Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

SOCIAL STRUCTURE AND MOTIVATION FOR THE TREATMENT OF PATIENTS WITH IMPLANT DENTAL CARE

Avanesyan R.A. 1 Sirak S.V. 1 Khodzhayan A.B. 1 Gevandova M.G. 1
1 Stavropol State Medical University
В статье рассматриваются вопросы оказания стоматологических услуг в сфере дентальной имплантологии. Авторами статьи проведено социологическое исследование одновременно в двух типах стоматологических учреждений - анкетирование пациентов, обращающихся за имплантологичсекой помощью в стоматологическую поликлинику №1 г. Ставрополя, а также пациентов, обращающихся за подобной стоматологической помощью в коммерческую структуру – ООО НПО «Аполония» г. Ставрополя. С этой целью разработаны две специальные социологические анкеты. В обеих организациях проинтервьюировано 432 пациента. Число обследованных соответствовало минимальному необходимому количеству респондентов, рекомендуемому ВОЗ (2008) для эпидемиологических и социологических исследований подобного рода. Результаты исследования показали, что возрастно-половая структура обращаемости населения в государственные и частные учреждения за имплантологической стоматологической помощью имеет как сходства, так и серьезные различия, связанные в основном с неоднородным социальным составом обратившихся и уровнем их доходов. Значительно различается и социальный состав обращающегося населения в указанные учреждения: в ГСП-1 преимущественно обращаются служащие и пенсионеры. В коммерческую структуру чаще обращаются предприниматели, а также служащие, но с более высоким уровнем дохода. Ведущим фактором обращаемости вне зависимости от типа учреждения является качество оказываемой в нем стоматологической помощи
The article deals with the provision of dental services in the field of dental implantology. By the authors conducted a case study at the same time in the two types of dental institutions - survey of patients seeking implantologichsekoy by the dental clinic number 1 in Stavropol, and patients seeking dental care in such a commercial structure - NPO "Apolonia" Stavropol. To this end, developed two special sociological survey. In both organizations interviewed 432 patients. Number of surveyed comply with the minimum required number of respondents recommended by WHO (2008) for epidemiological and sociological studies of this kind. Results of the study showed that the age and sex structure of requests in public and private institutions for the implant dental care has both similarities and important differences, mainly related to the heterogeneous social composition applied and the level of their income. Varies considerably, and the social composition of the population accesses the above institutions: in GSP-1 predominantly treated employees and retirees. In the commercial structure are turning entrepreneurs as well as employees, but with a higher level of income
motivation
implantology
help people

УДК 616.735.8.61:34.47.02.412.01

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И МОТИВАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ЗА ИМПЛАНТОЛОГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Аванесян Р. А., Сирак С. В., Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г.

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России», Ставрополь, Россия (355000, Ставрополь, ул. Мира, 310), e-mail: stgma@br.ru

В статье рассматриваются вопросы оказания стоматологических услуг в сфере дентальной имплантологии. Авторами статьи проведено социологическое исследование одновременно в двух типах стоматологических учреждений – анкетирование пациентов, обращающихся за имплантологической помощью в стоматологическую поликлинику № 1 г. Ставрополя, а также пациентов, обращающихся за подобной стоматологической помощью в коммерческую структуру – ООО НПО «Аполония» г. Ставрополя. С этой целью разработаны две специальные социологические анкеты. В обеих организациях проинтервьюировано 432 пациента. Результаты исследования показали, что возрастно-половая структура обращаемости населения в государственные и частные учреждения за имплантологической стоматологической помощью имеет как сходства, так и серьезные различия, связанные в основном с неоднородным социальным составом обратившихся и уровнем их доходов. Значительно различается и социальный состав обращающегося населения в указанные учреждения: в ГСП-1 преимущественно обращаются служащие и пенсионеры. В коммерческую структуру чаще обращаются предприниматели, а также служащие, но с более высоким уровнем дохода. Ведущим фактором обращаемости вне зависимости от типа учреждения является качество оказываемой в нем стоматологической помощи.

Ключевые слова: мотивация, имплантология, помощь, население.

