Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Садыков Р.М. 1
1 ФГБУН Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
В статье рассматривается практическая подготовка социальных работников, которая является одной из основных форм учебного процесса по социальной работе. Социальная работа понимается как целенаправленная деятельность в обществе по оказанию государственной и негосударственной помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Практическая подготовка опирается на определенный теоретический фундамент, обеспечивая практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности и способов её организации. Неотъемлемой частью подготовки социальных работников является формирование у них профессиональных навыков и умений. Показано, что практика позволяет проверить усвоение теоретических знаний и помогает глубже осознать социальные проблемы современного общества.
практическая подготовка социальных работников.
практика в социальной работе
профессиональная исследовательская деятельность
профессиональная социальная деятельность
социальная работа
1. Основы социальной работы: Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Садыков Р.М. О роли социологических исследований в социальной работе / Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 3. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
3. Садыков Р.М. Подготовка специалистов по социальной работе в Башкирском государственном университете / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в регионе: состояние, проблемы и перспективы». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 101-105.
4. Садыков Р.М., Гайфуллин А.Ю. Практика в системе подготовки специалистов по социальной работе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в регионе: состояние, проблемы и перспективы». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 105-111.
5. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность / Отв. ред. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС, 2005.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа. – М., 2009.
7. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. 3-е изд. – М., 2005.

Социальная работа понимается как целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы. Главная цель социальной работы - это забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию [1]. Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» [5].

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальную работу как профессиональную деятельность следует рассматривать в рамках тех должностных обязанностей, которые выполняют социальные работники. Виды деятельности, относящиеся к социальной работе, могут быть выполнены квалифицированно только особым образом подготовленными профессионалами. Структура и объём обязанностей социального работника определяются потребностями современного общества и разделением общественно полезного труда [7]. Профессиональная деятельность социальных работников в современных условиях осуществляется в различных государственных службах (служба занятости, служба медико-социальной экспертизы, миграционная служба, МЧС и другие); пенитенциарной системе; предприятиях, фирмах (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); силовых структурах; различных организациях, органах (здравоохранение, культура, образование, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование, социальная защита) и других.

В различных социальных учреждениях, в которых осуществляется социальная работа, разный вес самой социальной деятельности. В соответствии с этим социальные учреждения можно подразделить на следующие виды: учреждения, в которых жизнедеятельность клиента практически полностью подконтрольна социальным работникам; учреждения, в которых социальные работники лишь частично контролируют жизнедеятельность клиента; учреждения, в которых социальные работники и клиенты встречаются кратковременно; учреждения, в которых социальные работники и клиенты обмениваются только информацией. Важной характеристикой социального учреждения служит его профилированность в отношении социальной работы. Одни учреждения полностью выполняют социальную работу, а в других социальная деятельность является дополнительной, вспомогательной задачей.

В различных социальных учреждениях в процессе реализации функций социальной работы эта деятельность реализуется в виде действий в рамках той или иной должности. В соответствии с должностными инструкциями, социальные работники выполняют следующие виды профессиональной деятельности: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник по направлению подготовки бакалавр социальной работы, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Объектами профессиональной деятельности социальных работников выступают отдельные индивиды, семьи, социальные группы, слои и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения) и т.д. [4, с. 105-111].

Профессия социального работника сложна и многогранна. Время показало, что будущий социальный работник должен готовиться к профессиональной деятельности в течение всего периода обучения. Система профессиональной целевой подготовки включает три основные подсистемы: 1) теоретическую; 2) исследовательскую; 3) практическую. Преемственность и непрерывность этих подсистем позволяют эффективно осуществлять образовательно-профессиональную подготовку бакалавров социальной работы.

Практическая подготовка к профессиональной деятельности включает непрерывную практику с 1 курса и предусматривает к окончанию 4 курса обеспечить будущего социального работника необходимыми умениями и навыками для самостоятельной профессиональной работы. Система непрерывной практической подготовки включает ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практики. Организация практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Все виды практик являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, которые определяются основной образовательной программой высшего учебного заведения [3, с. 101-105].

Практика является полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе. Она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере в целом, и сфере социальной защиты населения, в частности. Профессиональная подготовка студентов, будущих социальных работников, опирается на единство обучающих технологий, реализуемых в аудиторных условиях, и технологий, осуществить которые можно только в условиях практикующих социальных учреждений. Для становления социального учреждения полноценной базой для учебной и производственной практики студентов по социальной работе необходимо соответствовать следующим основным требованиям: реальное выполнение задач, входящих в сферу социальной работы; наличие специалистов, способных грамотно реализовывать современные технологии социальной работы; открытый характер социальной деятельности; наличие объективной заинтересованности в подготовке профессионалов; наличие материально-технической базы для проведения практики; наличие режима работы, для принятия студентов.

