Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

INVESTIGATION OF THE PECULIARITIES OF THE COMMUNICATIVE STRATEGIES REALIZATION IN A DISTANT EDUCATIONAL ENVIRONMENT BY TE SECONDARY SCHOOL TEACHERS

Kostikova N.A. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
Проведено исследование опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями средних школ. Проанализированы цели использования учителями дистанционных технологий, применяемые в профессиональной деятельности средства дистанционного обучения, уровни взаимодействия, формы и режимы общения в дистанционной образовательной среде, отличия общения в дистанционной среде от традиционного общения, преимущества и недостатки такого взаимодействия, а также эффективность общения в условиях реализации технологий дистанционного обучения. Выявлены особенности и трудности использования дистанционных технологий для организации коммуникативного взаимодействия в условиях современной общеобразовательной школы. Проведен анализ трудностей, возникающих при взаимодействии учителей с учениками в дистанционной образовательной среде. На основе полученных результатов предложены направления подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.
The investigation of the secondary school teachers’ experience in the communicative strategies realization in a distant educational environment has been carried out. Aims of using distant technologies by the teachers, distant technologies and means being used, communication levels, ways and modes as well as the differences between communication in a distant educational environment and traditional communication, advantages, disadvantages and efficiency of such communication have been analyzed. Peculiarities, details and difficulties of using distant technologies for communication organizing in a modern school have been found out. The analyses of the difficulties in interaction between teachers and students while communicating in a distant educational environment has been carried out. According to the results obtained the ways of future teachers’ professional training for the communication strategies realization in a distant educational environment were offered.
an experience of communicative strategies realization in a distant educational environment
distant educational environment
instructional communication
communicative strategies
communication activity

В настоящее время в условиях широкого распространения электронного обучения современный учитель должен осваивать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии, быть готовым к «ведению дистанционной образовательной деятельности», а также уметь организовывать эффективное общение участников образовательного процесса, которое предполагает конструирование прямой и обратной связи, установление контакта с обучающимися разного возраста, выработку «стратегии, тактик и техники взаимодействия с людьми, организацию их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей...» [5], реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде. Разрабатываются нормативные документы, регламентирующие организацию электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий. Так, в «Законе об образовании» [6] вводятся основные понятия, связанные с организацией электронного обучения и применением дистанционных образовательных технологий, а также определяются условия, необходимые для организации и применения технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях.

Однако зачастую использование технологий дистанционного обучения учителями школ носит несистемный характер. Такая ситуация может быть обусловлена рядом причин, в частности низким уровнем информационной компетенции учителей, недостаточными представлениями в области методики разработки учебных материалов для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде, особенностями взаимодействия при реализации технологий дистанционного обучения и др. [1, 2].

Внедрение дистанционных образовательных технологий неизбежно влечет изменение форм и видов взаимодействия участников образовательного процесса. Меняются коммуникативные цели и задачи педагога, содержание образовательной информации (контент), появляются новые роли учителя и учащихся (субъект-субъектные отношения) и т.д. [2]. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также анализа опыта и особенностей реализации коммуникативных стратегий учителями школ и выявления трудностей, обусловленных спецификой такого взаимодействия.

Несмотря на достаточно широкое распространение технологий дистанционного взаимодействия (электронная почта, чат-программы, социальные сети и сервисы, автоматизированные системы дистанционного обучения и др.) в образовательных целях, в настоящее время отсутствуют экспериментальные исследования, посвященные вопросам изучения и анализа опыта взаимодействия педагогов с учениками в дистанционной образовательной среде в средней школе, выяснению условий, особенностей, трудностей такого взаимодействия, выявлению наиболее эффективных в данный момент форм и видов коммуникации.

Анализ экспериментальных данных позволит определить круг вопросов и проблем реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, разработать теоретические и практические аспекты эффективного использования технологий дистанционного взаимодействия, а также спроектировать систему профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Целью данной работы явилось изучение и анализ опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями школ.

В исследовании приняли участие учителя средних общеобразовательных школ. В качестве методов исследования использовались анкетирование и беседа с учителями. Было проведено анкетирование учителей (39 человек), которые используют дистанционные технологии для организации коммуникативной деятельности обучаемых. Учителям предлагались вопросы закрытого типа (множественного выбора) и открытого типа [3].

В ходе анкетирования и беседы были получены следующие результаты. Возрастная группа обучаемых, в общении с которыми используются дистанционные технологии, составляет 10-18 лет. Наиболее часто применяемыми средствами дистанционного обучения являются электронная почта (100 % опрошенных), социальные сети (95 %). 38 % учителей используют скайп и другие чат-программы, 23 % - социальные сервисы Веб 2.0 (например, блоги), 15 % - автоматизированные системы дистанционного обучения, например, Moodle. Указанные результаты свидетельствуют о том, что учителями чаще используются те средства обучения, которые не требуют высокого уровня информационной компетентности учителя и учеников, а также предполагают асинхронный режим работы в дистанционной образовательной среде, что позволяет выбирать удобное для взаимодействия время. Синхронный режим работы в дистанционной образовательной среде используют 15 % учителей.

Целями использования технологий дистанционного обучения для большинства опрошенных являются организация индивидуальной работы с учащимися (100 % опрошенных), организация самостоятельной работы учащихся (100 %), организация работы с одаренными детьми (69 %), предоставление дополнительного материала (54 %), помощь учащимся, пропускающим занятия по болезни (38 %).

