Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYMBOLIC IMAGE OF PERSONAL SPACE AS AN SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Deryabina V. A. 1 Deryabin Y. I. 1
1 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
The following article shows that the symbolic image of personal space is the integrity substance, not reducible to the sum of private spaces: physical, social, psychological, etc. It has been established the idea that personal space actively affects certain types of spaces, from which it is formed, transforms them according to its nature, as a result of which the latter acquire new features. It has been also formed the hypothesis that it is the integrity of e personal space which acts as a substantial existential value. It has been proved that the effect of integrity, as a result of a self-development of inner life of individuality, reveals itself as its uniqueness and originality. Integrity of a symbolic image of personal space is a stable basis of human existence. It has been proved that the symbol replaces the invisible social relations of personality through the integrity which is a feature of the sensible perception of personal space.
Symbolic image
personal space
symbolic image of personal space
individuality
substance
integrity as an existence
existential value
self-development of symbolic image.

Развитие личности в сегодняшнем быстро меняющемся социуме выдвигает проблему поиска целостности пространственного бытия индивидуальности как способа ее самоопределения в культуре. Модель этого вида пространства как социокультурного феномена открывает новое измерение в исследовании и личности, и индивидуальности. В условиях высокой динамики социальных процессов и их неопределенности особую актуальность приобретает процесс поиска индивидуальностью личностного пространства как способа самоидентификации и раскрытия своей автономности. Однако возникает вопрос о том, насколько оправдано при этом расширение границ автономизации личности. Целостность пространственного бытия личности имеет многообразные социокультурные формы своего проявления. В своей работе мы попытаемся дать обоснование одному из таких вариантов, раскрыв связь личностного пространства индивидуальности с такой формой ее целостности, как символический образ. Целостность - это уже в определенном смысле есть символ. А. Ф. Лосев был убежден в том, что «идейная образность в символе есть общность, закономерно разлагаемая в ряд отдельных единичностей» [4, с.65].

Прежде чем перейти к анализу личностного пространства как социокультурного феномена, необходимо дать его краткую характеристику. Понятие «личностное пространство» широко используется в настоящее время в системе психологического знания. Первым, кто осуществил детальный анализ закономерностей пространственной организации общения, влияния расстояния между людьми на характер межличностных отношений, был Э. Холл. [5]. Анализ научной психологической литературы, посвященной исследованию данного феномена, показывает, что попытки определить личностное пространство как определенную, измеряемую количественными показателями дистанцию между общающимися, не являются, как нам представляется, методологически верными. Думается, что вынесение «за скобки» образа личностного пространства всей палитры социальных и культурных отношений, в которые включена индивидуальность, порождает унификацию, сведению всего многообразия духовного ее развития к одинаковому состоянию. Психологические модели образа личностного пространства как результата восприятия общающимися друг друга включают в качестве необходимого компонента предпосылочность и избыточность их деятельности. Эта проблематика имеет множество аспектов. Один из самых важных - реализация баланса ценностно-смысловой открытости личностного пространства и способности личности отвечать на условия нестабильности в форме перехода в новое качество. Человек, воспринимая свое личностное пространство, вырывается из потока повседневности, создает многоаспектный его символический образ. Как социокультурный феномен этот образ не является самопроизвольным, хаотическим процессом перехода от устойчивости к нестабильному состоянию. Образы личностного пространства можно рассматривать как ключи к раскрытию символа индивидуальности, специфика которого, на наш взгляд, в том, что он отражает противоречие процесса движения и саморазвития личности. Разрешение этого противоречия тесно связано с процессом самосовершенствования личности на собственной внутренней основе как результата ее необратимых качественных изменений. Именно такой тип саморазвития личности ведет к целостности ее пространственного бытия, предполагающее взаимодействие и связывание образов личностного пространства с культурой конкретного общества и ее универсальными ценностями.

