Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MOSCOW INTERNATIONAL RELATIONSHIP WITH PARTNERS IN GERMANY AS A SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Ershov K.P. 1 Gavrilov A.Yu. 1
1 VPO "Russian State University of Tourism and Service"
Международные связи между городами – это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. В статье речь идет о роле и месте внешнеэкономических и международных связях Москвы в развитии ее экономики и социальной сферы, получившие новое звучание под влиянием общей тенденции повышения значения международных связей городов Российской Федерации в связи с переходом ее экономики на рыночные отношения. Главным партнером Москвы в этой сфере является Германия, которая на протяжении длительного периода является важней¬шим зарубежным партнером Москвы. Международные связи Москвы развиваются по многим направлениям, таким как городское хозяйство, образование, культура, молодежная политика, транспорт, спорт. Автор в статье отслеживает развитие этих связей, рассматривает программы и проекты совместного сотрудничества регионов РФ и ФРГ.
International relations between the cities - it´s quite difficult in many ways still is not well-established integration process. The article focuses on the role and place of the Foreign Economic and International Relations of Moscow in the development of its economy and the social sphere, have received a new sound influenced by the general trend of the increasing importance of international relations cities of the Russian Federation in connection with the transition of its economy to market relations. Moscow´s main partner in this area is Germany, which over a long period is the most important foreign partner ¬ PWM Moscow. Moscow International relations are developing in many areas, such as urban agriculture, education, culture, youth, transportation, sports. Author of the article traces the development of these relations, examines the programs and projects of joint cooperation of regions of the Russian Federation and Germany.
development
joint projects
city
partnership

УДК 911.375.62

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОСКВЫС ПАРТНЕРАМИ В ФРГ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ершов К. П.1, Гаврилов А.Ю.2

1ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Московская область, Россия (141221, Московская обл., Пушкинский район, поселок Черкизово, ул. Главная, 99), e-mail:kostya.ershov.00@mail.ru

2 ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Московская область, Россия (141221, Московская обл., Пушкинский район, поселок Черкизово, ул. Главная, 99), e-mail:shtazi87@mail.ru

Международные связи между городами – это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. В статье речь идет о роле и месте внешнеэкономических и международных связях Москвы в развитии ее экономики и социальной сферы, получившие новое звучание под влиянием общей тенденции повышения значения международных связей городов Российской Федерации в связи с переходом ее экономики на рыночные отношения. Главным партнером Москвы в этой сфере является Германия, которая на протяжении длительного периода является важней­шим зарубежным партнером Москвы. Международные связи Москвы развиваются по многим направлениям, таким как городское хозяйство, образование, культура, молодежная политика, транспорт, спорт. Автор в статье отслеживает развитие этих связей, рассматривает программы и проекты совместного сотрудничества регионов РФ и ФРГ.

Ключевые слова: партнерство, город, совместные проекты, развитие.

MOSCOW INTERNATIONAL RELATIONSHIP WITH PARTNERS IN GERMANY AS A SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Ershov K. P.1, Gavrilov A.Y.2

1 VPO "Russian State University of Tourism and Service", Moscow region, Russia (141221, Moscow region., The Pushkin district, village Cherkizovo Street. Main, 99), e-mail: kostya.ershov.00 @ mail.ru

2 VPO "Russian State University of Tourism and Service", Moscow region, Russia (141221, Moscow region., The Pushkin district, village Cherkizovo Street. Main, 99), e-mail: shtazi87@mail.ru

International relations between the cities – it's quite difficult in many ways still is not well-established integration process. The article focuses on the role and place of the Foreign Economic and International Relations of Moscow in the development of its economy and the social sphere, have received a new sound influenced by the general trend of the increasing importance of international relations cities of the Russian Federation in connection with the transition of its economy to market relations. Moscow's main partner in this area is Germany, which over a long period is the most important foreign partner PWM Moscow. Moscow International relations are developing in many areas, such as urban agriculture, education, culture, youth, transportation, sports. Author of the article traces the development of these relations, examines the programs and projects of joint cooperation of regions of the Russian Federation and Germany.

Key words: partnership, city, joint projects, development.

Значение международных связей городов резко возросло в связи с переходом экономики России на рыночные отношения, получением субъектами Федерации экономической самостоятельности и независимости от центра в принятии решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов. В этих условиях стало очевидно, что эффективно решать многоплановые и масштабные задачи в экономической и других сферах в одиночку, без сотрудничества с зарубежными партнерами, никому не под силу. Это в полной мере коснулось Москвы, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом, но полностью лишенной сырьевой базы.

