Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS ESTHETIC EDUCATION IN THE "CENTRALIZED LIBRARY – CHILDREN´S SCHOOL OF ARTS" SYSTEM

Salakhov R.F. 1
1 Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education "Kazan (Volga region) Federal University)"
Проведен анализ системы эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эстетическое воспитание данной категории выполняет арт-терапевтическую и социализирующую функции. Это позволяет исследовать эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как процесс, интегрирующий взаимодействие различных социальных институтов: библиотек, музыкальных, художественных школ, школ искусств, музеев и др. Единство задач и сложность их решения стимулируют процессы их координации и кооперации в интересах своих пользователей. Особую роль в формировании основ художественной культуры играют искусство и художественно-творческая деятельность. Представлено обоснование художественно-компьютерной графики как оптимального инструмента эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны результаты конкретного исследования, проведенного на базе Централизованной библиотечной системы и детской школы искусств п.г.т. Кукмор (Республика Татарстан), доказана эффективность предлагаемой методики.
The analysis of the system of children with special needs esthetic education has been carried out. Esthetic education of this children category carries out art and therapeutic and socializing functions. It allows to investigate esthetic education of children with special needs as a process integrating interaction of various social institutes: libraries, music, art schools, schools of arts, museums, etc. The unity of tasks and complexity of their solutions stimulate processes of their coordination and cooperation for the convenience of the users. Art and and creative activity play a special role in bases of art culture formation. Art computer graphics justification as an optimum instrument of esthetic education of children with special needs is presented. Results of the concrete research conducted on the basis of Centralized library system and children´s school of arts of Koukmor (Republic of Tatarstan, Russia) are described, efficiency of the offered technique is proved.
art pedagogics.
children with special needs
art computer graphics
esthetic education

Развитие процессов гуманизации социальных отношений, переход к принципу социальной толерантности, признание и уважение прав и достоинства каждого человека независимо от его возможностей или убеждений - стратегическое направление мирового развития. Одновременно наблюдается и расслоение общества, различные формы социального неравенства, что создает серьезные препятствия для осуществления процессов социальной адаптации подрастающего поколения, особенно тех групп, для которых этот процесс и так затруднен в силу объективных обстоятельств. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Процессы современного общественного реформирования в России зачастую приводят к нарушению социальной интеграции и адаптации таких детей, ставят их перед проблемой самостоятельного жизнеустройства на фоне низкой эффективности культурно-образовательных технологий. Учреждения культуры и образования, как показывают многочисленные наблюдения, пока не в состоянии полноценно противодействовать этим негативным факторам.

Составной частью интеграции детей с ограниченными возможностями в общество является их интеграция в культурное пространство досуговых учреждений и учреждений дополнительного предпрофессионального образования, где они получают возможность совместного обучения и отдыха с нормально развивающимися сверстниками.

Проблема эстетического развития детей с ограниченными возможностями тесно увязана с проблемой социализации личности, поскольку человек как член общества должен стать, прежде всего, не столько объектом, сколько субъектом социализации. Артпедагогика или художественная педагогика обеспечивает коррекционную направленность процесса эстетического воспитания детей с недостатками в развитии, а также формирование основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную, игровую). В основе данной педагогической парадигмы лежит применение художественной творческой деятельности в качестве реабилитирующего, адаптационного фактора.

Теория социализации и эстетического воспитания ребенка с ограниченными возможностями ставит во главу угла не недостаток как таковой, а ребенка, отягощенного недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. Для детей с ограниченными возможностями большое практическое значение имеет коллективное творчество, которое способствует решению присущих этим детям проблем сенсорно-моторного и двигательного развития, сдерживающих формирование у них предметно-практической деятельности, корректируют нарушения психоэмоциональной сферы, повышают возможность обучения и социализации. Знания в области искусств наиболее активно формируются в процессе художественного ремесла и художественного творчества [2]. Творчество позволяет улучшить качество жизни ребенка, в определенной мере познать себя, найти способ адекватного реагирования, выражения негативных эмоций через создание художественных образов.

