Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

"DEATH CONTENT": PROBLEM OF PROMOTION OF A SUICIDE ON THE RUSSIAN-SPEAKING INTERNET

Demdoumi N.Yu. 1 Denisov Yu.P. 1
1 Omsk state medical academy of Ministry of Health of the Russian Federation
В статье рассматривается проблема распространения «суицидального контента» в русскоязычном сегменте Интернета. Авторы статьи полагают, что в постиндустриальном обществе причины, которые приводят индивидов (в особенности детей и подростков) к самоубийству, зачастую оказываются обусловленными виртуальным пространством. Особое внимание в статье уделяется анализу наиболее популярных в русскоязычном интернете поисковых систем. Анализ проводится в сравнительном ракурсе. В результате авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на то, что принятые властными структурами меры, направленные на профилактику суицида и на борьбу распространением интернет-ресурсов, пропагандирующих суицид, угроза остаётся. С одной стороны, данная проблема обусловлена сохранением в Сети интернет-ресурсов, занимающихся пропагандой добровольного ухода из жизни. С другой стороны, её усугубляет в целом наличие в Интернете огромного количества контента, содержащего информацию о суициде. Распространение такого контента в гипертрофированных масштабах приводит к тому, что суицид перестаёт восприниматься как девиация. Авторы считают, что поставленная ими проблема заслуживает более подробного исследования.
In article the distribution problem of "a suicide content" in a Russian-speaking segment of the Internet is considered. Authors of article think that in post-industrial society of the reason who bring individuals (especially children and teenagers) to suicide, often are caused by virtual space. The special attention in article is paid to the analysis of the search engines most popular in the Russian-speaking Internet. The analysis is carried out in a comparative foreshortening. As a result authors come to a conclusion that in spite of the fact that the measures taken by power structures directed on prevention of a suicide and on fight by distribution of Internet resources, propagandizing a suicide, threat remains. On the one hand, this problem is caused, preservation in the Network of the Internet resources which are engaged in promotion of voluntary withdrawal from life. On the other hand, it is aggravated as a whole by existence on the Internet of a huge number of the content containing information on a suicide. Distribution of such content in hypertrophied scales leads to that the suicide ceases to be perceived as deviation. Authors consider that the problem put by them deserves more detailed research.
interdisciplinary researches
virtuality
Internet communication
deviation
suicide

Проблема суицида - одна из наиболее острых и социально значимых междисциплинарных проблем, стоящих перед современной наукой. По мере социальной, экономической и политической глобализации она начинает явственно обретать черты глобальной угрозы. Философ С. В. Роганов пишет: ««Черный феномен» - так американцы называют суицид - давно входит в первую десятку причин смерти на нашей планете, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, количество самоубийц может составить 1 500 000 человек в год» [8]. Ему вторит американский психиатр Д. Браузер. Он указывает на то, что только в 2009 г. в США от суицидов погибло 37000 человек. Эта цифра выглядит особенно угрожающей в свете того, что 38 % взрослых, покончивших с собой, посещали врача в месяце, предшествовавшем самоубийству, и 90 % совершивших суицид несовершеннолетних граждан посещали врача в течение года [12]. При этом клинические исследования, проведённые целым рядом западных медиков, рельефно высвечивают проблему того, что в детском и подростковом возрасте риск суицида повышен [13].

Для российского общества проблема суицида обрела особую остроту в 1990-е гг. Россия на тот момент вышла на второе место в мире по числу самоубийств. На сегодняшний день ситуация с суицидами в России, безусловно, выглядит не столь катастрофически, однако остаётся сложной. За январь-ноябрь 2012 г., согласно данным Росстата, от самоубийств в России погибло 27200 человек [2].

Развитие глобальной постиндустриальной цивилизации с её информационными технологиями, возможностями интернета по-новому ставит перед человеком новые вопросы его личной и пространственной самоидентификации. Пропадает ощущение себя локализованным в своей субъективной автономности, индивид оказывается атомизированным и одновременно укоренённым в некое безразмерное, безграничное и ненормированное виртуальное социальное пространство. В результате причины, которые приводят индивида и, в частности, подростка к самоубийству, всё в большей степени детерминируются виртуализированным глобальным социумом.

Именно анализ проблемы распространения суицидального контента в русскоязычном сегменте Интернета и явился целью проведённого нами исследования.

