Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CULTURAL CANON "100 BOOKS" ON HISTORY, CULTURE AND LITERATURE OF THE PEOPLES OF: ANALYSIS AND ALTERNATIVE

Kunafin G. S. 1 Кhuzhakhmetov A. O. 1
1 FGBOU VPO "Bashkir State University"
В статье В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» была поднята проблема культурно-образовательного уровня современного общества Российской Федерации. Поручением Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 года для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, был разослан Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации. Какая личность должна вырасти, читая этот перечень «100 книг», кем должен быть человек нашего поколения? Разработчики перечня не смогли создать системно обработанный список литературы, нацеленной на воспитание гражданина Российской Федерации, патриота многонациональной страны, как предусматривалось в статье В. В. Путина. Мы предлагаем свое видение на создание культурного канона «100 книг», ориентированное на особенности многонационального населения субъекта РФ – Республики Башкортостан. При составлении списка не упускаем литературный фон в его историческом развитии и то, какие компоненты стали основой создания культурного и литературного пространства республики.
Article V. Putin´s "Russia: The national question" has raised the issue of the cultural and educational level of the modern society of the Russian Federation. Instruction of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 16, 2013 to the heads of executive authorities of the Russian Federation, engaged in management education was circulated list of "100 books" on history, culture and literature of the peoples of the Russian Federation. What kind of personality should grow by reading this list of "100 books", who must be a person of our generation? The developers were not able to create a list of systemically treated references aimed at the education of the citizen of the Russian Federation, a patriot of the multinational country, as provided in Article V. Putin. We offer a vision to create a cultural canon "100 books", focused on the characteristics of a multi-ethnic population of the subject of the Russian Federation - Republic of Bashkortostan. In compiling the list do not miss the literary background of its historical development, and which components are the basis for creating cultural and literary space of the country.
cultural canon
history
culture
literature
analysis
alternative
national question
civilization
concept
classic
genre
multi-ethnic state
the component

Еще в январе 2012 года согласно эпохальной статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» была поднята проблема культурно-образовательного уровня современного общества Российской Федерации: «В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку, – говорится в нем. – В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать…» [4].

В этом тексте, по нашему мнению, надо акцентировать внимание на том, что возникла необходимость создания такой стратегии национальной политики, основанной на системе гуманитарного образования с гражданской задачей подачи гуманитарного знания, который составляет фундамент самоидентичности народа. И также отметим, что «такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности» [4].

Поручением Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 года для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования был разослан Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации [3]. В документе говорится, что рассмотрение данной проблемы было организовано на базе международных конференций, в течение года состоялось общественное обсуждение проекта. Перечень предназначается для организации внеклассной и внеурочной работы учащихся.

Экспертная рабочая группа по формированию предложений в перечень постаралась учесть все компоненты. В перечень вошли: часть исторических и философских трудов, часть произведений, касающихся культуры, большая часть художественной литературы.

По философии и истории включены труды и мемуары идеологов и лидеров Белого движения: «О России. Три речи» И. Ильина, «Очерки русской Смуты» А. Деникина и современного монархического движения России – А. Боханова – «Император Александр III».

Концепцию современного устройства унитарной России в перечне представляет А. Горянин со своей эпопеей «Россия. История успеха (в 2-х книгах)».

Об истоках славян и Руси повествуют «Повесть временных лет» монаха Нестора и труд о развитии письменности в Новгороде Великом «Я послал тебе бересту» В. Янина. Изложение истории России подрастающему поколению в книгах мы видим в книгах «История России» И. Ишимовой и поэтическом произведении Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Историческая проза в перечне многогранна: «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Лунин» Н. Эйдельмана, «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему» В. Яна и др.

Евразийскую концепцию исторического развития, являющейся альтернативой формационной концепции, в перечне освещают труды «Начертание русской истории» Г. Вернадского и «От Руси до России» Л. Гумилева.

