Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

QUALITY CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE ACTIVITY ENTERPRISE STRUC-TURES

Klochko I.L. 1 Starkova G.P. 1 Malko T.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
Effectiveness and value of innovation processes are not equivalent to a single organization in the market segment of business structures. The importance of these processes is determined in the context of the company´s development strategy, and evaluated the category of innovation. Of innovative activity is characterized by the strategic nature of indicators of quality of innovation strategy competition, raising the level of innovation, chennyh of attracting in-vestment, culture during the validity of innovative changes and realizable level of innovation. Summarizing the ex-isting approaches Russian and foreign researchers to the evaluation and interpretation of the innovation activity of enterprises, developed and presented in tabular form, the data range of quality performance indicators for the inte-grated assessment of innovation.
the rate of innovation activity
business structure
innovation activity

Введение

Перспективным направлением реорганизации российской экономики является развитие различных форм предпринимательских структур, что позволит насытить потребительский рынок товарами и услугами нового качества, создать дополнительные рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. Такие предприятия, как правило, обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и позволяют внедрять новые формы хозяйствования и технологий. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития малых и средних предприятий в контексте организации инновационных процессов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, внедрению технологий по производству инновационного продукта и формированию инновационного стиля поведения предпринимателей [8,9].

На данный момент можно констатировать, что в нашей стране есть отдельные точки инновационного роста, есть территории, где развиваются инновационные процессы, отдельные инновации, но в целом инновационная система не сложилась [7], не имеет четкой структуры с позиций показателей оценки проводимых инноваций.

Инновационные проекты в России реализуются и продвигаются очень сложно. Это подтверждает тот факт, что доля инноваций в экономике страны составляет всего 3-5 %. Общественные установки в отношении ноу-хау и инновационного развития достаточно слабые. Деловых людей не интересуют новые идеи, потому они предпочитают создавать бизнес, который бы работал по менее рискованной схеме - например, перепродажа недвижимости или товаров. В стране если и существуют заказчики, которых могут заинтересовать инновации, то их нельзя назвать достаточно крупными, чтобы данные инновации были массово воплощены в жизнь [3].

Совсем другая ситуация складывается в Европе и США, где инновации ценят и они могли бы стать примером для нашей страны. Согласно отчету «Глобальный рейтинг инноваций-2012: Более тесные связи в сфере инноваций в целях роста мировой экономики» второй год подряд Швейцария, Швеция и Сингапур занимают лидирующее положение по общим результатам деятельности в сфере инноваций. В соответствующих регионах лидерами являются следующие страны: в Европе - Швейцария, в Северной Америке - США, в Юго-Восточной Азии и Океании - Сингапур, в Северной Африке и Западной Азии - Израиль, в Латинской Америке и Карибском бассейне - Чили, в Центральной и Южной Азии - Индия и в странах Африки к югу от Сахары - Маврикий. Среди стран с экономикой низкого уровня доходов лидирует Кения [2].

В России разработаны собственные инновационные традиции и стандарты, которые позволяют широкомасштабно использовать нововведения в экономическом процессе. А главное - есть талантливые и изобретательные люди, которые генерируют такие идеи. Но, увы, пока можно говорить лишь о том, что инновационная инфраструктура, в которую традиционно входят ведомственные и академические институты, исследовательские центры и университеты, предприятия и технопарки, даже на 50 % не отвечает тому уровню, в котором нуждается современная инновационная отрасль [4].

Цель исследования

Исследование признаков инновационной активности предпринимательских структур с позиции комплексной оценки качественных характеристик показателей в условиях воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Методы исследования

Методологическую основу исследования составили адаптационный подход, информационно-аналитический метод, а также метод включенного наблюдения.

Результаты исследования

Российская экономика медленно, но уверенно движется к инновационной составляющей и, возможно, достаточно скоро сможет называться экономикой будущего, главные компоненты которой - инновации и инвестиции в качественно новую продукцию. Не последнюю, а может, и определяющую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса со своими стратегиями развития, где ключевое место занимают креативные и мобильные предприниматели.

На сегодняшний день в малом бизнесе инноваторов крайне мало, даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Важная роль в интенсификации инновационного процесса принадлежит малым и средним предприятиям, что обусловлено их гибкостью, инициативностью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они призваны обеспечивать результативное освоение новых технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции [6]. Однако анализ многочисленных литературных источников, посвящённых вопросам исследования различных сторон и аспектов инновационной деятельности, позволяет говорить о том, что эффективность и ценность инновационных процессов не являются равнозначными для отдельной организации в сегменте рынка малых предпринимательских структур. Их значимость может быть определена и возрастать только в контексте конкретной стратегии развития компании, и оцениваться категорией инновационной активности (ИА).

Инновационная активность позволяет оценить характер инновационной деятельности, которая отличается содержанием, структурой и составом конкретных действий, совершаемых по определённой технологии. Инновационная активность - это характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и её результатами. Ведь инновационная деятельность может дать как положительный, так и отрицательный результат. Очень часто при одних и тех же стратегиях, целях, планах, ресурсном потенциале у разных руководителей различных предприятий совершенно разные результаты. Именно различия в инновационной активности позволяют объяснить неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных позициях.