15 марта 2013 г. Главный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко заявил, что за последние годы число детских суицидов и попыток самоубийств в России увеличилось на 37 %. По его данным, сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. И шестое место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. Вместе с тем Г. Г. Онищенко отметил, что рост числа самоубийств является частью длительной общемировой тенденции: «За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60 процентов». В этом контексте он обратил особое внимание на то, что зачастую суициды провоцирует Интернет [4, с.1].

В пресс-релизе, вышедшем несколькими днями ранее, 11 марта 2013 г., фактически была сформулирована проблема влияния Интернета на рост числа самоубийств среди подростков. Кроме того, было заявлено, что «владельцы некоторых, наиболее популярных и известных сайтов в сети Интернет не желают признавать проблему суицидов из-за содержащейся на сайтах информации о способах и призывах к самоубийству» и даже «сознательно препятствуют деятельности органов государственной власти по устранению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [5]. По этой причине Роспотребнадзором было запланировано создание рейтинга интернет-ресурсов, продолжающих «распространение вредоносного контента».

2 апреля 2013 г. на сайте Роспотребнадзора появился ещё один пресс-релиз, ставший логическим продолжением пресс-релиза от 15.03.2013 г. В пресс-релизе от 02.04.2013 г., в частности, подводились итоги анализа 1669 сайтов «на предмет содержания в них информации о способах самоубийства, либо призывов к совершению самоубийства». В результате проведённого анализа было принято «более 1544 решений, являющихся основанием для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [6].

Артикуляция Роспотребнадзором «суицидальной проблематики» в медиа-дискурсе вызвала интенсивную реакцию в российском обществе и политической сфере. Проблема распространения в русскоязычном пространстве сайтов, пропагандирующих суицид, была осмыслена и на уровне государственной власти. Об этом свидетельствует принятие специального нормативного акта. 30 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ, согласно которому был создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [11, с.9]. Основанием для включения в данный реестр электронного ресурса, согласно закону, в числе прочего является содержание на нём информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

Всё это свидетельствуют о том, что органы законодательной и исполнительной власти активно включились в борьбу с пропагандой суицида в Интернете. Однако логичным образом возникает вопрос о том, какой эффект дают предпринимаемые меры и как он сказывается на рядовом пользователе русскоязычного Интернета.

Проводя наше исследование, мы попробовали примерить на себя роль реципиента, воспринимающего информацию из открытых массовых интернет-ресурсов.

Выбирая объект исследования, мы основывались на данных всероссийского опроса населения, проведённого в мае 2012 г., опубликованных руководителем известного проекта «ФОМ-Рунет» С. И. Петуховой. Согласно им большая часть россиян (72 %) использует интернет для поиска информации. На втором месте по популярности среди потребителей информации в Сети находится чтение новостей (63 %), на третьем месте по популярности находится общение в социальных сетях (59 %) [7]. При этом по данным ВЦИОМ особенно активно социальными медиа пользуется молодёжь [9].

Новостные сайты являются сегментом политического медиа-дискурса. Формирование их повестки зависит от множества разнообразных факторов, обусловленных ситуативным контекстом. По этой причине мы полагаем, что анализ проблемы распространения информации о суициде в новостных интернет-ресурсах должен стать предметом отдельного исследования. Исследование суицидального контента социальных сетей уже стало предметом проведённого нами отдельного исследования, результаты которого были представлены 31 мая 2013 на Международной научно-практической конференции «Наука и образование XXI века».

В рамках данной статьи мы концентрируем наше внимание на анализе популярных в Рунете поисковых систем. По данным LiveInternet.ru (www.liveinternet.ru/stat/ru/), широко распространённым в Интернете, в январе 2012 года поисковые предпочтения российских пользователей концентрировались на трёх основных поисковых системах: Яндекс - 50,9 %; Гугл - 33.8 %; Поиск Mail.ru - 8.6 % [10]. Обратимся к их анализу.

24 апреля 2013 г. мы ввели в поисковой системе «Яндекс» запрос «суицид». В ответ на запрос система выдала 4 млн интернет-ресурсов. При этом на первой странице в результатах показанных «Яндекс» мы не обнаружили ни одного сайта, пропагандирующего суицид. Напротив, на первой позиции в ответах «Яндекса» находился сайт о преодолении суицида под названием «Избери жизнь» (http://www.nosuicid.ru/), на второй позиции - статья о самоубийстве из популярной интернет-энциклопедии - «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%F3%E1%E8%E9%F1%F2%E2%EE), третью позицию занимает ссылка на словарь «Академик» с определением термина «суицид» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3474/%D0%A1%D0%A3%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%94). Из 11 гиперссылок, показанных поисковой системой на первой странице, не было ни одной ссылки на сайт, пропагандирующей суицид.

