Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ON THE ISSUE ABOUT FORMATION OF REQUIREMENTS FOR THE RESULTS OF STUDY IT SPECIALISTS IN CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Kurzaeva L.V. 1 Ovchinnikova I.G. 1 Belousova I.D. 1
1 FGBOU VPO «Magnitogorsk State University», Magnitogorsk, Russia (455000, Chelyabinsk Region., Magnitogorsk, Lenina, 114)
Статья освещает один из путей решения актуальной проблемы – обеспечения качества непрерывного профессионального образования на основе гармонизации требований рынка труда и образовательного сообщества к результатам обучения личности. С учетом динамики развития информационных технологий для ИТ-отрасли поиск решения данной проблемы приобретает особую значимость. В статье представлено системное представление непрерывного образования, на основе рассмотрения системных свойств проанализированы проблемные области в его строении. В качестве базового инструмента разрешения выявленных «узких мест» для системы непрерывного профессионального образования в области ИТ предлагается отраслевая рамка квалификаций. Представленные результаты исследования могут быть полезны при разработке требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования, разработки систем аттестации и сертификации ИТ-кадров, а также при проведении аналогичных исследований в направлении по совершенствования системы непрерывного профессионального образования РФ.
The article highlights one of the ways to solve the actual problem - the quality assurance of continuing professional education on the basis of harmonizing the requirements of the labor market and the education community to the learning outcomes of the individual. Given the dynamics of the development of information technology for the IT industry´s search for solutions to this problem is of particular importance. The paper presents a systematic picture of continuing education, based on the review of the system properties analyzed the problem areas in its structure. As a basic means to resolve the identified "bottlenecks" for a system of continuing professional education in the field of IT industry qualifications framework is proposed. The presented results of the study can be useful in the development of requirements for the learning outcomes of IT professionals in continuing professional education, development of systems of certification and certification training, as well as in similar studies in the direction of improving the system of Continuing Professional Education of the Russian Federation.
professional education
competence-based approach
the requirements of the labor market
qualifications framework
IT professionals.

Современной наукой и практикой построения образовательных систем разных стран разрабатываются направления, связанные с решением проблемы своевременной адаптации личности к изменяющимся условиям трудовой деятельности. В условиях экономики знаний темпы развития технологий обуславливают необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, умений и компетенций, а также повышения квалификации кадров.

Изучение отечественного и международного опыта подтверждает, что с позиции личности «образование на всю жизнь» уже не гарантирует социальной защищенности работника, на смену приходит новый подход: «образование через всю жизнь» (пожизненное образование).

В отечественной литературе, посвященной современным проблемам непрерывного образования, используется несколько связанных с ним понятий. В частности: непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, или LLL); непрерывное образование как образование взрослых; непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование (Continuing Professional Education).

Приведенные понятия, несмотря на их внешнее сходство, определяют различающиеся тенденции в образовании. Понимание непрерывного образования как «образования на протяжении всей жизни» из всех приведенных понятий является наиболее широким и включает в себя все остальные. Второе понятие более характеризует задачи и процессы, связанные с обучением людей, имеющих опыт профессиональной деятельности. Для нашего исследования наиболее близко третье понятие, которое также уже первого из приведенных понятий, но, в отличие от второго, характеризует непрерывное образование применительно не к специфике контингента, а к функциональной специфике формируемых и развиваемых знаний, умений и компетенций.

Чтобы полностью охарактеризовать современное состояние непрерывного профессионального образования, необходимо перейти к его рассмотрению как системы.

Непрерывное образование проявляет все системные признаки (свойства), а именно: ограниченность (возможность выделения из среды), целевость (наличия цели), целостность (принципиальная несводимость свойств целого к сумме свойств составляющих элементов (подсистем)), структурность (обусловленность поведения не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами структуры системы), иерархичность (образование многоуровневой иерархии ее элементов (подсистем)), взаимозависимость со средой (формирование и проявление свойств в процессе взаимодействия со средой), множественность описания и рассмотрения (по причине сложности познание явлений в системе требует множественности ее описаний). Исследуем рассматриваемый феномен с точки зрения данных признаков.