Русская классика представлена произведениями «Князь Серебряный» А. Толстого, «Хаджи Мурат», «Казаки», «Анна Каренина» Л. Толстого, «Сказы» П. Бажова «Алые паруса», «Бегущая по волнам» А. Грина, «Идиот» Ф. Достоевского, «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Повесть о жизни», «Мещерская сторона» К. Паустовского, «Как закалялась сталь», Н. Островского, «Стихотворения», «Живые и мертвые» К. Симонова, «Молодая гвардия», «Разгром» А. Фадеева, «Сочинения» К. Пруткова, «Белая гвардия» М. Булгакова, произведениями И. Бунина, А. Куприна, В. Набокова и т.д.

К классике примыкает и «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне: «Мертвым не больно», «Сотников» В. Быкова, «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Ю. Бондарева, «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Б. Васильева, «Момент истины» В.Богомолова, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и др. Послевоенный период представлен так называемой «деревенской прозой»: «Прощание с Матёрой» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева, рассказами В. Шукшина и др.

Произведения «Слово о полку Игореве» и «Евгений Онегин» даны в перечне через призму литературных анализов: «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Раздумья о России (сборник) / Рассказы русских летописей XII–XIV вв.» Д. Лихачева и «Беседы о русской культуре / Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» Ю. Лотмана.

Произведения «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Чук и Гек» А. Гайдара, «Два капитана» В. Каверина, «Республика Шкид» Г. Белых и А. Пантелеева и др. являются известными на всем постсоветском пространстве как представляющие собой талантливое сочетание нравственно-этических, дидактических и познавательных компонентов. На этих книгах выросло не одно поколение советских школьников.

Широко представлен в перечне жанр фантастики: «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «Земля Санникова» В. Обручева, «Остров Крым» В. Аксенова, «Приключения Алисы» К. Булычёва. Имеются в списке и детские повести-сказки: Ю. Олеша «Три толстяка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Старик Хоттабыч» Л. Лагина и др.

В перечне превалируют произведения писателей и поэтов еврейского происхождения. Конечно, никто не оспаривает, что из рядов одного из древнейших народов с высокой культурой в течение тысячелетий выходят талантливые и известные писатели, общественные и научные деятели. Однако необходимо помнить, что современная Российская Федерация является многонациональным государством и у каждой нации, населяющей просторы России, есть своя неповторимая литература, учитывающая ментальные особенности, традиционное мировосприятие и значительно обогащающее своей инаковостью мировую культуру. Литература народов РФ стала общечеловеческим достоянием, вошла в тот культурный код – культурный синтез многих народов, который, по словам В. В. Путина, «надо питать, укреплять и беречь».

Если перечень классифицировать по регионам, то наиболее ярко представлена литература народов Кавказа (или литература о народах и регионе Кавказа). Это обусловлено двумя важными факторами: 1. Многонациональный и многоконфессиональный регион является плодородной почвой для богатого культурного наследия; 2. Особое внимание к этому региону обусловлено предстоящими в 2014 году в Сочи Зимними Олимпийскими играми. В перечень вошли такие произведения, как: «Стихотворения» Р. Гамзатова, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе, «И не было лучше брата» М. Ибрагимбекова, «Сандро из Чегема» Ф. Искандера, «Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах» В. Кузьмина, «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, армянский эпос «Давид Сасунский», стихотворения осетинского поэта К. Хетагурова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина.

Тюркская литература представлена эпосами: «Кёр-оглы» (азербайджанский), «Манас» (киргизский), «Олонхо» (якутский), «Урал-Батыр» (башкирский), «Алпамыш» (общетюркский) и двумя произведениями татарской литературы: «Моабитская тетрадь» М. Джалиля и «Шурале» Г. Тукая. Этот перечень явно не достаточно отражает культурный канон тюркских народов РФ. Очевидно, что русскоязычные или переведенные произведения таких именитых мастеров слова, как Акмулла (Стихотворения), М. Карим («Я — россиянин», «Радость нашего дома», «Долгое-долгое детство»), З. Биишева («Будем друзьями», «Мастер и подмастерье»), Я. Хамматов («Северные амуры», «Карьера»), А. Бикчентаев («Сколько лет тебе, комиссар?», «Серебряные дожди», «Я не желаю тебе рая»), Д. Кугультинов (Стихотворения), Г. Ходжер (Стихотворения), Н. Лугинов («Сэргэ», «По велению Чингисхана») и др., только обогатили бы внутренний мир подрастающего поколения.