На второй странице «Яндекс» выдал ссылку на «Независимый суицид-форум», где неоднократно высказывались точки зрения, одобряющие суицид. Однако, если 24 апреля 2013 г. форум ещё активно функционировал в Сети, то на 27 апреля доступ к нему был ограничен. После активации ссылки на экране появилась надпись, указывающая на то, что «Сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», включен в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (http://www.suicide-forum.com/).

На первый взгляд, создаётся впечатление, что проблема распространения суицидальных настроений через Интернет на «Яндексе» полностью решена. Однако в тот же день 27 апреля 2013 г. мы ввели слово «суицид» в разделе «Картинки» той же поисковой системы. На запрос система выдала 321 000 картинок. На первой «картинке» изображён «повесившийся плюшевый мишка», на второй даётся ссылка на сайт http://vampirefreaks.com/; на третьей изображена молодая девушка модельной внешности, вскрывшая себе вены в ванне и т.д. В общей сложности ≈ 74 % «картинок», выданных по нашему запросу, в яркой, наглядной форме демонстрировали акты суицида.

Такого рода изображения представляют собой не просто «картинки», а креолизованные тексты, которые соединяют в себе вербальную и невербальную коммуникацию: наводя курсор на изображение плюшевого мишки, реципиент видит подпись «Ода самоубийцам», на изображение девушки, вскрывшей себе вены, - «На Харьковщине фиксируют всплеск суицидов», а, поставив курсор, на изображение девушки, стреляющей себе в рот из пистолета, из затылка которой разлетаются кровь и мозги, реципиент выводит перед собой фразу: «Посмотри на картинку, позавидуй, последуй примеру». Без труда, воспользовавшись одним из сервисов «Яндекса», можно найти ссылку, например, на сайт, ориентированный на представителей субкультуры готов, где среди прочего представлен «фотоальбом» из 6 стилизованных картинок, посвящённых теме суицида (http://13goths.clan.su/photo/7).

Креолизованные тексты обретают в условиях глобализации постиндустриальной социальной реальности особое значение. Именно язык визуализации, по мнению, целого ряда исследователей может стать интернациональным языком в силу того, что он отвечает потребности оптимизировать человеческое взаимодействие для достижения более высокого уровня эффективности; отвечает потребности преодоления скрытых стереотипов языка литературного; может способствовать нелинейному, более открытому характеру новых человеческих опытов [1, с.180].

Без труда можно найти такого рода креолизованные тексты и в поисковой системе «Гугл». При наведении курсора каждое изображение выдаёт ссылку на сайт, на котором, как правило, и содержатся подписи к «картинке». При этом по запросу «суицид» система предлагает несколько рубрик-фотогалерей, сформированных на основе пользовательских запросов: «Суицид эмо», «Суицид из-за любви», «Суицид аниме», «Суицид пистолет», «Суицид вены», «Суицид повешение».

В основной поисковой строке в ответ на запрос «суицид» система находит 3 690 000 интернет-ресурсов. На первой странице в показанных результатах первую позицию занимает уже упомянутая выше статья из Википедии. Однако далее идут две ссылки на сайт http://lossofsoul.com/lossofsoul/index.htm. Несмотря на то, что интернет-ресурс позиционирует себя как «проект о жизни», тексты данного сайта погружают реципиента в гнетущую атмосферу. Приведём лишь одну цитату из текста, размещённого в разделе «lossofsoul»: «Это мир небытия. Сюда невозможно попасть самому. lossofsoul приходит сам, и однажды все вокруг исчезает, и loss of soul становится целым миром. Отсюда невозможно уйти по своей воле, хотя всегда можно попробовать». Эффект, производимый данным фрагментом текста, усиливается эпиграфами, представляющими собой цитаты Р. М. Рильке и А. Рэмбо. Прецедентные имена и прецедентные высказывания способствуют усилению семантико-когнитивного фона [3, с.101].