Социокультурная модель личностного пространства открывает новое измерение в исследовании и общения, и индивидуальности. Однако само понятие «личностное пространство» в таких моделях может трактоваться по-разному, и не любая его трактовка необходимо связана с введением в его систему понятия «символический образ». Так, личностное пространство может пониматься абстрактно, когда в нем абсолютизируется тесная связь личности с социальными нормами общества. Или же все многообразие духовных связей и отношений индивидуальности сводится только к личностному пространству. В данном случае и символический образ этого вида пространства предстает только как выражение единственности и неповторимости индивидуальности. Кроме того, такой путь исследования ведет к потере социальной зрелости личности. Человек, являясь субъектом своего развития, несет ответственность за выбор личностного пространства. Необходимо отметить, что символический образ этого вида пространства имеет онтологический статус. Именно этот образ занимает фундаментальное место в культуре, ибо последняя связывается нами с творчеством символических форм человеческой деятельности. В качестве такой формы может выступать сама индивидуальность, а ее саморазвитие в форме символического образа своего пространственного бытия - как социокультурный феномен.

Чтобы обосновать это положение, отметим, что личностное пространство всегда имеет определенный топос (место) и персональные границы. Без понятия границы вопрос о личностном пространстве теряет свой смысл и назначение. В качестве специфических условий проявления личностного пространства можно выделить: 1) дистанцирование личности от других, предполагающее ее автономию; и 2) саморазвитие на символической основе, предполагающее отношение к себе как к целому. Определение символических границ образа личностного пространства имеет определенную сложность, связанную с отсутствием прямого соответствия духовного содержания этого вида пространства особенностям индивидуальности. Именно при решении этого вопроса возникает проблема идентичности личностного пространства и индивидуальности. Личностное пространство, имея свои границы и символический статус, хотя и формирует внутренний мир индивидуальности, но не раскрывает до конца перед ней свое духовное содержание. Именно эта избыточность личностного пространства находит выражение в его символическом образе, который всегда содержит нераскрытый смысл.

Специфика личностного пространства как символического образа скрыта в особенностях его существования. Этот вид пространства являет собой целостное образование как взаимосвязанность и внутреннюю соотнесенность частных видов пространств: физического, социального, психологического, духовного и т. п. Личностное пространство активно воздействует на отдельные виды пространств, из которых оно образовано, преобразует их в соответствии со своей ценностно-смысловой открытостью, в результате чего последние приобретают новые особенности. Главное здесь в том, что все эти свойства являются результатом внутреннего взаимодействия видов пространств как компонентов целого, в не внешнего воздействия. В отдельности каждый вид пространства имеет свои характерные черты, но при вхождении же в личностное пространство любой из них приобретает новые свойства. Связь между отдельными видами пространств настолько глубока, что изменение даже одного из них вызывает новые особенности в личностном пространстве в целом.

В методологическом отношении важно видеть тесную связь понятия «личностное пространство» с такими категориями, как личность, символ, образ, знак, ценность. Личностное пространство нами рассматривается в качестве аксиологической категории, в которой наиболее ярко представлен синтез и взаимосвязь идеального и материального, символического и образного. Именно такое понимание личностного пространства позволяет, как минимум, объединить идею ценностно-смысловой открытости и предпосылочности с идеей преодоления абстрактного подхода к человеку. Только в этом случае предметом исследования будут образы реально значимого пространственного бытия человека. Личностное пространство как форма ценностного самоопределения индивидуальности имеет символическую природу. Символический образ этого вида пространства обнаруживает себя, на наш взгляд, в качестве самостоятельной экзистенциальной ценности как выражение целостности человеческой сущности и существования. Особенностью такого образа выступает его амбивалентность. С одной стороны, этот образ не совпадает с моделями конкретного пространственного существования индивида. С другой, этот образ не просто отражает окружающий мир, но и структурирует различные аспекты восприятия человеком этого мира. Символический образ в данном контексте есть единство личности и культуры. Как экзистенциал этот образ обладает многомерностью, стремясь к тому, чтобы раскрыться во всей полноте конкретного бытия индивидуальности.

