Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CONDITIONS OF FORMATION OF INVESTMENT HETEROGENEITY OF THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS

Boyko S.V. 1 Mustafaeva E. R. 2
1 Branch of “St. Petersburg State Economic University” in Cherepovets
2 FSBEI HPE"Saint-Petersburg humanitarian University of trade unions"
Основной задачей современной инвестиционной политики региона является оптимизация отраслевой структуры экономики, увеличение в ней доли обрабатывающих секторов промышленности на основе модернизации производственно-технологической базы. Инвестиционная политика в регионе, направленная на эффективное использование ресурсного потенциала, предполагает укрепление и расширение хозяйственных связей и кооперации, повышение роли инноваций и интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы. Рассмотрены ведущие регионы по относительному объему инвестиций в основной капитал; неоднородность инвестиционной активности регионов; процесс формирования региональной политики; инвестиционный климат; инвестиционная чувствительность. Полученные данные в ходе оценки дают возможность понять, что выбор сложившихся производственных отношений происходит с учетом как местных, так и межрегиональных интересов для реализации инвестиционных проектов. Данные результаты исследования инвестиционной неоднородности экономики регионов могут быть использованы при разработке инвестиционной стратегии развития отдельных регионов, федеральных и региональных инвестиционных программ, а также найти применение в учебном процессе при подготовке лекционных курсов по экономическим дисциплинам, касающихся вопросов управления региональной экономикой, инвестиционной деятельностью. Таким образом, инвестиционная привлекательность на межрегиональном уровне на сегодняшний день затрагивает множество процессов микро- и макроэкономических уровней.
The basic task of modern investment politics of region is optimization of branch structure of economy, increase in her stakes of processing sectors of industry on the basis of modernisation of productively-technological base. Investment politics in a region, sent to the effective use of resource potential, strengthening and expansion of economic connections and co-operation, increase of role of innovations and intensity of investment processes supposes at all levels of the socio-economic system, development of infrastructural base. Leading regions are considered on the relative volume of investments in the fixed assets; heterogeneity of investment activity of regions; process of forming of regional politics; investment climate; investitionssensitiveness. The obtained data during an estimation give an opportunity to understand that the choice of the folded productive relations takes place with an account, both local and interregional interests for realization of investment projects. These results of research of investment heterogeneity of economy of regions can be drawn on at development of investment strategy of development of separate regions, federal and regional investment programs, and also to find application in an educational process at preparation of lecture courses on economic disciplines, touching management questions a regional economy, investment activity. Thus, an investment attractiveness at interregional level to date affects the great number of processes mikro- and macroeconomic levels.
investment sensitivity investment potential of region’s and investment risk.
investment climate of the region
investment climate
the spatial organization of the economy
investment processes
regional heterogeneity of the investment arena
the rate of heterogeneity
economic space
regional heterogeneity investment area

Введение

Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов региональной экономики многообразна. Демографические, географические, социальные, исторические, политические факторы развития предопределили наличие и ключевые направления развития производств в соответствии с предполагаемым и уже известным ресурсным потенциалом региона.

На начальной стадии развития экономики региона базовыми направлениям развития инвестиций как внутри региона, так и на межрегиональном уровне являлись проекты по развитию ресурсного потенциала. Такое положение дел описано в исследованиях экономического развития регионов множества стран конца 18 – начала 19 века. При этом не следует забывать о новых способах добычи ресурсов, а также о новых локациях, где ресурсы обнаруживаются впервые. Интенсивность проектов 21 века по освоению ресурсного потенциала регионов гораздо ниже, чем два века назад, однако масса инвестиционных ресурсов растет с ростом стоимости технологий. Поэтому общей тенденцией в этом направлении развития региональных инвестиций представляется сужение перечня объектов для выполнения исследовательских, поисковых работ при увеличении стоимости машин и оборудования, увеличивающих выработку ресурсов.

Параллельно наблюдается развитие сельскохозяйственных территорий, а также территорий для развития сферы торговли и услуг. Говоря о сложившихся тенденциях эти направления развиваются последовательно, и интенсивность реализации проектов увеличивается с каждым десятилетием.

Наиболее сложным для организации и реализации представляются инвестиционные проекты развития промышленных производств. В региональных проектах прямые инвестиции в производственные мощности носят как региональный, так и межрегиональный, а иногда и трансрегиональный характер.

Особенностью территориального распределения инвестиций в современном экономическом пространстве является приращение промышленного производства через реализацию смежных проектов, в которых смешиваются условия реализации многоотраслевых производств.

Смещение в пользу расширения области применения высоких технологий отражается на ведущих направлениях прямых инвестиций.

Другим условием поступательного развития инвестиций является наличие инноваций, которые в большинстве своем требуют наивысшей инвестиционной активности для своей последовательной реализации.

