Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME SPECIAL MEASURES OF ECONOMIC, LEGAL AND ADMINISTRATIVE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN BASHKORTOSTAN

Nusratullin V.K. 1 Khuzhakhmetova G.N. 1 Aslaeva S.Sh. 1
1 FGBUN "Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences"
As a result of our research on the development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Bashkortostan obtained results, which are characterized in several ways: - a weak dependence of the level of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Bashkortostan in the municipal entities, of their territorial potential - revealed a unique feature of modern the economy of our country, to provide in general for our country general federal economic space, a common business climate in the country high production efficiency of the national production in comparison with the rest of the federation in the country - the need to establish a better system of ongoing monitoring and oversee the activities of the SMSP - there is a fact of frequent changes in recent years, executive agencies, coordinating and assisting the development of small and medium-sized businesses in the country - in order to strengthen the position of small and medium-sized businesses in the country to ensure the development and adoption of the implementation of the territory of our republic any large-scale projects federal associated with energetic infusions of investment and innovation, etc.
small and medium-sized businesses
municipalities
faktory business development.

По данным республиканских органов статистики, в республике в настоящее время на разработку приоритетных направлений науки, техники и технологии расходуется лишь 0,004% республиканского бюджета. Этого крайне недостаточно для того, чтобы республика имела устойчивый и поступательный экономический рост. Сегодня в Башкортостане абсолютное большинство инновационно активных предприятий сконцентрировано в машиностроении и металлообработке, химической, нефтехимической и пищевой отраслях промышленности. Всего в республике таких предприятий промышленности около 60, или всего 6% от общего количества крупных и средних предприятий, а доля инновационной продукции в общем объеме едва превышает 2%.

К сожалению, в Башкортостане, равно как и в стране в целом, до сих пор отсутствует целостная стратегия строительства конкурентоспособных, инновационных высокотехнологичных отраслей. Как результат - отсутствие собственных инновационных средств у предприятий, низкий уровень государственного финансирования новых разработок, слабо развитая рыночная инфраструктура инновационной деятельности, недостаток квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента, а также неотработанность механизма государственной поддержки инноваций. Все это препятствует строительству в республике эффективной, инновационной экономики.

Совершенно очевидно, что роль республики в создании эффективной экономики должна быть выше, чем сейчас. Это должно выражаться главным образом в поддержке необходимых структурных преобразований и продвижении институциональных реформ, которые создают условия для развития наукоемких производств и высоких технологий.

Основные принципы проведения структурной политики, на наш взгляд, заключаются в развитии отраслей с высокой степенью переработки, применением эффективных, инновационных технологий, в создании благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Если говорить предметно о структурной перестройке экономики, то республиканская власть должна стимулировать с помощью бюджета развитие отраслей с длительным циклом производства и широким кругом поставщиков, способных максимально увеличить создаваемую добавленную стоимость продукта. К таким отраслям относится в первую очередь наукоемкое машиностроение. Одновременно должны стимулироваться такие инновационные отрасли, как приборостроение, авиа- и биотехнологии, программирование. Важность данных отраслей определяется их способностью к сохранению и воспроизводству технологического и кадрового потенциала. Бюджет республики должен поддерживать развитие инфраструктуры - совершенствование автомобильных и железнодорожных магистралей, строительство мостовых переходов, модернизацию коммуникаций.

На наш взгляд, следует значительно повысить бюджетные расходы на поддержку ученых, научных коллективов, работающих в сфере высоких технологий, на приоритетных направлениях науки. Главная задача бюджетной политики должна состоять в придании инвестициям инновационного характера. Только на этой базе можно обеспечить финансовую основу для инновационного прорыва, сделать конкурентоспособными отечественные товары и услуги.

В отношении малого и среднего предпринимательства, особенно формирующегося или перестраивающегося в соответствии с требованиями структурных преобразований, такой вывод об инновационности инвестиций, инновационного развития должен звучать еще категоричнее, поскольку к приходу малого и среднего бизнесмена на рынок в основном все ниши, приносящие прибыль, как правило, уже заняты. Соотношения между спросом и предложением на товары уже обусловлены негласными соглашениями между покупателями и продавцами по поводу уровня прибыли, который всегда в определенной мере носят монополистический и рентный (по получению технологической ренты) характер, так как являются следствием определенного ограничения предложения. Излишнее предложение, как известно, ведет к снижению спроса, цены и соответственно прибыли, результатом чего оказывается убыточность производства, как определенный шаг в сторону банкротства.