Обозначая методологическую установку исследования личностного пространства, выделим идею о том, что понятие уникальности индивидуальности, выступающее как ее важное свойство, шире понятия личностного пространства: без единственности и неповторимости нет индивидуальности, а личностное пространство имеют далеко не все индивиды. Личностное пространство всегда связано с уровнем социальной зрелости индивидуальности. Поскольку социальная зрелость не всегда присуща той или иной индивидуальности, то на определенном этапе ее развития личностное пространство может возникать или исчезать. Вместе с тем, несмотря на понятийное несовпадение неповторимости индивидуальности и ее личностного пространства, данные феномены существуют в единстве. Возникновение и разрушение личностного пространства всегда связано с глубокими преобразованиями уникальных особенностей человека. На наш взгляд, это вытекает из того, что и универсальность, и уникальность имеют общее онтологическое основание, ибо одно без другого не существует. Поэтому личностное пространство индивидуальности - это более широкое социокультурное явление, нежели лишь осознание индивидом своих уникальных, единичных особенностей. Личностное пространство призвано осуществлять непрерывность и преемственность как результат движения личности к идеалам и социальным нормам. Потенциал личностного пространства в том, что оно способствует установлению связи человека с универсальными ценностями культуры. Именно через личностное пространство обнаруживают себя смыслы и ценности, воплощающие непрерывность духовного самоопределения индивидуальности.

Вместе с тем реализация такого подхода к изучению личностного пространства связана с большими трудностями. Это имеет отношение к традиционному пониманию символа в качестве условного знака. Общей для символа и знака является такая их особенность, как соединение конкретного предмета со смыслом совсем иного предмета. Однако на этом их смысловое совпадение заканчивается. Само понятие символа лишь как условного знака является малоэффективным для понимания сложной и противоречивой природы индивидуальности. Знак исключает многозначность и наличие глубинных смыслов. Отождествление символа со знаком ведет к упрощению и ограничению всего многообразия культурного бытия человека. Символ в отличие от знака имеет цельное и независимое бытие, содержит закодированные смыслы конкретной культуры, порождая тем самым модель бесконечного ценностно-смыслового самоопределения индивидуальности. Символ балансирует на пересечении бытия и небытия. Это первое. Заслуживает внимания и второй аспект этой проблемы, связанный с соотношением ценности и смысла, имеющие разное значение в познавательной деятельности человека. В научной литературе активно осмысляется гносеологический аспект соотношения ценности и смысла, что позволяет ценность рассматривать как предмет переживания, а смысл как результат мышления [2]. Однако, на наш взгляд, ценности и смыслы человеческого сознания нельзя рассматривать в отрыве от живого процесса порождения личностью целостности своего пространства. Свидетельством этого является то, что носителем ценностей и смыслов не может быть человек, выключенный из единого основания многообразия пространственных связей и отношений. Исследование единства ценностей и смыслов открывает новый горизонт возможностей анализа социокультурной природы личностного пространства. Сущность ценности в том, чтобы неопределенность сделать для себя определенным и найти в этом собственный и устойчивый смысл. Любое явление, предмет или образ имеют свое собственное содержание. Качество символа они приобретают лишь в том случае, если раскрывают перед личностью иное значение и смысл. Таким личностным значением и смыслом обладает ценность. В этом контексте важно утверждение Л. Витгенштейна о том, что «если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого (So-Sein), ибо все происходящее и Такое - случайно» [1, с. 96].