Из других народов РФ в перечне имеется калмыцкий эпос «Джангар», бурятский эпос «Гэсэр», финно-угорский эпос «Калевала».

Хотелось бы коснуться содержания некоторых произведений из перечня. Например, мы думаем, что рассказы и повести Л. Петрушевской не соответствуют для чтения подрастающим поколением, так как в содержании некоторых произведений имеются эротические («Дикие животные сказки») и аморальные, суицидальные моменты (сборник «Колыбельная птичьей родины»). Они рассчитаны на более взрослую состоявшуюся личность с устойчивой психикой.

Вызывают сомнения и включение в культурный канон произведений, романтизирующих криминальную жизнь. Например «Одесские рассказы» И. Бабеля ставят во главу угла образ героя-авантюриста, бандита-налетчика Бени Крика (прототип Мишка Япончик). Произведения «Зона», «Чемодан», «Заповедник» С. Довлатова также выдвигают на первый план сомнительных героев с девиантным поведением, борющихся с социумом.

То есть в данных произведениях культивируются аморальные поступки, суицидальные наклонности у детей и подростков, им ставится в качестве примера образ антигероя с девиантным поведением. Подобные произведения вряд ли будут способствовать воспитанию высоконравственных патриотов нашей страны с активной гражданской позицией.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым указать (уточнить) те издания книги «Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым», которые рекомендуются для чтения школьниками. Известно, что в советское время произведения этого автора прошли лингвистическую редакцию с изъятием нецензурных слов и выражений. Но в постсоветский период был ряд переизданий этой книги, в том числе и в авторской редакции, то есть с нелитературными выражениями. На наш взгляд, канон «100 книг» должен воспитывать культуру мышления и речи у подрастающего поколения.

Из недостатков хочется отметить, что в перечне отсутствуют критерии отбора каждого из произведений, зачем, для чего выбрано то или иное произведение – что воспитывает, к каким размышлениям ведет учащегося каждая из книг. Также не учтены возрастные особенности учащихся – что рекомендуется читать учащимся начальных классов, 5 – 9 классов, старшеклассников. Какая личность должна вырасти, читая этот перечень «100 книг», кем должен быть человек нашего поколения: монархист, диссидент, асоциальный герой, «джентельмен удачи», антикоммунист, космополит, православный-фанатик, нетерпимый к другим верованиям («Очарованный странник» Н. Лескова), евразиец или россиянин?

Нам кажется, что создатели перечня «100 книг» несколько превратно поняли идеи, изложенные в стратегической статье В. В. Путина «Россия: национальный вопрос». Они не смогли создать системно обработанный список литературы, нацеленной на воспитание гражданина Российской Федерации, патриота многонациональной страны.

Конечно, с введением реформ в сфере образования, векторы действий, предложенные В. В. Путиным, особенно о создании культурного канона "100 книг" – явление новое для России. Реализация этих идей будет опробована в стране, отличающейся от западных государств тягой к традиционному, в которой результаты любых резких сдвигов непредсказуемы, достаточно больно сказываются на самосознании народов Российской Федерации. Перед научным сообществом, в том числе перед творческой интеллигенцией стоит задача гармонично интегрировать идеи в народные массы, не ломая ментальное составляющее населения многонациональной страны, восстановить и укрепить духовный фундамент России. Образование должно быть, в первую очередь, ориентировано на ознакомление учащихся с такими источниками, знание которых способствовало бы не только объективному, оптимальному пониманию окружающей действительности, но и успешному творческому формированию их собственных взглядов на жизнь и целей при выборе будущей профессиональной деятельности, воспитанию достойных патриотов Отчизны. Одну из главных ролей в развитии интеллектуально-духовного потенциала возрастающего поколения играет литературное искусство слова, представляющее собой особую образную форму познания окружающего мира, позволяющее развить эстетическое, этическое мышление учащихся, воспитать у них высокие гуманистические чувства и мысли.