За последние 20 лет в Москве сформировалось и организационно оформилось новое направление внутригосударственных связей – международное сотрудничество, которое стало одним из важнейших факторов развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей.

Современные международные связи – это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись с договоров, имевших узкую цель – обеспечить Москву необходимым количеством продовольствия, за короткий срок они приобрели динамичный характер и охватили не только экономику, но и науку, культуру, образование, здравоохранение, спорт и другие сферы, прочно закрепились в арсенале форм работы большинства зарубежных партнеров столицы, среди которых одно из центральных мест, безусловно, занимают города.

Сейчас экономическое положение Москвы и России в целом совершенно иное. С 1999 г. экономика столицы поступательно развивается стабильными темпами. Активная политика социальных преобразований, совершенствование социально-экономических институтов Москвы, наращивание темпов промышленного производства, поддержание конкурентоспособности московских товаропроизводителей, снижение налогового бремени обеспечили высокие темпы развития во всех сферах жизнедеятельности города, во многом благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат.

Приоритетной целью сотрудничества Москвы с другими городами является создание эффективной системы мер по развитию и координации международного сотрудничества, обеспечению расширения существующих и налаживанию новых взаимовыгодных и равноправных международных связей, более активно используют их для развития научно-производственного комплекса, сферы городского хозяйства и строительства, социальной сферы, повышения уровня жизни москвичей, насыщение потребительского рынка города в первую очередь продовольственными и промышленными товарами высокого качества, расширение сбыта продукции московских производителей, а также формирования позитивного образа Москвы за рубежом.

Правительство Москвы на протяжении многих лет развивает устойчивое и эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами. За последние годы число таких партнеров существенно выросло. К партнерам относятся в пер­вую очередь зарубежные столицы, крупные города мира, международные орга­низации, с которыми Москва взаимодействует, а также регионы ряда зарубеж­ных стран, прежде всего европейских. В настоящее время Москва поддерживает прямые партнерские связи примерно со 160 городами и регионами мира, вклю­чая страны СНГ [3].

Политика города Москвы в области партнерства городов включает практические мероприятия [2, c. 8]:

- в сфере научно-промышленного комплекса;

- в сфере обеспечения населения города Москвы продовольственными ресурсами;

- в сфере обеспечения населения Москвы непродовольственными товарами;

- в сфере капитального и жилищного строительства;

- в сфере выставочно-ярморочной деятельности;

- в сфере городского хозяйства;

- в сфере транспорта и связи;

- в сфере малого предпринимательства;

- в сфере инвестиций;

- в сфере экологии.

Москва – субъект государства и столица Российской Федерации. Она имеет свой устав, собственное законодательство, бюджет. Москва обладает самостоятельностью в сферах экономики, культуры, гуманитарного сотрудничества. Москва – крупнейший город, мегаполис, и, исходя из этого,Правительство Москвы не просто устанавливает партнерские связи, которые были бы интересны российской столице с точки зрения реализации взаимовыгодных проектов. Город ориентируется на тех зарубежных партнеров, которые по своему складу и характеристикам адекватны Москве.

Надо отметить, что межрегиональные международные связи Москва стала устанавливать с начала 1990-х годов. С этого момента у нее стали формироваться активные контакты с большинством европейских партнеров, в первую очередь с государствами и структурами Европейского союза.

В начале 1990-х годов Москва приступила к реализации совместных проек­тов на трехсторонней основе, когда какой-либо партнер, т. е. город либо реги­он зарубежной страны, входящей в Европейский союз, предлагает некий проект сотрудничества в экономической или социальной областях. Данный проект финансируется частично за счет средств Европейского союза. Наиболее активно это направление стало развиваться с партнерами из Германии, прежде всего с Берлином и Баварией. В 1991 г. Москва подписала соглашение о партнерских связях с Берлином [1, c. 9]. В конце того же года был подписан договор о сотрудничестве между Москвой и Баварией. Конечно, у Москвы был опыт сотрудничества с отдель­ными столицами и городами мира и в предыдущий период. Однако сотрудничество именно с членами Европейского союза, его структурами позволило правительству города найти новые механизмы и рычаги использования того опыта, который накоплен зарубежными партнерами.