При ответе на вопрос об отличиях общения педагога и учащихся в дистанционной образовательной среде от традиционного непосредственного общения 77 % респондентов считают, что основным отличием является появление новых форм коммуникативной деятельности, 46 % опрошенных считают, что появляются новые коммуникативные роли учителя и обучающихся, 38% учителей отличия видят в изменении коммуникативных целей и задач педагога, а также качества содержания образовательной информации.

Наиболее эффективными уровнями взаимодействия в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства опрошенных, является межличностный, а групповой и другие уровни имеют меньшую эффективность. В качестве форм общения учителями чаще всего используются чаты и форумы.

Обратная связь при общении в дистанционной среде, как правило, является отсроченной во времени. При тех формах, видах и средствах общения, которые в большей степени используются учителями, и в зависимости от целей использования дистанционных технологий, обратная связь осуществляется по электронной почте, с помощью чат-программ, с помощью письменных работ, которые необходимо выполнить по итогам взаимодействия в дистанционной среде, а также при проверке устных ответов на уроке.

Основными преимуществами общения в дистанционной образовательной среде 85 % учителей считают возможность выбора времени общения, 62 % - новые формы взаимодействия, 46 % учителей привлекают новые коммуникативные роли участников и высокая активность обучаемых.

Недостатками общения в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, являются технические трудности, связанные с организацией взаимодействия, отсутствие невербального компонента общения, значительная техническая и методическая подготовка со стороны учителя. Только 31 % учителей высоко оценивают эффективность применения дистанционных образовательных технологий, в том числе и для организации коммуникативной деятельности, при этом 69% учителей либо дают невысокую оценку эффективности коммуникативного взаимодействия, либо затрудняются с ответом.

Основные трудности, которые испытывают учителя при организации коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, связаны с подготовкой учебного материала для обеспечения взаимодействия, помехами различного рода при передаче информации, с невозможностью видеть ученика, несинхронностью общения и спецификой языка и стиля общения в электронной среде.

Причины трудностей взаимодействия с учениками в дистанционной образовательной среде, по мнению большинства учителей, могут быть связаны с техническими возможностями (например, доступ к сети Интернет, наличие необходимых программных продуктов и т.д.), недостаточным уровнем информационной компетентности учителя, недостаточным уровнем методической подготовки учителя для обеспечения образовательного взаимодействия, недостаточным уровнем представлений об особенностях коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Как показывают полученные результаты, учителя в своей профессиональной деятельности активно используют технологии дистанционного обучения, однако ограничиваются наиболее простыми в техническом и методическом плане видами и формами коммуникации в дистанционной образовательной среде, эффективность которых не всегда является высокой, более того, учителя испытывают серьезные трудности при разработке учебных материалов для организации коммуникации в дистанционной среде. Указанные трудности необходимо учитывать при проектировании системы профессиональной подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Большинство опрошенных учителей считает, что для повышения эффективности общения в дистанционной образовательной среде необходимо вносить следующие изменения в процесс подготовки будущих педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:

  • ввести дисциплины, связанные с коммуникацией в дистанционной среде;
  • познакомить с особенностями коммуникации в дистанционной образовательной среде;
  • научить выбирать и реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде;
  • научить создавать электронные ресурсы для организации взаимодействия в дистанционной образовательной среде.

Учитывая особенности коммуникации и реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде, а также требования, предъявляемые к современному учителю, можно выделить следующие группы направлений подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде:

  • направления, связанные с подготовкой, планированием и организацией коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде;
  • направления, связанные с развитием личностных и профессиональных качеств педагога, необходимых для реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Рассмотрим подробнее выделенные направления подготовки будущих учителей к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Первая группа направлений - подготовка, планирование и организация коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде - предполагает формирование у студентов соответствующих профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность проектировать новое содержание образовательной информации (контент), технологии и конкретные методики обучения в дистанционной среде, учебно-методическое обеспечение коммуникативной деятельности, выбирать коммуникативные стратегии. Для развития данной группы компетенций необходимо вносить изменения в содержание образования, при этом содержание образовательных программ должно быть нацелено на освоение студентами представления о современных тенденциях в реализации коммуникативного взаимодействия, принципах проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса с учетом особенностей реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

К необходимым умениям будущего учителя следует отнести умения осваивать ресурсы и потенциал дистанционной образовательной среды и проектировать их развитие, реализовывать коммуникативные стратегии в педагогическом процессе.

Достижение указанных результатов требует создания условий, которые позволят выпускнику овладеть инструментарием коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, что, в свою очередь, предполагает обновление подходов к отбору содержания подготовки и конструированию образовательных программ подготовки будущих педагогов.

Вторая группа направлений подготовки педагогов к реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде может включать:

  • организацию работы с информацией;
  • овладение информационно-коммуникационными и дистанционными технологиями;
  • развитие умений самопрезентации;
  • профессиональную самореализацию;
  • креативность;
  • рефлексию и самооценку коммуникативной деятельности;
  • диссеминацию опыта реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде.

Указанные направления обеспечат реализацию требований ФГОС ВПО к будущему педагогу и позволят более эффективно использовать возможности и потенциал дистанционной образовательной среды для решения профессиональных задач педагога [4]: видеть ребенка в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение целей определенной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Рецензенты:

Акулова О.В., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления, профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.

Викторова Л.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Выборгского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.