Ограниченность. В условиях экономики знаний важнейшее значение для личности имеет не только профессиональная подготовка в образовательном учреждении, но и самообразование в ходе трудовой деятельности и повседневной жизни. Это говорит о необходимости понимания того, что границы непрерывного образования охватывают практически все стороны жизни и обусловлено существованием двух видов форм получения образования: институционализированных и неинституционализированных. Институционализированные формы непрерывного профессионального образования - это те, которые осуществляются в рамках образовательных учреждений. Определить неинституционализированные формы гораздо сложнее в силу их многообразия. Одной из основных его разновидностей является самообразование. Неинституционализированная образовательная деятельность неформальна. При этом неформальное образование может протекать и в институционализированных рамках [2].

В зарубежной литературе, посвященной вопросам LLL, используются понятия «формальное», «неформальное» и «внеформальное» (внесистемное) образование. Соотнесение данных понятий достаточно сложно, так как институционализированное образование может быть формальным и неформальным, а неинституционализированное – всегда неформально либо внеформально.

Таким образом, границы непрерывного профессионального образования (на основе видения непрерывного образования С.А. Белякова [2] и др.) можно выделить на базе институционализированных и неинституционализированных формах образовательной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Границы непрерывного профессионального образования

 

Целевость. В контексте нашего исследования мы обозначим цель с точки зрения индивида: «Обеспечение необходимого уровня образованности сообразно личностным и профессиональным потребностям индивида, обусловленным стремительным общественным развитием».

Целостность. Ни один из элементов системы непрерывного образования не может обеспечить полностью потребности индивида в личностном и профессиональном развитии.

Структурность. Система непрерывного профессионального образования представляет ряд последовательно усложняющихся уровней (подсистем), каждый из которых включает некоторую совокупность элементов. Продвигаться по данным уровням можно как горизонтально (повышая свой уровень образованности), так и вертикально, углубляя и расширяя свои знания, умения и компетенции.

Иерархичность. Проведенный анализ нормативных документов в области позволяет определить непрерывное профессиональное образование в контексте нашего исследования как многоуровневую систему, действующую на основе субординации базовых подсистем – начального, среднего и высшего профессионального образования и послевузовского образования, взаимодействия и координации основных и параллельных, базовых и дополнительных образовательных программ. Уровневый характер построения непрерывного профессионального образования обусловливает переход на следующий, более сложный по сравнению с предыдущим, уровень образовательной лестницы, когда человек приобретает образовательные и профессиональные знания, умения и компетенции более широкого и глубокого характера, при этом достигнутый ранее уровень развития сохраняется путем его качественных изменений.

Взаимозависимость со средой. Взаимовлияние непрерывного профессионального образования и среды определено контурами взаимного усиления процессов самой системы (управления качеством профессиональной подготовки) и надсистемы (развитие технологий и рост требования к квалификации кадров).

Множественность описания и рассмотрения. Невозможность полного и всестороннего, удовлетворяющего всем точкам зрения описания рассматриваемого феномена как с помощью функциональной, так и с помощью объектной декомпозиции.

Существующая система непрерывного профессионального образования согласуется с рамочной унифицированной классификацией, принятой ЮНЕСКО в 1997 г. под названием «Международная стандартная классификации образования 97», а также ее измененной редакцией 2011 г. В ней на основе системы определений и критериев установлено приблизительное соотнесение уровней образования, содержания образования и продолжительности образовательных программ, реализующихся внутри разнообразных образовательных систем.

Базовой единицей классификации, охватывающей все уровни образования, является образовательная программа. Типы образовательных программ определяются на основе содержания и представляют собой «набор или последовательность организованных видов деятельности, направленных на достижение заранее определенной задачи и конкретной группы образовательных задач» [6]. Таким образом, действующая система квалификаций определяется через входные параметры: во-первых, приблизительное соответствие уровней формального образования; во-вторых, соответствие учебных программ и их продолжительность; в-третьих, стаж работы.