Эти и некоторые другие условия требуют изучения проблем инвестиционной неоднородности в разрезе деятельности взаимодействующих регионов.

Качество любого экономического пространства, в том числе и инвестиционного, определяется многими характеристиками и параметрами (плотность, размещение, связанность и др.). Одним из таких параметров, характеризующим внутреннюю структуру инвестиционного пространства страны, является показатель неоднородности. В частности, под региональной неоднородностью инвестиционного пространства следует понимать уровень межрегиональных различий в относительных объемах привлекаемых капиталовложений.

Правомерно предположить, что исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов. Изучение динамики изменения неоднородности инвестиционного пространства имеет актуальное значение в макроэкономическом мониторинге и прогнозировании. Так, уменьшение степени пространственной неоднородности инвестиций создает более благоприятные условия для перспективного развития экономики отдельных регионов и страны в целом, а также способствует нивелированию межрегиональных экономических и социальных различий. И наоборот, усиление инвестиционной неоднородности имеет своим неизбежным следствием расширение проблемных территорий, ослабление межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, ведущих, в конечном счете, к дезинтеграции национальной экономики.

Объективным результатом реализации инвестиционной привлекательности региона является его инвестиционная активность (с соблюдением некоторого временного лага). В ходе оценки инвестиционной ситуации в субъектах РФ игнорировать наличие взаимосвязи между этими двумя характеристиками неправомерно. В соответствии с методологией Госкомстата России, показателем активности инвесторов выступает объем инвестиций в основной капитал. Распределение инвестиций в основной капитал в процентном исчислении по основным регионам приведено в таблице 1. Только на основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о достаточно высокой и монотонно возрастающей концентрации инвестиций в ограниченном числе регионов [1;5].

Таблица 1

Ведущие регионы России по относительному объему инвестиций в основной капитал

№ п/п

Cубъект РФ

Доля региона в инвестициях в основной капитал по годам, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

г. Москва

5,95

3,93

4,55

6,80

11,79

10,69

11,74

13,10

16,02

14,33

13,41

12,36

12,54

2

Ханты-Мансийский АО

4,72

5,52

9,22

8,28

6,23

7,06

7,31

8,35

6,58

6,21

9,20

10,54

9,26

3

Ямало-Ненецкий АО

3,50

3,30

3,90

3,80

4,28

4,90

6,13

6,30

4,05

5,44

7,08

7,08

7,52

4

Краснодарский край

2,22

2,28

2,17

2,74

2,49

2,62

2,75

2,44

2,97

3,91

4,70

3,86

4,10

5

г. Санкт-Петербург

2,36

2,09

1,57

1,56

2,45

2,51

2,22

2,78

3,29

4,87

3,08

3,35

3,88

6

Московская область

3,40

3,01

2,98

3,71

4,54

4,10

3,59

3,47

5,11

5,54

4,35

3,61

3,66

7

Республика Татарстан

2,59

2,65

3,02

3,23

2,68

2,86

3,25

3,47

3,08

3,04

3,84

3,76

3,47

8

Республика Башкортостан

2,33

2,49

3,17

3,43

3,07

3,24

3,53

3,10

3,12

2,59

3,05

2,67

3,18

9

Свердловская область

2,53

2,62

3,40

3,01

3,01

3,15

3,26

3,47

2,95

2,55

2,22

2,12

2,33

10

Красноярский край

2,58

3,39

2,91

2,39

2,31

2,60

2,86

2,61

2,02

1,86

2,03

2,04

1,81

Итого

32,20

31,29

36,87

38,94

42,84

43,72

46,64

49,10

49,18

50,35

52,95

51,40

51,76

По всей видимости, заметная неоднородность инвестиционной активности регионов явилась одной из основных особенностей периода рыночного реформирования российской экономики и связана с наличием у узкой группы субъектов РФ исключительных (монопольных) преимуществ.

В советское время в стране сложилась определенная пространственная организация хозяйства (чрезмерная концентрация большого числа производств, узкая специализация регионов, большие расстояния между производителями и потребителями). Ее формирование происходило под влиянием не столько экономических, сколько политических факторов. В дореформенный период (до 1991 года) в РСФСР эти различия в определенной мере сглаживались проводимой советским правительством централизованной политикой «выравнивания» темпов индустриального развития регионов. Инструментами подобной политики региональной конвергенции были усиленное финансирование центром экономики и социальной сферы отстающих регионов, многочисленные дотации и субвенции, усреднение транспортных тарифов, плановое ценообразование и т.п. [6].

Построение такого рода региональной политики во многом зависит от состава и структуры ресурсов в регионе, возможностей привлечения инвестиций (инвестиционный потенциал), а также целей, которые ставит перед собой руководство региона.

