Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

WIDENING OF EDUCATIONAL CONTENT IN THE CONTEXT OF THE CAREER COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS

Yanchenko I.V. 1
1 Khakas Technical Institute – the Branch of SFU
Рассматривается актуальная проблема педагогической науки и образовательной практики – развитие личности в контексте формирования её карьерной компетентности. Отражена степень разработанности проблемы формирования карьерной компетентности студентов в период получения профессионального образования. Определены направления изменений в элементах педагогической системы, если системо-образующим элементом выступает новая цель – формирование карьерной компетентности студентов, в частности в содержании образования, образовательных технологиях, деятельности участников образова-тельного процесса. Представлена реализация обогащения содержания образования материалом, форми-рующим современное представление о карьере, карьерной компетентности, актуализирующим ценност-ное к ней отношение, осознание студентами периода получения профессионального образования как базового этапа карьеры. Приведены практические результаты реализации обогащения содержания образования и определены перспективные направления формирования данного качества студентов.
The article is about the actual problem of education and pedagogy. It is personality development in the context of the formation of its career competence. The author determines the changes in the educational system for the implementation of a new aim - the development of career competence of students. She also determines the changes in the content of education, educational technology and activities of the participants of the educational process. The author presents the part of the experimental work to form of career competency. This is the widening of educational content by information about modern career, career competencies, motive of career. She also presents practical results and determines perspectives of further formation of students career competence.
success
personal development
self-esteem
analysis
planning
projects
educational content
career competency
career
professional education

В современном обществе успешность личности напрямую связана с её профессиональным ростом, со способностью планировать и осуществлять карьерное продвижение. Термин «карьера», имеющий ранее негативный оттенок, сегодня воспринимается как важнейшая характеристика человека, определяющая не только его ценность на рынке труда, но и удовлетворенность человека собой, жизнью в целом. Сложилась ситуация, когда множество образовательных центров, психологических служб предлагают свои услуги, обещающие успех в карьерном росте. Как правило, эти услуги предусматривают анализ системы мотивации, уровня самооценки и ее повышение, постановку целей, составление плана карьерного роста и далее действия по реализации плана, тренинги личностного роста, развития лидерского потенциала, работы в команде и др. В сферу деятельности таких компаний входят также задачи планирования дополнительного образования, карьеры, повышения квалификации, помощь в написании резюме и подготовке к собеседованию, консультирование по вопросам отбора персонала. В то время как нацеленная на подготовку профессиональных кадров система профессионального образования не использует имеющийся потенциал вузов в формировании карьерной компетентности студентов для их успешной адаптации в профессиональную сферу и дальнейшего карьерного и личностного роста.

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования карьерной компетентности имеются в направлениях исследований, посвященных мотивации карьеры и карьерных целей (M. London, E. M. Moon, А. Я. Кибанов, Д. МакКлелланд, Э. Шейн и др.); становлению и развитию личности в ходе карьерного продвижения, успешному развитию индивидуальной карьеры (А. А. Деркач, А. К. Маркова, Е. Г. Молл, Е. Сьюпер и др.); выявлению возможностей управления карьерой персонала в организации (А. Я. Кибанов, И. Д. Ладанов, Д. Т. Холл, Э. Шэйн и др.).

Проблемы становления карьеры в педагогических исследованиях последних лет рассматриваются в направлениях профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры, готовности старшеклассников к выбору профессии и карьеры (В. А. Бурляева, Л. Д. Зубцова, Л. Ю. Ковалева и др.); профессионального самоопределения и повышения конкурентоспособности выпускника (Т. А. Жданко, Г. П. Морозова, А. Г. Нагорная, Т. Г. Сливина, М. В. Хортова и др.).

Сравнительно недавно появившееся понятие «карьерная компетентность» в работах зарубежных психологов N. Betz, F. Borgen, G. Hackett (1985) получило развитие в работах отечественных исследователей в направлениях психолого-акмеологических исследований, определяющих сущность и структуру карьерной компетентности как составной части профессиональной компетентности (Е. А. Могилёвкин, Е. В. Садон); психологических исследований особенностей сформированности карьерной компетентности студентов и молодых специалистов (А. С. Бажин, Т. Ю. Тодышева); педагогических исследований, посвященных выявлению условий повышения профессиональной компетентности персонала дошкольных образовательных учреждений через развитие карьерной компетентности педагога (Н. В. Никитина) [1, 2, 4].