Цель международных контактов заключается в том, чтобы использовать их на благо собственной экономике, своей социальной политике. Если мы будем замыкаться только в том пространстве, в котором существуем, то, наверное, это не даст хорошего импульса к внедрению высоких технологий, не даст возможно­сти продавать свои технологии, которыми Москва владеет и успешно развивает во многих сферах городского хозяйства. Именно поэтому внешнеэкономические и международные связи Москвы важны с точки зрения быстрейшего и эффективного развития экономики и социальной сферы.

В 1990-е годы Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы проводил изучение возможностей сотрудничества на межрегиональном уровне. С этой целью неоднократно посещали Брюссель, прини­мали у себя представителей различных европейских экономических структур. В Брюсселе, кстати, активно создаются представительства различных регионов Европы (офисы, дома и т. д.).

За прошедший период у Москвы сложились плодотворные отношения с городами и регионами Германии, Австрии, Франции, Финляндии, Чехии, Польши и ряда других стран [2, c. 13]. Межрегиональное сотрудничество позволяет наиболее эффективно использовать возможности с точки зрения пользы для Москвы, для экономики города.

Германия на протяжении длительного периода оставалась и остается важнейшим зарубежным партнером Москвы. Москва поддерживает в настоящее время партнерские связи с землей Берлин, землей Бранденбург, землей Бавария, землей Гессен, землей Баден-Вюртемберг. В настоящее время в стадии подготовки находится договор о партнерских связях с землей Саксония [3].

Основой плодотворных связей является юридическая база. Межрегиональные международные связи организуются на основе соглашений, договоров, меморандумов, протоколов. В этих документах определяются основные направления сотрудничества. Подписывают документы мэр Москвы и глава соответствующей земли или города Германии.

Затем определяются конкретные партнеры в каждом из регионов. Городские структуры Москвы нацелены на то, чтобы столичные отраслевые структуры, административные округа и районы Москвы могли найти свое место в системе сотрудничества. Что касается отношений Москвы с городами и региона Германии, то здесь Москва добилась практически со всеми партнерами такого уровня отношений, что более половины структурных подразделений Правительства Москвы, а также общественных, коммерческих организаций и учебных заведений города поддерживают с ними активные прямые связи.

Наиболее эффективные отношения у Москвы с Берлином. В 2012 году Москва отметила 20-летие установления партнерских связей со столицей Германии. Разработана программа сотрудничества, и в качестве постоянно действующего механизма, который отслеживает развитие этих связей, вырабатывает программы и проекты сотрудничества, действует совместный комитет по сотрудничеству Москву и Берлина. Этот двусторонний орган был создан в 1993 г. Ежегодно на регулярной основе, один раз в году в Москве и один раз в Берлине, проводятся встречи, в рамках которых вырабатываются политика и приоритеты на очередной период. С Берлином за прошедшие почти 20 лет был выработан и реализован ряд про­ектов. Например, в 1990-е годы между двумя столицами наладилось активное сотрудничество между статистическим ведомством Берлина и Мосгоркомстатом. Результатом стала разработка методики ведения статистического учета [3].

На основе взаимного обмена опытом Москва вышла на весьма интересную модель согласованного проведения совместных мероприятий. В 2009 г. Правительство Москвы совместно провело Год равных возможностей, в 2010 г. – Год учителя и т. д. Подобные мероприятия проходят в сферах молодежной политики, транспорта, спорта. В настоящее время городская администрация с одной компанией из Берлина, имеющей весьма полезный опыт разработки нестандартных решений транспортных проблем, готовит проект, связанный с созданием в Москве альтернативных видов улиц и дорог. Речь идет о том, чтобы линии электропередач были проложены в коллекторах, а освободившееся пространство использовано под строительство зданий, новых дорог и т. д.

С Баварией у Москвы также реализуется множество совместных проектов. В 2010 году вышла книга «Экономическая промышленная политика Баварии: уроки для российских городов и регионов», содержащая анализ опыта сотрудничества с Москвой.

Москва и Бавария развивают эффективные экономические связи. Более 10 лет данные субъекты проводят друг у друга Дни экономики, на которые приезжают руково­дители экономических ведомств, сотни представителей малого и среднего бизнеса. В ходе таких мероприятий согласовываются проекты, в том числе и инве­стиционные, актуальные для регионов.

За последние годы число баварских фирм, представительств предприятий, которые работают с московскими партнерами, резко выросло. Из более чем трех тысяч германских компаний, совместных российско-германских предприятий, работающих с Москвой, около половины – баварские [1, c. 11].