Эстетическое воспитание детей традиционно локализовано в наиболее распространенных и доступных учреждениях культуры - библиотеках, музыкальных, художественных школах, школах искусств, музеях и др. Единство задач эстетического воспитания, стоящих перед этими учреждениями, и сложность их решения в современных условиях стимулирует процессы их координации и кооперации в интересах своих пользователей.

Особая роль здесь принадлежит совместной деятельности библиотеки и досуговых учреждений. «Начало библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями было положено в нашей стране в 1806 г. с открытием Петербургского института слепых детей, имевшего небольшую библиотеку....» [5]. В течение ХIХ столетия открываются специальные учебные заведения для инвалидов, но не при всех были библиотеки. «Если в советский период отечественной истории функция социокультурной реабилитации читателей являлась определяющей для деятельности специальных библиотек и библиотек специальных коррекционных учебных заведений, то сегодня под влиянием социальных процессов (либерализации общественного сознания, государственной политики, направленной на защиту интересов людей с ограниченными возможностями, ратификации Россией ряда международных законодательных актов, направленных против любых форм, в том числе и социокультурных, дискриминации инвалидов), реабилитационная функция становится ведущей и для массовых библиотек России, где значительное число читателей составляют люди с ограниченными возможностями физического и психоэмоционального освоения окружающей действительности, общение с которыми отличается серьезной спецификой и требует от библиотекаря особого такта, соблюдения этических норм» [6].

Специфическими объективными возможностями целенаправленного эстетического воспитания в библиотеке являются: библиотечное общение (неформальное общение в процессе библиотечного общения); познавательная деятельность (благодаря имеющимся информационным ресурсам - книги, периодические издания, изоиздания, аудиоматериалы, художественные тексты и др.); самовыражение и творчество (индивидуальные и массовые формы библиотечной работы); самостоятельное художественное творчество, процесс творческого восприятия произведений искусств [1]. Распространение библиотечного влияния на население, выход библиотеки за рамки собственной деятельности обусловливают ее взаимодействие с другими звеньями системы эстетического воспитания. Эта система объединяет учебные заведения (общеобразовательные и специальные), культурно-досуговые учреждения, каналы массовой информации, творческие союзы, общественные организации. Совместная работа библиотек с названными институтами реализуется по двум направлениям: 1) информационное обеспечение деятельности всех звеньев системы; 2) использование их возможностей для целенаправленной пропаганды литературы, искусства и самой библиотеки.

На сегодняшний день библиотеками накоплен огромный опыт по эстетическому воспитанию, однако многообразие методов и форм еще не гарантирует ее эффективности [3]. Сегодня отчетливо осознается потребность в комплексном подходе к осуществлению эстетического воспитания в библиотеках. Одним из решений является привлечение к нему социальных партнеров, что обеспечит комплексность воздействия на личность эстетических ценностей и научных знаний; возможность развития эстетического вкуса во всех направлениях с учетом склонности читателя; возможность привлечения пользователей ко всем видам эстетической деятельности - перцептивной, познавательной, ценностно-ориентационной, репродуктивной и созидательной и ориентацию на индивидуальные формы работы.

Особенность в том, что культурно-воспитательная деятельность ЦБС и ДШИ носит добровольный характер, определяется запросами и интересами самих детей. Дети имеют возможность проявлять инициативу, участвовать в творческих конкурсах, почувствовать вкус к работе в группе. На смену обычным детским развлечениям постепенно происходит вовлечение детей в более продуктивную творческую деятельность. А использование компьютерных технологий способствует повышению эффективности обучения детей с ограниченными возможностями, развитию их творческих и интеллектуальных возможностей, знакомству с компьютером, формированию навыков работы с техническим оборудованием, приобретению сквозных профессиональных навыков, повышению эстетического вкуса, является способом борьбы со стрессами, избавляет от чувства одиночества, комплекса неполноценности. Благодаря компьютерным технологиям, появляется возможность мотивировать творческую деятельность ребенка; разработать технологии выявления соотношения между эстетическим развитием и обучением.

