Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF THE COMPETITIVE RESOURCE OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY COMPLEX

Baranov V.V. 1
1 Orenburg state university
The conceptual bases of the processes providing formation of a competitive resource of the student in the condi-tions of a university complex are presented. The analysis of researches of the competitive personality conducted at the Orenburg state university is given. The basis of the author´s pedagogical concept is made by classical methodological positions: preconditions, tendencies, problem, leading idea, conceptual framework, hypothesis, approaches, principles, regularities, model, tools of processing of results, criteria and diagnostic base, results, risks, forecasts. As preconditions social and economic, sociological, psychological and pedagogical phenomena are discussed. Groups of the tendencies focusing pedagogics on comprehensive study of a competitive resource of the modern student are defined. Pedagogical treatments of the concept "competitive resource of the personality" are presented. The complex of methodological approaches is offered, its regularities are revealed, the principles of realization are defined and its program and organizational model is developed. The criteria and diagnostic base is presented by a scale of a competitive resource of the student, the author´s questionnaire "My resources of self-development" is developed. During implementation of the concept it isn´t revealed significant manifestations of educational risks. The stimulating tools are presented by modular and rating system. As results the reached levels of formation of a competitive resource of students are considered.
self-development
factorial analysis
university complex
pedagogical concept of a competitive resource
competitive resource

Введение. Проблема конкурентоспособности российского студента обращает педагогику к идее «формирования человека активного, действенного человека, способного к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации креативных способностей - не только познавательных, но и коммуникативных, и организационных, человека, способного к оптимальному самоосуществлению» (Д. И. Фельдштейн). В настоящее время все отчетливее определяется потребность в конкурентной модели образования (идущей на смену компетентностной модели), когда в стенах вуза студент обучается цивилизованно бороться за профессиональное будущее, ориентируясь на основные стратегии продвижения личности: уничтожение конкурента с захватом его позиций или превосходство над конкурентом с выходом на новые, более перспективные позиции. Представление о конкурентоспособности выпускника вуза становится более емким, наполняясь новыми социальными и личностными смыслами, характеризуя актуальный и перспективный результат образования, обеспечивающий не только сегодняшнюю востребованность и трудоустройство выпускника, но и его мобильность на рынке труда, длительную успешность профессиональной карьеры и выбор позитивной стратегии достижения успеха.

Цель данного исследования состоит в обосновании авторской педагогической концепции конкурентного ресурса студента, определяющей такие методологические позиции научного исследования, как предпосылки, тенденции, проблему, ведущую идею, понятийный аппарат, гипотезу, подходы, принципы, закономерности, модель, инструментарий обработки результатов, критериально-диагностическую базу, результаты, риски и прогнозы.

Материалы. Предпосылками исследования являются новые социально-экономические, социологические, психологические и педагогические феномены. В настоящее время выполняются различные психолого-педагогические и социологические исследования, прямо или косвенно связанные с изучением конкурентного ресурса учащейся молодежи и формирующих его факторов. Так, в акмеологических исследованиях (С. В. Бараблина и Л. Л. Мехришвили) выявлены качества личности, оказывающие значительное влияние на карьерную успешность на производстве. Разносторонние социологические исследования стратегий конкуренции молодежи на рынках труда начала ХХI века представляют нам феномен накопления ресурсов конкурентоспособности. Специфика конкурентного ресурса состоит в том, что он обеспечивает достижение устойчивого конкурентоспособного положения путем формирования адекватной стратегии конкурирования личности на рынке труда на основе сознательно сконструированной модели социально-экономических действий личности в трудовой сфере (М. Н. Овчинникова). Социологические исследования поведенческих стратегий молодежи (Н. Л. Шапошников) также выявили, что, с одной стороны, действуют обстоятельства и условия общего социального и формирующего образовательного контекстов, с другой - факторы внутренней природы личности: природные задатки, способности, знания, навыки, выступающие как основа поведенческой деятельности, социальной и трудовой активности молодежи.