SOCIAL STRUCTURE AND MOTIVATION FOR THE TREATMENT OF PATIENTS WITH IMPLANT DENTAL CARE

Sirak S. V., Khojayan A. B., Avanesyan R. A., Gevandova M. G.

Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia (355000, Stavropol, street Mira, 310), e-mail: stgma@br.ru

The article deals with the provision of dental services in the field of dental implantology. By the authors conducted a case study at the same time in the two types of dental institutions – survey of patients seeking implantologichsekoy by the dental clinic number 1 in Stavropol, and patients seeking dental care in such a commercial structure – NPO "Apolonia" Stavropol. To this end, developed two special sociological survey. In both organizations interviewed 432 patients. Results of the study showed that the age and sex structure of requests in public and private institutions for the implant dental care has both similarities and important differences, mainly related to the heterogeneous social composition applied and the level of their income. Varies considerably, and the social composition of the population accesses the above institutions: in GSP-1 predominantly treated employees and retirees. In the commercial structure are turning entrepreneurs as well as employees, but with a higher level of income. The leading factor uptake, regardless of the type of institution is the quality provided therein dental carе

Key words: motivation, implantology, help people.

Введение. В последние годы спрос на стоматологические услуги в нашей стране значительно вырос [1, 2, 3, 4, 9]. Согласно данным некоторых эпидемиологических исследований, фактическая потребность населения в имплантологической и ортопедической стоматологической помощи выросла еще больше. Если по данным А. В. Алимского (1999), в 90-х годах до 40 % населения старше 40 лет нуждались в подобной помощи, то сегодня эта цифра возросла до 90 % [1]. Поскольку дентальная имплантология – наиболее динамично развивающаяся отрасль стоматологии, она всегда относилась и относится к числу платных видов медицинского обслуживания населения, причем удовлетворение спроса на данный вид помощи находится в границах реальных финансовых возможностей населения [5, 7, 8]. Это особенно актуально в регионах с низким и средним уровнем доходов населения, к которым относится и Ставропольский край [4, 6]. Сегодня дентальная имплантология широко представлена как в частном секторе рынка услуг, так и на уровне государственных, в том числе и муниципальных стоматологических учреждений. Качество оказываемой помощи различно – сказывается высокая финансовая емкость рынка и желание врача-стоматолога максимально расширить диапазон использования дентальных имплантатов.

В целях совершенствования современной стоматологической имплантологической помощи населению актуальной задачей является изучение социального аспекта данной проблемы – платежеспособного спроса населения на имплантологические услуги, предпочтения ими частных или государственных стоматологических учреждений.

Цель исследования. Изучить социальный состав и дать оценку особенностям обращаемости пациентов за имплантологической стоматологической помощью с учетом их возрастно-полового состава, социального статуса и уровня дохода.

Материалы и методы исследования. В соответствии с целью настоящего исследования выработан специальный методический подход для ее реализации. Суть его заключалась в том, что было запланировано проведение социологических исследований одновременно в двух типах стоматологических учреждений, а именно – анкетирование пациентов, обращающихся за имплантологической помощью в городскую стоматологическую поликлинику № 1 г. Ставрополя, а также пациентов, обращающихся за подобной стоматологической помощью в коммерческую структуру. С этой целью разработаны две специальные социологические анкеты.

Первая социологическая анкета содержала следующие разделы: пол, возраст пациента, его образование, профессию. В ней также отражался уровень дохода респондентов, обращаемость ранее за имплантологической помощью, время обращения и название учреждения. При этом отмечался объем оказанной имплантологической помощи. Выяснялось, как респонденты оценивали эффективность ранее проведенного им имплантологического лечения в данном конкретном типе стоматологического учреждения.

Важнейший раздел анкеты был посвящен выяснению мотивационных предпосылок обращаемости респондентов за имплантологической помощью в государственное учреждение. При этом давалось несколько вариантов ответов, а именно: «высокое качество лечения и протезирования, престижное учреждение, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, оснащение» и т.д. Заключительные разделы анкеты были посвящены оценке респондентами цен на имплантологические стоматологические услуги, а также им предоставлялась возможность высказать свои предложения по совершенствованию организации имплантологической стоматологической помощи.

