Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Л.Д. Смыкалова, Д.Г. Туровец
В статье рассматривается сущность терминов «инновация», «инновационная деятельность» в пищевой промышленности. Выделены основные проблемы инновационной деятельности рассматриваемой отрасли в 21 веке. Представлена авторская схема взаимосвязи образовательной подсистемы в пищевой промышленности с инновационной деятельностью для использования на практике, сформулированы основные выводы по итогам исследования. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, образовательная подсистема пищевой промышленности

На протяжении многих лет в экономической практике бытует мнение о том, что для того чтобы выжить в условиях свободной конкуренции, приходится эффективно организовывать производство, налаживать сбыт продукции на основе внедрения в производство инновационных технологий. Стоит отметить, что в условиях быстрорастущей конкуренции, агрессивного внешнего окружения, при постоянном и динамичном развитии бизнеса, приходится кардинально пересматривать современные подходы к сущности и специфике инноваций, инновационной деятельности. Инновации представляют собой стратегический ресурс, без использования которого становится невозможным эффективное управление отдельными бизнес-процессами на предприятиях промышленности.

В исследовании раскрывается сущность и значение инноваций и инновационной деятельности в российской практике. Особый акцент в работе сделан на взаимоувязке современных подходов к специфике инноваций применительно к отечественной отрасли пищевой промышленности. Актуальность и практическая значимость темы, выбранной для исследования, заключается в том, что развитие пищевой промышленности в современных условиях невозможно без выработки концептуальных решений, идей, призванных повысить уровень ее конкурентоспособности. Именно постепенный переход отрасли пищевой промышленности на инновационный тип развития, дополненный соответствующими инструментами, позволит расширить не только ее производство, но и повысить деятельность всех структурных подразделений предприятий, занятых в обрабатывающем производстве. Авторами всестороннее рассмотрены и изучены основные подходы к пониманию сущности терминов «инновация», «инновационная деятельность».

О сущности термина «инновация» впервые заговорили в начале XIX века. По истечении достаточно продолжительного периода времени термин инновация стал рассматриваться, как одна из закономерностей технических нововведений[4]. Родоначальником теории инноваций считают Й. Шумпетера. В своем труде, получившем название «Теория экономического развития», инновация им рассмотрена как средство предпринимательства для получения прибыли. Ученый разработал авторскую классификацию инноваций, выделив пять основных изменений в экономическом развитии: использование новой техники, новых технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; появление новых рынков сбыта. В современной экономической литературе термин «инновация» характеризуется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В ряде исследований зарубежных ученых термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась лишь в рамках исследований научно-технического прогресса. Обобщая существующие точки зрения на природу и сущность рассматриваемого экономического термина, инновации можно определить следующим образом»:

Инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий[1];

Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект;

Инновация - результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми[5];

Инновация - конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат;

Инновация - новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, а также создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)[7];

Инновация - создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрение и последующее практическое применение для задействовавших их хозяйствующих субъектов;

В соответствии с международными стандартами инновация - создание нового (усовершенствование внедряемого на рынок) продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике;

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности[2,8];

Инновация - новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.;.

Инновация - получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации государства в противовес бюрократическому типу развития.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что инновация в современном понимании есть ничто иное, как:

а) нововведение, новшество;

б) процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством, т. е. результат творческого процесса;

в) процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога. Инновация - коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, новых форм организации производства, управления и способствующих его эффективности.

Инновации, применительно к сфере производства пищевых продукции, - новые технологии, новая техника, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические; технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические[3]. Стоит отметить, что инновационные процессы, как в разрезе отдельных предприятий пищевой промышленности, так и в АПК в целом, имеют свою специфику. Их важное отличие заключается в многообразии региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов, к числу которых можно отнести:

- риск финансирования научно-производственных результатов;

- риск временного разрыва между затратами и результатами;

- неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике позволяет прийти к выводу, что термин «инновации» напрямую связаны с таким понятием, как «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет комплекс последовательных работ от получения новой идеи до использования ее потребителем в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, новых способов организации и управления производством. Его можно представить в виде структуры, состоящей из следующих звеньев: сфера, производящая нововведения, организационно-экономический механизм передачи новшеств, потребители инновационной продукции. Координирующим, регулирующим и контролирующим органом, в данном случае, выступают государственные органы власти. Инновационная деятельность имеет общие закономерности: определение цели изменения, разработка новшеств, освоение их производством, распространение прогрессивных технологий. Переход любого продукта, процесса, явления, вида деятельности в новое качественное состояние реализуется в виде нововведений. Инновационная деятельность сопровождается становлением новых комбинаций факторов развития, которые выходят за рамки обновления процесса производства в привычном смысле и связаны с трансформацией производства, изменением рынка, человеческого капитала. В широком смысле слова инновационная деятельность - это целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других эффектов[4]. В более узком смысле слова инновационная деятельность распространяется на общественное производство, его структуру, процессы реализации продуктов и управление.