В свою очередь, ИА стратегического характера определяется показателями качества инновационной стратегии конкуренции, уровнем мобилизации инновационного потенциала, количеством привлеченных инвестиций, культурой, при проведении инновационных изменений и обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности [8].

Как известно, на результат эффективности функционирования предприятия любой сферы деятельности оказывают влияние внешняя и внутренняя среды, имеющие свои группы факторов, подлежащих в процессе воздействия возможной коррекции.

Управление ИА предполагает подробное рассмотрение и оценку факторов влияния, как внешних, так и внутренних. Обобщив существующие подходы российских и зарубежных исследователей к оценке и интерпретации инновационной активности предприятий, разработана номенклатура исходных данных для проведения комплексной оценки ИА с выделением ресурсного и результативного показателей.

Фактор группы среды, влияющий на показания результата (количественного, качественного) признака инновационной активности, может иметь отклонения как в положительную, так и в отрицательную стороны в зависимости от препятствий и возможностей организации инновационного процесса заданной среды.

В табличной форме представлены взаимосвязь качественных характеристик ИА, а так же проблемы , которые препятствуют развитию и мобильности предпринимательских структур. При оценке ИА использован практический опыт руководителей малых и средних предприятий, применяющих в своей деятельности технологии для создания инновационных продуктов и услуг, что позволило выявить качественные характеристики признаков ИА.

Заключение

Результаты, представленные в таблице, в должной степени демонстрируют качественные характеристики признаков, которые формируют инновационную активность предприятий малого и среднего бизнеса и те препятствия и угрозы, которые являются ограничительным моментом в их развитии. В таблице приведены лишь наиболее значимые характеристики, которые по итогам ранжирования находятся на верхних позициях рассматриваемого перечня.

В России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Даже у крупных компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса. В перспективе это может привести к ухудшению качества и уровня новизны инноваций, к дальнейшему замедлению ИА [1].

Инновационная активность предпринимательских структур должна поддерживаться государством на всех уровнях деятельности. Если будет решена проблема конкурентоспособности инновационно активных малых и средних предприятий, то это во многом обеспечит перспективное развитие экономики России.

Таблица. Препятствия и возможности развития признаков инновационной активности в малом секторе экономики

Группа факторов

Фактор группы

Признак ИА, на показатель которого влияет фактор

Угрозы и препятствия развития признака ИА

Возможности развития показателей ИА

Внешняя среда

Экономические

Уровень инфляции

Уровень привлеченных инвестиций

- доходность вложений не превышает темпы инфляции;

- отсутствие залогового потенциала со стороны предприятия заемщика

- привлечение иностранного капитала;

- снижение кредитных ставок для предприятий малого и среднего бизнеса;

- оценка интеллектуальной собственности в качестве залоговой

Платежеспособность предприятий

- краткосрочное финансирование инновационных проектов

- увеличение собственного оборотного капитала;
- привлечение долгосрочных источников финансирования.

Бюджетный дефицит

Балансовый дефицит страны

Положение отрасли , куда входит предприятие

- кризисные явления в экономике;

- ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- нарушение экономических связей

- направление инвестирования бюджетных средств в сторону малых предприятий;

- более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства

 

Государственные пошлины

Налоговая политика

Таможенная политика

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- увеличение налогового бремени;

- усложненный порядок процедур и сроки рассмотрения и оформления документов по внешнеэкономическим операциям

- снижение ставок налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование, новые технологии, комплектующие материалы и сырье, технику, не производящиеся в России и используемые в собственном производстве;

- введение специального налогового режима;

- прогнозирование экономической ситуации в целом

Политические

Нормативные акты местных и центральных органов власти

Уровень мобилизации инновационного потенциала

- недостаточная эффективность механизмов властной поддержки на местном и региональном уровнях

- создание легитимных и авторитетных общественных организаций, представляющих широкие слои мелких предпринимателей

Политический климат в стране

Соответствие реакции фирмы характеру стратегической ситуации

- деятельность власти и общее направление развития страны

- диалог бизнеса и власти, оправдание ожиданий

Международные соглашения по тарифам и торговле

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- тарифные барьеры

- количественные ограничения (импортные квота и субсидии)

- содействие со стороны государственных структур справедливым условиям торговли

Правовое регулирование экономики государством

- современное состояние законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности

- стабильное обеспечение правовой базы функционирующего рынка

 

Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам

- отсутствие государственных методов регулирования доступа к ресурсным фондам

 

- эффективное распределение ресурсов между отраслями;

- разработка механизмов обеспечения свободы доступа к природным ресурсам

Антимонопольная политика

Качество инновационной стратегии конкуренции

- неравные условия конкуренции;

- ограничение конкуренции со стороны исполнительной власти

- антимонопольное государственное регулирование;

- совершенствование инструментария антимонопольной политики

Кредитная политика

- дефицитом финансовых институтов для обеспечения непрерывности инновационного цикла;