Всего по данной анкете было проинтервьюировано 232 пациента в возрасте от 20 лет до 60 лет и старше в течение 2011–2013 гг.

Вторая анкета была направлена на изучение обращаемости населения за имплантологической стоматологической помощью в коммерческую структуру. Она также как и первая, содержала анкетные данные каждого конкретного респондента, отражала его социальное положение, а также уровень дохода. Респондентам предлагалось также оценить уровень цен в данном конкретном учреждении, их приемлемость. Кроме того, выяснялось, где пациент ранее получал имплантологическую стоматологическую помощь (в районной поликлинике, либо в частной структуре). При этом просили респондентов ответить на вопрос, как они оценивают качество оказанной им там имплантологической помощи.

Всего по данной анкете в 2011–2013 гг. было опрошено 200 респондентов в возрасте от 20 до 60 лет и старше, обратившихся за имплантологической стоматологической помощью в коммерческую клинику ООО НПО «Аполония» г. Ставрополя.

В обеих организациях проинтервьюировано 432 пациента в равном соотношении. Полученный фактический экспериментальный материал обработан методами вариационной статистики с получением средних величин и ошибок к ним (М±m) с использованием пакета программ медицинской статистики Microsoft Excel. Сравнение статистических показателей и выявление достоверности имеющихся различий или их несущественность осуществлялось по критерию согласия (t) Стьюдента. Различия считались достоверными при величине t> 2,0.

Результаты исследований. В результате проведенных исследований установлено, что наиболее часто в ГСП-1 обращаются лица в возрасте 40–49 лет (29,6 %). Лица более молодого возраста составляют несколько меньшую величину: соответственно, в 20–29 лет – 22,2 % и в 30–39 лет – 23,6 %. Наименьший удельный вес, как установлено, имеют возрастные группы старше 50 лет: соответственно, 13,6 % – в возрасте 50–59 лет и 11,4 % – в 60 лет и старше. В негосударственную клинику также чаще всего обращаются лица в возрасте 30–39 (24 %) и 40–49 лет (35 %). Реже всего – пациенты в возрасте 60 лет и старше (5 %). Важное значение для характеристики респондентов, обратившихся в ГСП за имплантологической стоматологической помощью, имеет распределение их по полу. Как установлено, женщины в 2 раза чаще обращаются за имплантологической помощью в ГСП-1, чем мужчины: соответственно 66,1 % и 33,9 %.

Важное значение в ходе исследования имело изучение уровня образования респондентов, обращающихся в ГСП-1 за имплантологической стоматологической помощью. Как установлено (табл. 1), подавляющее число обследованных (69,1 %) – это люди с высшим образованием.

Таблица 1

Распределение респондентов, обратившихся в ГСП-1 за имплантологической стоматологической помощью, по уровню образования (в %; М±m)

 

Образование

Возраст, годы

 

В среднем

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и старше

Среднее

20,7

-

15,4

5,6

-

8,34±2,40

Ср.специальное

24,1

9,7

20,5

5,6

13,3

14,64±3,07

Высшее

31,0

77,4

61.5

88,9

86,7

69,1±4,02

Полученные данные свидетельствуют о том, что высокообразованные люди при прочих равных условиях стремятся попасть в более престижное учреждение за получением имплантологической стоматологической помощи. Однако при этом важное значение имеет уровень доходов респондентов и возможность оплачивать ими довольно дорогостоящее в последние годы имплантологическое лечение.

Как установлено, большинство из опрошенных (60,7 %) имеют средний уровень доходов. Высокий уровень доходов среди респондентов, обращающихся в ГСП-1, имеет лишь 1,7 % обследованных.

Как установлено, пациенты достаточно положительно в большинстве своем относятся к оценке косметической эффективности ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в муниципальных поликлиниках. В среднем 61,3 % из них дали положительные оценки этому показателю. Между тем, довольно значительное число (24 %) отрицательно оценили косметическую эффективность установленных там имплантатов при 14,7 % лиц, затруднившихся с ответом.

