Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FORMATION OF READINESS OF THE IDENTITY OF THE TEACHER TO SELF-EDUCATION AS THE SCIENTIFIC PROBLEM

Svetlova V.A. 1
1 FGBOU VPO "Mari State University"
В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психолого-педагогической литературе, имеющей как личностное, так и профессиональное значение. Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному профессиональному саморазвитию и самообразованию. Уточняется сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращается внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования. Выделяются структурные компоненты готовности личности педагога к самообразованию и выявляются критерии и уровни сформированности данной готовности. Готовность к самообразованию рассматривается как необходимая составляющая готовности к профессиональной деятельности педагога. Формирование данной готовности можно считать необходимым механизмом адаптации педагога к профессиональной деятельности. Целенаправленное формирование ее в условиях образовательного процесса вуза будет способствовать профессиональному становлению личности педагога.
In the article it is considered the rank of studying the problem of self-education in scientific psychological and pedagogical literature, having personal and professional importance. The problem of training specialists ready for permanent professional self-development and self-education is actualized. The nature of terms self-education, readiness for self-education and their using in the theory and practice of professional training is defined. Structural components of readiness of the identity of the teacher to self-education are allocated and criteria and levels of formation of this readiness come to light. Readiness for self-education is considered as a necessary component of readiness for professional activity of the teacher. Formation of this readiness can be considered necessary the mechanism of adaptation of the teacher to professional activity. Its purposeful formation in the conditions of educational process of higher education institution will promote professional formation of the identity of the teacher.
perceptional activity.
readiness for self-education
selfeducational activity
self-education

Динамичное развитие современного общества, появление новых технологий, расширение информационного потока обусловливает необходимость самосовершенствования и самообразования личности на протяжении всей жизни.

В связи с этим актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей путем собственной социальной мобильности и творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности.

Особую важность данная проблема приобретает в контексте формирования готовности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, обладающая особой социальной значимостью, направленная на сохранение и передачу социального опыта и культуры общества, предъявляет высокие требования к личности педагога, что, в свою очередь, детерминирует необходимость совершенствования его профессиональной подготовки в направлении формирования готовности к самообразованию.

В современной научной литературе термин «самообразование», его теоретический статус и специфика, на наш взгляд, определяются неоднозначно: как направление самовоспитания (В.В. Бондаревская, А.Г Ковалев, Б.Ф. Райский и др.); как целенаправленая познавательная деятельность (А.К.Громцева, Л.Г. Ковтун и др.); как средство усвоения социального опыта (Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.).

Большинство исследователей трактуют самообразование как деятельность, связанную с самоорганизацией, что предполагает развитие способности личности самостоятельно формулировать и осознавать цель и задачи деятельности, выбирать адекватные способы их достижения, осуществлять самоконтроль, самоанализ, саморефлексию. Следовательно, в качестве основных характеристик самообразования можно выделить его личностный характер, осознанность, целенаправленность и систематичность.

Педагогическая энциклопедия определяет самообразование как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью, включающую приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политике, жизни. В основе самообразования - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Л.П. Вишневская под самообразованием понимает деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях [2].

С.В. Юдакова считает, что самообразование - самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную активность личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием [8].

А.С. Воронин рассматривает самообразование как специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Способствуя формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, по­могая осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, самообразование является средством самопознания и самосовер­шенствования [3].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования личности позволяет выявить многоаспектность и актуальность рассматриваемой проблемы, а также подтверждает необходимость дальнейших исследований в данном направлении. Обобщив и проанализировав точки зрения различных ученых, мы пришли к необходимости собственного уточнения понятия самообразования в контексте предпринятого исследования.

Под самообразованием личности педагога мы понимаем целенаправленную личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, регулируемую самим субъектом, характеризующуюся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью.

Данное определение позволяет конкретизировать процесс самообразования личности педагога, оно способствует выявлению составляющих педагогического самообразования и определению его.

Педагогическое самообразование можно представить как процесс творческой самореализации в профессии. Под данным процессом понимается наиболее полное выявление педагогом своих индивидуальных и профессиональных возможностей на основе: работы над приобретением глубоких и всесторонних учебных знаний и их критической переработки и осмысления; умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; разработки новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальных сочетаний; способности к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирования индивидуального стиля деятельности; умения видеть «веер» вариантов решения педагогических проблем.

Педагогическое самообразование связано с профессиональной социализацией учителя, поскольку она есть процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоения им педагогического опыта, овладения стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опыта [6, с. 22].

Развитие профессионального самосозна­ния педагога, педагогическая направленность его личности является одним из значимых показателей готовности к профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога является необходимым условием формирования его готовности к самообразованию, оно способствует развитию педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогической интуиции и импровизации, педагогического воображения.