Это создает проблемы, поскольку оценке и соотнесению подлежат характеристики процессов формального образования, но не результат образования и квалификационные характеристики индивидуума. Кроме того, порождает целый ряд вопросов, таких как сопоставимость и признание квалификаций, полученных в других странах, отсутствие механизма признания результатов неформального и информального образования. Действующая система присвоения квалификаций на основе входных параметров неадекватна требованиям рынка труда, поэтому, рассматривая непрерывное профессиональное образование как систему, мы считаем целесообразным описание реализации указанных выше принципов непосредственно по результатам обучения (знаний, умений и компетенций), что можно представить вектором их качественного усложнения по всем уровням профессионального образования при сохранении присущей им дифференциации (рис. 2).

Рис. 2. Вектор развития знаний, умений и компетенций в системе непрерывного профессионального образования (формального обучения).

Соглашаясь с тем, что данное представление о связях в системе непрерывного профессионального образования представлено в достаточно узком смысле, считаем такой подход оправданным, так как именно результаты обучения в образовательных стандартах нового поколения и профессиональных стандартах через целевую направленность отдельных уровней определяют эффективность и результативность функционирования всей системы непрерывного профессионального образования. Это говорит о том, что результаты обучения в рассматриваемой системе являются одним из основных ее системообразующих факторов.

Понимание необходимости определения и оценки результатов обучения на всех уровнях системы непрерывного образования обусловливает интенсивность работ по созданию рамок квалификаций.

Рамка квалификаций – это системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Рамки квалификаций могут быть международными, национальными, отраслевыми и пр. Целью отраслевых рамок квалификаций является определение квалификационных потребностей конкретных секторов экономики и возможностей их удовлетворения в национальной системе образования в рамках профессиональной подготовки.

При этом отраслевая рамка квалификаций должна быть построена так, чтобы она была пригодна для решения следующих задач.

1. Установление соответствия квалификаций по результатам обучения с требованиями работодателей и формирование основы для взаимодействия рынка труда и системы образования.

2. Оказание помощи лицам, готовящимся к профессиональной деятельности или намеревающимся изменить вид деятельности, для лучшего понимания содержания квалификаций и путей перехода от уровня к уровню посредством формального, неформального и внеформального обучения.

3. Гарантирование качества и согласование требований разноуровневых систем квалификаций – обеспечение качества квалификаций через установление соответствия приобретенных знаний, умений и компетенций требованиям рынка труда на региональном, национальном и международном уровнях.

4. Содействие развитию обучения в течение всей жизни и продолжение профессионального обучения – поддержка всех форм обучения и создание условий для оценки и признания всех достижений в учебе независимо от формы их приобретения.

В этом отношении разработанная в ходе разработки проекта РГНФ № 12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере сферы ИТ)» [1; 4; 5] отраслевая рамка квалификаций для сферы ИТ Челябинской области полностью соответствует указанному перечню требований вследствие следующих методических оснований ее построения.

Во-первых, она получена из рамки более высокого уровня, полученной в ходе реализации проекта Темпус «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона» [2; 7], дескрипторы которой согласуются как с национальной, так и европейской рамкой квалификаций. Приводятся специфичные для отрасли ИТ характеристики результатов обучения. В случае отсутствия специфики характеристика результатов обучения не приводится и полностью соответствует рамке квалификаций непрерывного образования Уральского региона.

Во-вторых, уровни отраслевой рамки квалификаций выделены в соответствии с уровнями/ступенями формального обучения (уровнями/ступенями профессионального образования), что потенциально ориентирует на ее использование в системе профессионального образования для определения необходимого уровня сформированности результатов обучения.

В-третьих, в рамке квалификаций заложено «внутриуровневое» деление в соответствии с направленностью профессионального развития личности и видами трудовой деятельности. Например, для 4 квалификационного уровня выделены следующие направленности: практико-ориентированная и исследовательская. Таким образом, учитываются возможные типы траекторий профессионального развития исходя из направленности и предпочтений отдельно взятой личности.

В-четвертых, в отраслевой рамке определены пути достижения соответствующих уровней не только в форме формального, но и неформального и внеформального обучения.

В-пятых, следуя требованиям компетентностного подхода к формулированию результатов обучения в отношении измеримости и диагностичности, полученная рамка может служить основой разработки квалификационных оценочных средств, пригодных для оценки результатов обучения в ходе формального, неформального и информального образования.

 

Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ проекта № 12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере сферы ИТ)».

Рецензенты:

Кружилина Тамара Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.

Беликов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.