- низкая капитализация банков

-направление вектора государственной политики в сторону кредитования инновационной деятельности;

- решение задач стимулирования предложения кредитов для инновационных производственных структур

Рыночные

Демографическая ситуация

Уровень мобилизации инновационного потенциала

- демографический кризис;

- неравномерная территориальная концентрация населения;

- снижение качества жизни населения

- системные реформы повышения рождаемости;

- стимулирование населения для переезда в малонаселенные территории

Уровень доходов населения

 

- социальная нестабильность

- безработица

- повышение уровня жизни населения

 

Уровень конкуренции в отрасли

Качество инновационной стратегии конкуренции

- изменения влияния движущих сил отрасли;

- внедрение новых товаров и услуг

- использование стратегического планирования, отслеживание стратегий конкурентов;

- применение современных маркетинговых технологий

Жизненный цикл товаров и услуг

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- зависимость спроса от этапа жизненного цикла товара или услуги

- выстраивание маркетинговой стратегии предприятия;

- внедрение новых товаров и услуг;

- выстраивание концепции ребрендинга

Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие

- наличие барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости;

- неравномерность численности продавцов на анализируемом сегменте рынка

- государственное регулирование монополий на рынке;

- координация коэффициентов концентрации рынка

Технологические

Технологические инновации

Изменения в технологии производства

Прогресс в использовании сырья и материалов

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- поддержка со стороны государства избранных производств;

- отсутствие экспертизы инновационного продукта

- интеграция результатов инновационной деятельности и поддержки государства;

- распределить рисков и прибыли между государством и бизнесом;

-поддержка и стимулирование инновационного рынка

Социальные

Социальные ценности, установки

Уровень методов, культуры и ориентиров, использованных при проведении инновационных изменений

- отрицательные результаты социально- политических и экономических процессов в обществе

- поддержка и развитие ценностных ориентаций в обществе

Отношение между национальностями и национальными образованиями

- расслоение общества;

- присутствие межнациональных разногласий и конфликтов

- выстраивание отношений между различными национальными образованиями, как на региональном, так и государственном уровнях;

- поддержка национальной культуры отдельного образования

Отношение населения к предпринимательству

- формировавшийся годами негативный образ предпринимателя;

- активное расслоение общества;

- низкий уровень культуры отношений

- активное участие предпринимательства в социально-экономической жизни общества;

- формирование положительного имиджа предпринимателя государством

Движение в защиту прав потребителей

- активное развитие потребительского экстремизма

- потребительское воспитание;

- выстраивание конструктивных диалогов между потребительским сообществом и бизнесом

Изменение роли менеджеров и их социальные установки

- изменение социальных ценностей;

- руководство бизнесом без учета социальных установок

- увеличение роли тайм-менеджмента в инновационных процессах предприятий;

- инновационный менеджмент

Международные

Возможности выхода на международные рынки

Зарубежные конкуренты и их оценка

Анализ зарубежных рынков

Качество инновационной стратегии конкуренции

- монополия на локальном рынке;

- отсутствие маркетинговых стратегий;

- отсутствие механизмов нейтрализации внешних угроз за счет сильных сторон предприятия;

-неравноправное научно-техническое сотрудничество

- профессиональная оценка качественных и количественных показателей макросреды;

- использование в полной мере возможностей стратегического менеджмента;

- использование современных маркетинговых технологий

Таможенная и протекционистская политика

- нестабильность национальной экономики;

- сложная структура внешней торговли

 

- эффективная таможенная система

 

Внутренняя среда

Организационные

Миссия и стратегия

Уровень методов и культуры, использованных при проведении инновационных изменений

 

 

 

Мотивация персонала, формирование инновационного стиля поведения предпринимателей

- отсутствие стандартов организационной культуры и структуры предприятия;

- особенности наличия ментальных признаков культурного пространства предприятия;

- отсутствие и несоблюдению внутрикорпоративных стандартов

- формирование инновационной стратегии и миссии предприятия;

- ориентация на ценности и миссию организации

Кадровый потенциал

- демографическая составляющая региона;

- отсутствие мотивации к саморазвитию у сотрудников;

- повышенный риск профессионального стресса

- повышение квалификации персонала;

- формирование коллектива с учетом мотивационных типов сотрудников

Организационная структура

-формальное распределение ролей и функций внутри организации;

- бюрократизация структуры

- сокращение иерархических уровней и каналов общения;

- расширенный объем полномочий руководству на местах

Технология производства

Уровень мобилизации инновационного потенциала, в т.ч. его латентной части

- риски организационно-технологического характера

- разработка скриптов технологических линеек предприятия

Имидж организации

- отрицание психодиагностических характеристик при исследовании внутреннего и внешнего имиджей организации;

- непринятие современных технологий формирования имиджа руководством организации

- профессиональный подход к формированию или совершенствованию положительного имиджа организации на основе глубокого исследования качественных и количественных характеристик существующего имиджа

 

Рецензенты:

Петухов Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Инженерной школы Дальневосточного федерального университета по инновационному развитию, г. Владивосток.

Ембулаев Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математики и моделирования Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.