В общем виде процесс формирования региональной политики можно представить в виде схемы (рис.1) [3; 4].

Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством и предпри­ятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления средств и повышения их техническо­го уровня. В отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу слож­ных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритери­альная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую раз­нонаправленных.

В рамках разрабатываемой инвестиционной политики должен быть учтен ряд основополагающих моментов. Необходимо определить конкретные региональные инвестиционные приори­теты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и реги­онального подходов при распределении средств федерального бюджета; проводить более полный учет региональных особенно­стей при проведении рыночных реформ, оказывающих влияние на инвестиционный процесс; осуществлять мероприятия по созда­нию равных для всех регионов условий формирования и исполь­зования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.

Социальное государство как организованная система имеет мно­гоуровневое строение, элементы которого отличаются друг от дру­га своим содержанием, а потому требуют разных форм и методов управления. Выбор этих форм и методов может быть эффектив­ным только тогда, когда он будет адекватен потребностям разви­тия управляемой системы как взаимодействующих субъектов ее организации.

Благоприятный инвестиционный климат является основным условием притока капитала в стране.

Под инвестиционным климатом понимается совокуп­ность целого ряда факторов (политических, экономических, социаль­ных и т.д.), которые представляют собой единое целое, сложились под воздействием определенной внешней и внутренней государственной политики и отражают способность эффективно использовать привле­ченный капитал [2]. Это определение универсально, применимо для ха­рактеристики инвестиционного климата как государства в целом, так и отдельно взятого предприятия или территориального образования.

Инвестиционный климат региона РФ представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и др. условий, определяющих масштабы (объем и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал данного региона РФ. Инвестиционный климат состоит из двух компонентов – инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в нем [7].

Наряду с инвестиционным климатом в научной литературе принято выделять еще один важный параметр, используемый при инвестиционных ис­следованиях экономических систем, – чувствительность. Инвестици­онную чувствительность можно считать первой производной от инвес­тиционного климата, так как она характеризует исследуемую систему в конкретный момент времени и при конкретном инвестиционном воздействии [2]. Инвестиционная чувствительность проявляется только при внешнем воздействии: нет воздействия, нельзя определить и чувст­вительность. Инвестиционная чувствительность определяется как реак­ция системы внешнего воздействия, – в этом качестве выступают ин­вестиционные ресурсы.

Таким образом, если инвестиционный климат характеризует саму экономическую систему в целом, а точнее сказать, статические характе­ристики, то инвестиционная чувствительность отражает динамические свойства системы, т.е. ее скоростные данные.

Наряду с понятием инвестиционный климат в современной литературе встречается термин инвестиционный потенциал Регина и инвестиционный риск.

«Анализ инвестиционного климата – одна из составных частей эконо­мической безопасности, так как позволяет определить способность эко­номики к привлечению инвестиций и, следовательно, к дальнейшему экономическому росту.

Представляется целесообразным при определении инвестиционной привлекательности, как специальной способности объекта, взять за основу критерии, характеризующие уровень инвестирования, – инвестиционный потенциал и инвестиционный риск» [6].

Моделирование инвестиционного климата принимающим регионом или страной в целом составляет важный элемент выработки государственной политики при­влечения и использования капитала, поскольку оно (моделирование), во-первых, дает представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране-реципиенте капитала, а в-третьих, позволяет четче осознать мотивацию того или иного повеления инвестора.

Рассуждая об инвестиционном климате, нельзя не отметить такой важный факт, как необходимость благоприятных инвестиционных усло­вий и для самих российских инвесторов.

Особенности межрегиональных инвестиций и региональных инвестиционных программ соответствуют целям и задачам развития ресурсного и производственного потенциалов регионов.

Так, сложное промышленное производство зачастую требует организации ресурсного обеспечения со стороны двух и более регионов. А значит, организация финансирования в соответствии с задачами межрегионального развития имеет межрегиональный характер.

Наиболее остро это направление межрегионального взаимодействия реализуется в рамках программ редевелопмента территорий.

Большинство современных крупных агломераций вытесняют за свои границы экологически вредные и инфраструктурно зажатые производства. Поиск новых мест для реализации производственных программ представляет собой закономерную часть прединвестиционного этапа жизненного цикла типичного инвестиционного проекта.

Выбор нового места сложившихся производственных отношений происходит с учетом как местных, так и межрегиональных интересов для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, инвестиционная привлекательность на межрегиональном уровне на сегодняшний день затрагивает множество процессов микро- и макроэкономических уровней.

Рецензенты:

Кузнецов С. В., д-р экон. наук, профессор, директор ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН, 190013, г. Санкт-Петербург.

Хольнова Е. Г., д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономики и управления», г. Санкт-Петербург.