Психологические исследования последних лет рассматривают ресурсы личности, в частности психологические ресурсы (С. Л. Соловьева). Обращает на себя внимание тот факт, что значимые характеристики конкурентоспособности выпускников носят прогностический, перспективный характер. Другим результатом исследований является педагогический характер ожидаемых результатов: необходимые качества формируются в вузе. Таким образом, результаты мониторинга демонстрируют не только необходимость актуального качества - конкурентоспособности, но и потребность в формирование ресурса, пополняющего и развивающего это качество. В определенной степени проводимые исследования указывают на критическую ситуацию исчерпаемости такого ресурса - профессиональное выгорание. Оно характеризуется не столько неумением работать, сколько нежеланием профессионально развиваться, продолжать работать творчески, расти как личности. Мы отмечаем, что выявлен феномен конкурентного ресурса личности, обеспечивающий ее конкурентоспособность.

К настоящему времени этот личностный феномен в педагогике специально не изучался, в то же время научная проблема конкурентоспособности исследована в различных аспектах. Уже ставшие классическими исследования конкурентоспособного специалиста (работы В. И. Андреева, В. С. Безруковой, А. А. Дергача, В. М. Жураковского, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова) в настоящее время расширены и дополнены исследованиями Л. А. Бодьян, А. В. Гришина, Т. А. Даниловой, С. В. Зверева, Л. В. Курзаевой, Д. А. Мустафиной, Т. А. Сливиной, Л. А. Шепталиной, Ж. А. Шуткиной, С. А. Хазовой, А. И. Щербакова.

Методы исследования. В университетском комплексе Оренбургского государственного университета (ОГУ) на системной долговременной основе проводятся исследования становления конкурентоспособного специалиста. Первым реализованным проектов в этом направлении стал проект «Студент-2000. Региональный портрет», проведен педагогический анализ аксиологического потенциала студенчества по материалам данного проекта (А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов).

С 2000 по 2011 г. в университете была развернута Федеральная экспериментальная площадка Минобрнауки «Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской области» (В. П. Ковалевский, А. В. Кирьякова, И. Д. Белоновская). Результатами этого проекта стали: методология развития интегративной образовательной среды университета (В. П. Ковалевский [5]), концепция влияния ресурсов регионального университета на компетентностное становление специалиста (И. Д. Белоновская [4]), концепция аккумуляции в среде университетского комплекса ресурсов самообразования (Н. М. Миняева).

С 2006 г. по настоящее время в университете и его филиалах проводится комплекс социологических и маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг: «Твой выбор, абитуриент»; «Первокурсник ОГУ», «Третьекурсник ОГУ»; «Выпускник ОГУ», «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников», «Кадровые предпочтения работодателей и их требований к уровню подготовки молодых специалистов» [6].

С 2010 г. в ОГУ и его филиалах нами были выполнены педагогические исследования факторов саморазвития студентов как ключевого механизма формирования конкурентного ресурса личности [1]. В них участвовали 1347 студент 1-3 курсов головного вуза и филиалов. Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет по теме, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, дополнение анкеты позициями, имеющими существенное влияние на процесс саморазвития, по результатам анкетирования выполнен факторный анализ. Затем была реализована комплексная программа мероприятий, направленных на формирование конкурентного ресурса студента [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты вышеприведенных независимых исследований, а также исследования, проведенные в ОГУ, показали феноменологическую сущность конкурентного ресурса студента. Установлено также, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения в формы и содержание процессов, формирующих конкурентный ресурс студента: динамично меняются ценностные ориентиры студенчества, создается новая образовательная культура, активно развивается интегративная образовательная среда, аккумулирующая новый тип ресурсов - ресурс самообразования, развивается особая субкультура студенчества.

Результаты проведенных исследований стали основой авторской педагогической концепции формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса.