Поэтому легкий способ вхождения на рынок новым предпринимателям исключен, если, конечно, он не связан с какой-либо квотой, определяемой уже существующими средними и крупными предприятиями в связи со связыванием звена технологической цепочки по производству конечной продукции, доставляющей в целом эффект экономии затрат для них. Это, естественно, обуславливает высокий уровень издержек «связывающего» предприятия, высокую эксплуатацию труда в нем, как самогó «малого» предпринимателя, так и наемных работников его предприятия. Развитие такого предприятия не имеет особых перспектив, если опять-таки не будет опираться на инновационные технологии.

Таким образом, важнейшей задачей в сфере структурных преобразований экономики является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Именно этот сектор создает новые рабочие места, пополняет бюджет и способствует инновациям, увеличивает социальный слой среднего класса. Отметим в связи с этим некоторые результаты, полученные в рамках наших исследований по проблемам развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, с тем, чтобы указать на некоторые специальные меры их экономической, правовой и административной поддержки, которые необходимо реализовать для обеспечения условий их инновационного прорыва и эффективного развития.

Первым в этом отношении результатом является полученная слабая зависимость уровня развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан в разрезе муниципальных образований от уровня своего территориального потенциала. Иначе говоря, уровень развития предпринимательства по муниципальным образованиям весьма слабо зависит от наличия территориальных ресурсов.

По сути дела, такое положение означает слабость или отсутствие связи между уровнем развития предпринимательства в муниципальных образованиях и наличием объективно существующих производственных, рыночных, социальных факторов на местах. Тогда получается, что развитие предпринимательства по муниципалитетам более всего зависит от случайных субъективных обстоятельств.

Распространены и случаи, когда использование муниципального территориального потенциала оказывается более затратным в отношении вовлечения его в бизнес и использования, чем получение той или иной помощи со стороны государства или вовлечение и использование ресурсов за пределами муниципалитета.

В муниципальных образованиях часто случается и то, что ресурсный потенциал их территории используется лучше, «агрессивнее» и эффективнее другими формами организации бизнеса как республиканского подчинения, так и подчинения другого уровня и территорий, то есть не в пользу субъектов малого и среднего бизнеса республики. Поэтому с точки зрения дальнейших исследований интересен вопрос: куда уходит ресурсный потенциал муниципалитетов, а значит и республики? И каково должно быть здесь соотношение в использовании собственного потенциала муниципалитета в интересах малого и среднего бизнеса местного значения и сторонних организаций?

Изучение этих вопросов нуждается в постановке и решении других научно-исследовательских задач по выявлению фактического ресурсного потенциала муниципалитетов, доли их использования малым, средним, крупным бизнесом с определением их ведомственной принадлежности и подчинения, а также юрисдикции с тем, чтобы потом мерами регулирующего, стимулирующего характера направить использование потенциала более всего на пользу республике, его населению как результатами деятельности республиканских предприятий, так и обеспечением занятости населения, доходами во имя повышения его благосостояния.

Несоответствие между развитием малого и среднего бизнеса от уровня потенциала муниципальных образований может быть объяснено и различным уровнем достоверности статистической отчетности в разных МО республики. С другой стороны, отсутствие прямой связи между указанными показателями говорит и о роли субъективного фактора в развитии предпринимательства. Не секрет, что сложившийся в разных регионах стиль руководства муниципальными образованиями, формы взаимоотношений власти и бизнеса, менталитет руководства самым непосредственным образом отражаются в показателях развития предпринимательства.

Повышению эффективности воздействия на бизнес, особенно на муниципальном уровне, могут способствовать следующие меры:

- повышение уровня компетентности представителей власти в вопросах предпринимательства, что требует расширения практики привлечения представителей бизнеса в органы власти;

- достижение единонаправленности программ экономического и социального развития муниципальных образований (развития малого бизнеса, занятости, социальной защиты населения, инноваций, инвестиций и т.п.);

- активизация деятельности общественных организаций самих предпринимателей.

