Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PHILOSOPHY OF GENDEROLOGY: GENDER COGNITION AND GENDER CULTURE

Gulbin G.K. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
Статья посвящена актуальной теме современного социально-научного изучения. Значительный научный интерес представляет изучение философии гендерологии в плане рассмотрения социокультурных основ женского вопроса и мужских проблем. Для решения практических задач гендерных программ, гендерных действий в духе равенства полов полезна разработка мер поддержки материнства, отцовства, семьи, родительства и детства. Представленные в статье проработки теоретических положений гендерологии полезны для теории и практики гендерной деятельности. Междисциплинарное исследование, предпринятое в данной работе, соединяет материалы философии, гендерологии, методологии гендерологии и теории культуры. Междисциплинарное исследование позволяет уточнять конкретные гендерные данные. Использование теоретического гендерного материала позволяет конкретизировать вопросы гендерного развития общества, сделать обращенность к проблемам современной России более аргументированной. В статье излагаются идеи методологического исследования, посвященные: определению взаимосвязи гендерного познания и гендерной культуры, гендерных понятий в аспекте связи с гендерными социумами. Рассматриваются взаимосвязь гендерного познания и гендерной культуры общества. Уточняются понятия "гендерная культура", "диффузия гендерных культур", "формы гендерного чувственного познания", "формы рационального гендерного познания". В статье раскрывает содержание понятия «гендерные ценности», характеризует взаимосвязь гендерного познания и гендерной культуры в развитии личности. Обосновывается и указана базовая возможность единства человечества в истории цивилизации.
The present paper is devoted to actual questions of modern social-scientific study. The study of philosophy of genderology is very useful for scientific research of socio-cultural essentials of women question and men problems. Especially useful for decisions of practical gender programs may be development of the measures of support parenthood, fatherhood, motherhood, families, and childhood. These themes of philosophy of genderology are useful for theory and practice about gender activity. The present paper is an interdisciplinary study and it includes data on philosophy, genderology, methodology of genderology and theory of culture. The interdisciplinary study gives an opportunity to enrich information on practical gender activity. Using of theoretical gender materials allows to render concete the questions gender developments of society, do study of gender problem in the modern Russia more augmented. The present article is devoted to ideas of methodology of genderology. Interconnection between gender cognition and gender culture are researched. Some notions are studied: the notion “gender culture”, “diffusion of gender cultures”, “forms of gender sensual cognition”, “forms of gender rational cognition”.. Author of the present article reveals the contents of the notion "gender values", offers the explanation of gender cognition and gender culture in development of personality. The author note a basic opportunity of unity of all nation in human civilization.
philosophy of genderology
gender cognition
gender culture
diffusion of gender values
gender values

В современных социальных науках усиливается тенденция исследования теоретических оснований взаимосвязи человека как родового существа, общества и природы, исторической эволюции гендерных основ, аспектов гендерного анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на жизнедеятельность полов и их статусы. Философия гендерологии полезна для решения проблем гендерологии и ее исследований, гендерологии как науки, стремящейся к улучшению статусов полов. Философия гендерологии может быть определена как рациональное критическое мышление о пути человека как субъекта гендера во Вселенной, природе гендера во Вселенной, постижении истины [2].

Гендерные проблемы имеют много аспектов проблематизации. Существует множество ценностно и культурно ориентированных проблем отцов, семей, матерей, детей, родителей в сфере познания и жизни в целом. Они взаимосвязаны и для их решения полезен медждисциплинарный подход. Междисциплинарное исследование в социальных науках традиционное в деле освоения проблем теории культуры, изучения свободной личности. Уже родоначальник социальной антропологии Б. Малиновский научным исследованием культуры называл учение, предполагающее знание наук о человеке вообще [4]. Философия гендерологии указывает на свободное развитие личности как сохраняющее самостоятельность выбора собственной индивидуальности и собственной духовной активности. В этом процессе гендерная культура человека становится условием формирования духовности в межличностном общении: производственном, семейном, интернациональном, национальном, профессиональном и т.д. Зарубежные авторы настойчиво отстаивают традиционные ценности гендерной культуры, имея в виду личностное развитие граждан. Этика и ее изучение охватывает большую часть тематики гендерных исследовательских центров Великобритании. О прогрессе гендерной личности высказывается социальный ученый Ш. Берн [1].

Целью настоящей статьи является изучение особенностей гендерного познания, преимущественно в плане его опосредованности гендерной культурой. Философия гендерологии способствует развитию гендерного равенства и стабилизации гендерных норм в семье и обществе. Это семейные проблемы, материнства, отцовства, родительства, детства в развитии этих социумов, которые имеют ярко выраженные культурный и познавательный аспекты их проявления.

Возможности и границы гендерного познания, процесс постижения истины изучается в теории познания философии гендерологии. Процесс гендерного познания есть особая форма духовной и предметно-практической деятельности. Гендерное познание характеризует процесс освоения, сохранения, развития и уточнения гендерных знаний. Изучение гендерной реальности является целью гендерного познания. В истории гендерного познания прослеживается его социокультурная связь с экономическим разделением труда, гендерными формами собственности, образованием, здравоохранением, политикой и другими формами деятельности.