Мы определяем тенденции, ориентирующие педагогику на всестороннее изучение конкурентного ресурса современного студента. Инновации политики, экономики, науки, производства в 21 веке определили кардинально иные требования к конкурентоспособности студента как результата его образования. Они объективны и существенно влияют на процессы саморазвития, проявляются в вузовской практике, не укладываясь в апробированный опыт педагогической поддержки саморазвития студента. Новые исследования в сфере конкурентологии интегрирует исследования экономических, социальных и личностных процессов. В-третьих, отмечается нарастающий интерес гуманитарных наук к основе развития конкурентоспособности - к саморазвитию. В этом процессе юношеский возраст определяется как характеристический пик накопления ресурса личностного саморазвития, а профессиональное образование не столько формирует конкурентные способности, сколько создает условия саморазвития в этом направлении. Педагогические исследования обращены к поиску ключевых механизмов этого процесса, таких как самопринятие и самопрогнозирование. Все более значима интегративная мощность новых подходов, приобретающих методологический статус: интегративный, аксиологический, синергетический, прогностический, ресурсный, акмеологический, контекстный, фрактальный. Их возможности открывают инновационные пути изучения процессов аккумуляции личностных ресурсов и компетенций студентов в их конкурентный ресурс. Существенные изменения претерпело вузовское образование при переходе на компетентностный подход. Изменилось содержание образования и критерии его отбора, возникла необходимость международных дескрипторов оценки компетенций, модульно-рейтинговых технологий, практико-ориентированных критериев оценки результатов образования, динамических индикаторов его качества, поскольку процесс профессионального образования трансформируется в компетентностное развитие. Особенно значимы новации отечественной образовательной политики и законодательной базы: вновь принятый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает комплексность и непрерывность уровневых образовательных программ, перспективность развития университетских комплексов, актуализирует так называемую третью миссию университетского образования - социальное развитие и региональную экономику. Университетские комплексы стали представлять собой инновационные образовательные предприятия, насыщенные научными, кадровыми, информационными, технологическими и иными ресурсами, обеспечивающими различные интегративные и синергетические эффекты. Наконец, мы хотим отметить обращение к инструментализации педагогических и психологических исследований: все шире используются логико-смысловые модели многомерного подхода, факторный анализ, фракталы как способы представления самоподобных структур.

Ведущая идея нашего исследования состоит в аккумуляции потенциала университетского комплекса в целях подготовки студента к выбору позитивного пути достижения конкурентного преимущества в перспективе личностного саморазвития. Именно прогностическое и гуманитарное преломление педагогической проблемы формирования конкурентного ресурса студента являются центром нашего внимания.

Базовым понятием педагогической концепции конкурентного ресурса является термин «конкурентный ресурс студента», который интегрирует как развивающиеся интеллектуальные и физические возможности личности, формирующиеся личностные, социальные и профессиональные компетенции, компетенции самооценки и акмеологические установки мотивации достижений, так и возможности, представляемые образовательной средой университетского комплекса, его социальных партнеров. Конкурентный ресурс студента способен наращиваться в процессе саморазвития в ответ на новые потребности рынка труда, обеспечивая личности преимущества в интенсивности профессионального развития, в сроках адаптации к новым социально-экономическим условиям, в стабильности профессиональной востребованности на протяжении всей профессиональной карьеры, в продуктивной социализации.

Формирование конкурентного ресурса студента характеризуется активизацией механизмов самопринятия и самопрогнозирования, расширением круга компетенций и повышением уровня их сформированности в ответ на изменяющиеся объективные требования профессиональной деятельности и социально-экономические условия.

Методологической основой концепции формирования конкурентного ресурса студента университетского комплекса является интегративный подход, обогащенный аксиологическим и прогностическим подходами.

В ходе исследования были выявлены следующие закономерности формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. Закономерности обусловленности - формирование конкурентного ресурса студента обусловлено ценностно-смысловым отношением к профессиональному образованию, самообразованию и к профессиональной деятельности; имеющимся опытом социальной, учебной, научной и производственной деятельности. Закономерности становления: формирование конкурентного ресурса студента является феноменом профессионального становления личности и является его прогностическим этапом; конкурентный ресурс включает предпосылочную базу (развиваемые индивидуальные способности и личностные свойства) и прогностическую часть (формируемые и развиваемые компетенции); конкурентный ресурс формируется на развитой интеллектуально-личностной базе в ходе профессионального образования. Закономерности изменения: составляющие конкурентного ресурса студента и уровень их сформированности подвержены постоянным изменениям в социально-производственном, личностном и образовательном аспектах. Закономерности актуализации - актуализация конкурентного ресурса происходит с различной интенсивностью и активизируется контекстно-спортивными программами в условиях учебно-научно-производственного комплекса. Закономерности результативности - результатом формирования конкурентного ресурса студента в университетском комплексе является новое интегративное профессионально-личностное качество - конкурентный ресурс; формирование происходит поэтапно, носит нелинейный характер и определяется как внешними, так и внутренними факторами.

