Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Кузьмин И.Ю.
Данная статья представляет собой описание возможностей, открывающихся путем внедрения современных информационно-коммуникативных технологий в процесс управления государством. Автор анализирует современный уровень технологического обеспечения государственного сектора в Российской Федерации и доказывает необходимость более эффективного использования результатов научно-технического прогресса.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила необходимость «незыблемости демократических основ», определив тип новой государственности России как «социальное государство». Мировой опыт формирования и развития социального государства свидетельствует, что основными его признаками являются преодоление отчуждения личности от власти, превращение государства в социально ответственный инструмент общества, осуществляющий активную социальную политику в интересах всех категорий населения на основе принципов открытости и демократизма власти, социальной справедливости, согласия и взаимовыгодного партнерства.

В целях формирования на практике вышеперечисленных признаков прежде всего необходимо взаимодействие общества и власти на основах постоянного диалога между ними, так как демократическая система управления не способна легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя принцип «прозрачности» своей деятельности.

Осуществлять подобное взаимодействие государственная служба сможет при наличии более простой системы проведения административных процедур стать ближе и доступнее гражданам, в интересах которых создана, обладать большей оперативностью, гибкостью, экономичностью и действенностью, а также отработанностью технологий ее взаимодействия с общественностью [3].

В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этому различные компании получили возможность контактов с новыми потребителями и поставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку и стабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и по воздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и, тем самым, оказалась полезной для всех. Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет сеть Интернет [9].

Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод в последнее время вопросов использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» (англ. e-government) на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной [4].

Электронное правительство представляет собой использование ИКТ для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчётным [5].

Термин «Электронное правительство» появился как калька с английского «Electronic Government» или «e-Government». Следует отметить, что английское слово Government имеет несколько значений. Поэтому e-Government может определяться как использование ИКТ в управлении, как способ предоставления информации и услуг, или доступа к ним, то есть понятие «Electronic Government» относится к формам и методам деятельности органов публичной власти, а не к правительству как субъекту этой деятельности [7].

Следует отличать понятие «электронного правительства» (англ. e-government) и «электронного правления» (англ. e-governance) . Оба сравнительно новые термины, вошедшие в политический и академический дискурсы в конце 90-х годов 20 века. Понятие «правления» связывают с формальными и неформальными институтами и процессами, которые направляют и ограничивают коллективную деятельность. Правление не обязательно осуществляется только правительством, ключевыми в этом контексте становятся такие компоненты, как социальное партнерство и самоорганизация.

Многие теоретики стали рассматривать электронное правительство как компонент электронного правления и ограничивать его сферой оказания правительственными учреждениями услуг гражданам, частным компаниям, другим правительственным учреждениям, а также своим сотрудникам на основе использования ИКТ. При этом электронная администрация рассматривается как инфраструктурный компонент электронного правительства [6].

Электронное правительство состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п.

Открытые, общедоступные для каждого участника внутриправительственной сети информационные ресурсы позволяют избегать ситуаций, когда на определенном этапе прохождения информации по ступеням правительственной иерархии происходит умышленное ее искажение, утаивание одних фактов и фальсификация других. Контроль, обеспечиваемый внедрением сервиса G2G, позволяет предотвращать нецелевое использование бюджетных средств и другие злоупотребления, связанные с недостаточностью информации и нефункциональной ее организацией. Еще одним непосредственным следствием внедрения сервиса G2G является полный переход на электронный документооборот всех правительственных структур, который обеспечивает значительную экономию расходных материалов и времени персонала, большую эффективность работы. Работать с электронными документами проще, они доступны в любое время в любом месте при наличии компьютерного терминала, внесенные правки и разработанные проекты документов легко и с минимальными затратами времени становятся доступными для всех заинтересованных сторон.

Основные задачи сервисов G2C («правительство - гражданину») и G2В («правительство - бизнесу») в рамках реализации проекта электронного правительства можно определить как преодоление бюрократии, внедрение в правительственных структурах ориентированности на граждан, высвобождение ресурсов, избавление от очередей, упрощение легализации частной инициативы в сфере бизнеса, активизация малого и среднего бизнеса в стране, оптимизация государственного менеджмента, удешевление ведения бизнеса путем внедрения телеработы и оцифровывания документооборота. Это далеко не полный перечень, тем не менее, из него ясна цель внедрения этих модулей электронного правительства: превратить сами государственные структуры в сервисы, призванные обеспечивать максимально комфортные условия для жизни и работы граждан, их самореализации, а также для ведения бизнесом максимально эффективной деятельности [1].

Процесс электронного управления можно разделить на три стадии. Эти стадии не зависят одна от другой, при этом для начала одной из стадий необязательно завершение другой. Но такая разбивка представляет собой систему для осмысления целей электронного правительства.

Стадия 1 - публичность - то есть использование ИКТ для расширения доступа к правительственной информации. Правительства обычно создают большие объемы информации, представляющей большую важность для частных лиц и бизнеса. Интернет и другие современные коммуникационные технологии могут доставить эту информацию гражданам быстро и более адресно.