В системе культуры символ выступает в качестве ее ценностно-смысловой составляющей. Ценности, оказывая активное влияние на процессы бытия, наполняют их внутренними субъективными значениями и смыслами. На наш взгляд, на уровне общих механизмов познания связь ценностей и смыслов обнаруживает себя как процесс творчества личностью символического образа своего пространства. Процесс нахождения единства ценностей и смыслов способен не только привнести позитивное значение в выстраивание образов и символов, но и исказить их реальное содержание. При этом теряется соотнесенность реального образа с символом, когда возникают копии, знаки, не имеющие отношения к оригиналу. Символическое пространство должно быть узнаваемо, т. е. раскрываться через образы и знаки. Если исходить из того, что символ есть образ, а образ есть в определенной степени символ, то возникает проблема в самопознании личностью самой себя, когда собственный реальный образ подменяется ложными представлениями, имитациями, заблуждениями. В современной культуре именно все больше складывается ситуация, когда образ индивидуальности задается в качестве имитационной составляющей символа [3]. Сам процесс социального саморазвития личности имеет определенные стадии. Сначала личность должна возникнуть как определенная система, затем наступает этап ее движения к социальной зрелости, которое может и не завершиться появлением целостности. Целостность возникает на таком этапе социального развития личности, когда человек способен взять ответственность за процесс нравственного (в более широком смысле духовного) самосовершенствования как способа открытия самого себя не только с точки зрения наличного бытия, но и будущего. Именно в этом контексте символический образ личностного пространства не совпадает с наличным бытием индивидуальности. В связи с этим важно при рассмотрении экзистенциальных ценностей в качестве конституирующего начала социальной зрелости личности выделять различные формы влияния этих ценностей на динамику и содержание этого процесса. Выделим эти формы. Во-первых, это может быть прямое воздействие на функционирование данного вида пространства, когда оно как система дополняется этими ценностями. Однако уровень целостности социальной зрелости личности при этом не претерпевает кардинальных изменений. Во-вторых, результатом подобного воздействия является возникновение свойства интегративности личностного пространства, выступающего реальным показателем целостности и саморазвития личности на собственной основе. В этом случае человек способен к ответственности за нравственный выбор своих поступков, за самосовершенствование. В-третьих, влияние экзистенциальных ценностей может порождать также и переход личностного пространства на более элементарный уровень и системности, и целостности. Все названные формы воздействия подводят нас к выводу о том, что экзистенциальные ценности, когда их применяют для анализа личностного пространства, требуют ограничения своего объема. Расширительная трактовка экзистенциальных ценностей приводит к размыванию границ данного вида пространства. В связи с этим важно подчеркнуть, что целостность личностного пространства индивидуальности возникает лишь во взаимодействии ее с таким видом экзистенциальных ценностей, как ценности-идеалы. Не все ценности, а только те из них, которые выступают для человека идеалами, привносят в личностное пространство новые свойства и отношения через обобщающие смыслы и значения. Важно подчеркнуть, что символический образ личностного пространства возникает во взаимодействии индивидуальности лишь с ценностями-идеалами. Идеалы-ценности - это непроявленные возможности выражения личности в будущем, своеобразная ее духовная опора в настоящем. В этом обнаруживает себя экзистенциальная природа символического образа личностного пространства. Внутренняя символическая реальность идеалов-ценностей не может быть полностью выражена в конкретно-наглядной форме. Происходит формирование новой духовной реальности индивида, в которой смыслы и значения существуют сами по себе как трансцендентальные по отношению к предметной эмпирической реальности. Осмысление ценностей-идеалов как направлений совершенствования индивида позволяет по-новому взглянуть на универсальность таких ценностей, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость, свобода и ответственность, прекрасное и безобразное. Данные феномены в качестве не просто ценностей, а ценностей-идеалов включаются нами в содержание символического образа личностного пространства. И происходит это потому, что символ по своей сути является многозначным феноменом. Осмысление и переживание его значимости для себя лично может выступать в качестве идеалов (эталона) совершенствования индивидуальности. Символический образ личностного пространства, обнаруживая себя как непрерывный, постоянно пульсирующий процесс саморазвития личности, выступает в качестве конституирующего фактора ее социально одобряемого бытия. Выступая в форме ценностей-идеалов, он играет особую роль в воспроизведении целостной структуры личностного пространства во всех его последовательно делимых частях. Вместе с тем, на наш взгляд, достижение целостного состояния личностного пространства при всех его качественных изменениях наиболее полно достигается при движении индивидуальности к ценностям-идеалам как универсальным ценностям культуры. Именно через присвоение ценностей-идеалов происходит воспроизведение в каждом виде пространства свойств целого. Личностное пространство, имеющее символический образ, сохраняет свою структуру, повторяясь в каждой отдельной его форме. Эти формы расширяют экзистенциальное пространство личности.

Обобщая все сказанное, отметим, что символический образ личностного пространства как социокультурный феномен занимает важное место в структуре индивидуальности. Поэтому его формирование должно быть положено в основу воспитания личности. Именно этот образ способен обеспечить не только отбор, но и преемственность тех видов пространств, которые конституируют саморазвитие индивидуальности на собственной целостной основе. Личностное пространство в этом качестве способно помочь человеку найти социально приемлемые способы экзистенциального постижения единства уникального и универсального смысла своего бытия, когда в каждом отдельном виде пространства и его отдельных частях раскрывается для индивида весь мир в его гармонии и целостности. Только при этом условии становится возможным и патриотическое, и нравственное, и духовное воспитание социально зрелой личности в целом.

Рецензенты:

Табуркин В. И., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Тюменский государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень.

Апрелева В. А., доктор философских наук, профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.