Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF SELF-DETERMINATION OF SENIORS IN THE SPHERE OF WORKING TRADES

Kormakova V.N. 1
1 Belgorod State National Research University
The article proves the effectiveness of the model of pedagogical maintenance of self-determination of seniors in the sphere of working trades. The content of the model is revealed on the basis of a technological support of the given process. The structure of a developed model consists of the following components: purposes, stages, teaching environment, technologies, a variety of methods and techniques to promote self-determination of seniors in the sphere of working trades. This model is considered as a way to build a system of joint activity of subjects of self-determination process, providing diagnosed and predictable result of self-determination of seniors in the sphere of working trades in the changing educational and professional activity of seniors, as systematic and consecutive embodiment in practice pre-designed self-determination of seniors in the sphere of working trades. The model reflects stage-by-stage expansion of the «image I in the working trade» and in the following order: the purpose, the means, the process and the result. This article describes the content of pedagogical activities at every technological stage.
self-determination of seniors in the sphere of working trades
a pedagogical maintenance
a model

Разработка модели педагогического сопровождения процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий осуществлялась на основе исследования сущностных характеристик самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, построения критериальной базы оценки педагогического сопровождения самоопределения, выделения последовательности и характеристики его уровней, выявления ведущих тенденций, принципов и психолого-педагогических условий [2]. По содержанию модель процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий охватывает решения в области структуры и объемов деятельности общеобразовательного учреждения на основе отношений социального партнерства, стратегические аспекты управления, технологическое обеспечение реализации процесса. Модельный уровень решения проблемы предполагает преобразо­вание теоретического замысла в конкретный проект его реализации.

Значение создаваемой модели заключается в организации процесса самоопределения в сфере рабочих профессий таким образом, чтобы осуществлялось «восхождение» старшеклассников к ценностям рабочих профессий на основе учета их возрастных особенностей, ценностных ориентаций, интересов, способностей и профессиональной мотивации в соответствии с потребностями развития личности обучающегося и общества. Принцип индивидуализации процесса педагогического сопровождения самоопределения в сфере рабочих профессий мотивирует старшеклассников «творить» жизненные ситуации самостоятельно, вырабатывая авторскую стратегию личностного и профессионального самоопределения. Поэтому модель должны обладать «стратегическим видением» (А. М. Моисеев), включающим стратегический анализ, технологию и управление изменениями [5].

Моделирование предопределяет способность обеспечить реализацию приоритетов, направлений и перспективных задач самоопределения в сфере рабочих профессий; учитывать их при разработке и принятии управленческих решений; оказать помощь в понимании и принятии предназначения стратегии самоопределения старшеклассниками, их родителями, другими социальными партнерами общеобразовательной школы для последующих действий в направлении самоопределения в сфере рабочих профессий [4]. Разъяснение данной модели мы осуществим посредством раскрытия содержания ее компонентов с обоснованием этапов процесса сопровождения самоопределения.

Модель процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий отражает в себе организацию деятельности субъектов процесса самоопределения, которая характеризуется: ориентацией выпускников школ на сферу будущей профессиональной деятельности как способа личностного и профессионального самоопределения, что обусловливает предрасположенность старшеклассника к осмыслению рабочих профессий, возможность самоопределения в сфере рабочих профессий; ориентацией на ценностную насыщенность учебно-профессиональной деятельности обучающихся; ориентацией на решение учебно-профессиональных задач, что позволяет обучающемуся расширить возможности освоения рабочей профессии в условиях социокультурной среды школы.

Как система перспективных, научно обоснованных предписаний, которая определяет и реализует впоследствии наиболее оптимальные приемы и методы достижения поставленных педагогических целей, модель обладает следующими признаками (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Н. Ф. Талызина и др.): целевая установка; организованность и управляемость; средством реализации модели процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий является «жизнеотношенческая» (Б. Т. Лихачев), ориентированная на сферу рабочих профессий, ситуация как совокупность жизненных обстоятельств; этапность; структурная и содержательная целостность; относительная завершенность, универсальность, вариативность [2; 4].