Уровень развития гендерной культуры неотделим от социального существования цивилизаций. Экономика, материальное производство, уровень жизни во многом определяют гендерную культурную жизнь общества и личности в прошлом и современности. Поэтому вопросы гендерной культуры являются заметной частью исследований в гендерологии и ее философии. Гендерная культура является социальной конструкцией пола, отличающей поведение и жизнь человека от природных биологических форм поведения и жизни животного мира. В этом аспекте гендерная культура есть часть процесса культурных преобразований в жизни людей. В зрелом нравственном, мировоззренческом и эмоционально-волевом развитии представителя пола как личности процесс обретения гендерных норм и ценностей внутренне необходим, имеет существенное значение.

Вопросы культуры полов, жизни полов имеют длительную историю в истории цивилизации и науки. Заметной страницей в ней является вопрос диффузии культуры полов. У этого вопроса много граней. Диффузия культур есть предмет научного интереса ученых прошлого и современности. С формированием социальной антропологии в конце 19 – начале 20 века ускорилось научное исследование семейно-брачных аспектов культуры народов и сексуальной жизни различных обществ. Позитивистские учения о цивилизации осваивали точные методы, добивались определенности в результатах изучения диффузии, контактов, переноса, заимствования семейных культур народов мира. Вывод о двух культурах полов обобщил Ф. Боас. Древние типы семейно-родственных групп тяготеют к двум, "фундаментально различным формам, наблюдаемым на разных участках периферии", – материнской и отцовской семье и системе родства в истории цивилизации народов мира [8]. В России гендерная диффузия рассматривается в аспекте лингвистически –коммуникативного фактора гендерных отношений [5–7]. Модели и уникальные образцы распространения гендерных культур обусловлены творчеством в жизни полов. Именно в гендерных культурах обнаруживают себя монолитные социальные процессы, родительские, семейные, брачные союзы, придающие стабильность обществу в прошлом и современности.

Гендерное познание опосредованно гендерной культурной диффузией. Гендерная культурная диффузия – производство гендерных артефактов через институты культуры собственных социальных организаций в контакте с представителем противоположного пола или гендерной социальной общностью – отличается взаимопроникновением и взаимодействием гендерных артефактов субъектов, участников контакта. Заметной частью распространения гендерных культур в процессе гендерной культурной диффузии является распространение части гендерных материальных и духовных ценностей одного гендерного социума в другом или других гендерных социумах с собственным или собственными наборами гендерных материальных и духовных ценностей. Итак, гендерные культуры – это неотъемлемые компоненты познания и жизни общества и человека. Процесс гендерного познания представлен интеллектуальным, эмоционально-чувственным, физическим (биологическим), мотивационным аспектами и необходимо опосредован гендерными культурами в семье, обществе, на предприятии. В процессе интеллектуального освоения мира формирование гендерной культуры личности опосредовано самосознающим разумом. Процесс гендерного познания представлен интеллектуальным развитием личности, требует развитого мировоззрения представителей полов. Гендерные знания формируются в гуще общественной, семейной жизни и на производстве. Практическим источником гендерных знаний являются семейная, родительская жизнедеятельность, материнство, отцовство, детство. В этих социумах формируются гендерные понятия, гендерные суждения, гендерные умозаключения.

Гендерные понятия есть мысль о существенных сторонах гендерного бытия. Выражается в форме словосочетания – близкие родственники – или отдельного слова – прабабушка и т. п. Гендерные суждения есть мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Выражаются в форме предложений. Гендерные умозаключения есть вид гендерного рационального познания, представленный двумя или более гендерными суждениями и произведенным из них выводным знанием. Теоретический уровень гендерных знаний объединяет системные, подтверждаемые практикой проверяемые гендерные знания. Этот вид знаний наиболее полезен в решении наиболее общих и актуальных проблем гендерных социумов.

Процесс гендерного познания присущ эмоционально-чувственному развитию личности. Гендерные отношения и гендерные действия опосредованы специфичными чувствами: гендерными ощущениями, гендерными восприятиями и гендерными представлениями как видами чувственного познания полов. Гендерные ощущения есть вид психологических актов, возникающих в гендерном социуме благодаря органам чувств: материнская нежность, родительская ласка и др. Гендерные восприятия представлены образом, формирующимся в психике гендерного субъекта в непосредственном контакте с явлением окружающего мира. Например, детская в доме родителей предстает в психике ребенка в виде мысленных образов и является гендерным восприятием. Гендерные восприятия, закрепленные в памяти и извлекаемые из нее в процессе гендерного познания, есть гендерные представления. Гендерные представления о гендерном явлении могут возникать вне непосредственного контакта с этим явлением. Образ родительского дома в любом месте проживания субъекта предстает в его памяти как гендерное представление.

Гендерные восприятия и гендерные представления заметно опосредованы биологическими психологическими процессами и явлениями в жизни субъектов. Процесс гендерного познания зависит от физических (биологических) свойств и качеств личности. Это могут быть красота, физическая сила, выносливость, другие физические данные и характеристики тела представителя пола. Гендерное познание необходимо вовлекает эмоционально-чувственную сферу личности.