Пожалуй, наихудшие показатели в этом отношении были отмечены респондентами по районным поликлиникам. Положительные оценки дали в среднем 21,1 % респондентов, при 24,3 % лиц, давших отрицательную оценку косметической эффективности ранее проведенного там имплантологического лечения. Значительное число респондентов (54,6 %) при этом затруднились с ответом.

Несколько лучше дело обстоит с косметической эффективностью ранее оказанной имплантологической стоматологической помощи респондентам в частных структурах. Положительно оценили ее 45,2 % респондентов, а 18,6 % – отрицательно. При этом затруднились с ответом 36,2 % респондентов.

Абсолютно лучшие показатели косметической эффективности ранее проведенного имплантологического и ортопедического лечения отмечены респондентами, лечившимися в ГСП-1. Так, положительные оценки были получены от 92 % респондентов, и лишь 2 % из них дали отрицательные оценки при 6 % затруднившихся с ответом.

Весьма негативно пациенты оценивают функциональную эффективность ранее изготовленных им зубных протезов, установленных на дентальные имплантаты в частных структурах. Так, положительно оценили ее лишь 19,5 % респондентов, а отрицательно – 38,1 %, при 42,4 % затруднившихся с ответом.

На этом фоне весьма выгодно отличаются ответы респондентов, ранее получивших имплантологическое лечение в ГСП-1. Абсолютное большинство из них (85,3 %) дали положительные оценки функциональной эффективности установленных дентальных имплантатов и ранее изготовленным им зубных протезов на данных имплантатах.

Важнейшей задачей исследования явилось изучение мотивационных предпосылок обращаемости респондентов за имплантологической стоматологической помощью именно в ГСП-1 (табл. 2).

Таблица 2

Мотивация респондентов к обращаемости в ГСП-1 за имплантологической стоматологической помощью (в %; М±m)

 

Уровень дохода

Возраст, годы

 

В среднем

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и старше

Высокое качество лечения

13,8

19,4

10,3

5,6

13,3

12,48±2,87

Престижное учреждение

10,3

9,7

5,1

27,8

 

10,58±2,67

Высококвалифицированный персонал

10,3

19,4

20,5

22,2

20,0

18,48±3,37

Современное оборудование и оснащение

6,9

3,2

2,6

 

 

2,54±1,37

Все вместе

44,8

35.5

41.0

16,7

66.7

40,94±4,28

По рекомендации

6,9

6,5

12,8

11,1

-

7,47±2,28

Месторасположение

 

3,2

 

 

 

0,64±0,64

Умеренные цены

-

3,2

-

-

-

0,64±0,64

Доверие

-

-

-

11,1

-

2,22±1,28

Не ответили

6,9

-

7,7

5,6

-0

4,04±1,71

Как установлено, основополагающим фактором, по мнению респондентов, является высокое качество проводимого в поликлинике имплантологического лечения (12,5 % ответов), престижность учреждения – 10,6 %, наличие высококвалифицированного персонала – 18,5 %, современного оборудования и оснащения – 2,5 %.

При этом следует отметить, что большинство респондентов (40,9 %) считают, что для них важными являются одновременно все вышеперечисленные позиции. В результате свыше 85 % респондентов полагают, что основным фактором мотивации обращаемости в ГСП-1, прежде всего, является высокое качество оказываемой имплантологической стоматологической помощи.

Наряду с оценкой уровня мотивации, важное значение, для характеристики того или иного уровня обращаемости населения за имплантологической стоматологической помощью в ГСП-1, имеет изучение их мнения относительно существующих в поликлинике цен на имплантологическое услуги. Большинство из опрошенных (36,9 %) считают цены на имплантологическое услуги, оказываемые в ГСП-1, высокими. Средними цены считают 29,7 % респондентов, при примерно таком же числе лиц (32,2 %), затруднившихся с ответом. Полученные данные практически полностью корреспондируют с уровнем дохода респондентов, обращающихся в ГСП-1.