Развитие пищевой промышленности России в настоящее время серьезно ослаблено [6]. На ее функционирование оказывают влияние различные группы факторов. Пищевая промышленность, как отрасль, обеспечивающая устойчивое и бесперебойное обеспечение населения страны продуктами питания надлежащего качества, состава и структуры, а также преследующая целью обеспечения продовольственной безопасности страны, нуждается в срочной разработке и методическом разъяснении отдельных инструментов, которые бы позволяли на практике повысить степень ее эффективности. Инновационная направленность пищевой промышленность обуславливает ее стратегический подход к рынку и основным его участникам, субъектам. Разрабатывая и внедряя в производство пищевых продуктов современные, высокотехнологичные инновации, повышается, тем самым, уровень конкурентоспособности отрасли.

Применительно к пищевой промышленности (производству пищевых продуктов питания) инновации представляют собой реализацию в хозяйственной практике результатов исследований и разработок в виде новых улучшенных продуктов питания, новых технологий, новых форм организации и управления различными сферами отрасли, новых подходов к социальным услугам и управлению кадровым потенциалом. Роль и значение инноваций в пищевой промышленности невозможно переоценить. Как показывает практика, покупателю постоянно предлагается широкий спектр товаров: продукты быстро изменяются, совершенствуются. Не используя инновационный потенциал, производитель обрекает себя на неизбежное отставание. Требуется постоянно совершенствовать оборудование, внедрять инновации, пересматривать подходы к совершенствованию кадровой политики, привлечению в отрасль специалистов соответствующего уровня квалификации. Эффективность развития любого региона зависит не только от имеющихся в его наличии ресурсов, но и от умелого их использования. Развитие отрасли пищевой промышленности в Красноярском крае является стратегическим направлением развития региона в динамике. Многие федеральные законы, приказы, постановления отраслевых министерств указывают на необходимость совершенствования пищевой промышленности.

Красноярский край, обладая мощной сырьевой и ресурсной базой, имеет все предпосылки для того, чтобы пищевая промышленность по объемам реализации готовой продукции смогла составить достойную конкуренцию таким регионам, как Новосибирская, Иркутская, Кемеровская области. Современные предприятия пищевой промышленности работают на старом оборудовании, нормативный срок использования которых давно превысил установленный срок эксплуатации. Пищевая промышленность Красноярского края - довольно специфическая отрасль, эффективно управлять которой невозможно, не имея развитого конкурентного потенциала, проявляющегося в эффективной системе мониторинга за качеством продукции, разработке гибкой ценовой политики, привлечении кадров высокой квалификации. Собственно говоря, именно кадровая политика, закрепление специалистов за каждым предприятием пищевой промышленности, по сути, будет способствовать ее поступательному развитию.

На рубеже веков проблеме обеспечения продовольственной безопасности уделялось первостепенное значение. В сложившихся экономических условиях пищевая промышленность нуждается в разработке первоочередных мер, выполнить которые невозможно, не занимаясь инновационными разработками, не внедряя в промышленное производство прогрессивные технологии, призванные повысить результативность всей ее производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности предприятий. Как отмечают специалисты, переход к рынку с использованием устаревших методов хозяйствования негативно отразился на состоянии пищевой промышленности. За годы проводимых реформ производство продукции в крае существенно сократилось. Стремительная конкуренция со стороны близлежащих регионов, где пищевая промышленность развита наиболее сильно, привела к значительному спаду производства, спроса на продукцию в перерабатывающей промышленности. Слабым звеном в развитии инновационной деятельности по-прежнему является недостаточная развитость рынка инновационной продукции, отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами, низкое кадровое обеспечение процесса производства на предприятиях пищевой промышленности. Научно-технические разработки далеко не всегда являются продуктом, готовым для эффективной реализации на практике. Отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. Без инновационного развития невозможно добиться высокого уровня конкурентоспособности отрасли.

Развитие и наращивание инновационного потенциала в пищевой промышленности - стратегическая задача долгосрочного характера. Конкурентный рынок предъявляет особенные, специфические требования к современным инновациям (продуктовым, технологическим). Используя нововведения, предприятия смогут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке, получение дополнительной прибыли. Использование инноваций в пищевой промышленности позволит предприятиям получить добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации позволяют хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и не потерять свою рыночную нишу. Инновационная деятельность не представляется возможной без использования соответствующих инструментов и мероприятий по их реализации. Как показывает практика, эффективность внедрения инноваций тем выше, чем глубже проработаны отдельные вопросы, касающиеся их практической реализации.