Стадия 2 - расширение гражданского участия в государственном управлении. Электронное правительство обладает потенциалом вовлекать граждан в процесс управления государством путем обеспечения их взаимодействия с политиками на протяжении всего цикла выработки государственной политики и на всех уровнях власти.

Стадия 3: Онлайн-трансакции - то есть предоставление государственных услуг в режиме реального времени. Правительства могут расширить свое присутствие в Интернете, создавая такие веб-сайты, которые дают пользователям возможность проводить трансакции в онлайн-режиме. Точно так же как частный сектор в развивающихся странах использует Интернет для осуществления электронной коммерции, так и правительства могут проводить онлайн-трансакции [5].

Сегодня традиционный процесс «сбора справок» при решении какого-либо вопроса забирает в среднем у гражданина России 16 часов рабочего времени и у служащих - 1,5 часа рабочего времени. При более эффективной организации деятельности эти затраты можно сократить для граждан до 8 часов и для государственных служащих - до 0,6 часа. Однако при использовании Интернета гражданин в среднем может решить свою проблему за 20 минут и госслужащий - в среднем за 15-20 минут [3].

Потенциально административная реформа должна стать главным фактором информатизации органов государственной власти, так как современные требования к работе госструктур просто невыполнимы без информационных технологий. За прошедший год можно отметить положительный сдвиг в подходе госсектора к информатизации, когда выполняемые проекты реализуются не в рамках отдельных, недостаточно увязанных между собой программ, а отражают единое видение приоритетов в информатизации государства. Кроме того, если раньше большая часть проектов была сфокусирована на автоматизацию деятельности внутри ведомств, то сейчас вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает своим гражданам. Такой «сервис-ориентированный» подход, ранее более характерный для коммерческих структур, наметился и в информатизации государственных учреждений, что, несомненно, является результатом реформы.

По опубликованным в СМИ данным, более 30 федеральных органов власти сообщили о внедрении систем электронного документооборота различного уровня. Однако, мало действующих систем позволяет осуществлять в электронной форме весь диапазон работы с документами, включая безбумажный оборот. Типичной остается ситуация, когда система автоматической регистрации и контроля исполнения документов существует параллельно с бумажным оборотом. Кроме того, наряду с системой электронного документооборота, в большинстве федеральных ведомств внедрены автоматизированные системы бухгалтерского и финансового учета различных производителей и внедрение, как правило, не основано на унифицированных подходах. Зачастую ИТ-службы государственных учреждений выдвигают свои разнонаправленные требования.

Немаловажный аспект - отсутствие должного законодательства. Внесенный в Государственную Думу проект закона «Об электронном документе» до сих пор не рассмотрен. В этой связи, переход на полностью «безбумажный» документооборот не представляется возможным из-за отсутствия законодательной базы [2].

Стоит также отметить, что выделенные на информатизацию немалые средства расходуются крайне неэффективно. Например, для доступа жителей удаленных районов к сети наиболее эффективно использовать технологию WiMAX-сетей, но вместо этого устанавливаются проводные таксофоны даже там, где работает несколько операторов мобильной связи, и затрачиваются гигантские средства. Эффективному внедрению ИКТ в госсекторе мешают низкий уровень подготовки ИТ-кадров, медленное внедрение веб-технологий, сложившаяся практика бумажного документооборота, отсутствие метрик - параметров детальной статистики обработки запросов (сложность, количество, время, цена) и др. [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Голобуцкий, А., Шевчук, О. Электронное правительство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znaj.ru/
    referats/politologiya/id37802/, свободный. - Загл. с экрана.
  • 2. Голосов А. Вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает гражданам. Cnews. Аналитика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/
    reviews/free/gov2006/int/fors/, свободный. - Загл. с экрана.
  • 3. Коновченко, С. Электронное правительство. Сетевое издание о стратегии Стратег.Ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stra.teg.ru/library/38/1/1, свободный. - Загл. с экрана.
  • 4. Петров А.А. Информационные технологии в государственном управлении регионом ВлГУ Электронный журнал. № 11 март 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/
    index.php?id=1210
  • 5. Полюбина И.Б. Электронное правительство как составляющая новой экономики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru/
    adm_reform/publikac/publik60.htm, свободный. - Загл. с экрана.
  • 6. Соколова М.А. Электронное правительство и электронное правление: к вопросу об иерархии понятий. Девятая всероссийская объединенная конференция Интернет и современное общество. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http://conf.infosoc.ru/2005/thes/69.html, свободный. - Загл. с экрана.
  • 7. Фотенко В. «Электронное управление», «электронное правительство», «электронное правление» - практические этапы трансформации системы государственного управления в процессе построения информационного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mdi.gov.md/img/word/Doclad_2006-09-28_9.doc, свободный. - Загл. с экрана.
  • 8. Храмцовская Н. Электронное правительство: e-документы все еще «вне закона»? Cnews. Аналитика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/09/10/317166_2, свободный. - Загл. с экрана.
  • 9. Электронное правительство. Стратегия по автоматизации государственных служб, предлагаемая корпорацией Microsoft. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/whitepapers/eGov_Strategy.mspx, свободный. - Загл. с экрана.

Библиографическая ссылка

Кузьмин И.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1181 (дата обращения: 31.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074