Важное значение при этом имеет сравнение выявленных в ГСП-1 показателей с данными, полученными в бурно развивающихся за последние годы негосударственных структурах. Для этого по примерно аналогичной программе проведено изучение мнения респондентов, обратившихся за имплантологическим лечением в коммерческую клинику ООО НПО «Аполония» г. Ставрополя.

Как установлено, лица женского пола также практически в 2 раза чаще обращаются за имплантологическим лечением, нежели мужчины. Как хорошо видно, при общем сходстве с ранее полученными данными по ГСП-1, все же имеется определенные различия и связаны они в значительной степени с разным социальным составом обратившихся в коммерческую клинику.

Наибольший удельный вес в структуре обратившихся в нее составляют служащие (44,9 %). На втором месте (21,3 %) – предприниматели. Наибольший их удельный вес отмечается в возрастных группах 30–39 лет (41,7 %) и 40–49 лет (37,1 %). Доля предпринимателей в возрасте 50–59 лет также составляет довольно значительную величину – 14,3 %.

Весьма незначительный удельный вес имеют такие категории населения как рабочие (4,1 %) и учащиеся (6,7 %). Безусловно, это связано в первую очередь с невысоким уровнем их доходов, не позволяющим обращаться за дорогостоящей имплантологической стоматологической помощью в коммерческие структуры. Высокий уровень дохода выявлен практически у 18 % обследованных респондентов, что более чем в 10 раз превышает долю таковых, обратившихся в ГСП-1. Ниже доля пациентов, обладающих средним уровнем дохода (43,6 %).

Довольно значительное число респондентов (28,2 %) решили по собственной инициативе придти в данную клинику и только 8,3 % из них узнали о ней из рекламы.

Как выяснилось, реклама сама по себе в чистом виде не дает более 8–10 % обращающихся за имплантологической помощью.

Для характеристики обращаемости именно в данную клинику важное значение имело выяснение мнения респондентов относительно качества ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в районных поликлиниках и в частных структурах. Невысокое ее качество отмечено, прежде всего, в районных поликлиниках. Большинство из опрошенных (36,8 %) оценили ее неудовлетворительно. Удовлетворительные оценки дали 31,1 % респондентов, хорошие – 17,2 % и отличные – только 4 % обследованных респондентов при 10,9 % затруднившихся с ответом.

Несколько лучше дело обстоит с оценками респондентов качества ранее оказанной им имплантологической стоматологической помощи в частных клиниках. Так, неудовлетворительные оценки дали лишь 12,4 % респондентов, удовлетворительные – 26,6 %, хорошие – 34,6 % и отличные – 17,1 %. Как выяснилось, часть из них ранее получала имплантологическую помощь в данной клинике. Оценка ее качества выгодно отличается от вышеперечисленных. Абсолютное большинство обследованных респондентов (84,1%) дали отличные оценки качеству оказанной здесь имплантологической помощи. Причем в отдельных возрастных группах, а именно 20–29, 50–59 и 60 лет и старше все опрошенные респонденты дали отличную оценку.

Удельный вес хороших оценок составил 7,3 %, а удовлетворительных всего 1,8 % при 6,8 % респондентов, затруднившихся с ответом.

Выводы

1. Возрастно-половая структура обращаемости населения в государственные и частные учреждения за имплантологической стоматологической помощью имеет как сходства (преимущественно обращаются лица в возрасте 30–39 и 40–49 лет, а также в 2 раза чаще лица женского пола), так и серьезные различия, связанные в основном с неоднородным социальным составом обратившихся и уровнем их доходов.

2. Значительно различается и социальный состав обращающегося населения в указанные учреждения: в ГСП-1 преимущественно обращаются служащие и пенсионеры. В коммерческую структуру чаще обращаются предприниматели, а также служащие, но с более высоким уровнем дохода.

3. Ведущим фактором обращаемости вне зависимости от типа учреждения является качество оказываемой в нем стоматологической помощи.

Рецензенты:

Водолацкий Михаил Петрович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ставрополь.

Калиниченко Александр Анатольевич, доктор медицинских наук, главный врач стоматологической клиники «Фитодент», г. Михайловск.