Готовность личности педагога к самообразованию является неотъемлемой составляющей готовности к педагогической деятельности. Формирование данной готовности можно считать необходимым механизмом адаптации педагога к профессиональной деятельности. В работах, посвященных вопросам самообразования, готовность к самообразованию рассматривается как состояние, характеризующееся единством положительного отношения к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности.

Л.П. Вишневская готовность личности к самообразованию определяет как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию [2].

Г.Н. Сериков считает, что готовность к самообразованию - это овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. С одной стороны, в этом определении отражен комплексный подход к обсуждаемой категории, который требует ее всестороннего осмысления. С другой же, готовность к самообразованию предстает лишь как результат целенаправленной деятельности личности. Он выделяет следующие признаки готовности к самообразованию:

- в состав готовности к самообразованию входят: эмоционально-личностный аппарат, личностные знания, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения;

- готовность к самообразованию в плане отражения - совокупность определенных состояний студента, которые могут быть охарактеризованы в вышеназванных аспектах; ей присуща способность к непрерывному изменению [5, с. 145].

С.В. Юдакова готовность к педагогическому самообразованию представляет как целостный механизм, в котором, с научной точки зрения, важнейшими являются два аспекта: 1) психологический аспект, отражающий меру внутренней готовности личности учителя добровольно, систематически и умело заниматься профессиональным самообразованием; 2) педагогический аспект, отражающий меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик в комплексе и в отдельности.
Автор выделяет ряд факторов, обеспечивающих готовность учителя к педагогическому самообразованию:

- наличие мотивов педагогического самообразования;

- сформированность умений профессионально-педагогического самообразования;

- умения составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования;

- рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразования [8, с. 36].

Готовность педагога к самообразованию, на наш взгляд, выступает как интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней.

Формирование готовности личности педагога к самообразованию в процессе профессиональной подготовки в высшей школе опирается на современные научные подходы: личностно-деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, компетентностный и другие [7].

Научно-методологические основы изучения проблемы самообразования в контексте личностно-деятельностного подхода заложены в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других, где рассматривается проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие. Самообразование трактуется как путь к самосовершенствованию личности. При этом ведущая роль отводится формированию соответствующей мотивации.

Сущность мотивации состоит в том, что потребности в результате этого процесса получают обоснование необходимости и возможности своего удовлетворения, модифицируясь при этом в цель будущей деятельности. Последняя, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее удовлетворения в данных условиях), с другой - средствами, служащими для ее реализации, которые связывают цель и результат [4].

В связи с этим в процессе профессиональной подготовки учителя должны быть созданы условия для перевода его из объектной позиции в субъектную, т.е. позицию активного профессионального самовоспитания [6].

С точки зрения культурологического подхода, самообразование выступает как форма получения образования. В связи с этим необходимо проследить взаимосвязь и иерархию данных понятий. В рамках концепции Е.П. Белозерцева образование трактуется как процесс, результат и условие развития духовных начал и конкретного народа и каждого человека. Этимология данного понятия восходит к понятию «образ». Образование в широком смысле трактуется как формирование целостного образа человека, включающего в себя образ собственного «Я», образ другого «Я», образ социума, образ государства, образ планеты. Образ мира и система представлений человека об образе действий в этом мире составляют образование в узком смысле. Сущность образования заключается в работе человека над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внутри него пространств: внутренний мир обогащается внешним, внешний дополняется внутренним. Е.П. Белозерцев считает, что предназначение человека состоит в том, чтобы выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним [1]. В этом проявляется взаимосвязь культурологического и личностно ориентированного подходов.

С позиций компетентностного подхода готовность личности педагога к самообразованию является частью его профессиональной готовности, компетентность в сфере самообразования выступает в качестве составляющей профессиональной компетентности.

В качестве структурных компонентов готовности личности педагога к самообразованию нами выделены следующие:

- когнитивный компонент, включающий представления и понятия о сущности, методах и формах самообразования, структуре, особенностях, условиях педагогической деятельности;

- мотивационно-ценностный компонент, представленный системой целей, установок, потребностей, мотивов самообразования;

- деятельностный компонент, отражающий овладение приемами и операциями самообразовательной деятельности, способами поиска, отбора и обработки информации;

- рефлексивный компонент, предполагающий самоанализ ситуации профессионального развития, самооценку личностно-профессиональных качеств и компетенций, саморегуляцию процесса их совершенствования.

Выделение компонентов готовности личности педагога к самообразованию позволило выявить критерии и уровни сформированности данной готовности, на основании которых было проведено экспериментальное исследование на базе Марийского государственного университета. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов института педагогики и психологии - будущие учителя начальных классов.

Качественный анализ и интерпретация полученных результатов, подтверждающих необходимость целенаправленной работы по формированию готовности личности педагога к самообразованию, послужили основой для разработки программы формирующего эксперимента, реализуемой в условиях образовательного процесса вуза.

Рецензенты:

Карташова Е.П., д.ф.н., профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.

Апакев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола.