Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RETROSPECTIVE ANALISIS OF CURRENT TRANSFORMATIONS IN THE SYSTEM OS HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

Guschin A.V. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university»
The article gives bases and significance of necessary modernization of forms and contest of modern pedagogical education. It observes retrospective and modern lines of Russian education reforms. It reviews strategic targets and objectives of modern educational system development. It proves a tendency of achieving high education quality, providing students academic mobility and integration of Russian higher education system into the world educational space, as leading aspects of pedagogical education transfer into new quality corresponding to objectives and requirements of modern society. It gives retrospective and modern authorial positions of scientists regarding forming and developing of information culture and literacy of students on all education stages as priority mission of pedagogical education. It shows forecast of modern higher pedagogical education as the main mechanism of reproduction of social intellect quality and man’s quality.
pedagogical education
reform
informatization
strategy of education

Введение

В российском высшем педагогическом образовании, как и высшем профессиональном образовании в целом, последние двадцать лет происходят существенные изменения, но и ситуация в России имеет свои специфические особенности, которые находят свое отражение в темпах и содержании этих перемен.

Цель исследования – аргументировать потребность функциональных, институциональных и перспективных трансформаций в педагогическом образовании России.

При подготовке данной статьи применялись теоретические методы научного исследования для рассмотрения социального, исторического, методологического и дидактического аспектов проблемы.

Результаты исследования

Реформы в российском высшем образовании начались ещё вначале 1990-х гг. Началом этих изменений можно считать вступление в силу Федерального «Закона об образовании» в июле 1992 г. Принятие которого заложило основы государственной политики в сфере образования, позволившей ввести не только необходимые коррективы в довольно устарелую нормативную правовую базу, но и главное – дать толчок работе по перспективному ее совершенствованию. Принятие в августе 1996 г. «Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании» стало одним из наиболее значимых результатов этой работы, где в дополнение к общим принципам, изложенным в Конституции и Законе от 1992 г., выражены положения, регулирующие почти все аспекты функционирования высшей школы, в том числе и высшего педагогического образования.

Руководством системы образования России на первоначальном этапе были определены следующие основные направления реформ:

- в рамках вновь создаваемой многоуровневой (ступенчатой) структуры подготовки диверсификация реализуемых образовательных программ;

- в качестве основы для целостного восприятия мира и как непременного условия для последующего пожизненного образования, развитие фундаментальной составляющей высшего образования;

- посредством введения образовательных стандартов, устанавливающих необходимые для каждого уровня подготовки оптимальные соотношения и объемы различных организационных и содержательных элементов образовательной программы, обеспечение соответствующего качества и преемственности образования;

- обеспечение возможностей для более активного и реального участия студентов и преподавателей в процессах принятия решений на уровне вуза, расширение автономии учебных заведений и академических свобод.

Рассчитанная на пять лет федеральная программа «Развитие образования в России» была принята в 1994 г. Но, несмотря на все документы и предпринятые меры, почти до конца девяностых годов двадцатого столетия реформирование системы высшего педагогического образования и высшего профессионального образования в целом не имело системного характера. В столице и регионах неуправляемо возникали новые вузы, институты переименовывались в университеты, академиями становились образовательные учреждения среднего специального образования. Возникало большое количество негосударственных вузов, часть из которых вообще работающих по программам других государств.

Ответственные за развитие и функционирование системы высшего профессионального образования государственные структуры практически никак не отслеживали и не проверяли качество происходящих изменений. Впоследствии все эти изменения часто не обеспечивались необходимым содержательным наполнением, специалисты, выходившие из подобных вузов, не приобретали по специальности должной квалификации. Не содействовало нужному развитию системы высшего профессионального образования в целом и высшему педагогическому образованию в частности и отсутствие соответствующего внимания со стороны высшего руководства государства.

Уже в середине 90-х годов прошлого столетия начинают появляться симптомы некоторой деградации высшей профессиональной школы, выразившиеся, в частности, в снижении количества абитуриентов и в оттоке преподавателей и научных работников из педагогических вузов.

Не без основания на заседании Государственного Совета РФ 29 августа 2001 года в своем выступлении Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что современная система профессионального образования недостаточно сориентирована на рынок труда. Из-за чего люди с высшим образованием зачастую не соответствуют требованиям работодателей к их профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

В начале первого десятилетия двадцать первого века государство стало возвращаться в образование.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приятой Правительством РФ в 2002 г., отражалось, что случившийся в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис значительно замедлил позитивные изменения. Государство недостаточно поддерживало образование, которое вынуждено было многие годы заниматься самовыживанием, в существенной мере отошедшим от действительных потребностей страны, и что образование в современных условиях не может более находиться в состоянии внутренней самодостаточности и замкнутости [3].

Стратегические цели и задачи развития образования к 2025 году были определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [4]. В которой предусматривается, что российское высшее образование должно выйти на совершенно новый уровень, отвечающий требованиям и запросам высокоразвитого постиндустриального информационного общества. Национальная доктрина делает основной упор на достижение высокого качества образования за счет:

- регулярного системного обновления всех образовательных аспектов, отражающих изменения в сфере экономики, науки, культуры, техники и технологий;

- вариативности образовательных программ и многообразия типов и видов образовательных учреждений, обеспечивающих индивидуализацию образования;

- интеграции науки, образования и производства;

- обеспечения возможностей для непрерывности образования в течение всей жизни и преемственности ступеней и уровней образования;

- развития форм дистанционного образования на основе применения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

В числе главных целей и задач высшего образования Национальная доктрина ставит также обеспечение академической мобильности учащихся, а в числе государственных приоритетов называет интеграцию с учетом отечественного опыта и традиций российской системы образования и мировой образовательной системы.

Вступление России в Болонский процесс стало стержневым действием трансформации государственной политики в отношении образования. Интеграция российской системы высшего педагогического образования в мировое образовательное пространство определяет задачи наращивания в ней таких качеств, как сопоставимость и совместимость с другими образовательными системами, прозрачность для международного образовательного рынка.

В результате чего актуализировались задачи разработки и введения новых федеральных государственных стандартов высшего образования, трансформации его содержания, создания на их основе совершенно новых, перспективных учебных планов, соответствующих международным стандартам качества, введением компетентностного подхода, системы зачетных единиц, блочно-модульной системы обучения, кредитно-рейтинговой системы оценивания знаний и т. д.

В настоящее время в Министерстве образования и науки и самом обществе развернулась острая дискуссия о принципах и возможных направлениях модернизации и эффективизации высшего педагогического образования России. Научно-педагогической общественностью осознана острая актуальность скорейших инновационных изменений в системе высшего педагогического образования. Приведение ее в соответствие новым организационным, социокультурным и экономическим условиям вызывает необходимость пересмотреть целый ряд основополагающих принципов ее целевых ориентаций, функционирования, форм организации, применяемых технологий образования, структуры и содержания образовательных программ.

Кроме этого нельзя забывать, что постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки и технической политики РФ ещё в 1992 была узаконена многоуровневая система образования в вузах России [2], которая обращает на себя внимание следующим очень важным моментом для высшего педагогического образования России, переходом на двухуровневую структуру высшего образования. Как показала практика данного перехода, это приводит к повышению требований к квалификации педагогов и научно-педагогических работников не только вузов, но и образовательных учреждений остальных ступеней образовательной системы, так как реализация принципов непрерывного образования и участие в подготовке бакалавров и магистров требуют существенно более высокого уровня профессиональной подготовки преподавателей. Что также связано и с участием педагогов, бакалавров и магистров в научных исследованиях, и влечёт необходимость основательной трансформации учебных планов, их подготовки, наполнения их наукоемкими дисциплинами, отражающими последние достижения быстро развивающейся науки, техники и информационно-коммуникационных технологий.

Переход общества к наукоёмким и интеллектоёмким производствам, социально-образовательные потребности обусловливают повышенный интерес к формированию и развитию информационной культуры и грамотности обучающихся на всех ступенях образования. А это в свою очередь также обозначает, что переход отечественного образования на многоуровневую систему, введение компетентностной модели обучения требуют переосмысления и пересмотра роли развития информационной компетентности преподавателей и обучающихся непосредственно самих педагогических вузов, которые являются кузницей кадров для всей образовательной системы России, и от уровня и качества их подготовки собственно и зависит эффективность развития всей страны.

Между тем развитие информатизации образования во многом опирается и на адекватные трансформации, прежде всего, в самой системе педагогического образования, педагогического менеджмента, в подготовке квалифицированных педагогических работников, а также на изменения в их инновационной, информационной, научно-исследовательской активности, на стремление учащейся в педагогических вузах молодежи к информационному, профессиональному и социальному Акме.

Педагогическое образование выступает основным механизмом воспроизводства и перспективного развития всей образовательной системы и через обучение и образование – механизмом воспроизводства качества общественного интеллекта и качества человека.

Поэтому мы не без оснований полагаем, что ведущим принципом государственной образовательной политики в области высшего педагогического образования должна стать политика создания атмосферы поощрения и стимулирования педагогического сопровождения и проектирования результативной инновационной деятельности студентов, опирающейся на учебную и научно-исследовательскую деятельность с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Считаем, что трансформация стратегических инициатив развития образования в начале XXI века, ориентация на повышенное качество его результатов требуют перспективного развития системы проектирования информационной деятельности преподавателей и студентов как на административно-управленческом, учебно-методическом, так и на научно-исследовательском уровнях, формирования эффективной IT-стратегии в каждом педагогическом вузе России.

Также в концепции модернизации образования подчеркнута необходимость формирования оптимальной модели инновационной деятельности студентов, которая на современном этапе не мыслима без привлечения в неё современных средств информационно-коммуникационных технологий, в которой будут точно согласованы и распределены полномочия и компетенции, ответственность и функции всех субъектов образовательной политики.

На наш взгляд, «Политика инновационной деятельности студентов» в сфере высшего педагогического образования базируется на основе двух следующих «движений»:

- от федерального уровня к уровню педагогических вузов – «сверху вниз»;

- от уровня педагогических вузов к федеральному уровню – «снизу вверх».

Основными движущими механизмами «сверху вниз» являются:

- исполнительный механизм Национальной доктрины развития Российского образования;

- механизм стимулирования и организации введения эффективных педагогических проектов разработки и применения информационно-инновационной деятельности студентов педагогических вузов;

- механизм корректировки и развития нормативно-законодательной базы, в том числе разработки и реализации перспективной национальной программы развития педагогического образования, системы систематического обновления федеральных государственных образовательных стандартов высшей педагогической школы, информационно-коммуникационного наполнения контента образовательных программ системы высшего педагогического образования;

- конкурсный механизм учебно-методической, научно-исследовательской и деятельности студентов, информационно-коммуникационных продуктов, новейших педагогических проектов и технологий;

- механизм экономических и социальных стандартов обеспечения необходимого качества высшего педагогического образования.

В последние годы становятся заметны благоприятные трансформации в научно-исследовательском секторе высшей педагогической школы. Наверное, потому что вначале с целью получить дополнительные источники финансирования вузы активно перераспределили акценты и своей исследовательской деятельности, в том числе пытаясь использовать заказы государства на научно-исследовательскую работу. Некоторые, в самом деле, добились определённых успехов в достижении декларируемой цели трансформации в центры научной, культурной, образовательной деятельности и интеллектуальной жизни.

Ещё во второй половине двадцатого столетия Раченко И. П. отмечал, что при появлении развитых педагогических вузов вместе с конкуренцией между ними складывается некоторое распределение направлений научных дидактических исследований и учебно-методических разработок. Большинство педагогических вузов предпринимают достаточно много усилий по взаимной эффективной интеграции своих ведущих направлений деятельности в сфере образования, разработок и научных исследований [1].

Поэтому с началом укрепления государственной экономики следовало бы ожидать появления спроса на разработки и исследования (в том числе и педагогической науки) со стороны их традиционных заказчиков (бизнеса и государства). То есть восстановления в определённой степени уже существовавшей (в советское время) структуры научных разработок и исследований, в которых могли бы реализоваться относительные преимущества вузовской науки.

Теоретически обоснованная В. А. Сластениным в середине девяностых годов прошлого столетия стратегия развития современного высшего педагогического образования, как субъектная подготовка, развитие и саморазвитие личности педагога, способного не только обслуживать существующие социальные и профессиональные педагогические технологии, но и осваивать и реализовывать перспективные инновационные педагогические технологии в самом широком смысле [5].

Однако бизнес-сообщество и российские государственные деятели пока неохотно идут на серьёзные вложения в развитие не только высшего педагогического образования, но и всей высшей школы (на вложение средств в научные исследования вузов, в новые информационно-коммуникационные и педагогические технологии). Хотя как показывает мировой опыт, такие инвестиции достаточно прибыльны. На наш взгляд, это ещё и самый короткий и эффективный путь достижения соответствия выпускников профессиональной школы всем необходимым требованиям, предъявленным бизнесом, государством и рынком труда не только на российском, но и мировом уровнях.

Заключение

Полагаем, что объективным процессом модернизации исторически сложившейся системы российского высшего педагогического образования при всей её самобытности, значительном влиянии традиций на её функционирование, является её своевременная, перспективная, но в то же время умеренная ориентация на происходящие общемировые тенденции и тренды признанных образовательных систем. С учётом, что более быстрой динамикой обладают те процессы, которые соответствуют социальным потребностям и интересам, потребностям научно-образовательного и педагогического сообществ. С меньшей динамикой происходят процессы, которые навязываются сверху, неопределенно отражающие будущие, не совсем ясные потребности экономики и общества.

Рецензенты:

Мухина Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Шобонов Николай Александрович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.