Недостаточная разработанность проблемы формирования карьерной компетентности студентов в педагогической науке и образовательной практике обостряет ее значимость в связи с тем, что одной из задач высшего профессионального образования является формирование конкурентоспособной, компетентной в профессиональной деятельности личности, направленной на прогрессивное развитие, мотивированной на получение образования в течение всей жизни, обладающей профессиональной мобильностью, самостоятельностью и ответственностью.

Основываясь на методологии системного подхода, нами определены направления изменений в элементах педагогической системы, если системообразующим элементом выступает цель - формирование карьерной компетентности студентов: в содержании образования, образовательных технологиях, позициях непосредственных участников образовательного процесса, преподавателей и студентов [3, 6].

Анализ базовой части структуры содержания образования ФГОС ВПО в [6] показал, что большая часть дисциплин актуального содержания для формирования карьерной компетентности студента практически не имеет, вследствие чего необходимо обогащение содержания образования материалом, способствующим формированию данного качества студентов.

При реализации обогащения содержания образования материалом, ориентированным на актуализацию ценностного отношения к профессиональному образованию, на осознание студентами периода получения профессионального образования как базового этапа карьеры нами использовался спецкурс «Моя карьера». Спецкурс органично интегрировался с дисциплинами «Информатика», «Информационные системы в экономике», «Информатика и основы программирования», «Информационные технологии в менеджменте» в областях, требующих информационного поиска и обработки информации, создания программных средств, облегчающих диагностику сформированности карьерной компетентности. Содержание спецкурса структурировано в три модуля.

Модуль 1 - ориентирующий, направлен на формирование у студентов мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов карьерной компетентности. Модуль включает:

  • информацию о современном понимании феномена карьеры как одного из показателей развития человека в социуме, связанный с наличием положительной профессиональной Я-концепцией, профессиональной мобильностью, требующий принятия организационной культуры, присвоения ценностных ориентаций социальной и профессиональной деятельности, наличия ответственности, необходимости непрерывного самообразования, саморазвития и самоактуализации, адекватной самооценки;
  • информацию о типах, этапах, стратегиях карьеры, факторах, влияющих на карьеру, а также о препятствиях и карьерных кризисах, первый из которых связан с поиском и адаптацией на основном месте работы по окончании вуза;
  • осведомление студентов о необходимости накопления значимых достижений образовательной, творческой, спортивной, трудовой деятельности в виде портфолио, необходимости получения дополнительного образования, актуального в выбранной сфере профессиональной деятельности, и возможностях их включения в резюме для предъявления потенциальному работодателю;
  • информацию о требованиях к результатам высшего профессионального образования в ФГОС ВПО, о видах профессиональной деятельности выбранного направления и т. д.

Изложение материала о требованиях к личным качествам, компетенциям будущих выпускников сопровождалось напоминанием, что их формирование возможно и необходимо осуществлять в профессиональном образовании на протяжении всего периода обучения, необходим систематический анализ и оценка качеств, способностей не как простая констатация фактов уровня их сформированности, а как продолжение процесса их формирования, развития, накопления, совершенствования в соответствии с карьерными целями и потребностями.