Серегина Н.В. справедливо отмечает, что наращивание потенциала предприятий пищевой промышленности напрямую взаимосвязано с привлечением к труду квалифицированного персонала, специалистов высокого уровня квалификации. В узком смысле инновационная деятельность направлена на обеспечение способа взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний. В работе авторы выделяют в качестве инструментов совершенствования конкурентоспособности отрасли формирование образовательной подсистемы. Известно, что технологии производства пищевых продуктов требует привлечения специалистов высокой квалификации. Развивая инновационные технологии в данной отрасли, появляется необходимость изыскания дополнительных резервов по повышению уровня ее конкурентоспособности. Эффективность инновационной деятельности в пищевой промышленности напрямую зависит от правильной расстановки приоритетов органами власти в части организации производства, распределения, сбыта продукции. Инновационный потенциал пищевой промышленности края еще полностью не растрачен. Он напрямую связан с кадровым обеспечением процесса производства. Значение образовательной подсистемы в инновационном развитии предприятий пищевой промышленности крайне сложно переоценить. Выступая самостоятельной единицей, вырабатывая определенные инструменты и приемы, образовательной подсистеме отводится роль непосредственного «координатора» между конкретными высшими учебными заведениями, училищами и предприятиями пищевой промышленности, заинтересованными в привлечении кадров, росте объема промышленного производства.

Таким образом, основными предпосылками по формированию образовательной подсистемы в пищевой промышленности могут быть:

- переход от узкого специализированного производства на выпуск наукоемкий и высокотехнологичной продукции, сокращение внутризаводских потерь в производстве на основе совершенствования кадровой политики;

- расширение сферы переработки пищевых продуктов, начиная от поступления сырья на заводы и заканчивая его эффективным распределением по соответствующим розничным сетям;

- повышение степени мобильности предприятий в части принятия оперативных решений, направленных на сокращение длительности производственного цикла.

Значение инновационной деятельности в образовательной подсистеме заключается в том, что внедрение прогрессивных инноваций в образовательный процесс, наполнение его новым содержанием и смыслом позволит эффективно взаимодействовать, как высшим заведениям, готовящим специалистов для работы в пищевой промышленности, так и соответствующим предприятиям, заинтересованным в приобретении молодых кадров. С экономической точки зрения образовательная подсистема, выступая в роли элемента формирования конкурентоспособности отрасли, способствует, во-первых, более эффективной организации кадровой политики, наращиванию кадрового потенциала, а во-вторых, обеспечивает стратегические приоритеты развития отрасли. Авторы считают, что в данном контексте образовательная подсистема служит важным инструментом повышения эффективности производства. Схема взаимосвязи образовательной подсистемы с инновационной деятельностью пищевой промышленности приведена на рис 1.

p

Рисунок 1 Схема взаимосвязи образовательной подсистемы с инновационной деятельностью развития пищевой промышленности

Образовательная подсистема, включенная в общую систему формирования инновационного потенциала предприятий пищевой промышленности, на практике служит важным инструментом реализации конкурентных преимуществ, ориентированных на долгосрочную перспективу. Те задачи, которые ставит перед собой образовательная подсистема, трансформируются, в конечном итоге, в результаты финансовой, хозяйственной, сбытовой деятельности предприятий. Кадровый блок, представленный на схеме, подразумевает тесное взаимодействие предприятий и профильных заведений. Образовательная подсистема, предусматривающая разработку универсальной системы обеспечения устойчивого конкурентного роста предприятий пищевой промышленности, позволит решить на практике ряд взаимосвязанных проблем:

- закрепление кадров на предприятиях через систему госзаказа, стимулирование к труду молодых специалистов на основе выделение субсидий на приобретение жилья. Предоставление качественных условий жизни будет способствовать повышения престижности работы на предприятиях обрабатывающей сферы, в сельском хозяйстве;

- развитие и наращивание кадрового потенциала на предприятиях данной сферы - ключ к ее успешному функционированию, поступательному развитию.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в современных условиях становления рыночных отношений образовательной подсистеме в пищевой промышленности отводится важное место. Переход отрасли на инновационный уровень развития - объективная закономерность в развитии промышленного производства 21 века. Взаимосвязь инновационной деятельности и образовательной подсистемы, как показало исследование, состоит в том, что именно их взаимное сочетание обеспечит решение первостепенных задач, стоящих перед отраслью.

Список литературы

  • 1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 9.
  • 2. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. - №7. - С. 58.
  • 3. Минниханов Р.Н. Инновационный менеджмент в АПК / Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А. Сагдиев. - М.: Изд-во МСХА, 2003. - С. 13.
  • 4. Нечаева О.Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. - 1998. - №2, 3. - С. 4.
  • 5. Оксанич Н.В. Построение интегрированной структуры управления пищевым холдингом / Н. В. Оксанич // Пищевая промышленность. - 2008. - №38. - С. 24- 27.
  • 6. Программа 2020: Институт региональной политики. - Красноярск. - 2008. - 37с.
  • 7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгер. - М.: Прогресс, 1990. - С. 24.
  • 8. Шайтан Б.И. Инновации в АПК и роль службы сельскохозяйственного консультирования // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13-14 января 2005 г.). - М., 2005. - С. 207.

Библиографическая ссылка

Л.Д. Смыкалова, Д.Г. Туровец ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1594 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674