Другим надежным партнером Москвы является земля Баден-Вюртемберг. Как известно, в промышленном и технологическом плане это одна из самых экономически развитых земель Германии. Контакты с этим регионом у Москвы поддерживаются с середины 1970-х годов. Однако юридически они были оформлены в виде соглашений о сотрудничестве несколько лет назад. В последние годы администрации регионов провели крупномасштабные Дни Москвы в Баден-Вюртемберге. Три года назад Мэр Москвы находился с визитом в этом регионе. Мэру Москвы удалось договориться о многих направлениях и проектах сотрудничества. За короткий период времени удалось перейти к практическому внедрению ряда проектов: в Москве создан Дом немецкой экономики, финансируемый земельным банком Баден-Вюртемберга. Этот объект построен в технопарке «Нагатино». Сейчас завершается работа по внутреннему обустройству и планируется, что в конце года он откроет двери для малых компаний и фирм из Баден-Вюртемберга, которые придут сюда и будут работать с партнерами из Москвы. Как только они наберут соответст­вующие обороты и смогут решить вопрос о переезде в другие офисы, на их место придут другие фирмы. Такая практика в мире используется: подобные дома действует в Сингапуре, Шанхае, Мехико. Другой проект, который Москва успешно реализует, имеет отношение к модернизации системы профессионально-технического образования. Как известно, в 1990-е годы эта система в России была практически разрушена. Мэр Москвы поставил задачу возродить ее в нашем городе, так как возник дефицит рабочих кадров и специалистов младшего звена. Германский опыт оказался кстати. Было решено взять на вооружение дуальную систему образования, практикуемую в Германии уже более двухсот лет. В ее основе – взаимоотношения «мастер – ученик»: половину недели учащийся занимается изучением общеобразовательных предметов, другую половину – проводит на предприятии. Именно такую систему Москва с Берлином и Баден-Вюртембергом претворяет в жизнь.

Прочные контакты у Москвы установились с землей Гессен и крупнейшим городом региона – Франкфуртом-на-Майне. Области взаимодействия с этими партнерами – высокие технологии в здравоохранении, сотрудничество малых предприятий и многие другие. Два года назад Правительство Москвы при поддержке Правительства РФ приняло Концепцию превращения Москвы в международный финансовый центр. Сегодня это приоритетная задача, имеющая мультипликативный эффект. Как известно, Москва находится посередине между крупнейшими финансовыми центрами: Лондоном, Франкфуртом-на-Майне, Токио, и в этом промежутке нет других финансовых центров. Сейчас идет активная многоаспектная работа по созданию такого центра в российской столице. Финансовый центр – это не только строительство здания. Прежде всего, это создание инфраструктуры: банковской, финансовой, а также обучение специалистов, создание благоприятных возможностей для работы и проживания зарубежных менеджеров, финансистов, банкиров. Правительство города тесно взаимодействуем по всем вопросам с землей Гессен и городом Франкфуртом-на-Майне. В текущем году будет подписана обширная программа по решению всех проблем.

Хорошие взаимосвязи сложились у Москвы с Дюссельдорфом, одним из крупнейших городов Германии, столицей земли Северный Рейн-Вестфалия. По традиции данное сотрудничество продолжается, которое было установлено еще в 1969 г. Одним из приоритетных направлений сотрудничества с Дюссельдорфом является развитие выставочной деятельности. Известно, что конгрессно-выставочная деятельность также имеет мультипликативный эффект. Прак­тически во всех городах Германии имеются свои городские выставочные общества, составляются графики проведения международных выставок. Фирмы всего мира знают, где и когда проходят выставки, выставляют на них свою продукцию. Известно, что 80% всех экономических контрактов заключаются на подобных выставках.

Москватакже работает в данном направлении, и поэтому опыт Германии важен и необходим. Сотрудничество Москвы с партнерами в ФРГ – это дорога с двусторонним движением: не только Москва черпает полезный опыт, но и германские партнеры используют опыт Москвы.

Москва гордится своими достижениями во многих областях. Например, Мосводоканал, крупнейшее столичное предприятие, обладает уникальными разработками по очистке воды. В Москве имеются предприятия, которые проводят уникальные энергетические разработки для малых рек. Совместно с партнерами из Германии активно обсуждается тема энергосбережения.

Таким образом, предметом данной статьи стал региональный институт партнерства. В современном, бурно развивающемся мире, уже реально вступившем в эпоху глобализации, просто невозможно существовать без налаженных активных партнёрских связей с зарубежными коллегами. Представляется, что связи Москвы с партнерами в ФРГ имеют весьма хорошие перспективы.

Рецензенты:

Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета управления Правительства Москвы, г.Москва.

Осташкин Валерий Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.