Модуль 2 - приобщающий, нацелен на формирование у студентов деятельностного компонента карьерной компетентности, через вовлечение студентов в поисковую деятельность, цель которой анализ требований работодателей к нанимаемым сотрудникам и сотрудникам, претендующим на карьерный рост, свободных вакансий на региональном рынке труда (или того рынка, на котором планирует жизнедеятельность студент), сопровождающееся обсуждением качеств, которыми должен обладать специалист, стремящийся к карьерному росту. Для приобретения опыта самостоятельного поиска и анализа информации студентам предлагался для группового выполнения проект «Загляни в будущее - завтра на работу», в направлениях: анализа требований работодателей к нанимаемым сотрудникам, требований работодателей к сотрудникам, претендующим на карьерный рост, мониторинга наличия свободных вакансий на интересующем рынке труда. Совместная деятельность студентов, организованная в рамках данного проекта, способствовала решению педагогической задачи развития и закрепления коммуникативных и организаторских навыков, эмоционального взаимодействия, инициативности, гибкости мышления и поведения, способности к самостоятельному выбору, независимости, осознания своих возможностей и постановки целей на будущее. Выполняемый студентами проект являлся информационным и нес черты исследовательской деятельности, поскольку помимо оформления результатов поиска требовал предварительной аналитической деятельности и организовывался нами в соответствии с этапами проектной деятельности, выделенными Г. К. Селевко [5].

На этапе погружения и разработки задания:

  • преподаватель предлагал разбиться на проектные группы из 3 - 4 студентов, произвольно, по желанию и предлагал темы проектов (1 - анализ требований работодателей к нанимаемым сотрудникам, 2 - к сотрудникам, претендующим на карьерный рост, 3 - наличие свободных вакансий на региональном (интересующем) рынке труда), выделяя возможные исследуемые характеристики (по темам 1, 2 - госпредприятия или частные предприятия, низко или высококвалифицированный труд, сферы торговля, производство или услуги, по теме 3 - уровень образования, возраст, семейное положение, опыт работы, дополнительное образование и т.п.);
  • студенты обсуждали и принимали решение о выборе темы, определяли предстоящие виды деятельности - поиск информации в Internet, перенос в средства обработки и анализа информации (например, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel), обработку и анализ результатов, подготовку проекта для общего доступа всех студентов группы.

Следующий этап - этап разработки проекта, нацелен на формулирование вопросов, на которые нужно ответить группе в ходе поиска информации, планирование совместной деятельности, поисковой деятельности, определение способов взаимодействия, коллективного решения и т. п. проблем, формируя способность действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения.

Технологический этап заключался в осуществлении деятельности по реализации поиска информации, в Internet, переносе в средства обработки и анализа информации (например, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel), обработке и анализе результатов, обсуждении единой формы представления результатов поисковой деятельности. Этап способствовал проявлению активности, самореализации, заинтересованности в собственном развитии, инициативности в достижении положительного результата.

На заключительном этапе поисковой деятельности группы размещали результаты в свободном доступе для каждого студента группы, выступали с докладами по результатам поисковой деятельности, осуществляли анализ деятельности, результата, принятых решений.

Модуль 3 - закрепляющий, направлен на формирование у студентов рефлексивно-оценочного компонента карьерной компетентности, через рефлексию и самооценку предыдущего опыта деятельности на ориентирующем и приобщающем этапах и актуализацию активности личности на постановку новых целей карьерного развития. Для развития рефлексивных способностей и соотнесения полученных результатов трех групповых проектов с личными качествами, способностями, навыками, компетенциями, представлениями о выбранной профессиональной деятельности студентам предлагалось:

  • написать эссе по результатам выполненной проектной деятельности в свободной форме, попытавшись изложить свое представление о выборе направления профессионального образования, о будущей карьере;
  • сделать презентацию результатов проектной деятельности, нацеленную на определение возможностей и перспектив развития качеств, необходимых будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста;
  • провести диагностику уровня сформированности карьерной компетентности студентов экспериментальной группы с вовлечением их в деятельность по самостоятельной обработке и анализу результатов оценочно-диагностического комплекса.

Привлечение студентов к самостоятельной обработке результатов диагностики уровня сформированности карьерной компетентности ставило их в субъектную позицию, во-первых, посредством организации своей деятельности в обработке результатов, самоанализа и самооценки, во-вторых, при участии в дискуссии, посвященной обсуждению и сравнению результатов. В ходе дискуссий при активном участии вырабатываются и совершенствуются коммуникативные способности, развивается эмоциональный интеллект, гибкость мышления и поведения как необходимые качества для любого специалиста и тем более планирующего карьерный рост. В ходе дискуссии, посвященной результатам группового проекта, студенты выявили следующие, неожиданные для себя аспекты: во-первых, востребованность рынка труда в специалистах выбранного ими направления не такая высокая, как они считали; во-вторых, из этих вакансий для большей части требуется опыт работы, часть вакансий связана с вахтовым методом работы; в-третьих, существуют достаточно много близких к получаемой профессии сфер, но они требуют дополнительное к основному образование.