Другой аспект результатов наших исследований состоит в выявлении уникального качества современной экономики нашей республики обеспечивать в условиях всеобщего для нашей страны общефедерального экономического пространства, единого по стране предпринимательского климата высокую производственную эффективность функционирования республиканского производства по сравнению с остальными субъектами Федерации по стране. Так, «по итогам 2011 года первое и второе места по доле прибыльных предприятий по-прежнему занимают Республика Башкортостан и Санкт-Петербург, где показатель превышает 80%. В первую пятерку также входят Республика Татарстан, город Москва и Ростовская область». И далее: «В промышленной группе доля прибыльных предприятий превышает 70% у 16-ти регионов, среди которых лидерами являются Республика Башкортостан и Татарстан с показателями 83,9% и 79% соответственно» [3, с. 29].

Этот факт имеет существенное, чисто практическое значение для перспективного развития республиканской экономики. Это означает, что у нас имеется больший задел для расширения собственных источников накопления капитала. Это также означает, что в случае такого расширения не надо ходить с протянутой рукой и просить инвестиции, которые никто бесплатно не дает. Это означает, что, развиваясь на базе собственных накоплений, мы будем оставлять у себя в республике для дальнейшего активного использования производственную прибыль, будем иметь более широкие возможности по увеличению заработной платы наемному персоналу, будем иметь большую способность к приобретению и возврату разного рода ссуд и т.д. и т.п. И вообще будем иметь больший запас прочности нашей экономики и общества.

Следующий аспект наших результатов состоит в необходимости лучшего налаживания системы постоянного контроля и курирования за деятельностью СМСП, в том числе в разрезе МО, поскольку эта часть предпринимательства менее всего способна обеспечить защиту своих прав в сложной рыночной, не всегда этичной по отношению к ней среде. В свете этого требуется наладить серьезную смычку СМСП с наукой, научными и образовательными учреждениями республики.

Следующим в системе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в республике необходимо выделить наблюдающийся факт частой смены в последние годы органов исполнительной власти, координирующих и оказывающих содействие развитию малого и среднего бизнеса в республике. Летом 2009 года был образован Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле, который взял на себя функции по развитию и поддержке СМСП взамен ликвидированного Министерства внешнеэкономических связей, торговли и промышленности Республики Башкортостан. Однако это была не просто передача функций одного ведомства другому, а результат осознания руководством республики значимости малого и среднего бизнеса и необходимости его поддержки для общего процветания Республики Башкортостан и повышения благосостояния её жителей. Именно в 2009 году были созданы организации инфраструктуры, которые играли и играют сегодня большую роль в развитии СМСП. Это, прежде всего, Лизинговый фонд Республики Башкортостан, Гарантийный фонд Республики Башкортостан, Автономная некоммерческая организация «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан».

В декабре 2010 года Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле был преобразован в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму и в октябре 2012 года ликвидирован. Функции по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан переданы Министерству экономического развития Республики Башкортостан.

Таким образом, по истечении последних трех лет вопросами малого и среднего предпринимательства занимались четыре органа исполнительной власти. В то же время, несмотря на частые «встряски», указанные структуры достаточно хорошо справлялись с возложенными на них обязанностями и показали неплохие достижения, о чем и говорят результаты нашего исследования. Поэтому не понятен смысл таких частых реорганизаций и ликвидации органов исполнительной власти, непосредственно занимающийся вопросами малого и среднего бизнеса, и создание на их базе новых структур, когда подвергшиеся реорганизации структуры обеспечивали свое эффективное функционирование. Возникает опасение, что в будущем это может привести к снижению эффективности их функционирования.

В качестве еще одного аспекта результатов нашего исследования хотелось бы предложить в целях укрепления позиций малого и среднего предпринимательства в республике разработку и принятие на реализацию на территории нашей республики каких-либо масштабных проектов федерального значения, связанных с энергичными вливаниями инвестиций и внедрением инноваций. В этом отношении возможны варианты проектирования развития отдельных направлений нанотехнологии, производства новых композиционных материалов, продуктов малотоннажной химии, биотехнологий и т.п.

В связи с этим требуется создание общественно-организационных и государственных институтов, способных обеспечить тесное сотрудничество бизнес-структур с теми научно-исследовательскими учреждениями республики, которые способны возглавить указанные проекты и т.д.

Рецензенты:

Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН», г. Уфа.

Аскаров Альмир Ахтямович, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ МСХ РФ «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.