Необходимо не упустить из вида то, что Российская Федерация – многонациональное государство, искусство словесности которого состоит из многочисленных образцов фольклора и литературы народов всей страны. Поэтому мы предлагаем свое видение на создание культурного канона «100 книг», ориентированное на особенности многонационального населения субъекта РФ – Республики Башкортостан.

Цель предлагаемого перечня: формирование современного высокообразованного гражданина-патриота Российской Федерации, относящегося с уважением к культуре народов, населяющих страну, широко и глобально мыслящего и в то же время не забывающего свои корни, свои традиции.

Методологическую базу перечня составляют методы и подходы общественно-гуманитарных наук: исторический, историко-генетический, герменевтический, статистический, сопоставительный и др.

Критерии составления перечня «100 книг»:

1) При составлении культурного канона опираемся на результаты переписи 2010 года. В процентном соотношении народов Республики Башкортостан создаем перечень, ориентированный на охват максимального количества литератур народов, проживающих в нашем регионе. Согласно основным идеям, изложенным в статье В. В. Путина, роль русской классической литературы как доминанты, безусловно, сохраняется при создании канона.

2) При составлении списка не упускаем литературный фон в его историческом развитии. Какие компоненты стали основой создания культурного и литературного пространства современного многонационального Башкортостана:

а) башкирский компонент. Основные произведения башкирского эпического фольклора (изустная литература: творчество йырау и сэсэнов (Хабрау, Асан-Кайгы, Шалгыз, Баик Айдар, Кубагуш, Карас и др.), произведения башкирской литературы (творчество К. Гали, С. Юлаева, Ш. Заки, М. Акмуллы, М. Уметбаева, М. Гафури, Ш. Бабича, Х. Давлетшиной, М. Карима, Н. Наджми, З. Биишевой, Н. Мусина, А. Абдуллина и др.), ставшие базисными при создании национального золотого литературного фонда, при развитии этнокультурного национального самосознания башкирского народа [2];

б) тюркский компонент. Сюда необходимо включить произведения, дошедшие до нас с древнейших времен (Большая и Малая надпись в честь Кюль-Тегина, «Диван-лугат ит- тюрк», М. Кашгари, «Котадгу билек» Ю.Баласагунлы, «Китаби Деде Коркут», «Кодекс Куманикус» и др.), а также произведения писателей тюркоязычного культурного пространства, ставшие достоянием мировой литературы (произведения Айни, Абая, Г. Тукая, Г. Ибрагимова, И. Юзеева, Ч. Айтматова и др.);

в) восточный компонент (персидский, арабский, индийский). «Махабхарата»,«Панчатантра», «Калила и Димна», «Коран», произведения О. Хайяма, Хафиза и др. [1];

г) славянский компонент: уральско-русский, украинский, польский (фольклор уральских заводчан, произведения П. Бажова и др., фольклор украинцев, поляков и произведения украинских и польских краеведов);

д) угро-финский компонент (значительные произведения удмуртских, марийских, мордовских писателей – выходцев с Республики Башкортостан);

е) кавказский компонент;

ж) прибалтийский и немецкий компоненты.

Предлагая такую схему создания культурного канона «100» книг, мы выносим её на общественное обсуждение для открытых дискуссий.

Таким образом, учитывая упадок читабельности населения вследствие интенсивного информационного бума XXI века, перед страной встала задача вернуть позиции самой читающей нации в мире, найти колею естественного гармоничного развития в русле мировой культурной и образовательной системы. Результатом катаклизмов 90-х годов, безыдейности, кризиса образовательной системы стало явление – «потерянное поколение». Идея, предложенная В. В. Путиным, тем важна, что обществу предлагается модель соединения культурных образовательных модулей для воспитания современного высокообразованного гражданина-патриота Российской Федерации, относящегося с уважением к народам, населяющих страну, широко и глобально мыслящего и в то же время не забывающего, генетически осознающего свои корни, свои традиции. Безусловно, литература играет большую роль в формировании такой многогранной личности.

Рецензенты:

Гареева Гульфира Нигаматовна, доктор филологических наук, профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.

Шарипова Зайтуна Яхиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.