Анализ эссе студентов показал, что в процессе рефлексивной деятельности по предлагаемому преподавателем опроснику студенты отметили положительные изменения, произошедшие с ними после усвоения теоретического материала курса «Моя карьера» и участия в работе над проектом «Загляни в будущее - завтра на работу». Студенты стали ответственней относиться к учебе, к взаимоотношениям, осознали ситуацию конкуренции на рынке труда, осознали необходимость стремления к саморазвитию, самообразованию, т.е. актуализировалось мотивационно-ценностное отношение к образованию как начальному этапу карьеры, актуализации потенциальных возможностей, постановки целей дальнейшего развития, приобретения и развития своих компетенций.

Педагогические измерения при оценке уровня сформированности карьерной компетентности студентов проводились посредством оценочно-диагностического комплекса, включающего апробированные в педагогической практике методики. Показатели сформированности карьерной компетентности студентов:

  • по мотивационно-ценностному критерию - значимость карьеры в системе ценностей, доминирующий мотив обучения в вузе, иерархия карьерных ориентаций;
  • по когнитивному критерию - знания о видах профессиональной деятельности выбранного направления бакалавриата, компетенциях, требуемых в будущей профессии, путях карьерного роста в выбранной профессиональной или иной сфере, требований к результатам образования ФГОС ВПО;
  • по деятельностному критерию - индивидуальные проявления самоактуализации личности в различных видах деятельности, карьерная самоэффективность, характеризующая профессиональную осведомленность, самооценку, способность к карьерному целеполаганию, планированию, решению карьерных проблем;
  • по рефлексивно-оценочному критерию - коммуникативные и организаторские склонности, уровень самооценки.

Одним из важных видов работы при обработке результатов оценочно-диагностического комплекса являлась дискуссия, во время которой обсуждались и сравнивались результаты проведенных методик оценочно-диагностического комплекса. При обсуждении качеств, которыми должен обладать человек, добивающийся успеха в карьере и профессиональной деятельности, студенты занимали активную позицию, учились аргументировано высказывать и отстаивать мнение, однако не все студенты принимают активное участие в дискуссии, проявляют коммуникативные способности, умеют выслушать и стараются понять мнение других, провести анализ.

Анализ изменений распределения студентов по уровням сформированности карьерной компетентности (до и после данной части опытно-экспериментальной работы) позволил сделать выводы: на 29,2 % уменьшилось количество студентов с низким и на 8 % со средним уровнем за счет повышения количества студентов с высоким уровнем сформированности по когнитивному критерию, при этом увеличение произошло в основном за счет обогащения знаний о видах профессиональной деятельности, уровень эмоционального интеллекта изменился в меньшей степени; на 19,5 % уменьшилось количество студентов с низким уровнем за счет повышения количества студентов в основном со средним уровнем сформированности по мотивационно-ценностному критерию; на 9,4 % уменьшилось количество студентов с низким уровнем по рефлексивно-оценочному критерию в основном в сторону увеличения среднего уровня; на 1,9 % уменьшилось количество студентов с низким уровнем по деятельностному критерию.

Математическая обработка с использованием F-критерия Фишера на значимость различий уровней сформированности карьерной компетентности студентов по мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностному и рефлексивно-оценочному критериям показала значимость различий по показателям мотивационно-ценностного и когнитивного критериев, по двум другим незначимость. Данный результат обусловил необходимость реализации в экспериментальной работе следующих выявленных и обоснованных в [1] педагогических условий формирования карьерной компетентности студентов в направлениях реализации личностно ориентированных педагогических технологий, способствующих формированию субъектной позиции студента, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента и организации вовлечения студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной компетентности.

Рецензенты:

Осипова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Высшая математика - 3», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Гафурова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Педагогика профессионального обучения», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.