При разработке модели процесса педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий мы исходили из идеи, согласно которой модель рассматривается как системный способ построения совместной деятельности субъектов процесса самоопределения, обеспечивающей диагностируемый и прогнозируемый результат самоопределения в сфере рабочих профессий в изменяющихся условиях учебно-профессиональной деятельности старшеклассников; как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса самоопределения в сфере рабочих профессий [2; 5].

Построение модели педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников сфере рабочих профессий основывалось на идее о том, что все компоненты модели (целевые установки, этапы, технологии, методы и приемы работы, формы со-деятельности субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий) должны удовлетворять требованиям инвариантности, воспроизводимости, оптимальности, экономичности, креативности, корректируемости по отношению к качеству результатов.

Процесс педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий рассматривается нами с позиций культурологического подхода. Поэтому модель данного процесса строилась с учетом культурологических механизмов самоопределения личности, в соответствии с внутренней логикой самоопределения в сфере рабочих профессий и осуществляемой посредством его организации по этапам, обеспечивающей особый характер их взаимосвязи на каждом этапе. Результатом данного процесса становится соотнесение старшеклассником как будущим работником современного производства своих возможностей, сложившихся ценностных ориентиров, личностных смыслов, представлений о своем «Образе Я» (Я-реальное) с ценностями рабочих профессий, смыслами, требованиями профессии к человеку, которые задаются культурой самоопределения в сфере рабочих профессий (Я-идеальное), и выбор, ведущий к построению на этой основе культуросообразной модели самоопределения в сфере рабочих профессий и саморазвития (Я-динамическое), включающей осознанные, спроектированные и принятые жизненные стратегии, ценности рабочих профессий, основанные на них личностные и профессиональные перспективы, возможности, направления личностного саморазвития. Данная логика определяет внутреннее содержание каждого этапа специально организованной деятельности по педагогическому сопровождению субъектов самоопределения в сфере рабочих профессий.

Разработанная модель отражает два уровня организации деятельности старшеклассников: вертикальный, обеспечивающий непрерывность, системность и целостность процесса самоопределения старшеклассника в сфере рабочих профессий посредством единой логики, определенной структуры и иерархии взаимосвязанных ступеней деятельности; и горизонтальный, предполагающий ее системную организацию внутри каждого этапа. Системная организация деятельности, направленная на самоопределение в сфере рабочих профессий, предполагает качественное преобразование всех входящих в нее компонентов, а также путей и способов их взаимного усиления, резонансного воздействия, ведущего к возникновению необходимых искомых новообразований. Основным условием, обеспечивающим постепенное продвижение в самоопределении в сфере рабочих профессий на обозначенных этапах, служит смена приоритетных видов деятельности, механизмов их реализации и соответствующих им технологий.

Задачами мотивационно-целевого этапа явились формирование позитивной и устойчивой профессиональной мотивации; интереса и желания овладеть культурой самоопределения; развитие положительного отношения у школьников к себе как субъекту самоопределения в сфере рабочих профессий; инициирование личностной рефлексии старшеклассников по поводу самоопределения в сфере рабочих профессий, обеспечивающего освоение ими субъектной позиции в процессе самоопределения в сфере рабочих профессий.

Содержание работы включало в себя: формирование представлений о культуре самоопределения в сфере рабочих профессий; освоение и присвоение ценностей рабочих профессий в процессе учебно-профессиональной деятельности; формирование и развитие профессионально важных качеств личности, необходимых в труде в сфере рабочих профессий. Данное содержание осваивалось старшеклассниками при изучении элективного курса «Культура самоопределения школьников в сфере рабочих профессий», обеспечивающего становление культуры самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий посредством формирования у обучающихся внутренней положительной мотивации, стимулирующей активную учебно-профессиональную деятельность в освоении конкретных рабочих профессий. Данный курс был призван помочь старшеклассникам в овладении научной организацией учебно-профессиональной деятельности, что позволило на качественно новом уровне решать задачи личностного и профессионального самоопределения в целом и задачи самоопределения в сфере рабочих профессий в частности, а также повысить уровень их базовой культуры, способствовать формированию профессионально важных качеств, позволяющих оптимизировать процесс самоопределения и расширить социокультурное пространство жизни в контексте перспективного выбора и апробации себя в разных видах деятельности [4].

Технологическое обеспечение на данном этапе включало: коллективное и групповое взаимодействие («мозговой штурм», семинар-дискуссия, групповая дискуссия, работа в группах сменного состава, технология взаимообучения и т.д.); технологии имитационного моделирования основ реальной профессиональной деятельности рабочего в условиях современного производства (ролевые, деловые игры, имитационное проектирование); психотехнические упражнения и игры, концентрация и визуализация, экспресс-диагностики эмоциональных состояний и др.

При этом создавались условия по ориентации субъектов процесса самоопределения на культурологические ценности; становлению культуры самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий; осуществлялось педагогическое содействие старшеклассникам в их самоопределении в сфере рабочих профессий. Результатом стали интенсивность и устойчивость мотивации школьников (способность изыскивать внутренние резервы для решения проблемных задач и ориентированных на сферу рабочих профессий ситуаций); интерес и желание овладеть культурой самоопределения; доминанта внутренней мотивации (преобладание в иерархии учебно-профессиональных, учебно-познавательных и нравственных мотивов над утилитарными мотивами и мотивами конкурентоспособности).

На проектировочном этапе были решены задачи по формированию ценностного отношения к рабочим профессиям, к личности рабочего современного производства; освоение ценностей рабочей профессии; формированию представлений об индивидуальном жизненном маршруте и месте профессиональной карьеры в нем; развитию профессионально важных качеств, необходимых в труде в сфере рабочих профессий. Содержательно была проведена работа по организации обучающихся на восприятие ценностей рабочих профессий, формирование суждения о них, уважительное отношение к труду в сфере рабочих профессий. На этом этапе у школьников была сформирована целостная система знаний о мире профессий, о рабочих профессиях, требованиях общества, рынка труда и профессии к выпускникам общеобразовательных организаций как будущим работникам современного производства; осознание общественной ценности рабочих профессий; положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности.

Освоение данного содержания осуществлялось посредством изучения интегрированного элективного курса «Проектирование жизненных стратегий и профессиональная карьера старшеклассников», обеспечивающего способность проектировать жизненные стратегии, самостоятельно определить в качестве будущей профессиональной деятельности сферу рабочих профессий, повысить уровень профессионального самосознания старшеклассников в ситуациях самоопределения.

Технологическое обеспечение данного этапа сопровождения включало в себя тренинги профессионально-личностного самоопределения на основе техник работы с самосознанием в процессе занятий и в самостоятельной внеурочной деятельности старшеклассников; информирование, беседу, ролевое проигрывание, эвристические беседы, моделирование и проектирование, развивающие, ролевые и деловые игры, коуч-технологии; учебный проект как ситуацию-образец, призванную обеспечить интенсивное погружение старшеклассников в процесс самоопределения [5].

Данная работа проводилась при следующих специально созданных условиях: ориентации субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий на культурологические ценности, в оказании помощи в овладении старшеклассниками рефлексивными умениями, умениями проектировать жизненные стратегии.

В результате проведенной работы у обучающихся сформировались позитивное ценностное отношение к рабочим профессиям (уважительное отношение к труду в сфере рабочих профессий, осознание общественной ценности рабочих профессий, положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности); профессионально важные качества, необходимые в труде в сфере рабочих профессий (самостоятельность, ответственность, организованность, инициативность, исполнительская дисциплина и др.); личностно значимая направленность на самоопределение в сфере рабочих профессий (значимость рабочих профессий как личностной ценности, потребность в профессионально-личностном саморазвитии, творческой самореализации).

На операционально-деятельностном этапе решались задачи формирования учебно-профессиональных и организационно-проектировочных умений; актуализировался опыт учебно-профессиональной деятельности и опыт решения ориентированных на сферу рабочих профессий ситуаций и проблемных задач. Содержательно это выражалось в решении ориентированных на сферу рабочих профессий задач, принятии решений в моделируемых проблемных профессионально ориентированных ситуациях; проектировании, моделировании, организации и анализе ситуаций-аналогов реальной деятельности в сфере рабочих профессий; осуществлении отношений социального партнерства в решении проблемы самоопределения в сфере рабочих профессий.

Технологическое обеспечение включало тренинги саморазвития и общения; деловые (ДИ), организационно-деятельностные (ОДИ) и проблемно-деятельностные игры (ПДИ); технологии группового и коллективного взаимодействия (дискуссии, работа в группах сменного состава, мозговой штурм); сочинения-эссе; создание ситуаций успеха в учебно-профессональной деятельности; создание портфолио; элективные курсы и специальные практикумы; индивидуальные и групповые консультации; практика на производстве; содействие реализации индивидуальных программ личностного и профессионального самоопределения; активизирующие опросники; анализ проблемных профессионально ориентированных ситуаций и решение различных профессионально ориентированных задач; профессиональные пробы [1; 3; 5].

В условиях оказания педагогического содействия процессу самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, оказания помощи старшеклассникам в овладении рефлексивными умениями были получены следующие результаты: сформированность у старшеклассников учебно-профессиональных и организационно-проектировочных умений; умений планирования учебно-профессиональной деятельности, сопоставления своих способностей и возможностей с требованиями профессии, решения ориентированных на сферу рабочих профессий проблемных задач и ситуаций.

На рефлексивно-оценочном этапе были решены задачи становления образа «Я-профессиональное», самоосознания реальных возможностей в моделируемых ситуациях-аналогах деятельности в сфере рабочих профессий, формирования умений самодиагностики и самоанализа; идентификации и самореализации старшеклассника в различных ролевых позициях рабочего современного производства (парикмахер, стилист, слесарь, станочник).

Старшеклассникам была оказана помощь в овладении умениями индивидуальной и совместной рефлексии, анализа и оценки ситуаций полисубъектного взаимодействия, самооценки на разных этапах самоопределения в сфере рабочих профессий. Технологическое обеспечение включало профессиональные «пробы сил» и учебное проектирование, имитационные игры, упражнения и тренинги, анализ конкретных ориентированных на сферу рабочих профессий задач и ситуаций (case-study); создание реальных ситуаций-аналогов профессиональной деятельности рабочего; проектирование профессиональных задач производственного содержания. В результате у старшеклассников были сформированы умения самодиагностики самоопределения в сфере рабочих профессий, самоанализа полученных результатов, оценка их эффективности и поиск резервов саморазвития.

Разработанная нами модель процесса педагогического сопровождения призвана задать общую конструкцию процесса самоопределения в сфере рабочих профессий, определить элементы, которые при специально созданных психолого-педагогических условиях гарантируют высокий уровень эффективности самоопределения в сфере рабочих профессий при последующем ее воспроизведении. Модель отражает поэтапное развертывание «Образа Я в рабочей профессии» и реализуется в следующей последовательности: цель (личностный смысл, мо­тив выбора рабочей профессии) - средство (знания о себе, о рабочих профессиях, их требованиях профессии к личности, самооценка профессионально важных личностных качеств в соответствии с требованиями будущей профессии) - процесс (соотнесение «Образа Я» с «Образом будущей профессии») - результат («Образ Я в будущей профессии»).

Статья опубликована в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.), соглашение № 14.А18.21.0042.

Рецензенты:

Шилова В. С., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского, г. Белгород.

Шеховская Н. Л., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.