Процесс гендерного познания представлен мотивационным аспектом. Мотивация гендерного субъекта преломляется перспективными гендерными ценностями и увлекает его к позитивной гендерной деятельности. В биархатной реальности – к гендерной свободе, гармонии полов в жизни семьи, обществе, на производстве. Гендерные социально формируемые ценности как источники индивидуальной мотивации – это преломляемые через индивидуальную жизнедеятельность того или иного представителя пола ценности социального формата. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, политических, экономических, эстетических и других. Гендерные ценности как произведения материальной и духовной культуры (от этических и эстетических до произведений массового потребления) предстают в объективизированной форме в виде материальных и духовных ценностей культуры полов, либо в виде поступков представителей полов, конкретной деятельности по воплощению гендерных ценностных идеалов.

Материальные и духовные гендерные ценности широко распространены в жизни полов, входят в материальную и духовную сферу людей. Гендерной духовной культуре принадлежат гендерная нравственность, гендерная философия, гендерное образование, гендерное искусство, гендерная наука, гендерное право, гендерная ментальность, гендерная религия, гендерная совокупность знаний, форм и методов мышления, способы деятельности по созданию духовных и материальных ценностей. Конечно, ценности гендерной духовной культуры как ценности социальные, преломляясь в индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности. Вместе с тем, в гендерной культуре в связи с общественным развитием осуществляется культурный рост представителей полов как личностей. Как и другие виды культур, гендерная духовная и материальная культуры обретают ценность в соотнесении их с субъектом. Эти гендерные виды культур обретают ценностное пространство в деятельности ее творца-человека.

Гендерная материальная и духовная культуры женщин и мужчин имеют общие и специфические черты, влияющие на гендерное познание. Это гендерные ценности, объективизированные в произведениях материальной и духовной культуры материнства или отцовства. Это гендерные ценности, объективизированные в материальной и духовной культуре родительства, семьи, детства. Это гендерные ценности, субъективизированные в гендерной культуре материнства или отцовства. Это гендерные ценности, субъективизированные в гендерной культуре родительства, семьи, детства.

Социокультурный аспект их представленности в жизни полов очевиден. Например, социокультурный аспект мотивации представителя пола представлен в гендерных социально формируемых ценностях как источнике мотивации индивида. Гендерные социально формируемые ценности как источники индивидуальной мотивации – это преломляемые через индивидуальную жизнедеятельность того или иного представителя пола ценности социального формата. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, политических, экономических, эстетических и других. Ценности социальные, преломляясь в индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности. Личности присущ определенный набор гендерных материальных и духовных ценностей. Как и в общекультурном формате, человек способен эффективно изменить собственную жизнь творчеством, превращая гендерную культуру в творчество, создавая улучшаемые формы гендерного существования, превосходящие предшествующие. Постоянное гендерное духовное усилие отличает существование культурного человека как представителя пола. Гендерные духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному творчеству – необходимый элемент повышения гендерной духовной культуры и выработки гендерных духовных ценностей. Гендерные духовные потребности есть внутренние побуждения к духовному творчеству, осознаются и опосредованы сознанием человека как представителя пола. Имеют огромное значение в деле педагогического образования [3].

Далее, конструируя духовные ценности, личность новаторски формирует основы материальных гендерных ценностей. Имеют универсальный характер. Гендерные общечеловеческие ценности воплощают общественные идеалы всего человечества и являются необходимо всеобщими. Истины любви, красота в жизни представителей различных полов, их счастье – примеры общечеловеческих гендерных ценностей. Исторически первыми являются гендерные ценности дописьменных цивилизаций древних и современных народов. Наиболее перспективной универсальной ценностью, конкретизирующейся в современной жизни человечества, является биархат, норма равенства жизни полов.

Выводы философии гендерологии подтверждают идеи закономерной связи гендерного познания, гендерной культуры и развития общества. Не существует гендерных культур без общества, как нет гармонии общества без гендерных культур: люди необходимо усваивают гендерные знания, позволющие им вступать в гендерные действия и гендерные отношения. Гендерные культуры реализуются исторически, опираясь на могучий потенциал материальных и духовных ценностей, выработанных представителями полов в прошлом и современности. Сочетание многих культур в культуре полов является заметной особенностью гендерной культуры материнства, отцовства, семьи, детства, родительства. Выражением свободного развития культурной личности служит осознанное формирование потребностей в гендерных духовных ценностях – нравственных, мировоззренческих, эстетических и других. Мировой процесс развития гендерных ценностей реально присутствует в развитии культуры разных народов мира и общественной жизни народов мира. Возможно единство общекультурного развития человечества в процессе развития общечеловеческих гендерных ценностей, заботы о материнстве, семье, детстве, отцовстве и родительстве. Мир – единая семья – одна из самых древних и замечательных идей мыслителей прошлого и современности, не теряет своей привлекательности в истории цивилизации.

Рецензенты:

Лукьянова Наталия Александровна, д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Коробейникова Лариса Александровна, д.филос.н., профессор кафедры теории и истории культуры Института искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.