«Библиотека становится подлинным источником общедоступной культуры. Это культурно-информационный центр, система хранения, обработки и представления социальной информации. Она представляет собой культурную среду общения книги, библиотекаря и читателя, специфическое информационное пространство, концентрирующее современную культуру. Роль библиотек в социокультурной среде тем более важна, потому что библиотека всегда выходит за рамки своего времени, являясь мостом и в историю, и в дальние перспективы становления культуры» [4].

Специфическими объективными возможностями целенаправленного эстетического воспитания в библиотеке являются:

1) библиотечное общение (неформальное общение в процессе библиотечного общения);

2) познавательная деятельность (благодаря имеющимся информационным ресурсам - книги, периодические издания, изоиздания, аудиоматериалы, художественные тексты и др.);

3) самовыражение и творчество (индивидуальные и массовые формы библиотечной работы);

4) самостоятельное художественное творчество, процесс творческого восприятия произведений искусств.

В процессе совместной деятельности Кукморской централизованной библиотечной системы и Кукморской детской школы искусств была разработана и реализована программа «Я познаю мир прекрасного: основы компьютерной графики» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основным средством эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в программе выступала художественно-компьютерная графика. Она является одним из активно развивающихся направлений информационно-коммуникационных технологий, не нашедших пока еще должного применения в практике эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Художественно-компьютерная графика позволяет:

- создать интеграционное культурно-образовательного пространство, конструктивным стержнем которого является искусство;

-интегрировать в эстетическом воспитании детей потенциал арт-педагогики, национальное декоративно-прикладное искусство и современные информационные технологии;

- преодолеть трудности поиска творческого самовыражения - интересов и потребностей, свободу выбора и вариативность содержания, форм и методов детей с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе освоения графических программ дети создавали рисунки при помощи готовых форм. Например, знакомство с темой «Волшебный город» предполагало использование прямоугольных форм, «Наша Вселенная» - округлых форм, «Дворец Снежной королевы» - прямых и свободных линий. На втором этапе для освоения композиционных приемов детям предлагалось создание натюрмортов, пейзажей, сюжетных композиций на темы, раскрывающие окружающий мир человека. Особое внимание на данном этапе уделялось изучению орнаментов, которые органично сочетаются с функциями графических программ. Третий этап был направлен на реализацию творческих проектов, связанных с различными направлениями дизайна - графическим (разработка фирменного стиля детской школы искусств, ЦБС, электронных версий художественных выставок, книжно-иллюстративных выставок и др.), ландшафтным (подготовка эскизных проектов по благоустройству и озеленению школьного двора, сада, библиотеки и др.), дизайном одежды (создание эскизов костюмов к различным школьным мероприятиям, для кукольного театра и театра моды), дизайном интерьера (разработка интерьеров библиотеки, детских, спортивных, образовательных учреждений) и т. д.

Доказательством эффективности программы являются достижения участников программы «Я познаю мир прекрасного: основы компьютерной графики», которые стали победителями межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов творческих работ по компьютерной графике.

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование художественно-компьютерной графики значительно расширяет традиционные возможности арт-педагогики, создает разнообразие, большой выбор методов работы, способствует широте самовыражения, принятия другого человека и подлинности выражения своих эмоций, формированию навыков работы с техническим оборудованием, приобретению сквозных профессиональных навыков, повышению эстетического вкуса.

Рецензенты:

Абдулхакова А. Р., д.и.н., профессор, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий Казанского государственного университета культуры и искусств Министерства культуры РФ, г. Казань.

Кормишина Г. М., д.п.н., профессор кафедры бибиотековедения, библиографоведения и книговедения Казанского государственного университета культуры и искусств Министерства культуры РФ, г. Казань.