доиндустриальной стадии развития. Значительно возрастают требования и по масштабам, и по видам инфраструктуры с развитием промышленной деятельности и с высокой концентрацией населения в городах (то есть на стадии индустриального роста).

В пределах индустриальных районов в крупных городах появляются черты постиндустриальной стадии, где главным сектором, на котором базируется устойчивое конкурентоспособное развитие, уже становятся инфраструктурные отрасли.

От степени развития дорог, связи, жилищного сектора, сферы услуг, степени доступности офисных помещений и т.д. зависит потенциал развития постиндустриальных территорий и способность принять новые виды бизнеса.

Считается, что развитие инфраструктуры должно носить опережающий характер по сравнению с другими секторами экономики.

Таким образом, инфраструктура не только соединяет различные территории, но и дифференцирует ее, формируя социально-территориальное неравенство.

Анализ табличного материала позволяет отметить более или менее равномерное распределение только одного показателя - доли района в территории РТ. Соотношение между минимальным и максимальным значением составляет 1 : 2. Все другие показатели говорят о том, что на территории РТ, несомненно, присутствуют две неравноценные по уровню развития группы экономических районов.

В первую группу можно отнести так называемые индустриальные экономические районы, сосредотачивающие основную часть населения и фондов РТ и определяющие перспективные возможности структурной перестройки ее экономики. Вторая группа районов, имеющих в лучшем случае аграрно-индустриальную специализацию, а зачастую и просто аграрную, выступает как инертная часть социально-географического пространства региона.

Рецензенты:

Ермолаев Олег Петрович, доктор географических наук, профессор, директор Института экологии и географии, заведующий кафедрой ландшафтной экологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Рубцов Владимир Анатольевич, доктор географических наук, профессор, заведующий отделением географии и туризма Института экологии и географии, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.