Практическая подготовка является одной из основных форм учебного процесса и как таковая основывается на профессиональных знаниях, опирается на определенный теоретический фундамент, обеспечивая практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, овладение способами её организации. Основной целью практики является: 1) совершенствование профессиональной подготовки студентов на основе их непрерывного участия в деятельности социальных учреждений и служб; 2) формирование у них комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. В ходе практики решаются следующие основные задачи профессиональной подготовки социальных работников: обучение студентов умениям и навыкам ведения организационно-управленческой, научно-педагогической, практической, исследовательско-аналитической деятельности на различных объектах; знакомство обучающихся с организацией и функционированием действующих социальных учреждений и служб; формирование у студентов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности; воспитание у социальных работников стремления использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в своей профессиональной деятельности; приобретение студентами умения работать в условиях неформального общения, чтобы способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиентов; повышение у студентов мотивации к квалифицированной профессиональной деятельности путем вовлечения их с первых лет обучения в коллективы учреждений социального обслуживания.

Непрерывность практической подготовки социальных работников сочетается с поэтапным продвижением к поставленной цели, при этом на каждом этапе планируются соответствующие уровни освоения практических навыков. В процессе практики студенты получают практическую подготовку для выполнения комплекса работ по оказанию социальной помощи и поддержки отдельным категориям населения и по организации некоторых сторон деятельности социальных учреждений и служб [4, с. 105-111].

Практика, являясь специфическим видом обучения, специально планируется, чтобы активно формировать будущего профессионала. Роль, которую способна сыграть в подготовке бакалавров социальной работы практика, во многом определяется характером взаимоотношений, складывающихся между образовательным учреждением и социальной организацией, а также пониманием каждой стороной функций этого вида обучения как связующего звена между теорией и практикой. В идеале знания, полученные в теоретическом курсе обучения, дополняются умениями и навыками, полученными в практической подготовке, и наоборот. Практическая подготовка позволяет студенту не только апробировать свои знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться: 1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных практических задач, поставленных перед прохождением практики, отработать ряд умений и навыков; 2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия и взаимоотношения с коллегами - социальными работниками, руководителями социальных учреждений и служб, клиентами; 3) к новой роли в обществе, связанной с социальной помощью и поддержкой людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Выбор социальных учреждений для прохождения практики бакалавров социальной работы проводится с учетом основной образовательной программы по направлению подготовки, интересов самих студентов и социальных учреждений, организаций. Практика может проводиться в сторонних социальных организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Разделом практики является научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение предоставляет обучающимся возможность: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); принимать участие в испытаниях опытных образцов проектируемых изделий; составлять отчеты по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступать с докладами на конференциях, «круглых столах» [6].

В ходе учебно-социологической практики студентов приобщают к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе и направлениям социальной политики [4, с. 105-111]. Студенты участвуют в социологических опросах, политических и маркетинговых исследованиях, работе научно-практических конференций и т.д. Учебно-социологическая практика поможет социальному работнику стать ориентированным на исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания своих собственных гипотез и концепций. В процессе практики студенты ознакомятся со всеми существующими в общественных науках видами исследований; приобретут набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы; научатся качественно осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы, четко формулировать цели и задачи исследования; освоят различные варианты организации исследования, а также научатся четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования, составлять отчет о проведенном исследовании [2].

Таким образом, несмотря на различия в понимании сущности, природы объекта и предмета социальной работы, все признают, что одной из важнейших форм обучения социальных работников является практика. Практика занимает особое место в учебном процессе. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой - помогает глубже осознать социальные проблемы современного общества, решение которых направлено на деятельность сотрудников социальных служб, в которых студенты проходят практику. Нельзя недооценивать её значение для профессиональной подготовки будущих социальных работников, поскольку практика тесно взаимосвязана с приобретением теоретических знаний.

В процессе подготовки социальных работников важное место должно принадлежать предметам практической направленности, при этом необходимым является использование активных методов, приемов, форм и видов учебной деятельности, которые удовлетворяют интересы обучающихся, а также новых идей, способствующих эффективности общения, побуждающих к дискуссиям, создающих условия для обмена информацией. Обучение в большей степени должно быть ориентировано на развитие творческих начал в профессиональной деятельности, в результате чего социальный работник может осуществлять различные виды социальной работы.

Рецензенты:

Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, и.о. заведующего сектором проблем региональной экономики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.

Исянбаев М.Н., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник сектора проблем региональной экономики ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Садыков Р.М. К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12246 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674