Наряду со ссылками на выше названный сайт поисковая система Google выдаёт гиперссылку на видеоролик в «Youtube», в котором снято на любительскую камеру как молодая девушка-самоубийца, отбиваясь от спасателей, прыгает с карниза высотного здания (http://www.youtube.com/watch?v=2n8FV46p5Yw); гиперссылку на форум самоубийц (http://samoubiistvo.ru/forum/viewforum.php?f=1); гиперссылку на зарегистрированный на Украине сайт, на котором опубликован репост стихотворения «Возьми и сделай суицид», которое названо на сайте «гениальным» (http://muromec.org.ua/repost/suicide/) и т. д.

Ситуация в поисковой системе «Mail.ru» фактически аналогична ситуации в поисковой системе «Яндекс». На введённый запрос «суицид» система выдаёт 5 млн результатов. Несмотря на то, что на первых позициях оказывается уже упомянутый выше «проект о жизни» http://www.lossofsoul.com, большинство интернет-ресурсов, предлагаемых системой в ответ на запрос «суицид», нельзя отнести к сайтам, пропагандирующим суицид. Большинство контента пополняется постами на форумах, посвящённых психологической помощи потенциальным самоубийцам, публицистическими, научно-популярными, научными и псевдонаучными статьями о суициде, рефератами, ссылками на известные кинофильмы, музыкальные и литературные произведения. Как и в описанных выше поисковых системах, в системе «Mail.ru» в разделе «Картинки» содержится колоссальный массив креолизованных текстов (на 4 мая 2013 г. зафиксировано 29 000 «картинок»). Они отсортированы по подразделам: «Суицид среди подростков», «Вскрытие вен», «Суицид способы», «Фото самоубийц», «Одиночество», «Смерть», «Самоубийство», «Прыжок с крыши».

Сходство контента, выдаваемого в ответ на вводимый нами запрос в системах «Яндекс» и «Mail.ru» и его отличие от контента, наблюдаемого нами в Гугле, мы полагаем, обусловлено тем, что «Яндекс» и «Mail.ru» - «поисковики», популярные исключительно в русскоязычном сегменте Интернета, тогда как Гугл имеет глобальный, всемирный статус и в большей степени подвержен западным трендам, нежели воздействию российского законодательства и российских властных структур.

Итак, из всего выше сказанного мы можем заключить, что проблема влияния Интернета на суицидальные наклонности молодёжи на сегодняшний день в Российской Федерации стоит предельно остро. Она подвергается и рефлексии научного сообщества, и анализу представителями властных структур. Проводятся определённые исследования, издаются нормативные акты, публикуются материалы в средствах массовой информации, направленные на преодоление данной проблемы, предпринимаются конкретные действия: регулярно пополняется Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ограничивается доступ к определённым интернет-ресурсам, модерируется контент социальных сетей.

Однако всё это не снимает в полной мере остроты проблемы. Как видится, её опасность, «живучесть» и распространённость обусловлены особенностями коммуникативного пространства Интернета, социальными процессами, проходящими в российском обществе и в глобализированном мировом социальном пространстве, спецификой суицида как проявления девиантного поведения. При этом само по себе обилие информации о суициде, передаваемой через средства массовой информации и массовой коммуникации вербальными и невербальными средствами, её доступность, многообразие, эффектность стирают у реципиента ощущения ненормальности, девиантности, порочности данного явления. Самоубийство перестаёт быть табуируемым. Особенно уязвимыми в восприятии «контента смерти» оказываются дети и подростки в силу специфики тех стадий социализации личности, которые они проходят.

В результате распространение «суицидального контента» в коммуникативном пространстве Интернета, эксплицитная и имплицитная, целенаправленная и неосознанная пропаганда суицида в виртуальной среде становятся важнейшим фактором, увеличивающим число детских и подростковых самоубийств.

Развитие ситуации вокруг интернет-ресурсов, содержащих информацию о суициде, в русскоязычном сегменте WWW характеризуется интенсивной динамикой, нестабильностью, неоднозначностью и требует постоянного мониторинга. Поставленная в данной статье проблема, несомненно, требует более глубокого исследования и тщательного анализа со стороны специалистов, представляющих различные отрасли современного социально-гуманитарного и медицинского знания.

Рецензенты:

Кудринская Людмила Александра, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии, социальной работы и политологии, ФГБОУ ВПО Омский государственный технический университет, г. Омск.

Дроздовский Юрий Викентьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия, г. Омск.