Реализация этих закономерностей определяется соблюдением ряда принципов. Акмеологический принцип определяет, что профес­сионально-личностное становление студентов предполагает развитие их нравственной и гражданской зрелости, осознанного выбора профессии и от­ношения к профессиональной деятельности, откры­вает перспективы для реализации функции исследователя собст­венного становления. Фрактальный принцип требует самоподобия структур университетского комплекса и происходящих в них образовательных процессов, что обеспечивает достижение экономической эффективности; самоорганизации структур; самовосстановления; доступности и открытости непрерывного образования на территории региона, а также достижению университетского уровня подготовки обучающихся [3]. Агональный принцип устанавливает возможность активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях, наибольшие возможности соревновательной деятельности создают занятия физической культурой и спортом в учебной и внеучебной деятельности. Синергетический принцип характеризует возможность воспринимать не только на управляемые, но и малые случайные воздей­ствия или процессы и реагировать на них; вероятность как реальный вы­бор пути развития из нескольких возможных, в т. ч. альтернативных; дис­кретность, понимаемую как учёт прерывистости неустойчивых, нестабиль­ных состояний (вызванных теми или иными изменениями), являющихся условием динамического развития проектируемой системы. Принцип креативности определяет условия превосходства в конкурентной борьбе, которое строиться на выборе инновационных путей развития, перехода с позиций традиционных преимущества на позиции нового, сочетающего как неизвестные риски, так и глобальные преимущества.

Педагогическая концепция конкурентного ресурса оснащена исследовательским, стимулирующий и диагностическим инструментарием. Исследовательский инструментарий включает авторскую анкету «Мои ресурсы саморазвития» и процедуры факторного анализа [1]. Стимулирующий инструментарий представлен модульно-рейтинговой системой, внедренной в университетском комплексе ОГУ. Диагностический инструментарий представлен шкалой конкурентного ресурса, которая соотносит наличие различных ресурсов и степень конкурентоспособности.

Реализация концепции основана на программно-организационной модели формирующего процесса. Деятельностный блок модели включает проведение интегративных игр для студентов и преподавателей, создание корпоративных групп здоровья, введение дополнительных тем в содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, в программу подготовки «Преподаватель высшей школы», дисциплин по выбору для магистров педагогики. В результате отмечены тенденции интенсификации развития конкурентных качеств у студентов-участников программы, укрепления взаимодействие студентов и преподавателей в рамках НИРС.

Выводы. Представленные материалы отражают концептуальные основания формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. Актуальность концепции обусловлена социально-экономическими процессами и подтверждается социологическими, психологическими и педагогическими феноменами, ее предпосылки носят объективный характер и отражены в современных научных исследованиях. Педагогическая концепция конкурентного ресурса студента была успешно реализована в условиях университетского комплекса ОГУ, в ходе реализации не было выявлено значимых и стабильно проявляющихся педагогических рисков (снижение качества обучения, нарушение или снижение уровня комфортности образовательной среды, повышение уровня тревожности участников, отторжение мероприятий эксперимента со стороны участников). Позитивным и прогнозируемым результатом стало повышение мотивации студентов к обучению, стабильность качества обучения участников, нарастание показателей их активности в учебном процессе, повышение интенсивности взаимодействия субъектов, нарастание ценности позитивных стратегий конкуренции у студентов, зафиксированные в ходе модульно-рейтинговой оценки.

Рецензенты:

Кирьякова Аида Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Белоновская Изабелла Давидовна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника учебно-методического управления Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.